Стратегия выживания Apple от Тима Кука – копировать все успешные системы
Привет.
Впервые в Apple провели конференцию для разработчиков в онлайн-режиме, это веяние времени. Мы знаем, что совершенно неважно, что покажет Apple. Каждый анонс будет сопровождаться криками радости (удивительно, шедевр, такого никогда не случалось на планете), описанием, почему раньше этого не было, и другими признаками существования в вакууме имени Apple, когда имеющиеся технологии отрицаются, а все заслуги и изобретения автоматически идут на счет Apple. Огромная заслуга компании — и тут нет и тени иронии — в том, что она воспитала несколько поколений потребителей, которые перестали интересоваться окружающим миром, они живут в мире Apple. Например, когда показали iOS14 и возможность ставить виджеты на рабочем столе, тут же появились люди, которые искренне и привычно сообщили: «Теперь в Android также появятся виджеты, Google всегда копирует Apple». Жизнь в пузыре Apple хороша тем, что в нем не существует Google, других производителей смартфонов и все случается впервые и вновь. И это несмотря на то, что год назад большая часть нововведений iOS13 была напрямую заимствована из Android.
В 2020 году ситуация повторяется, и она очень типична для Apple, это стратегия развития, которая не изменилась с момента прихода Тима Кука к власти. Это выжимание максимума средств из лояльной аудитории, заимствование технологий где только возможно и попытка представить их как собственные уникальные разработки. Не верите? Давайте посмотрим на громкий анонс на WWDC, который поклонники Apple уже назвали беспрецедентным, потрясающим основы мироздания и далее по списку.
Во время презентации рассказали, что в iPhone появляется цифровой ключ, теперь открыть и завести машину можно с помощью телефона. Также можно выдать временный ключ другому человеку, просто отправив его с iPhone. Восторгам не было краев, причем через предложение фанаты писали о том, что Android теперь точно скопирует эту технологию и Apple, как обычно, всех сделала, они первые!
Реальность в очередной раз подставила подножку этим замечательным людям. Автопроизводители объединились в консорциум, который разрабатывает цифровые ключи, еще несколько лет назад. И подобные демонстрации были в чести в 2018 году, когда это было в новинку. С другой стороны, тот же BMW позволял использовать Android-смартфоны с цифровыми ключами начиная с 2018 года. В США эта опция по умолчанию шла с некоторыми Galaxy S7 (очень старый аппарат, вы не находите?), версия Android должна была быть 8.0 и выше. В 2019 году мой товарищ одолжил мне свою машину в Нью-Йорке именно таким образом, он просто выписал мне цифровой ключ. Меня тогда искренне удивило то, что даже разряженный смартфон умел открывать машину, а также заводить двигатель. Главное, чтобы в нем был прописан ключ.
Примерно такие же возможности были у Mercedes в ряде машин, коллаборация с Samsung была показана в 2018 году, но технология появилась в 2017-ом. Другие производители машин копировали эти возможности.
Аутсайдерами оставались владельцы iPhone, для них подобные высокие технологии просто не были доступны все эти годы. Это было следствием ограниченности реализации NFC, да и других ограничений со стороны Apple.
Владимир Нимин настолько поверил Apple, что даже написал в тексте: «Пока только BMW, но Apple работает и надеется, что её технология станет стандартом в индустрии».
Это отличная иллюстрация того, что до Apple никакие технологии не существуют, они возникают только в Купертино. И подобный подход стал привычным, он широко распространен на рынке. Технология цифровых ключей — это промышленный стандарт, мы уже подобрались к третьей его версии. И сегодня Apple присоединяется к этим разработкам, но они не являются уникальными для компании, это заимствование стандартов, созданных до того. Не удивлюсь, если потом начнут говорить, что Android скопировал цифровые ключи, их особенности поведения у Apple, а до того ничего не существовало. Все это было и работало, возможно, что кто-то об этом просто не знал. И тут мы приходим к важному моменту — лояльные Apple пользователи не имеют, как правило, кругозора, они искренне считают, что все в этом мире создается Apple и никем другим. А если чего-то нет, то это и не нужно.
Хотите другой пример? Это оценка того, как вы спите, на Apple Watch. Часы наконец-то научились это делать!
Как-то пропустил этот момент и не мог вообразить, что этой простой и давно доступной на умных часах функции здесь нет. Сожалею, что Apple Watch и их владельцы только приобщились к стандартным функциям. Вот как показывает сон мой смартфон, данные получены с часов Galaxy Watch Active 2.
И подобное заимствование мы видим во всем, копирование Android и разных производителей. Это типичный подход Apple, так как компания не имеет возможности придумывать что-то свое. Она заимствует чужие наработки, так как своих не имеет и экономит на разработке, придумывании чего-то нового.
При Тиме Куке в Apple не придумали ничего своего, количество новых идей и устройств стремится к нулю. Можно вспомнить те же Apple Watch, но компания просто подсмотрела часы, созданные другими компаниями, и сделала свой вариант. За счет размера клиентской базы эти часы стали популярны, но это продукт-компаньон, который доступен только для iPhone. И ничего нового в нем де-факто нет, это ровно тот же маркетинг для лояльной аудитории.
И тут самое время задать вопрос, ведь компания Apple успешна, ее капитализация превысила 1.5 трлн долларов и растет как на дрожжах. Значит, в Apple делают все верно? Увы, это не так. Это компания одного продукта — iPhone. Все сервисы, услуги, аксессуары построены вокруг успеха iPhone, а он чувствует себя не лучшим образом, так как не может достигнуть уровня продаж 2015 года. На графике видно, как продажи iPhone раскачиваются то вверх, то вниз. Но общее направление с 2015 года одно — продажи падают. В Apple даже отказались официально объявлять цифры продаж iPhone, они расстраивают всех.
Тим Кук за эти годы доказал, что его совершенно не волнует качество продукта, его интересуют только деньги. Если можно продавать MacBook с клавиатурой, которая постоянно выходит из строя, а они приносят деньги, то почему бы их не продавать? Четыре года компания гнала брак и отказалась от него, когда уровень расходов на юридические споры превысил потенциальный доход. Это подход бухгалтера, который экономит на разработке и не хочет рисковать в принципе, отсюда отсутствие новых продуктов и направлений.
Сервисы стали ключевым направлением для Apple, это в какой-то мере чудеса отчетности, когда продажи приложений и контента раньше записывали в стоимость iPhone, а потом выделили и показывают отдельно, чтобы продемонстрировать рост выручки в этом сегменте. Запустили Apple TV+, который стал откровенно слабым на фоне конкурентов и не принес компании ничего. Пока это только убытки на создание сериалов и другого контента, поддержание сервиса. Но умная отчетность и тут помогает, бесплатные подписки конвертируются в «прибыль».
Неужели все настолько в черных тонах и у Apple все так плохо? Безусловно, нет. У компании есть лояльная аудитория, которую продолжают доить и продают старые технологии, давно доступные у конкурентов, под видом революционных разработок. Это простая задача, люди не имеют ни малейшего понятия о том, что происходит вокруг. Цена продуктов от Apple растет ежегодно, а их качество при этом падает, равно как и соответствие текущему рынку. По ссылке — только один пример того, как это выглядит в реальности.
Все большее число людей начинают догадываться, что их обманывают и продают втридорога то, что не стоит так много. И они меняют свои iPhone на Android-смартфоны. Многие выбирают вовсе не Samsung, как можно было ожидать, а либо Huawei/Honor, либо Xiaomi. И последние от этого только выигрывают, в России год к году продажи Xiaomi выросли на 50%. Большая часть пришедших на смартфоны этой марки отказались от iPhone. Безусловно, часть из таких перебежчиков вернется на iPhone, так бывает всегда. Но большая часть останется на Android, и это тенденция, которая с 2015 года только набирает обороты. Тим Кук в те времена обожал хвалиться, как много пользователей с Android переходят на iPhone, но в последние годы он не отвечает, даже когда ему задают прямой вопрос. Почему? Хвалиться нечем, продажи падают.
И теперь мы можем ответить на главный вопрос, почему Тим Кук так поступает и отчего продукты такого посредственного качества при такой высокой стоимости. Ответ лежит в плоскости того, что для Apple продуктом являются деньги, а не смартфоны или что-то другое. Это игра на бирже, продажа акций и последующий выкуп, этакая финансовая пирамида. Продукт в этом случае глубоко вторичен, он не так уж важен. Что мы и видим.
Сделают в Apple самый лучший смартфон, и что? Расходы на него будут явно выше, чем просто копирование Android с запозданием в несколько лет, а значит, это негативно скажется на финансах Apple. И вся логика решений именно такова. Посмотрите на другое решение — переход в MacBook на ARM-процессоры, который состоится когда-то в будущем. Это не создание нового класса устройств из-за их возможностей. Это экономия на комплектующих, отказ от дорогих процессоров Intel. Продавать такие MacBook будут по цене текущих решений, а разница в себестоимости позволит Apple поднять прибыль. Это решение продиктовано только этим и ничем другим. К слову сказать, эксперименты Qualcomm и Microsoft в этой области идут несколько лет, пока живые, рабочие машинки выглядят не самыми лучшими. Возможно, в Apple сделают что-то лучше, но составить конкуренцию обычным x86 системам они в ближайшие годы не смогут. Оговорюсь, что нужно смотреть и щупать руками, но восторгов у меня для таких машин нет — достаточно медленные, заточенные только под мобильные приложения, которые на них и будут ставить. И пытаться создать аналоги обычных приложений для таких машинок, а что там будет с производительностью, посмотрим, не думаю, что она будет на хорошем уровне.
Можно рассматривать все написанное как ничего не значащее нытье, ведь Apple постоянно изобретает что-то новое, растет на фондовом рынке, впрочем, поклонники компании уверяют, что она номер один в смартфонах в мире! Да и продажи iPhone никогда не сокращались, этого просто не может быть. Этот прекрасный мирок Apple, где окружающий мир отсутствует, а реальность совсем другая, начинает давать течь. Пока протечки реальности не очень сильны, но поток набирает силу и скоро начнет бить по мозгам тех, кто населяет планету Apple.
Ни в коем случае не издеваюсь над поклонниками компании, это явно лишнее. Люди, свято верящие в изобретения от Apple, уже достаточно себя наказали, они оградили себя от реального мира и постоянно платят за это.
В качестве завершающего слова хочу сказать, что Apple сильно достается на всех фронтах. Под угрозой доходы от собственной экосистемы, так как в iOS14 появилась возможность назначать по умолчанию свои приложения для тех или иных действий. Это ответ на действия ФАС в России, появившийся закон о предустановке российских приложений. Теперь можно будет выбрать свой браузер, почтовый клиент и так далее, тут явно не обойдется без дополнительных ограничений, но это шаг в сторону разрушения ограничений от Apple, когда на платформу не пускали сторонних разработчиков. И это сильно бьет по будущим доходам компании, разрушает стратегию в области софта.
Текст про анонсы WWDC 2020 с восторженными нотками вы можете прочитать по ссылке. Это продукт для поклонников Apple, они останутся довольны.
В сухом остатке хочу сказать, что история Apple вовсе не заканчивается, корпорация будет тонуть долго, это очевидный факт. Равно как очевидно то, что Apple тонет, так как лояльные пользователи в какой-то момент открывают глаза и осознают, как их обирали все эти годы. Процесс неторопливый, но постепенно набирающий обороты, и 2020 год это отлично покажет.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review