Системная полнокадровая камера Sony α7R II, часть 2: двухлетний практикум по фотосъемке
Камера, которая потрясла мир
— Именно так, перефразируя Джона Рида, высказалась по поводу Sony α7R II мой добрый друг и талантливый фотограф из Германии Эллен Альтхайнц. Вскоре после анонса этой камеры начался исход фотоэнтузиастов и фотопрофессионалов из стана «зеркальщиков». Многие знакомые мне фотожурналисты перешли в своей работе к Sony α7R II: Дон Смит из Мэнло-Парка (Калифорния, США) и Пол Хайт из Абингдона (Великобритания), более двух десятков лет до этого остававшиеся приверженцами Canon, а также Ив Калин из Марселя (Франция) и Андреас Хофф из Франкфурта-на-Майне (Германия), выбравшие себе в спутники Nikon еще в эпоху аналоговой фотографии.
Sony α7R II с объективом Sony Zeiss Sonnar T* 35mm F2.8 ZA. Модель — Светлана Иващук |
Я тоже постепенно ушел от своей предыдущей зеркальной системы, с которой проработал более 15 лет, но это произошло несколько ранее, поскольку в перспективах «полнокадрового беззеркалья» меня убедили еще Sony α7R и Sony α7S. А наша сегодняшняя героиня лишь укрепила в уверенности, что к «зеркалу» я по доброй воле уже не вернусь, и заставила избавиться от лежавших без работы оптики и причиндалов для той самой прежней системы.
Почему α7R II и вообще полнокадровые «беззеркалки» Sony?
Решающими предпосылками для смены системы в моем случае стали следующие:
Размеры и вес. Меня стали тяготить 6–8 кг оптики и причиндалов (не считая штатив), которые приходилось носить на себе во времена использования зеркальных камер.
Nikon D810 с объективом Nikon AF-S Nikkor 14–24mm F2.8D EG, батареей, картой памяти и шейным ремнем = 1879 г | Sony α7R II с объективом Sony FE 12–24mm F4 G, батареей, картой памяти и шейным ремнем = 1213 г |
В приведенном выше примере комплект оборудования для пейзажной работы оказывается легче почти на 700 г, и выигрыш на стороне Nikon остается лишь в одной дополнительной ступени светосилы. Конечно, если добавить пятикилограммовый штатив, эта разница несколько стирается :)
«Видишь то, что получится». Электронный видоискатель отображает не то, что станет совсем темным при сильном диафрагмировании, а то, что «видит» сенсор.
Широкий выбор «несистемной» оптики. Отсутствие зеркала влечет за собой уменьшение рабочего отрезка камеры (расстояния от задней линзы до сенсора (матрицы). Поэтому «все в гости будут к нам» — с «беззеркалками» Sony можно использовать объективы почти для любых других систем, в том числе дальномерных Leica-M и Contax G, которые нельзя установить ни на одну зеркальную камеру.
С объективом Voigtländer Ultra Wide Heliar 12mm F5.6 VM для байонета Leica-M |
С объективом Leica Summarit-M 75mm F2.5 для байонета Leica-M |
Плюс полная поддержка оптики «большой» системы Sony A, для которой выпущено множество объективов с отличным рисунком и неповторимым цветом Minolta (при наличии адаптера Sony LA-EA4). К тому же эта система — единственная, для которой Zeiss делает свои объективы с автофокусом — знаменитую четверку шедевров:
- Sony Carl Zeiss Distagon T* 24mm f/2.0 ZA SSM
- Sony Carl Zeiss Planar T* 50mm f/1.4 ZA SSM
- Sony Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 ZA
- Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm f/1.8 ZA
Объективы для «большой» системы Sony A на беззеркальной Sony α7R II: слева (впереди) — Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm f/1.8 ZA, присоединенный при помощи адаптера LA-EA4, содержащего в себе полупрозрачное зеркало и кольцевой фокусировочный мотор; справа (сзади) — Sigma 50mm F1.4 DG HSM Art, смонтированный при посредстве адаптера LA-EA3 без мотора и зеркала, но с электронным управлением |
Поддержка работы на уровне электроники (запись Exif и управление диафрагмой) и автофокуса с оптикой Canon EF и Nikon F (с автофокусными адаптерами Metabones, Techart, Commlite, Sigma).
Помощь при ручной фокусировке в виде фокус-пикинга (выделения цветом зон в области резкости) и увеличение масштаба изображения для точного наведения на резкость.
Не могу не сказать, что по-настоящему Sony α7R II раскрывает себя даже не с «родными» объективами Sony FE (хотя почти все они очень удачные), а именно с «несистемными» оптическими инструментами.
С объективом Carl Zeiss С Sonnar 50mm F1.5 ZM (для Leica-M) | С объективом Voigtländer Nokton 50mm F1.1 VM (для Leica-M) | С объективом Canon FD 50mm F1.2L |
Общие впечатления
Появления Sony α7R II я ждал с нетерпением и довольно долго. Анонс камеры состоялся 10 июня 2015 года, но в продаже у официальных дилеров она довольно долго не появлялась. 8 сентября я был по делам в Минске, поздним вечером на мой мобильный поступил звонок из Москвы от сотрудника интернет-магазина. Он сообщил, что мне готовы привезти Sony α7R II. Вернувшись через день домой, я 10 сентября уже вскрывал ее упаковку. Так началась более чем двухлетняя история этой камеры в моей фотобиографии.
В комплекте поставки обнаружились: камера с крышкой на байонет, объемистое из-за обилия языковых версий руководство по эксплуатации, шейный ремень, источник питания для зарядки батареи внутри камеры (привычный для системы Sony E) и кабель Micro-USB. Очевидно, стремясь подчеркнуть класс новой камеры, возросший до профессионального, производитель кладет в коробку не одну батарею, а две и добавляет второе (автономное) зарядное устройство с набором вилок для электрических розеток разных стран мира.
Камера в руках
С Sony Zeiss Sonnar T* 35mm F2.8 ZA, выпущенным в первых рядах оптики для Sony α7R вскоре после ее анонса. Он и поныне остается одним из самых компактных автофокусных объективов для камер 7-й серии. | С неавтофокусным Voigtländer Nokton Classic 40mm f1.4 VM (байонет Leica M) и «безымянным» китайским геликоидным адаптером, позволяющим уменьшить минимальную дистанцию фокусировки, значительную у объективов Leica-M. |
Камера — столь же незаменимый и так же горячо любимый инструмент для фотографа, как скрипка — для музыканта, и между ними много общего; с той разницей, что музыкальный инструмент воспроизводит, а фотографический — воспринимает. К тому же в камере любые технические новшества задают тон игре и «звучат» намного громче. Нужно сказать, что в моем отношении к фотографии всегда было что-то от мира высокой гармонии, и я всерьез воображал, будто это немая музыка небесных сфер, а мое занятие — что-то вроде беззвучного соло на любимом инструменте. Удобство в обращении с Sony α7R II несказанно улучшилось. В моей руке эта камера лежит примерно так же, как скрипка на плече влюбленного в нее музыканта. Видоискатель стал заметно больше, а наглазник окуляра — намного комфортнее. Правый мизинец свисает так же, не находя опоры, как и у других полнокадровых «беззеркалок» Sony.
Кнопка включения камеры перебралась на правильное место. Теперь она располагается на ручке, в передний край которой врезали колесо управления. Переключатель выбора режимов оснастили фиксатором, без нажатия на который колесо теперь не повернешь, и правильно сделали. Правда, я и раньше ни разу случайно не сдвинул его в другое положение, но мало ли что бывает… В общем, с точки зрения пользователя традиционных зеркальных систем, Sony α7R II приобрела более привычную эргономику.
Отсек для карты памяти расположен там же, где и раньше. Случается, что он самопроизвольно открывается, когда я перехватываю камеру пальцами рабочей (правой) руки. Хорошо, что при этом камера не включает тревогу и не прекращает снимать. Возможность использовать вторую флеш-карту, как это принято в профессиональных камерах других систем, не добавили, зато — не очень понятно зачем — изменили положение SD-карты в корпусе: у «старших сестер» она устанавливалась в слот спереди назад, а теперь — справа налево. На мой взгляд, от этого ничего не изменилось, а вот выработанному ранее автоматизму вредит.
Замок крышки батарейного отсека теперь ориентирован иначе и требует большего усилия для открытия. Это я приветствую, потому что часто задеваю замок пальцами; раньше от этого крышка сразу открывалась, а теперь — нет.
На беду свою, старая «хворь» беззеркальной системы Sony прогрессирует — я имею в виду неадекватность батареи потребностям камер. Sony α7R II стала расходовать энергию еще быстрее, чем ее предшественница; при включенном дисплее процент заряда снижается буквально на глазах.
Уже через несколько месяцев работы меня перестал устраивать «фирменный» наглазник: если солнце светит справа или справа-сверху, он не спасает, и я начинаю испытывать серьезные неудобства при визировании. Но довольно быстро на eBay и в магазине Amazon появились отличные резиновые наглазники сторонних производителей.
Резиновый наглазник DJJ сделан удачно. (На Sony α7R II c Mitakon Speedmaster Pro II 50mm F0.95.) |
Особенности съемки
Высокие ISO
До появления Sony α7R II в мире была только одна камера с хорошей переносимостью высоких ISO — опять-таки «беззеркалка» и опять-таки Sony, модель α7S. Но вторая модель в линейке α7R оказалась способной на многое. Покажу здесь и сейчас, сразу.
Снимок, представленный ниже, сделан сентябрьской ночью, в глухом предрассветном мраке (около 4:40 утра) в каменистой пустыне Мохаве, на территории предприятия по разработке полезных ископаемых Сирлс Валли Минералз (Searles Valley Minerals) в городке Trona (округ Сан-Бернардино, Калифорния, США).
Sony α7R II с объективом Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 ZA при f/1,8; 1/60 c; ISO 2500 |
Этим фото я даю понять, что сюжет снят, во-первых, с рук, без штатива, во-вторых, при достаточно высоком значении эквивалентной светочувствительности, и в-третьих, на максимальном раскрытии диафрагмы (разумеется, это уже не камера, а объектив). Результат —, а это можно видеть при рассматривании фото в масштабе 1:1 — доказывает, что даже в том случае, когда ситуация исключает использование штатива, не стоит, сожалея, убирать камеру в сумку — лучше сделайте снимок, и он вполне может удовлетворить по качеству.
Кстати, приведу пример панорамы, снятой там же и тогда же. Нет, это не внутрикамерная работа — при таковой файлы RAW (ARW) не сохраняются, остается лишь результирующий JPEG (а я люблю, когда RAW остаются). В тот раз я сделал с рук четыре горизонтальных кадра, а потом, уже по возвращении, «сшил» их с использованием Kolor Autopano Giga 4.4.
Объектив Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 ZA при f/1,8; 1/60 c; ISO 2500. Панорама из четырех горизонтальных кадров |
Теперь проверим возможности Sony α7R II при съемке другого сюжета, при более высоком ISO. Это интерьер площадки ArtiHall в Москве. Я использовал здесь внутрикамерный «шумодав» при средних показателях его нагрузки.
С объективом Voigtländer Ultra Wide Heliar 12mm F5.6 VM при f/5,6; 1/30 c; ISO 6400 |
Как хотите, но даже в масштабе 1:1 я не могу различить шумовых артефактов. Конечно, можно посетовать на то, что детализация несколько снижена, но в этой сцене мелкие детали не составляют сути (важны крупные пятна света), поэтому с такими недостатками легко мириться.
А вот еще один пример, совсем свежий. Это парадная лестница ресторана High Light в Нью-Йорке, снятая с рук 24 октября 2017 г. на максимуме разрешенного ISO (этот запрет выставляется в меню).
С объективом Sony FE 12–24mm F4 G при 12 мм; f/4; 1/30 с; ISO 12800 (экспокоррекция при съемке +2 EV) |
Шум, конечно, заметен, но только при разглядывании в масштабе 1:1 и там, где его наличие ничего не решает. К тому же сама структура «шумовых эффектов» благоприятствует сюжету, поскольку артефакты в своем подавляющем большинстве монохромные и достаточно мягкие, не контрастные, без четкой очерченности их границ и потому не создающие негативного впечатления.
А вот, пожалуй, самый «нельстивый» для камеры пример — в том смысле, что «шумовые эффекты» здесь неприкрытые. Это угол 9-й авеню и 13-й улицы в Нью-Йорке в 4 часа утра местного времени. Снято через оконное стекло гостиничного номера на 10-м этаже. Я специально не использовал штатив, чтобы проиллюстрировать возможность съемки и таких сюжетов с рук. Баланс белого откорректирован при постобработке «по вкусу».
С объективом Sony FE 12–24mm F4 G при 12 мм; f/4; 1/15 с; ISO 12800 |
Артефакты зашумленности хорошо заметны, особенно на ночном небе. Но давайте всё же помнить, что это ISO 12800. Будем снисходительны: много ли камер могут похвастать таким результатом при столь высоком значении эквивалентной светочувствительности?
Теперь о том, какие возможности предлагает нам сенсор Sony α7R II при обработке фотографий. Я имею в виду возможность корректировать экспозицию, ослаблять света и выявлять детали в тенях. Снимок ниже сделан со штатива в древней пещерной церкви подземного города Ачик-Сарай (Гюзельюрт, Каппадокия, Центральная Анатолия) объективом Voigtländer Hyper Wide Heliar 10mm F5.6 VE при f/11; 1/5 с; ISO 100. Умышленно допущена недодержка −2 EV, чтобы не потерять детали в ярких светах. В ходе постобработки в Adobe Camera RAW использован профиль объектива и введена коррекция экспозиции, ослабление светов и просветление теней.
Исходный снимок без коррекции | Коррекция: экспозиция +5 EV; света −80; тени +50; белые +15; затемнение +50 |
В ходе «проявки» я увеличил экспозицию на целых пять ступеней. И что же? Конечно, шумы возросли, но их уровень остается вполне терпимым, и большинство шумовых артефактов — монохромные, цветных единицы. При таком подходе мне удалось «законсервировать» детали в светах, которые неизбежно были бы уничтожены при установке правильной экспозиции, а тем более при передержке в +2 EV, которую полагалось ввести по классическим правилам фотографии — вот соответствующая иллюстрация. Снято тем же, там же и тогда же при f/11; 30 c; ISO 100 (передержка +2 EV). Предпринята попытка извлечь детали в зоне пересвета путем ослабления светов.
Исходный снимок без коррекции | Коррекция: света −80 |
Детали в зоне пересвета отсутствуют, взять их неоткуда. Выходит, что я был прав, не используя экспокоррекцию и понадеявшись на возможности постобработки.
Конечно, есть еще спасительный вариант HDR (High Dynamic Range, то есть широкий динамический диапазон). Чтобы выровнять контраст сцены и выявить детали как в светах, так и в тенях, нужно сделать несколько кадров с изменением экспозиции в сторону уменьшения и увеличения, например +2 EV, +1 EV, 0 EV (нормальная экспозиция), −1 EV, −2 EV, а затем «сшить» их в специальной программе. Однако в динамичных сюжетах это начисто исключается: все, что движется, успевает переместиться, и мы получаем малопривлекательную картинку с «тенями» и «призраками» в разных местах кадра, контуры которых смазаны, двоятся и троятся и т. д. Поэтому возможности коррекции фото при постобработке не имеют альтернативы, а мы убедились в том, что эти возможности очень широки.
Для полноты картины я все же приведу пример HDR, благо сюжет для того и снимался. Итак, 5 кадров, сделанных со штатива при f/11, но разных значениях выдержки, и результирующий вариант в виде их склейки в приложении Photomatix 6.0.1, которое я предпочитаю использовать в большинстве подобных ситуаций.
По мотивам исследования возможностей работы на высоких ISO я позволю себе заключить следующее:
- Переносимость высоких значений светочувствительности у Sony α7R II просто небывалая. ISO вплоть до 3200 практически не оказывает негативного влияния на картинку. Во многих случаях можно использовать ISO 6400, а в отдельных ситуациях — даже ISO 12800.
- В ходе постобработки можно без особых ограничений увеличивать экспозицию на +4/+5 EV, причем увеличение шума при этом будет меньше, чем вызванное подъемом ISO на соответствующее число ступеней при съемке.
Цветность и баланс белого
Цветопередача у Sony α7R II значительно улучшилась по сравнению с предшественницей. Ниже друг рядом с другом стоят два фото, снятых последовательно при помощи Sony α7R и Sony α7R II с объективом Sony FE 28mm F2 при максимальном раскрытии; 1/45 c; ISO 3200.
Sony α7R | Sony α7R II |
На снимках видно, что предшественница нашей героини прямо-таки пасует перед действительностью со своим балансом белого и даже не пытается довести его до сколько-нибудь приемлемого состояния. А вот автоматика Sony α7R II прекрасно оценила, что именно должно быть белым в кадре, и постаралась на славу. Замечу, что дальнейшее «вытравливание» желтизны неизбежно привело бы к появлению синей окраски на белых досках забора и фонарях.
Автоматический баланс белого ведет себя очень достойно в большинстве съемочных ситуаций, поэтому потребность менять что-либо вручную возникает чаще по соображениям вкуса фотографа, чем по реальной необходимости. Вот три сцены, снятые при совершенно разных условиях освещения.
Купол храма Спаса на Крови. Санкт-Петербург. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16–35mm F4 ZA OSS при 16 мм; F4; 1/15 c; ISO 400 | Площадь Армии ночью. Куско, Перу. Voigtländer Ultron 21mm F1.8 VM (для Leica-M, с адаптером) при F4; 1/20 c; ISO 800 | У Адмиралтейской набережной. Санкт-Петербург. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16–35mm F4 ZA OSS при 21 мм; F4; 1/15 c; ISO 160 |
Как видим, автоматика выставляет цветность достаточно правильно. Можно, конечно, придраться к некоторому «подтягиванию» синих тонов, но это необходимость, поскольку во всех трех сюжетах преобладает желтизна искусственного освещения.
Кстати, ночные снимки, закаты и рассветы удаются сенсору практически безупречно. Вот три примера работы автоматики в этих сложных условиях.
Москва-Сити. Вид с набережной Тараса Шевченко. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16–35mm F4 ZA OSS при 16 мм; F8; 8 c; ISO 100 (экспокоррекция +1 EV) | Ночная прогулка на теплоходике по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Фонтанка. Voigtländer Nokton 50mm F1.1 при F1,1; 1/60 c; ISO 2500 | Рассвет над горами Манти — Ла Саль. Моав, Юта, США. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16–35mm F4 ZA OSS при 19 мм; F5,6; 1/200 c; ISO 100 |
Конечно, можно без конца к чему-нибудь придираться: тут много синевы, здесь появилась зелень и т. д. Но я хочу показать, что в большинстве случаев результаты приемлемые, достаточно выверенные, а коль скоро захочется что-то изменить — так на то и существует постобработка.
На практике очень важно и то, как автомат работает с цветностью кожи и вообще управляется с портретами. Приведу три фото, сделанных в разных условиях освещения.
Светодиодная лампа белого света. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/60 c; ISO 800 | Газоразрядная лампа белого света. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/30 c; ISO 500 | Рассеянный дневной свет из окон. Sony FE 70–300mmm F4.5–5.6 G OSS при F5,6; 1/30 c; ISO 1600 |
Я бы немного подправил цветность вслед за автоматом лишь в третьем случае (правое фото). Как ни странно, это должна была быть самая несложная ситуация (дневной свет), но здесь откуда-то взялись зеленоватые тона (вероятно, автоматика хотела пригасить лиловые оттенки).
Контраст, тональность и цвета
В таких тонкостях, как контраст, «пластика», тональные градиенты, цветовые вариации и прочее в том же духе нет ни четких критериев оценки, ни количественных показателей «удачности» воспроизведения. Здесь все измеряется только ощущениями: нравится — не нравится. Поэтому прошу меня извинить, что я говорю «нравится» и просто показываю примеры.
Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/250 c; ISO 100 | Sony Carl Zeiss Planar T* 85mm F1.4 ZA при F1,7; 1/160 c; ISO 100 | Voigtländer Heliar Classic 75mm F1.8 при F2; 1/750 c; ISO 100 |
А пейзажная работа — это то, для чего, собственно, и создавалась камера с таким разрешением сенсора.
Каньон в каньоне. Моав, Юта, США. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F2,8; 1/3000 c; ISO 100 | Священная долина инков. Писак, Перу. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16–35mm F4 ZA OSS при 30 мм; F5,6; 1/125 c; ISO 100 | Долина Замков. Ла-Саль, Юта, США. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F2; 1/4000 c; ISO 100 |
Впрочем, фотосъемка животных — тоже очень достойное занятие для Sony α7R II. И справляется она с этим достаточно хорошо.
Лемур. Монастырский зоопарк. Бангкок, Таиланд. Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm F1.8 ZA при F1,8; 1/125 c; ISO 640 | Морские котики. Острова Байестас. Паракас, Перу. Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS при F6,3; 1/125 c; ISO 100 | Верблюд. Петра, Ма«ан, Иордания. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/250 c; ISO 100 |
В заключение по поводу градаций и прочего хочется заметить, что работа камеры с цветом очень аккуратная. Совсем недавно некоторые задачи в цифровых камерах решались скверно: моноцвет (чаще всего синий) «переливался» через заполняемые им площади и окрашивал соседние регионы, в которых надлежало быть другим цветам. Бороться с этим было крайне сложно, и единственным действенным методом оставалась прямая правка картинки вручную. У Sony α7R II тут все на высоте.
Sigma 35mm F1.4 DG HSM Art с адаптером LA-EA3; F1,4; 1/60 c; ISO 1600 | Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/45 c; ISO 100 | Sigma 35mm F1.4 DG HSM Art с адаптером LA-EA3; F1,4; 1/30 c; ISO 400 |
Моноцвета стоят по своим местам и никуда не дрейфуют. Получив «заряд бодрости и оптимизма», перейдем теперь к некоторым спорным моментам нашей героини.
Автоматическая экспонометрия
Если ситуация типичная и несложная, то экспонометр работает безукоризненно. Но иногда случаются сюрпризы: какой режим экспозамера ни выбирай, камера допускает недодержку от ½ EV до 1½ EV. Это связано, очевидно, с тем, что автоматика пытается сберечь света от «выбивания» и законсервировать детали изображения, которые можно было бы извлечь оттуда. Вот примеры снимков форта «Император Александр I», он же Чумный (Кронштадт):
Правильно с точки зрения автомата. Получилась недодержка в одну ступень | Правильно с моей точки зрения. При съемке ввел экспокоррекцию +1 EV |
Вот еще, тоже при достаточно высоком контрасте сцены. Это сквер у гостиницы «Radisson Украина».
Правильно с точки зрения автомата. Получилась недодержка в одну ступень | Правильно с моей точки зрения. При съемке ввел экспокоррекцию +1 EV |
На самом деле, я привел эти примеры не для того, чтобы бросить тень на компетентность камеры, а скорее для того, чтобы дать понять, что камера предпочитает беречь света (и правильно делает, кстати). И к тому же, зачем нам нужны руки и голова, если все на свете доверять автоматике?
Автофокус
Работа системы автоматической фокусировки (АФ) вызывала большое количество нареканий у предшественницы нашей героини, то есть у Sony α7R. Во втором поколении АФ стал намного увереннее, четче и заметно быстрее, особенно с «родной» оптикой. Однако полностью удовлетвориться качеством его работы все-таки не удается. Ниже я поместил серию из четырех кадров, снятых в режиме следящего автофокуса по широкой центральной зоне. Это была попытка запечатлеть работу замечательного актера Дмитрия Гусева в студии во время киносъемки.
Все кадры сделаны при помощи объектива Zeiss Batis 85mm F1.8 (он оснащен встроенным оптическим стабилизатором изображения) при максимальном раскрытии, выдержке 1/200 с, ISO 100. В этой серии приемлемым можно считать лишь последний, четвертый снимок (справа внизу). На остальных определяется заметный «недолет» автофокуса.
На практике это означает, что доверять следящей системе можно лишь с серьезными оговорками. Поэтому я в подавляющем большинстве ситуаций использую не непрерывную АФ, а однократную, с раздельным наведением на объект перед каждым спуском затвора. В таком режиме результаты намного стабильнее. Вот как это было использовано при съемке пеликанов на островах Байестас в национальном заповеднике округа Паракас, Перу, в апреле 2016 г. (везде ISO 100).
Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS при 195 мм; F6,3; 1/1250 c | Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS при 195 мм; F6,3; 1/1250 c |
Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS при 135 мм; F6,3; 1/1600 c | Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS при 135 мм; F6,3; 1/1250 c |
Я использовал компактный, легкий и недорогой объектив Sony E 55–210mm F4.5–6.3 OSS (с оптической стабилизацией), который предназначается для линейки Sony NEX и более поздних моделей с сенсорами APS-C (α5xxx и α6xxx). Многие любители весьма нелестно его характеризуют из-за невысокой, по их мнению, резкости, малоприятного рендеринга цвета и пр. Меня же в походной ситуации он вполне устраивал. Интервал между отдельными кадрами составил 1,5–2 с — примерно столько уходило на перекомпоновку кадра с вращением кольца трансфокатора и перефокусировку в однокадровом режиме. Я ничего не удалял и не добавлял в этой серии. На мой взгляд, АФ отработал выше всяких похвал. Однако это, что называется, «поддавки», так как дистанция фокусировки огромная (практически бесконечность). А что происходит на расстоянии в несколько метров?
Покажу серию портретов венценосного журавля, сделанных в океанариуме «Крокус-Сити» (Мякинино, Москва) в феврале 2017 г. при помощи объектива Sony FE 70–300mm F4.5–5.6 G OSS при минимальном изменении фокусного расстояния (от 270 до 300 мм), с максимальным раскрытием на этих фокусных (F5,6) и выдержках от 1/100 до 1/125 с. Фокусировка производилась по левому глазу птицы. Дабы не загромождать и без того сложную структуру материала, я не стану приводить подписи к каждому из снимков. Интересующиеся подробностями могут найти их в данных Exif, которые полностью сохранены.
Чтобы не переливать из пустого в порожнее, позволю себе сразу представить счет: восемь резких снимков против четырех нерезких. Это означает успех в ⅔ случаев, или (округленно) 67%.
Разумеется, в такой доле «выхода годных» при однокадровой фокусировке виновата не только (и быть может, не столько) система АФ, но и время моей собственной реакции, а также скорость ответа привода объектива, поэтому валить все на автоматику просто стыдно. Практический вывод, сделанный чуть выше, подтверждается: нужно не лениться делать дубли и резервировать побольше кадров.
Выявленные недостатки отнюдь не закрывают Sony α7R II дорогу в репортажную фотографию, и доказательством тому может быть моя собственная практика (я уже два года снимаю при помощи этой камеры репортажи), но процент брака АФ, особенно в следящем режиме, значителен, и это следует учитывать при работе: в тех случаях, когда за традиционную «зеркалку» можно не волноваться, нашу подопечную следует подстраховать от неудачи, причем не на один-два кадра, а на четыре-пять, а то и больше.
Видео
Камера снимает клипы в стандарте 4K с записью логов. Качество картинки высокое и вполне может использоваться даже в профессиональной работе. Стабилизация изображения работает неплохо, но при существенной тряске, например в автомобиле, сильно не выручает. Вот примеры видео, снятых на дорогах Нью-Йорка:
Ниже сюжеты с большими перепадами яркостей. Снято у затонувшего города Кекова (Турция). Плавание на кораблике, капитан Мустафа:
Рассвет над Древней Коммагеной. Гора Немрут. Адыяман, Турция:
Итог
Sony α7R II отличается высочайшим качеством изображения с прекрасной передачей больших перепадов яркости, мелких деталей в светах и тенях, тонких нюансов светотени и цвета. При этом камера хорошо переносит высокие значения эквивалентной светочувствительности, и «рабочим» можно считать ISO 6400.
Автоматический баланс белого прекрасно справляется со своими задачами в большинстве типичных случаев и даже в условиях сложного смешанного освещения.
Автоматическая экспонометрия часто допускает недодержку, но это превентивная мера, призванная избежать пересветов и сохранить детали в зонах высокой яркости. Тем не менее, подразумевается, что фотограф станет регулярно использовать экспокоррекцию снимаемой сцены при помощи ручных установок.
Автоматическая фокусировка в следящем режиме работает недостаточно уверенно, и для получения стабильного результата следует больше полагаться на однокадровую, при которой «выход годных» составляет не менее ⅔, но все же заставляет позаботиться о резервировании кадров в виде дополнительных дублей.
Потенциал камеры по-настоящему раскрывают не только «родная» оптика Sony FE, но и близкородственные автофокусные объективы Zeiss и Minolta AF для Sony A/Minolta и «приемыши» из стана других систем, в том числе дальномерных Leica-M и Contax G/G2.
Когда этот материал уже готовился к публикации, производитель анонсировал камеру следующего, третьего поколения — Sony α7R III.
Судя по предварительно полученным сведениям, новинка оснащена тем же самым сенсором, что и Sony α7R II, поэтому все сказанное мною по поводу качества изображения Sony α7R II в полной мере применимо и к ней. Что же касается нововведений — скорострельность 10 кадров/с, улучшенный, более быстрый автофокус и усовершенствованная система внутрикамерной стабилизации изображения, а также новые батареи с повышенным ресурсом — я это всячески приветствую, буду рад оценить в практической работе и поделиться своими впечатлениями с читателями, если, конечно, удастся заняться этим вплотную.
Авторский альбом фотографий, снятых за два года с помощью камеры Sony α7R II, можно посмотреть здесь: Sony α7R II (ILCE-7RM2)
Полный текст статьи читайте на iXBT