Смартфон тормозит, глючит и работает плохо - кривые руки или он устарел?
Привет.
Одна из самых частых жалоб, что встречается в письмах и комментариях это нарекание на скорость работы смартфона спустя какое-то время. Как и в любом вопросе добиться стопроцентной поддержки своей точки зрения жалующиеся не могут, другие люди отвечают им, что у них все в порядке и возникает бурная полемика. Вопрос о том, почему Android-смартфоны могут тормозить и работать не так гладко, как в первый день своей жизни многогранен. Хотя сводится он к гибкости, подчас излишней, Android и возможности пользователя вмешиваться в работу системы. Если вы придерживаетесь точки зрения, что лучше всего мира и других людей знаете, что и как происходит в вашем телефоне, а он должен работать вне зависимости от того, что вы с ним делаете, то читать дальше текст не стоит. Переубедить вас невозможно, да и не нужно, эффект Даннинга-Крюгера в данном случае проявляется в полной мере. Для остальных постараюсь рассказать в чем могут быть проблемы и что с ними можно сделать.
Психологический эффект морального устаревания — есть или нет
Покупая смартфон мы ожидаем, что он будет быстрым, интерфейс отзывчивым и эти характеристики останутся такими на долгие годы. Удивительно, но люди почти не делают различий между недорогими смартфонами и флагманами, им кажется, что все должно работать моментально как в моделях высокого ценового сегмента, так и бюджетных. Увы, но это не так и не может быть так, отличаются аппаратные характеристики, объем оперативной памяти, тип используемой памяти и многое другое. Поэтому сразу могу сказать, что сравнение бюджетного смартфона с моделью среднего сегмента или флагманом покажет эти отличия, они присутствуют и видны в скорости работы интерфейса, запуска сторонних приложений. Смешно, что существуют люди, что отрицают такую разницу и считают, что во флагманах деньги берут за воздух, а вот в среднем сегменте они получают правильное соотношение цена/качество. Скорее во флагманах мы видим избыточную производительность для широкого круга задач и большой задел на будущее, отсутствие быстрого морального устаревания. Такие смартфоны покупают на длительный срок.
Например, мы можем взять смартфон с 3 ГБ оперативной памяти, бюджетным графическим ускорителем и посмотреть как он ведет себя при запуске «тяжелых» приложений, например, трехмерных игр. Большинство игр запустится и в них можно будет даже более-менее комфортно играть, но графика не будет идти на максимальных настройках, да и экраны таких устройств не вытянут такие картинки. Что случится через год с таким смартфоном, когда появятся более требовательные к ресурсам игры? Его возможностей для них не хватит и вы даже не сможете их запустить, что создаст ощущение морального устаревания.
Возьмем модель среднего сегмента. Обычно здесь лучше чипсет, быстрее процессор и другой тип памяти, а объем начинается от 4 ГБ. Сегодня тут также запускаются все игры, их качество чуть лучше. Что случится через год, когда придет новое поколение игр? С большой вероятностью их можно будет запустить и они будут играбельны, но без максимальных настроек. Условно можно сказать, что такая модель будет поддерживать новые приложения и игры около двух лет, после чего начнут появляться первые ласточки, приложения что будут работать медленно (но их можно будет запустить!). Причина будет в том, что за эти два года рынок быстро уйдет вперед и увеличатся возможности смартфонов.
Смотрим на флагман. В течение трех-четырех лет вы сможете запускать какие угодно приложения, проблем с ними не будет. Возможно, что в каких-то приложениях скорость расчетов будет не максимальной, но наверняка на уровне моделей среднего сегмента, что в тот момент будут на рынке. Флагман остается флагманом даже спустя несколько лет.
Эффект морального устаревания напрямую вытекает из психологии человека, мы привыкаем к устройству и нам зачастую кажется, что оно начало работать медленно, нам хочется чего-то нового и нужно найти доводы для этого. Самый очевидный довод в борьбе с внутренней жабой это убеждение себя в том, что старое устройство медленное! Стереотип говорит о том, что все новые устройства должны быть быстрыми, иначе бы они не были новыми, не так ли?
Недавно у меня вышел презанятный спор с товарищем, он пользовался таким же MacBook Pro, как у меня (модель конца 2013 года) и сменил его на новый MacBook Pro этого года. Восторг его был бесконечен — новый ноутбук, моментальное открытие приложений и отзывчивость, которой он не видел до этого никогда! Усомнился в том, что он объективен и завязался горячий спор, в котором на свет был извлечен старый MacBook и мы просто развлекались тем, что запускали разные приложения, переключались между ними и делали нехитрые, стандартные операции. Конфигурации обеих машинок были более-менее сравнимы, в новой машине чуть больше оперативной памяти и на одну версию новее MacOS.
Результат моего друга озадачил, выяснилось, что новый MacBook Pro не выигрывает у его старичка в скорости работы, они были одинаковы! В некоторых задачах выигрыш был в пару секунд, но на общем фоне это было незаметно. Получается, что семилетний компьютер работал также быстро как новый, но восприятие отличалось кардинально. Для смартфонов этот фактор безусловно играет ровно такую же роль, по умолчанию мы считаем что новые модели работают быстрее чем старые и даже не пытаемся их сравнить между собой. Стереотип восприятия с которым нужно считаться.
Говоря про моральное устаревание для смартфонов, я обычно рисую таблицу, чтобы показать как долго та или иная модель будет удовлетворять вашим запросам.
Моральное устаревание (в годах) |
Фактическое время использования (в годах) |
|
Бюджетный смартфон (до 10 тысяч рублей) |
1,5 | 1,2 |
Бюджетный+ (от 10 до 20 тысяч рублей) |
1,8 | 2,2 |
Средний сегмент (от 20 до 30 тысяч рублей) |
2 | 2,1 |
Средний+ (от 30 до 50 тысяч рублей) |
1,7 | 2,9 |
Флагман (от 50 до 100 тысяч рублей) |
3 | 3,2 |
Флагман+ (от 100 тысяч рублей и выше) |
4 | 3,4 |
Источник: Mobile Research Group © 2019 |
Цифры в таблице не умозрительны, моральное устаревание мы оценивали в рамках большого исследования, где рассматривали покупателей и то, когда они начали искать замену своему предыдущему смартфону и к какой категории устройств он относился на момент покупки. За скобки вынесены случаи разбитых, украденных или потерянных аппаратов. Хуже всего дела обстоят с бюджетным сегментом до 10 тысяч рублей, удовлетворенность такими смартфонами ниже, чем для других ценовых сегментов, а с каждым месяцем она падает все больше и больше. Это можно увязать со скромными техническими характеристиками, ограничениями, которые видят пользователи в повседневной жизни. И поэтому у них возникает желание сменить свои устройства на что-то поинтереснее, побыстрее. Эти покупатели представляют наибольший интерес для розницы, так как они готовы заплатить как минимум две стоимости своего предыдущего смартфона, автоматически перескакивают в Бюджетный+ сегмент или даже Средний.
В бюджетном сегменте очень разные потребители, есть те, кто только звонит с помощью смартфона, не использует передачу данных. Для них нет понятия морального устаревания, а срок использования приближается к 4.5 годам! То есть это ресурс смартфона выбранный до последней капли, замена происходит в момент окончательной смерти батарейки. Немногие продлевают срок службы заменой батареи.
Но большинство заменяет свой смартфон достаточно быстро, поэтому фактическое время использования меньше, чем срок морального устаревания, это характеристика данного сегмента. В последующих сегментах таких аномалий нет, исключение самый дорогой сегмент от 100 тысяч рублей и выше. Тут есть небольшая прослойка потребителей, что меняют свои смартфоны раз в год или два, она постоянна и поэтому влияет на фактическое время использования, уменьшая его.
В полной мере реалистами можно назвать покупателей смартфонов среднего сегмента и флагманов, их ожидания по срокам службы смартфона и тому, как они им пользуются более-менее совпадают в обычной жизни. А вот те кто приобретают смартфоны в сегменте Средний+, в конечном итоге оказываются недовольны. Им хочется больших возможностей, они смотрят и облизываются на новинки, но внутренняя жаба не дает раскошелиться на новый аппарат. Рассчитывая индекс удовлетворенности (счастья от использования смартфона), мы получим для этих покупателей минимальное значение, даже пользователи бюджетных смартфонов относятся к ним лучше.
Как видите это история про наши ожидания и то какими мы их видим, чего мы ждем от наших смартфонов в момент покупки и с течением времени. При правильном выборе, вы не промахнетесь со смартфоном, моральное устаревание будет соответствовать вашим внутренним ожиданиям. И поэтому к выбору нужно подходить ответственно, не пускать это дело на самотек.
Реальные причины по которым Android-смартфон может тормозить
Спорить с тем, что Android-смартфоны умеют тормозить нельзя, это самые продвинутые устройства на планете и они позволяют своим пользователям настроить себя так, что они будут тормозить, зависать и работать некорректно. Все в ваших руках и если вы хотите по знанию или счастливому незнанию заставить их вести себя так, то вы сможете это сделать.
Периодически получая письма в стилистике «вы все врете, мой смартфон тормозит и глючит» встречаюсь с их авторами, для меня это часть работы и желание разобраться в причинах происходящего — кто тут виноват, производитель или шаловливые руки пользователя. У всех владельцев смартфонов стоимостью от 20 тысяч рублей и выше (в сегодняшних ценах) на 99% вина лежит на них, а производитель никак не виноват и это может быть любая компания — Samsung, Sony, Honor, Xiaomi и так далее. Показывая на их смартфонах, что они делают не так и почему у них устройство так притормаживает, я сталкиваюсь с весьма странной реакцией почти в половине случаев, — «мне плевать, я пользователь и не должен ни о чем думать, смартфон должен работать чтобы я на нем не делал и как бы его не калечил». На вопрос о том, как эти люди ездят на машинах без колес, они почему-то искренне обижаются.
Попробую рассказать о самых популярных проблемах, которые вижу на смартфонах людей и как их можно решить.
Тысяча приложений или чуть больше — отсутствие памяти
Смело могу назвать себя «тяжелым» пользователем, у меня пара десятков программ нужных в повседневной работе (VPN, Slack, Meet и далее по списку), они крайне далеки от обычных потребителей. Всего в моем рабочем смартфоне около 400 приложений, из которых более-менее часто я использую все. В течение дня это десяток приложений. И мой пример совершенно нетипичен для использования смартфона, я активный пользователь.
Люди-великие-собиратели-приложений поражают меня тем, как они коллекционируют ненужные им программы. Кто-то является подписчиком рассылок, в которых рассказывают о предложениях дня в Play Store, когда бесплатно раздают какие-то приложения и они падкие на халяву загружают их. Открою секрет, загрузив бесплатное приложение, вовсе не обязательно его оставлять в памяти смартфона, его можно удалить и при необходимости вновь установить. Удивительно, но люди не пользуются такими приложениями, оставляют их на счастливое будущее, которое так никогда и не наступает. В одном случае я увидел почти тысячу загруженных приложений, из которых большую часть никогда и никто не открывал. Они просто занимали память. Миф о том, что установленные приложения никак не влияют на смартфон очень живуч. Увы, но они по чуть-чуть отъедают ресурсы. Никто в здравом уме не мог предположить, что людям понадобится такое число приложений в памяти!
Второй важный момент — Android-смартфоны зачастую чувствительны к недостатку основной памяти, им нужно хотя бы несколько ГБ свободного места. Поэтому забивать память под завязку точно не стоит, хранить контент лучше на карте памяти, а вот приложения в основной части.
Необходимость чистить оперативную память — вредный совет
Мне кажется, что я потратил несколько лет своей жизни на то, чтобы объяснять и снова объяснять как организована оперативная память в Android. Люди открывая менеджер памяти встроенный в любой современный смартфон искренне расстраиваются, в их смартфоне «пропала» память.
Неважно сколько у вас памяти, часть из нее всегда съедена какими-то программами, софтом и это по их мнению жуткий непорядок. Людям кажется, что их обманули, отняли купленную память и теперь они не могут работать со смартфоном. Чтобы исправить положение в ход идут различные менеджеры по очистке памяти (хорошо, если это встроенные утилиты, но часто нечто загруженное из магазина приложений). В некоторых случаях процесс автоматизируется, смартфон постоянно очищает оперативную память, особо рьяные люди умудряются ставить таймер на каждые 15 минут!
Ничего кроме вреда такая очистка оперативной памяти не приносит. В Android система сама распределяет ресурсы и при запуске нового приложения высвобождает память, если это нужно, отдает больше ресурсов для этого приложения. Очищая память в ручном режиме вы сбиваете налаженную работу всей системы, при этом не достигаете ровным счетом ничего кроме повышенного расхода аккумулятора. Верите в то, что очистка памяти помогает смартфону? Тогда чистите, но не жалуйтесь на тормоза системы, когда она каждый раз вынуждена подгружать ресурсы, которые вы закрыли. Смешно, но очищая оперативку люди достигают ровно обратного эффекта — снижают производительность смартфона.
Хакеры от бога — моды, изменения системы и интерфейса
В Android есть огромная свобода делать все, что угодно и это плюс системы. Но это также и минус, когда начитавшись форумов люди начинают «улучшать» свой смартфон. Один безграмотный школьник пишет инструкцию о том, как ускорить работу, другие люди верят ей и выставляют в инженерных, скрытых меню параметры, не понимая что они значат и к чему могут привести. В конечном итоге смартфон начинает работать плохо и в этом виноват производитель, а вовсе не шаловливые ручки человека.
Еще очень частая история, когда элементы интерфейса заменяют на сторонние программы, что работают из рук вон плохо — тут также виноват производитель. У меня был товарищ, что поставил на свой смартфон три разных оболочки и не мог понять, почему он работает так медленно и постоянно виснет, а еще появляются диалоговые окошки для действий (конечно же он выбирал произвольно ответы и у него все три оболочки отвечали за свои действия!).
Правило простое — не знаете или не уверены, что делаете, то не стоит лезть под капот Android. В большинстве случае, вы просто все испортите и не сможете затем исправить. Зачем это делать?
Смартфон стал тормозить — что делать, куда смотреть
Вы не делали ничего, что перечислено выше, но уверены, что ваш смартфон работает медленно, программы зависают и все явно не так, как было когда-то. Давайте разбираться в чем может быть проблема.
Первая отправная точка, вам нужно посмотреть сколько памяти есть в вашем смартфоне (должно быть свободно несколько ГБ). Если с памятью все хорошо, то давайте посмотрим как распределены папки в корневой директории (все свои папки распределите внутри каталогов, например, если вы поместили в корень папку с фотографиями или музыкой, то стоит перенести их в Картинки или Музыку, убрать из корня). Чем меньше в корневой директории ваших папок и файлов, тем лучше. Обычно основная проблема в том, что сюда выкладывают даже не папки, а файлы, пару тысяч фотографий скопированных откуда-то. Этого делать точно не стоит. Это не самая ключевая проблема, но на производительность системы это может оказывать негативное влияние.
Часто тормоза в работе системы связаны со скоростью записи/чтения карты памяти. Этот момент также стоит принимать во внимание, от скорости microSD-карты зависит многое, как правило, карта уступает по скорости встроенной памяти и это минус. Старайтесь не жалеть деньги на качественные карты с хорошей скоростью работы. Да и ресурс таких карт памяти явно больше, но только если вы не купили подделку.
Загляните в Галерею, если у вас очень много фотографий в папке по умолчанию, то возможно стоит создать для них отдельные альбомы. Я этого на флагманах не делаю, так как ресурсы позволяют работать комфортно и нет никаких притормаживаний, но в бюджетном и среднем сегменте это будет влиять на производительность.
Посмотрите на приложения, что могут работать в фоновом режиме, например, облака куда вы сохраняете свои файлы. Стоит настроить их на работу в момент, когда смартфон находится в домашней WiFi-сети и подключен к розетке, а значит вы им не пользуетесь. Этого времени хватит на синхронизацию, а ресурсы устройства не будут заняты этими процессами, производительность никак не просядет.
Достаточно прожорливыми приложениями для Adnroid является антивирусы, они постоянно работают в фоновом режиме, отъедают значительные ресурсы. При соблюдении цифровой гигиены можно от них отказаться и не испытывать никаких проблем. Зачастую неоптимальная работа антивируса является причиной тормозов в смартфоне.
В браузере можно открывать множество вкладок, их число может доходить до нескольких десятков, переваливать за сотню. На это также уходят ресурсы смартфона, поэтому постарайтесь закрывать те вкладки, что вам не нужны. Либо приготовьтесь к тому, что ваш браузер будет съедать энергию аккумулятора быстрее, да и общая производительность может чуточку просесть.
Некоторые приложения очень любят следить за всем, что вы делаете на своем смартфоне. Например, Facebook собирает максимальный объем информации о вас, это прожорливое приложение и охочее до данных. Настройте его работу так, чтобы оно могло работать только когда вы его запустили в явном виде, иначе оно съест ваши ресурсы. Таких приложений не так много, но они встречаются. Также вы можете найти приложения небольших компаний, что просто съедают ресурсы из-за плохо написанного кода. В Android можно посмотреть за тем, кто ведет себя плохо и ограничить такие приложения в правах.
При правильном подходе, вы добьетесь того, что ваш смартфон не будет тормозить и через год, два после того как вы его купили. Если речь идет про флагман, то это большие сроки. Почти всегда ощущение тормозов лежат в области психологии, либо сравнения с новыми моделями, что чуточку быстрее. А также это неправильно используемые смартфоны, в которых сам пользователь сделал все возможное, чтобы они не работали.
В наиболее запущенных случаях проще всего сбросить все данные до первоначального состояния и настроить смартфон с нуля, это поможет избежать проблем на какое-то время. Но как по мне, так лучше найти причину этих проблем, обычно это какой-то софт или настройка сделанная руками. К сожалению, после сброса люди ставят те же программы и не понимают, что именно они являются причиной проблем.
Недавно имел возможность увидеть до сих пор используемый Galaxy S4, которым его владелец доволен. Подспудно думал, что он будет жутко тормозить, он должен был тормозить! Но нет, достаточно отзывчивый интерфейс и им приятно пользоваться. Не флагман 2020 года, но и кричать ужас-ужас нет никакого смысла.
Надеюсь, что эта статья заставит задуматься, как нужно обращаться со смартфонами, чтобы они работали хорошо. А еще стоит всегда помнить как выбирать смартфон, чтобы он прослужил максимально долго и не наступило моральное устаревание.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review