Снова лучший компактный фуллфрейм. Обзор камеры Sony RX1R II
Компактные фотокамеры переживают не лучшие времена, это видно невооруженным взглядом. Традиционные компакты уже почти не выпускаются, а самым привычным устройством для съемки давно стал смартфон. По большому счету у компактов осталось лишь два пути для развития — наращивать оптический зум и делать упор на физический размер сенсора. С другой стороны, навороченные компактные камеры начинают конкурировать с зеркалками и беззеркалками, поэтому перед производителями стоит архисложная задача — соблюсти баланс и избежать внутренней конкуренции. Получается далеко не у всех, в том числе у Sony.
Sony RX1R II
Sony RX1R II вполне подходит под определение компактной камеры: она маленькая, у нее несменная оптика, она предельно проста в работе, но с точки зрения возможностей она почти ни в чем не уступает топовым моделям. Короче говоря, такие компактные камеры нам нужны.
Что к чему?
Sony RXR II |
Sony RX1R |
|
Класс |
компактный фуллфрейм |
компактный фуллфрейм |
Сенсор |
42 Мп, CMOS, Full Frame (35,9×24 мм) |
24 Мп, CMOS, Full Frame (35,8×23,9 мм) |
Объектив |
Carl Zeiss Sonnar T* 35 мм F2.0, несменный |
Carl Zeiss Sonnar T* 35 мм F2.0, несменный |
Формат фото |
RAW, JPEG (7952×5304) |
RAW, JPEG (6000×4000) |
Формат видео |
MPEG-4, AVCHD, XAVC S, H.264 |
MPEG-4, AVCHD |
Диапазон чувствительности |
ISO 100–25600 (50–102400) |
ISO 100–25600 (50–102400) |
Диапазон выдержек |
1/4000 — 30 с |
1/4000 — 30 с |
Серийная съемка |
5 кадров/с |
5 кадров/с |
Экран |
3», 1,23 млн. точек, наклонная конструкция |
3», 1,23 млн. точек, фиксированная конструкция |
Видоискатель |
электронный, 2,4 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74x |
нет |
Стабилизация |
нет |
нет |
Память |
карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo |
карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo |
Встроенная вспышка |
нет |
ведущее число 6 м при ISO 100 |
Wi-Fi |
встроенный модуль + NFC |
нет |
Аккумулятор |
NP-BX1, 1240 мАч |
NP-BX1, 1240 мАч |
Размеры |
113×65х72 мм |
113×65х70 мм |
Вес |
507 г |
482 г |
Цена |
350 000 рублей |
170 000 рублей |
Напомню, оригинальная RX1 (обзор) вышла в 2012 году, а буквально через полгода Sony выпустила модифицированную версию — RX1R, которая была лишена низкочастотного оптического фильтра. Тогда это считалось новаторским решением, поскольку фильтр давал очень неоднозначный эффект. С одной стороны он устранял эффект муара, но с другой — немного снижал резкость и детализацию картинки.
Оказалось, что муар не самый страшный артефакт, его не сложно устранить программно, а дополнительная резкость никогда не помешает
Сейчас многие камеры выпускаются без фильтра, то есть тренд набирает обороты. Второе поколение RX1R выходит в одной модификации, а низкочастотный фильтр сделан отключаемым через главное меню. И, предвосхищая очевидный вопрос, отмечу что речь не идет о программной имитации, в RX1R II все серьезно. Но подробнее об этом чуть позже.
Как выглядит?
Почти так же, как и оригинальная RX1R с небольшими косметическими улучшениями. Но не стоит думать, что камера обошлась без значительных нововведений — просто дизайнерам удалось реализовать задуманное без радикального вмешательства.
Общий вид Sony RX1R II
Так, например, от «выпрыгивающей» вспышки пришлось отказаться ради выдвижного электронного видоискателя. В новой камере он реализован точно так же, как и в Cyber-shot RX100 IV. И здесь я бы еще раз хотел подчеркнуть, что такого рода камере видоискатель не нужен. Он избыточен и в большинстве случаев не востребован. А отказаться от вспышки стоило, пожалуй, ради снижения веса, символического снижения стоимости, но лучше — ради защиты от пыли и влаги. Но этим RX1R II похвастаться не может.
Общий вид Sony RX1R II
Экран обзавелся наклонным механизмом, и это очень ценное приобретение
Из-за новой конструкции корпус камеры слегка прибавил в толщине, но лишние 2 миллиметра никак не влияют на впечатления от работы. Каркас остался практически неизменным со времен оригинальной RX1. И, откровенно говоря, улучшать здесь было нечего. Все органы управления находятся на прежних местах и даже тактильные ощущения от вращения дисковых селекторов те же, что и в случае с прошлой камерой.
Если не считать внутренних усовершенствований, можно выделить два ключевых новшества: электронный видоискатель и откидной экран. Ну и еще можно выделить пару мелочей. У оригинальной RX1R сзади над экраном был небольшой рычажок для возведения вспышки. А у RX1R II аналогичный элемент, отвечающий за открытие видоискателя, расположен на левом торце.
Выдвижной видоискатель Sony RX1R II
На лицевой панели, справа от объектива можно видеть четырехпозиционный селектор для выбора способа фокусировки, в камере прошлого поколения он был трехпозиционным. Заметив этот элемент, внимательный читатель должен догадаться об усовершенствованном автофокусе. Раньше был AF для автоматического наведения, MF — для ручного, и DMF — для комбинированного, с возможностью ручной подводки. В Sony RX1R II этот селектор четырехпозиционный, а для автофокуса можно дополнительно выбрать одиночный и следящий режимы.
Sony RX1R II с работающим видоискателем
Несмотря на отсутствие ярко выраженной рукоятки под правую руку, камеру удобно держать в руке. Во-первых, она совсем не тяжелая — весит примерно полкилограмма. Небольшая прибавка в массе у RX1R II никак не ощущается. А во-вторых, выпуклую область успешно заменяет накладка из вулканизированной резины и скошенный выступ под большой палец на задней панели. При определенной сноровке камерой можно пользоваться одной рукой, но только если вы правша. Левая рука понадобиться только для наклона экрана, изменения задания диафрагмы и переключения объектива в режим макро. По умолчанию минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см, а в макро-режиме объектив будет наводиться на резкость только в пределах 20–35 сантиметров до объекта съемки. Аналогичным образом это работает и при ручной наводке — для фокусировки вблизи объектив настраивается механически.
Что умеет?
Sony активно продвигает 4К-съемку в массы, но камера RX1R II такой возможности не получила. Конечно, я не стану относить это к недостаткам, но такой избирательный подход к функциональности заставляет задуматься: «что хотел сказать автор»?
Верхняя панель корпуса Sony RX1R II
На селекторе режимов съемки по-прежнему 11 позиций. Четыре занимают привычные P/A/S/M, еще три позиции отдано под пользовательские наборы настроек, отдельно вынесен автоматический режим, панорамная съемка, видеозапись и режим выбора сюжетов. В последнем случае верхним скроллером на задней панели можно переключать различные пресеты. Например, в спортивном режиме камера переключается на высокую чувствительность, следящий автофокус и серийную съемку.
Следящая фокусировка работает в меру точно и быстро, новый сенсор насчитывает 399 фазовых датчиков, которые равномерно разбросаны почти по всей его площади. Но при фокусировке в режиме AF-S никакой разницы с камерой прошлого поколения не заметно. А в ней вообще применялся банальный контрастный автофокус. Точность, пожалуй, чуть-чуть возросла, но никакого прироста скорости вы не заметите.
Объектив Carl Zeiss Sonnar T* 35mm F2
Серийная съемка по-прежнему возможна с частотой 5 кадров в секунду в зафиксированным по первому кадру автофокусом. Ровно такой же результат показывала первая версия RX1. Этого маловато, чтобы тягаться с некоторыми беззеркалками, но вполне достаточно для того, чтобы не чувствовать себя обделенным при съемке динамичных сцен.
Меню настроек Sony RX1R II
Ни одна современная камера не может обойтись без встроенного модуля Wi-Fi и NFC. Для совместной работы с камерой по Wi-Fi понадобиться приложение PlayMemories, а когда оно установлено — соединить камеру с Android-смартфоном можно в одно касание. С iPhone такой фокус не пройдет — с нем NFC-модуль так не работает, придется включать Wi-Fi в главном меню и подключаться старым дедовским способом.
Устройство низкочастотного фильтра в Sony RX1R II
Одним из самых важных, пусть и не самых очевидных новшеств RX1R II стал оптически изменяемый низкочастотный фильтр. В Sony логично рассудили, что это не столь значительная вещь, чтобы выпускать две отдельные версии камер. Теперь вся работа с оптическим фильтром сводится к выбору одного из трех пунктов в меню LPF Effect: OFF, STD и HI.
Результат работы низкочастотного фильтра в Sony RX1R II в различных режимах
Наилучшая резкость достигается при выключенном фильтре, но в этом случае камера никак не борется с эффектом муара, и при его появлении вам придется самим устранять его в Фотошопе. А в целом разницу в резкости заметить достаточно сложно — порой приходится тщательно всматриваться.
Как снимает?
Sony уже не первый раз шокирует высоким разрешением, но, глядя на размеры RX1R II цифру 42 мегапикселя, совсем несложно впасть в ступор. Физический размер снимка в полном разрешении составляет 7952×5304 точки (против 6000×4000 у прошлой модели). Один несжатый RAW-снимок может занимать до 60–70 мегабайт, а JPEG колеблется в пределах от 10 до 18 МБ. В общем, если вы всерьез присматриваетесь к RX1R II и планируете много на нее снимать, закажите себе еще и пару террабайтных жестких дисков. Или купите места в облаке.
Я прекрасно помню, сколь чистую картинку в свое время выдавала оригинальная RX1, но здесь у нас почти в два раза выше плотность пикселей. Посмотрим, как новая матрица проявляет себя в стандартном тесте на чувствительность.
Sony RX1R II @ ISO 50
Sony RX1R II @ ISO 100
Sony RX1R II @ ISO 200
Sony RX1R II @ ISO 400
Sony RX1R II @ ISO 800
Sony RX1R II @ ISO 1600
Sony RX1R II @ ISO 3200
Sony RX1R II @ ISO 6400
Sony RX1R II @ ISO 12800
Sony RX1R II @ ISO 25600
Sony RX1R II @ ISO 51200
Sony RX1R II @ ISO 102400
Картинка остается чистой на всех значениях вплоть до ISO 3200. На следующем шаге появляется небольшой шум, который не портит общей картины. Но уже на ISO 12800 динамический диапазон сенсора заметно сужается, а шум становится более агрессивным. Иными словами предельным «рабочим» ISO по-прежнему можно считать значение в 6400 единиц. Но стоит отметить, что честный максимум для нового сенсора составляет 25600 единиц, все остальное реализовано в расширенном режиме.
Предельный «рабочий» ISO у RX1R II — 6400 единиц
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 1600, F8.0, 1/125 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F8.0, 1/125 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F2.8, 1/2000 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F11, 1/250 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F2.8, 1/2000 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F2.0, 1/800 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 100, F8.0, 1/200 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 400, F5.6, 1/125 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 200, F8.0, ⅓ c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 3200, F4.0, 1/50 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 400, F8.0, 1/15 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 400, F2.0, 1/1000 c
Sony RX1R II, 35 мм, ISO 800, F4.0, 1/100 c
Sony RX1R II попала ко мне в самый удачный момент, перед серией командировок, так что поснимать было что. Как всегда, тестовые снимки делались в режиме приоритета диафрагмы и с автоматическим выбором чувствительности. Время от времени меня слегка подводил встроенный экспонометр, причем порой в очень простых сценах — приходилось вносить поправку в пределах от -1 до +1 EV. Но в целом впечатления от съемки самые приятный. Сенсор дает очень «сочную» картинку с высокой детализацией и естественной цветопередачей.
Встроенный экспонометр подводил в простых сценах, приходилось вносить поправку в пределах от -1 до +1 EV
Неплохо выходят и видеоролики, но для серьезной съемки RX1R II вряд ли подойдет. Во-первых, в камере нет никакой стабилизации. Во-вторых, она не позволяет подкручивать фокус в процессе съемки. Ну и, в-третьих, она слишком компактная для того, чтобы стать удобным инструментов для оператора.
Автономность по-прежнему скромная. Стандартного аккумулятора хватило всего на 250 кадров. Это хуже, чем было у оригинальной модели и даже хуже, чем у недавно рассмотренной Fujifilm X70. Но это не имеет большого значения, потому что камера теперь умеет не только заряжаться по USB, но и питаться в процессе работы. А значит вы сможете подключить к ней пауэрбанк и получить несколько дней работы в режиме нон-стоп. Ну и потом, в отличии от камер Nikon и Canon, аккумуляторы для RX1R II стоят очень умеренно. Тот, кто сможет позволить себе эту камеру, просто не заметит расходов на 2–3 дополнительных батарейки.
Стандартного аккумулятора Sony RX1R II хватит на 250 кадров
Что в итоге?
Sony снова порадовала нас лучшим компактным фуллфреймом на рынке. Новый сенсор однозначно пошел камере на пользу — картинки с RX1R и RX1R II отличаются разительно. Наклонный экран даст больше гибкости в выборе ракурсов. А вот отказ от встроенной вспышки (которую, кстати, можно было использовать для управления внешними вспышками в режиме мобильной студии) в пользу электронного видоискателя — шаг очень сомнительный. Впрочем, на качество съемки и впечатления от работы с камерой это практически не влияет.
Sony RX1R II в руке
Sony RX1R по-прежнему стоит совершенно немыслимых денег, особенно в России. В США (если повезет оказаться в штате с нулевыми налогами) камера обойдется в 3300 долларов, что примерно равно 220 тысячам рублей. Но у нас за эту новинку сейчас просят 359 000 рублей, что делает ее устройством для избранных и фактически ставит в один ряд с Leica Q (обзор). Но с точки зрения уличного фотографа RX1R логичнее было бы сравнить с Fujifilm X100T, ведь эти камеры предлагают равноценные объективы с близкими характеристиками и углами обзора. Обе снимают практически бесшумно и не привлекают лишнего внимания. Но в нынешних реалиях X100T — продукт гораздо более массовый, чем RX1R.
Sony RX1R II |
|
Что понравилось:
|
Что не понравилось:
|
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru