Сложности, с которыми сталкиваются клиенты веб-студий
Чтобы эффективнее решать задачи клиента и осуществлять продажи, необходимо лучше понимать задачи и трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. В данном исследовании мы постарались описать портрет среднестатистического клиента веб-студий с его багажом проблем.
Авторы исследования: CMS Magazine & «Рейтинг Рунета»
Недавно Рейтинг Рунета & CMS Magazine провели исследование, в ходе которого в том числе были заданы и два важных вопроса, помогающие определить, с какими трудностями пришлось столкнуться клиентам студий, обратившимся за разработкой сайта в течение 2015 года.
Первый вопрос звучал так: «С какими проблемами вам приходилось сталкиваться в процессе работы?». Второй: «Какие сложности возникали именно со стороны вашей компании?». В обоих случаях можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты
Начнем с хорошего. 36,8% респондентов остались довольны работой веб-студий и выбрали вариант ответа «Никаких проблем, работа шла как часы». Однако почти 40% пожаловались на срыв согласованных сроков. А 30,9% опрашиваемых видят серьезную проблему в недооценке трудозатрат. При этом 11,8% участников опроса и вовсе заявили, что подрядчик начал требовать с заказчика дополнительные, не обговоренные ранее платежи.
Среди наиболее часто встречающихся проблем также: непонимание исполнителем поставленных задач — 29,4%; смена сотрудников со стороны исполнителя — 22,1%; некачественные услуги — 19,2% и др.
Проблемы, с которыми сталкиваются заказчики интернет-магазинов
Вполне ожидаемо оказалось, что с наибольшим количеством проблем сталкиваются заказчики интернет-магазинов. 56% (!) из них сообщили, что работа не выполнялась в изначально поставленные сроки. А 40% пожаловались на то, что трудозатраты изначально были подсчитаны не верно!
Какие сложности возникают со стороны компании-клиента
К счастью, большинство заказчиков готовы критично относится не только к сотрудникам веб-студий, но и к собственному коллективу.
По признанию респондентов, в 38,2% случаев процесс согласований и принятия решений затягивался стороной компании-клиента. А в 32,4% — сложности возникали из-за внесения изменений в согласованный проект. Нельзя обойти стороной и пресловутую проблему с контентом: 22,1% опрашиваемых осознают, что предоставляют его с опозданием или не в надлежащем виде.
Интересно, что перед заказчиками с бюджетом до 200 тысяч рублей (который обычно характерен для небольших компаний), часто возникают те же проблемы, включая долгий процесс согласования. Хотя, казалось бы, бюрократии должно быть существенно меньше.
Основные выводы:
-
Веб-студиям, работающим над повышением уровня собственного сервиса, в первую очередь стоит направить свои усилия на два направления: 1. соблюдения обговоренных с клиентами сроков; 2.тщательного планирования бюджета.
-
Среди проблем, с которыми наверняка придется столкнуться менеджерам проектов, отдельно можно выделить две основных: затягивание процесса согласований и принятия решений со стороны заказчиков, а также внесение ими правок в готовый или полуготовый проект.
-
Наиболее «проблемной» категорией заказчиков являются заказчики интернет-магазинов. Именно работа над этим типом сайтов, вызывает наибольшее количество трудностей. И самой распространенной из них клиенты называют срыв сроков (56%).
-
Смена сотрудников в процессе работы над проектом должна рассматриваться студиями как крайний шаг — каждый пятый заказчик видит в этом причину для стресса.
Есть ли возможность избежать или хотя бы снизить риски возникновения сложностей, описанных выше? За ответом на этот вопрос мы обратились к Валерию Комягину, генеральному директору студии Валерия Комягина. По его мнению, описанные проблемы характерны не только для рынка веб-разработки, но и для рынка проектной разработки ПО в целом:
Мнение: Валерий Комягин, генеральный директор Студии Валерия Комягина |
|
Ряд проблем тесно взаимосвязан. Так, срывы сроков и недооценка бюджета проекта со стороны исполнителя часто вызваны непониманием поставленных задач и, как следствие, недооценкой трудозатрат. Другой причиной срыва сроков часто становится перегрузка «производственных мощностей» исполнителя — ситуация, в которой студии продают больше, чем могут «съесть». Такая картина регулярно возникает из-за дефицита кадров в отрасли и несогласованности действий производственного подразделения и отдела продаж. Приятно удивил факт готовности заказчика признавать свою часть ответственности. Работа над проектом всегда зависит от обеих сторон, и примерно в половине случаев сроки затягиваются самим заказчиком. Мы занимаемся сложными интегрированными решениями, поэтому в нашей практике чаще всего сталкиваемся с такими причинами, как долгое принятие решение и срыв сроков по подготовке к интеграции внутренних систем документооборота (1С, SAP, Microsoft Navision, и т.д.) сотрудниками заказчика. Внесение изменений в согласованный проект беспокоит меньше. Вместо того, чтобы бороться с этим явлением, мы просто приняли это как вынужденную неизбежность. Когда речь идет о больших сложных проектах, наивно надеяться на возможность зафиксировать требования «раз и навсегда». Поэтому мы фиксируем только сроки и бюджет проекта, и работаем с требованиями так, чтобы они соответствовали первым двум параметрам. Полностью искоренить срыв сроков, на мой взгляд, невозможно. Но с помощью этих практик можно значительно повысить точность прогнозирования:
|
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine