SteelSeries Arctis 3: в погоне за USB-гарнитурами
Вступление
Перед нами уже не первая гарнитура данного производителя. Мы уже знакомы с двумя более чем достойными представителями акустических систем SteelSeries: модель 9H весьма достойно выступила в средне-высоком классе, а Siberia 840 и вовсе близка к званию эталонной модели с исчерпывающей комплектацией и функциональностью.
Однако рассматривая нами сегодня модель Arctis 3 относится к числу более доступных решений. Она не может похвастать ни роскошным выносным блоком и беспроводной связью, как Siberia 840, ни хотя бы внешней звуковой картой с поддержкой алгоритмов объемного звука Dolby, как 9H. Однако для нее заявлено использование излучателей «аналогичных примененным в моделях за $300» и микрофона ClearCast, который в SteelSeries называют лучшим существующим игровым решением. Без виртуального звука 7.1 пользователь тоже не останется: как Razer в далеком 2013 году, так и сейчас SteelSeries, ввели в фирменный «софт» взаимодействующую с любыми установленными в системе звуковыми картами надстройку, позволяющую реализовать виртуальную многоканальность.
Ну, а теперь пора проверить, как Arctis 3 покажет себя на практике.
SteelSeries Arctis 3
Внешний вид упаковки в сравнению с моделью 9H стал значительно более интересным. Цветовая гамма с преобладанием черного и оранжевого осталась неизменной, но расцветка стала более «веселой» за счет сочетания различных оттенков и асимметричного геометрического узора на оранжевых элементах.
Изменилась и конструкция коробки, которая теперь составлена из двух частей.
На обороте традиционно размещены фотографии устройства с описанием основных элементов и особенностей на английском, немецком и французском языках.
Под крышкой между двумя отформованными листами (черным и прозрачным) лежит собственно гарнитура Arctis 3.
Под черным листом основания скрывается коробка с аксессуарами.
В нее входят печатные материалы (включая листок с кодом активации объемного звука в ПО SteelSeries Engine), кабель-удлинитель для подключения к ПК и кабель для подключения непосредственно к гарнитуре. Суммарная длина кабеля с удлинителем составляет 3 метра, чего более чем достаточно для стационарного применения.
Гарнитурный кабель изначально оснащен небольшой насадкой с 4-контактым универсальным 3,5-мм разъемом для подключения к мобильным устройствам. При стационарном использовании ее требуется снять и соединить кабель с удлинителем напрямую через пропиетарный разъем (аналогичен использованному в модели 9H).
Выглядит гарнитура весьма достойно: матовый материал скругленных чашек наушников, возможность разворота чашек для удобства ношения гарнитуры на шее, оригинальная система подгонки размера при помощи эластичной ленты (похожая используется, например, в гарнитурах Plantronics RIG Lava 500-й серии).
Тактильные ощущения не хуже визуальных: матовая поверхность чашек кажется мягкой на ощупь, наружная поверхность дужки имеет такое же покрытие soft-touch, не вызывает претензий и качество прочих материалов.
Все органы управления и подключения размещены на левой чашке наушников.
Слева направо на приведенном выше фото можно наблюдать 3,5-мм разъем mini-jack (позволяет подключить вторую пару наушников), пропиетарный разъем для подключения кабеля, прорезиненное колесико управления громкостью и кнопку отключения микрофона.
Микрофон размещен на гибкой вытягивающейся ножке, в убранном положении он несколько выступает вперед.
Длину эластичной ленты, служащей для фиксации гарнитуры на голове, можно подстраивать под разный размер головы: для этого на ней с обеих сторон имеются застежки-«липучки».
Также доступны для заказа ленты других расцветок, что позволит желающим слегка изменить внешний вид гарнитуры (которая доступна также и в белом варианте исполнения).
Амбушюры обшиты тканью, что обеспечивает долгое ношение без дискомфорта, хотя уровень изоляции от внешних шумов и детальность звучания при этом несколько уступают таковым у моделей с кожаными амбушюрами.
Программное обеспечение
Для добавления возможностей настройки объемного звука в уже знакомую нам утилиту SteelSeries Engine 3 требуется зарегистрировать код с купона из комплекта поставки.
Для этого следует зарегистрироваться на сайте производителя, затем в утилите войти по подтвержденному логину и паролю и ввести код с купона.
Как нетрудно заметить по приведенному выше скриншоту, SteelSeries Engine 3 теперь поддерживает синхронизацию настроек для разных устройств. До недавнего времени такой возможностью могла похвастать лишь утилита Razer Synapse 2.0.
Управление разблокированными функциями гарнитуры Arctis 3 выполнено в традиционном для SteelSeries формате одного экрана со всеми доступными надстройками и подробными подсказками.
Параметры из левого «столбца», служащие для настройки динамиков — включение виртуального звука 7.1, эквалайзер и усиление басов — вряд ли требуют дополнительных комментариев.
Правый «столбец» посвящен микрофону, и на его возможностях стоит остановиться более подробно:
«Предпросмотр живого микрофона» — включает микрофон, позволяя слышать все звуки;
«Компрессор динамического диапазона» — автоматическое выравнивание уровня громкости при голосовой связи;
«Пороговый шумоподавитель» — автоматическое отключение микрофона при низком уровне громкости (актуально при использовании для голосовой связи настроек с постоянно включенным микрофоном);
«Шумоподавление» — уровень подавления фоновых шумов при использовании микрофона.
В целом можно констатировать, что набор настроек хоть и не поражающий воображение, но вполне достаточный.
С точки зрения ОС вывод звука теперь происходит через установленную звуковую карту с надстройкой SSE.
Оценка эргономики и качества звука
Использованная в Arctis 3 система фиксации позволяет с комфортом носить гарнитуру людям с самым разным размером головы. Удобству длительного ношения способствуют и тканевые амбушюры: по меркам подобных моделей они обеспечивают весьма неплохую изоляцию от внешних шумов (хотя модели с кожаными амбушюрами, разумеется, имеют в этом плане заметное преимущество).
Частотный баланс наушников не вызывает нареканий: никакой из диапазонов частот не выпирает и не проваливается, звук получается сбалансированный и детальный. Вполне можно поверить в заявления производителя об использовании динамиков S1, аналогичных «топовым» гарнитурам за $300 — несмотря на скромный 40-мм диаметр излучателей и не самые внушительные заявленные характеристики (частоты от 20 до 22 тыс. Гц, чувствительность 98 дБ), многие модели с более крупными динамиками звучат заметно хуже. Несколько ослабляет впечатление от звучания лишь использование тканевых амбушюр: с кожаными амбушюрами звук при прочих равных всегда воспринимается более плотным и насыщенным. Но, очевидно, в данной модели ставка сделана на комфорт длительного ношения в некоторый ущерб качеству звучания (которое все равно остается весьма достойным).
Микрофон ClearCast, которым оснащена гарнитура Arctis 3, производитель называет лучшим существующим микрофоном для игрового применения — и, надо сказать, что если это и преувеличение, то весьма небольшое. Хотя по «бумажным» параметрам он не блещет чувствительностью (-48 дБ) и имеет вполне типичный частотный диапазон (от 100 до 10 тыс. Гц), на практике его звучание превосходит практически все знакомые нам модели, используемые в других гарнитурах. Двунаправленная конструкция обеспечивает эффективное подавление фонового шума, а голос передается значительно более «живым», чем у большинства конкурентов.
Если верить частотному графику от производителя, то параметры микрофона ClearCast приближаются к широковещательным микрофонам, заметно обходя игровые — и наш опыт этому не противоречит.
Напоследок остановимся на программной реализации многоканального звука. Увы, назвать ее впечатляющей довольно трудно: «виртуальные 7.1» в исполнении Arctis 3 и близко не могут сравниться со звуковой картиной, создаваемой при использовании технологий Dolby (от которых мы были в восторге при тестировании модели 9H и которые могут предложить более дорогие модели Arctis 5 и Arctis 7). Но, тем не менее, они действительно несколько добавляют сцене объема, а не просто неестественно расширяют стереопанораму (как, например, внешняя звуковая карта гарнитуры HyperX Cloud II). Соответственно, виртуальную многоканальность Arctis 3 стоит рассматривать как довольно удачное «бесплатное приложение» к базовым возможностям используемой звуковой карты, но на полноценную замену алгоритмам Dolby она не тянет.
Итоги
Если кратко суммировать итоги, то на выходе получаем следующую характеристику SteelSeries Arctis 3: красивая и приятная на ощупь гарнитура, комфортная при длительном ношении, с весьма неплохим качеством звучания наушников, великолепным микрофоном и не слишком яркой, но и не бесполезной, реализацией виртуального многоканального звука.
Цена модели на отечественном рынке на момент подготовки статьи составляла 6490 рублей, что несколько выше, чем у большинства близких по заявленным техническим параметрам «аналоговых» моделей (однако при этом львиная доля конкурентов лишена возможностей виртуальной многоканальности, да и сравнимыми реальными параметрами динамиков и микрофона похвастаться смогут немногие).
Наиболее близким соперником SteelSeries Arctis 3 по комплексу предлагаемых возможностей можно назвать гарнитуру Razer Kraken Pro 2015: она также имеет аналоговое подключение, 40-мм динамики и поддержку фирменного «софта», обеспечивающего виртуальную многоканальность, но стоит при этом чуть дороже (6790 рублей в официальном магазине). Однако, на наш взгляд, модель Razer уступает Arctis 3 как по звучанию динамиков (из-за некоторого «завала» в сторону низких частот при недостаточной их детальности), так и по качеству микрофона (у Razer голос будет не менее разборчивым, но не столь живым). Зато ассортимент настроек для виртуального режима 7.1 у Razer несколько обширнее (вплоть до индивидуальной настройки положения каждого виртуального динамика).
Полный текст статьи читайте на F-Center