Таинственный музей: как люди меняют природу в соответствии со своими желаниями
На протяжении всей истории люди формировали аспекты живого мира в соответствии со своими нуждами. За несколько десятков тысяч лет существования они приручили животных и культивировали растения, обеспечив себя защитой и пищей. Благодаря этому, первые цивилизации смогли выжить и развиваться, а затем и начать торговлю друг с другом.
Взаимоотношения человека с другими живыми организмами всегда основывались на его потребностях. Люди отбирали и выводили специальные породы животных и виды растений с упором на определенные качества, например, послушный характер у собак или крупный размер и выносливость у лошадей.
Со временем люди стали относится к выбору поведенческих и физических признаков в других живых организмах все более амбициозно. Кроме того, за несколько последних десятилетий человек существенно продвинулся в области генной инженерии — манипуляций РНК и ДНК, заключающихся в выделении и введении в геном генетического материала других организмов.
Музей, открытый в 2012 году в американском городе Питтсбург, поставил целью показать влияние человека на биологию других организмов. Центр пост-естественной истории (Center for PostNatural History) предлагает своим посетителям изучить, каким образом люди формировали живой мир. Определение «пост-естественной истории» толкуется как:
«изучение происхождения, среды обитания и эволюции организмов, подверженных намеренным и наследственным изменениям со стороны человека».
Директор и основатель Центра Ричард Пелл (Richard Pell) объясняет это понятие еще глубже:
«Нужно не просто сделать собаке необычную стрижку, а вывести собаку с необычной шерстью. Причем потомство собаки также будет рождаться с такой необычной шерстью. Это формирование эволюционного процесса. (…) Это момент, когда культура вмешивается в природу, а история организма включает в себя не только его развитие и среду обитания, но и нашу историю».
Пост-естественная планета
Центр заявляет, что является единственным в мире музеем, ориентированным исключительно на пост-естественные формы жизни, демонстрируя виды организмов, которые часто отсутствуют в традиционных исторических музеях. Здесь можно увидеть бесшерстную крысу, светящуюся в темноте рыбу и трансгенных комаров, не способных переносить лихорадку денге.
В музее также представлены знакомые всем виды животных — различные породы собак и куриц, а также растения, которые часто не связывают с вмешательством человека — кукуруза, бананы и каштановые деревья. Все эти биологические виды, как и многие другие, имеют различные генетические особенности, которые были выведены специально, чтобы подчеркнуть желаемые качества. К примеру, собаки были приручены и избирательно выведены от одного общего предка — волка (более 350 пород).
На представленном ниже фото показано, как череп английского бульдога, мопса и французского бульдога демонстрируют влияние человеческих предпочтений на физиологию собак.
Зачастую, приняв решение вывести породу с плоской мордой, агрессивным характером или короткими лапами, люди совершенно не думают о дальнейшей жизни животного.
Стандарты отражают ценности и желания тех, кто их вывел. Выведенная в Китае шелковистая курица имеет пушистое оперение, чтобы радовать своим видом человека, а выращиваемые на Западе цыплята-бройлеры обладают универсальным размером, подходящим для их переработки в машинах.
Еще один любопытный экспонат Центра — выведенная финскими учеными с целью создания лекарства от алкоголизма крыса-«алкоголик», которая выбирает (при предоставлении двух вариантов) спиртное вместо воды. Представлена также пауко-коза, молоко которой содержит паучий шелк, применяемый для пошива бронежилетов.
Все три экспоната демонстрируют, насколько сильно можно изменить животных, чтобы воплотить в них свои цели и желания. Культуры, управляющие человеческой жизнью, также значительно влияют на животных. Стоит ли удивляться тому, что все вышеупомянутые виды были выведены с целью получения прямой или косвенной выгоды. Это говорит о все большем распространении влияния на человеческое поведение потребительского капитализма.
Самые крупные инвестиции и большую часть внимания получают наиболее выгодные для разведения организмы, такие как крупный рогатый скот. Например, бельгийская голубая корова выведена с огромными мышцами, отличающимися отменными вкусовыми качествами, однако чтобы такая корова отелилась, ей приходится делать кесарево сечение.
Выгодные агрокультуры обычно обрабатываются пестицидами, чтобы убить насекомых, а для выращивания таких прибыльных видов уничтожается естественная природная среда. Мы практически не оставили места для развития живых организмов, которые нами не используются — люди и домашний скот составляют 95% биомассы млекопитающих.
Все это создает опасный дисбаланс в экосистемах, когда многие используемые человеком виды потребляются им быстрее, чем воспроизводятся. Люди вмешиваются в жизненный цикл большой части живого мира, и результаты этого участия являются наследственными — их генетическая траектория необратимо изменена.
Центр пост-естественной истории демонстрирует возможность человека сформировать живой мир по своему воображению, однако эта возможность должна использоваться разумно.
Источник
Полный текст статьи читайте на Компьютерра