Сложности, с которыми сталкиваются клиенты веб-студий

upload49vn1vbn37.jpg

Чтобы эффективнее решать задачи клиента и осуществлять продажи, необходимо лучше понимать задачи и трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. В данном исследовании мы постарались описать портрет среднестатистического клиента веб-студий с его багажом проблем.

Авторы исследования: CMS Magazine & «Рейтинг Рунета»

Недавно Рейтинг Рунета & CMS Magazine провели исследование, в ходе которого в том числе были заданы и два важных вопроса, помогающие определить, с какими трудностями пришлось столкнуться клиентам студий, обратившимся за разработкой сайта в течение 2015 года.

Первый вопрос звучал так: «С какими проблемами вам приходилось сталкиваться в процессе работы?». Второй: «Какие сложности возникали именно со стороны вашей компании?». В обоих случаях можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты

Начнем с хорошего. 36,8% респондентов остались довольны работой веб-студий и выбрали вариант ответа «Никаких проблем, работа шла как часы». Однако почти 40% пожаловались на срыв согласованных сроков. А 30,9% опрашиваемых видят серьезную проблему в недооценке трудозатрат. При этом 11,8% участников опроса и вовсе заявили, что подрядчик начал требовать с заказчика дополнительные, не обговоренные ранее платежи.

Среди наиболее часто встречающихся проблем также: непонимание исполнителем поставленных задач — 29,4%; смена сотрудников со стороны исполнителя — 22,1%; некачественные услуги — 19,2% и др.

Проблемы, с которыми сталкиваются заказчики интернет-магазинов

Вполне ожидаемо оказалось, что с наибольшим количеством проблем сталкиваются заказчики интернет-магазинов. 56% (!) из них сообщили, что работа не выполнялась в изначально поставленные сроки. А 40% пожаловались на то, что трудозатраты изначально были подсчитаны не верно!

Какие сложности возникают со стороны компании-клиента

К счастью, большинство заказчиков готовы критично относится не только к сотрудникам веб-студий, но и к собственному коллективу.

По признанию респондентов, в 38,2% случаев процесс согласований и принятия решений затягивался стороной компании-клиента. А в 32,4% — сложности возникали из-за внесения изменений в согласованный проект. Нельзя обойти стороной и пресловутую проблему с контентом: 22,1% опрашиваемых осознают, что предоставляют его с опозданием или не в надлежащем виде.

Интересно, что перед заказчиками с бюджетом до 200 тысяч рублей (который обычно характерен для небольших компаний), часто возникают те же проблемы, включая долгий процесс согласования. Хотя, казалось бы, бюрократии должно быть существенно меньше.

Основные выводы:

  1. Веб-студиям, работающим над повышением уровня собственного сервиса, в первую очередь стоит направить свои усилия на два направления: 1. соблюдения обговоренных с клиентами сроков; 2.тщательного планирования бюджета.

  2. Среди проблем, с которыми наверняка придется столкнуться менеджерам проектов, отдельно можно выделить две основных: затягивание процесса согласований и принятия решений со стороны заказчиков, а также внесение ими правок в готовый или полуготовый проект.

  3. Наиболее «проблемной» категорией заказчиков являются заказчики интернет-магазинов. Именно работа над этим типом сайтов, вызывает наибольшее количество трудностей. И самой распространенной из них клиенты называют срыв сроков (56%).

  4. Смена сотрудников в процессе работы над проектом должна рассматриваться студиями как крайний шаг — каждый пятый заказчик видит в этом причину для стресса.

Есть ли возможность избежать или хотя бы снизить риски возникновения сложностей, описанных выше? За ответом на этот вопрос мы обратились к Валерию Комягину, генеральному директору студии Валерия Комягина. По его мнению, описанные проблемы характерны не только для рынка веб-разработки, но и для рынка проектной разработки ПО в целом:

Мнение:

Валерий Комягин, генеральный директор Студии Валерия Комягина

Ряд проблем тесно взаимосвязан. Так, срывы сроков и недооценка бюджета проекта со стороны исполнителя часто вызваны непониманием поставленных задач и, как следствие, недооценкой трудозатрат.

Другой причиной срыва сроков часто становится перегрузка «производственных мощностей» исполнителя — ситуация, в которой студии продают больше, чем могут «съесть». Такая картина регулярно возникает из-за дефицита кадров в отрасли и несогласованности действий производственного подразделения и отдела продаж.

Приятно удивил факт готовности заказчика признавать свою часть ответственности. Работа над проектом всегда зависит от обеих сторон, и примерно в половине случаев сроки затягиваются самим заказчиком. Мы занимаемся сложными интегрированными решениями, поэтому в нашей практике чаще всего сталкиваемся с такими причинами, как долгое принятие решение и срыв сроков по подготовке к интеграции внутренних систем документооборота (1С, SAP, Microsoft Navision, и т.д.) сотрудниками заказчика.

Внесение изменений в согласованный проект беспокоит меньше. Вместо того, чтобы бороться с этим явлением, мы просто приняли это как вынужденную неизбежность. Когда речь идет о больших сложных проектах, наивно надеяться на возможность зафиксировать требования «раз и навсегда». Поэтому мы фиксируем только сроки и бюджет проекта, и работаем с требованиями так, чтобы они соответствовали первым двум параметрам.

Полностью искоренить срыв сроков, на мой взгляд, невозможно. Но с помощью этих практик можно значительно повысить точность прогнозирования:

  1. Календарный план-график должен быть пессимистичным. Очень часто при планировании выпадают такие «мелочи», как отпуска и больничные сотрудников и время, необходимое на проведение промежуточных согласований. Стройте пессимистичный план — в лучшем случае вы сможете порадовать заказчика досрочным завершением работ, но скорее всего вы просто сможете в него уложиться.

  2. Закладывайте риски в план-график. В зависимости от сложности проекта резервируйте от 10 до 30–50% часов в качестве рисков на возможные изменения требований со стороны клиента или недооценку трудозатрат со стороны руководителя проекта.

  3. Планируйте собственную загрузку. Для этого нужно иметь четкое представление о ваших реальных мощностях. Если ваши программисты способны «выдать» работы на 100 часов в неделю, а в проект заложено выполнение работы на 150 часов — сроки точно будут сорваны.

  4. Введите регулярную отчетность руководителей проектов по срокам. Форматов для этого разработано множество. Мы в Студии Комягина используем еженедельные отчеты «планировали сделать / сделали / хотим сделать на этой неделе».

  5. Согласовывайте свои планы с заказчиком. Очевидный факт, который часто игнорируется, и мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда человек, необходимый для утверждения эскиза отбыл в отпуск в самый неподходящий момент или «внезапно» случилась выставка, на которую переброшены все силы заказчика.

  6. Будьте гибкими. Заказчик тянет с контентом? Может быть стоит написать его самостоятельно или пригласить внешнего копирайтера в проект? 1С-ники заказчика не успевают реализовать нужный функционал в срок? Можете ли вы в это время работать над другими частями проекта, не зависящими от них?

  7. Не бойтесь сообщать заказчику об изменениях в сроках. Во-первых, так раздражение от срыва сроков будет значительно меньше — из неожиданного оно превратится в ожидаемое. Кроме этого, заказчик, видя изменения в сроках, может помочь вам — например, отказавшись от части новых требований, или убедив руководителя найти время на немедленное согласование необходимых работ.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine