Светлана Медведева: «Магнит» переходит на новое цифровое ядро на базе решений SAP

09 Февраля 2022 10:3009 Фев 2022 10:30 |
Поделиться

Программу трансформации ERP в розничной сети «Магнит» называют самым крупным проектом цифровой трансформации на рынке российского ритейла. Экономический эффект от реализации Программы на базе продуктов SAP может составить десятки миллиардов рублей. Об особенностях проекта, его команде и собственной разработке в интервью CNews рассказала директор Программы трансформации ERP розничной сети «Магнит» Светлана Медведева.

«Магниту» нужна современная цифровая платформа»

CNews: По итогам прошлого года «Магнит» вошел в топ-10 рейтинга крупнейших компаний по объему выручки — ₽1,55 трлн. Как «Магниту» удалось достичь таких высоких результатов в условиях пандемии, в этот непростой период для бизнеса и экономики в целом?

Светлана Медведева: В 2020 году мы изначально были достаточно сдержаны в части развития сети, экспансии. Пандемия и вызванная ею неопределенность сделала нас еще более консервативными в части инвестиций в расширение нашего присутствия. Вместо этого мы уделили пристальное внимание повышению внутренней эффективности практически по всем направлениям деятельности — операций, логистики, внутренних бизнес-процессов, в том числе и запуску цифровой трансформации бизнеса, неотъемлемой частью которой является Программа трансформации ERP. Сопоставимые продажи выросли с 0,1% в четвертом квартале 2019 года до 7,5% в аналогичном квартале 2020 года. Кроме того, за год мы существенно снизили долговую нагрузку, наша финансовая позиция стала намного более уверенной. По сути, 2020 год стал годом подготовки к возобновлению экспансии в 2021 году.

CNews: Что послужило причиной трансформации ERP: какие проблемы Программа призвана решить? В чем ее цели?

Светлана Медведева: Глобальные цели, стоящие перед цифровой трансформацией «Магнита», — повышение эффективности, а также обеспечение и поддержка устойчивого роста компании. «Магниту» нужна современная цифровая платформа, способная удовлетворить потребности быстрорастущего бизнеса с одной стороны, а с другой — обеспечить прозрачность ключевых бизнес-процессов.

Внедрение «цифрового ядра» на базе полнофункциональной платформы SAP S/4HANA позволит нам повысить прозрачность, управляемость и эффективность бизнеса. Новая платформа дает возможность хранить и обрабатывать большие объемы критически важных для бизнеса данных. Это увеличивает скорость принятия решений и снижает риски человеческих ошибок, а гибкость и легкость масштабирования обеспечат бизнес-выгоды в максимально короткие сроки и точечную расстановку приоритетов.

«В Программе участвуют более 800 представителей от бизнеса»

CNews: На каком этапе сейчас находится Программа трансформации ERP? Как пандемия повлияла на ее реализацию?

Светлана Медведева: В начале октября 2021 года мы уже запустили решения SAP в промышленную эксплуатацию на трех пилотных бизнес-единицах, а также новую систему бэк-офиса магазинов — собственную разработку компании, интегрированную с SAP на нескольких пилотных магазинах формата «Магнит Косметик».

Пандемия, безусловно, внесла определенные коррективы в ход реализации Программы: с одной стороны, удаленный режим лишил нас непосредственного общения с бизнесом на площадках, но в то же время позволил проводить больше встреч и обсуждений онлайн. Также, например, нам пришлось в сжатые сроки пересмотреть подход к обучению пользователей и перевести его в дистанционный формат — это был новый, непростой опыт для всех: и тренеров, и обучающихся. Несмотря на все сложности, реализация и обучение прошли успешно, и пользователи пилотных объектов уже работают в SAP и новой системе бэк-офиса магазинов.

CNews: Какие ресурсы — внешние и внутренние — потребовались для проекта?

Светлана Медведева: Основу Программы трансформации ERP составляют пять проектов: «Товародвижение и логистика», «Финансы, НКЗ, Недвижимость», «Управление персоналом», «ИТ», «Новая система бэк-офиса магазинов». Для реализации трех из них мы привлекли контрагентов —интеграторов, специализирующихся на внедрении решений SAP. С большинством из них мы уже прошли пилотные запуски от этапа «Концептуального проектирования» до этапа «Запуска и интенсивной поддержки» на пилотных объектах.

При этом для двух проектов мы решаем задачи внедрения внутренними ресурсами — в частности, в разработке новой системы бэк-офиса магазинов участвовали только сотрудники «Магнита».

Несмотря на помощь интеграторов, мы приняли решение формировать собственный Центр Компетенции по решениям SAP и наняли собственную команду специалистов с опытом внедрения SAP. На сегодняшний момент размер внутренней команды— около 150 человек.

Также у нас достаточно комплексный ландшафт текущих систем, и полноценное участие команд по текущим историческим системам является одним из факторов успеха интеграции и запуска всей Программы.

Хотелось бы особо отметить, что такие полномасштабные трансформационные Программы не ведутся без поддержки руководителей бизнес-блоков и их команд. Уже сейчас в Программе участвуют более 800 представителей от бизнеса.

CNews: Были ли сложности с поиском и наймом специалистов во внутреннюю команду, в особенности, с учетом пандемии?

Светлана Медведева: В сфере информационных технологий я работаю уже более 20 лет, причем половину времени провела в консалтинговом бизнесе, а половину в бизнесе. Поэтому первую линейку Программы мы наняли достаточно быстро благодаря предыдущему моему опыту (руководители проектов Программы, ПМО Программы.) Это позволило нам оперативно начать реализацию Программы.

Как будут дальше развиваться ВКС-решения

Рынок видеоконференцсвязи

В свою очередь руководители проектов и ПМО помогли нам собрать полноценные внутренние проектные команды. Хотя пандемия и здесь внесла свои коррективы — мы вынуждены были отказаться от обычных очных интервью и собеседовали кандидатов в режиме онлайн. Также мы перешли на гибкую схему работы, связанную с удаленным режимом, что позволило нам привлечь кандидатов из других городов, а не только из Москвы и Краснодара.

Кстати, из интересных фактов в процессе найма — это ответ на вопрос: «Почему вы хотите присоединиться к команде трансформации «Магнита»?» Многие отвечали, что «интересен сам сhallenge этой Программы, так как опыт будет беспрецедентным» — она действительно является крупнейшей программой в СНГ и Восточной Европе.

«Любая трансформация — это всегда непросто»

CNews: Какие сложности возникали по мере реализации Программы трансформации ERP?

Светлана Медведева: Любая трансформация — это всегда непросто. В первую очередь, нужно определиться с основным лозунгом: «Максимально использовать стандартные решения с минимальными доработками под требования бизнеса, тем самым трансформировать бизнес-процессы» или «Максимально дорабатывать новые системы под текущие потребности бизнеса и текущие бизнес-процессы».

Почему администраторы не заметят миграцию данных в облака

Облака

Мы выбрали первый вариант, так как считаем, что в таких решениях уже содержатся лучшие бизнес-практики, которые помогут нам достичь наших целей, о которых я говорила ранее. Поэтому заинтересовать и подвести бизнес к трансформации своих процессов — это действительно непростая задача. И здесь особую роль играет направление по управлению организационными изменениями, которое должно всегда присутствовать и эффективно работать в таких крупных Программах.

По мере реализации Программы у нас так или иначе возникали различные риски, присущие таким проектам и на таком масштабе: интеграционные риски, риски по мастер-данным и так далее. Поэтому стоит уделять особое внимание процессу управления рисками, чтобы своевременно вести работу по их митигации, что мы и делали.

CNews: Как будет дальше развиваться Программа трансформации ERP?

Светлана Медведева: Сейчас решения SAP и новая система бэк-офиса магазинов внедряются в ограниченном, так называемом пилотном контуре, после чего, при условии стабильной работы, будут тиражироваться на всю сеть. Тиражирование будет поэтапным, в большей части по типам бизнеса и регионам. Это позволит нам минимизировать операционные риски и сделать масштабный переход на новые платформы максимально безболезненным. Пилотные запуски продолжатся до конца 2022 года в части магазинов с постепенным подключением всех наших форматов. С конца 2022 года запланировано дальнейшее тиражирование — с учетом нашей географической распределенности, оно будет продолжаться до конца 2025 года.

CNews: На что стоит обратить внимание при планировании такой Программы трансформации, как у вас в компании?

Светлана Медведева: В первую очередь, нужно обратить внимание на готовность компании к трансформации — как техническую, так и культурную. Если компания «доросла» и готова двигаться вперед, развиваться — то любая трансформация ей по плечу!

И, конечно же, в рамках самого процесса планирования такого рода Программ, нужно определиться с самим подходом к внедрению, к его пилоту, волнам функциональности и объектам. Причем сделать это нужно при условии минимизации рисков для самой компании.

CNews: По итогам первых запусков, что, на ваш взгляд, является залогом успеха?

Светлана Медведева: В принципе, все факторы успеха так или иначе прослеживались на протяжении всего моего интервью: это в первую очередь поддержка и вовлечение руководства компании, и, как следствие, вовлечение самого бизнеса в Программу. Кроме того, это готовность трансформироваться и меняться, эффективное планирование и управление Программой и ее рисками, и, конечно же, хорошая профессиональная команда, болеющая за свое дело всей душой.

Полный текст статьи читайте на CNews