Скелет древней рыбы рассказал об эволюции человеческой руки

Международная команда ученых-палеонтологов из австралийского Университета Флиндерса и канадского Университета Квебека в городе Римуски рассказала о древней рыбе, которая может являться недостающим звеном в эволюционной цепочке перехода от рыб к четвероногим (наземным позвоночным). Это произошло, когда в эпоху позднедевонского периода рыбы начали выбираться на мелководье и сушу.

Фото: phys.org

В частности, ученые впервые обнаружили у окаменелости этой полутораметровой рыбы, принадлежащей к классу «полуназемных» рыб, скелет так называемой «руки» (грудного плавника). При помощи компьютерной томографии было установлено, что грудной плавник рыбы обладал плечевой костью (рука), лучевой и локтевой костью (предплечье) и фалангами, организованными в пальцы.

«Сегодня в журнале Nature мы объявляем об открытии вида четвероного-подобных рыб Элпистостег (Elpistostege), которые проливают кардинально новый свет на эволюцию рук позвоночных», — рассказал профессор палеонтологии Университета Флиндерса Джон Лонг.

«Впервые у известной науке рыбы были обнаружены пальцы, сцепленные в плавнике с его лучами. Это открытие отодвигает происхождение пальцев у позвоночных до уровня рыб и говорит о том, что формирование руки позвоночных началось (…) еще до того, как рыбы покинули воду».

Трансформация рыб в позвоночных с четырьмя конечностями, к которым принадлежит и человек, стала одним из главнейших этапов в истории развития живых организмов. При этом очень важную роль в освоении суши позвоночными стала именно эволюция рук и ног.

Еще один автор исследования, Ричард Клутье (Richard Cloutier) из Университета Квебека в Канаде отметил, что в течение последних десяти лет найденные учеными окаменелости, рассказывающие о переходе рыб в надкласс надземных позвоночных, помогли лучше понять анатомические трансформации, связанные с изменением дыхания, слуха и питания.

Фото: phys.org

«Элпистостег не обязательно является нашим предком, но он лучше всего подходит на роль промежуточного звена между рыбами и четвероногими», — говорят ученые.

Известно, что элпистостег был крупнейшим хищником, проживавшим на морском мелководье в устье реки Квебек около 380 миллионов лет назад. Впервые часть черепа этого загадочного зверя была найдена в 1938 году, и тогда она была описана как принадлежащая раннему четвероногому. В 1985 году ученые обнаружили еще одну часть черепа, после чего был сделан вывод о том, что элпистотег является лопастеперой рыбой. Целый скелет элпистостега, который и стал предметом исследования, был найден в 2010 году. После его тщательного изучения ученые пришли к выводу, что элпистостега следует относить к переходной форме между рыбой и четвероногими позвоночными.

Источник