Системная беззеркальная камера Olympus OM-D E-M1X: профи штатив не нужен
Прошло два с половиной года с момента выхода в свет предыдущей топовой модели производителя, и 24 января 2019 г. была анонсирована героиня нашего сегодняшнего обзора.
Главное
- КМОП-сенсор 20 Мп типоразмера Микро 4:3
- Внутрикамерная пятиосевая система стабилизации изображения (выигрыш до 7,5 ступеней экспозиции)
- Гибридный автофокус с крестообразными фазовыми датчиками (121)
- Функция определения лиц и глаз при автофокусировке
- Два процессора обработки изображений TruePic VIII
- Блок для удержания камеры в вертикальном положении с дублированными органами управления
- Эквивалентная светочувствительность ISO 200—25600 (расширение до ISO 64)
- Скорострельность до 60 кадров/с без автофокуса и до 18 кадров/с с автофокусом
- Режим Pro Capture с активацией съемки при нажатии кнопки спуска затвора наполовину
- Режим Hi-res shot с разрешением до 50 Мп без использования штатива
- Сенсорный дисплей, подвижный во всех плоскостях
- Съемка видео в Cinema 4K (4096×2160) и UHD 4K (3840×2160)
- Встроенный нейтральный светофильтр переменной плотности (до −5 EV)
- Два слота для SD-карт (UHS-II)
- Отсек для двух аккумуляторных батарей с их зарядкой в камере через USB
- Улучшенная защита от пыли и влаги.
Изучим спецификации новой камеры, представленные производителем.
Технические характеристики
Модель | Olympus OM-D E-M1X |
---|---|
Байонет | Микро 4:3 |
Сенсор | CMOS 17,3×13 мм |
Разрешение сенсора | 20 млн эффективных пикселей1 (5184×3888) |
Процессор | 2×TruePic VIII |
Формат записи фотоснимков | 5184×3888, JPEG (Exif 2.3), RAW (ORF) |
Форматы записи видео | Cinema 4K: 4096×2160 при 24p с потоком 237 Мбит/с; UHD 4K: 3840×2160 при 30/25/24p с потоком 102 Мбит/с; Full HD: 1920×1080 при 120/60/50/30/25/24p; HD: 1280×720 при 60/50/30/25/24p |
Формат файлов видео | MOV, MPEG-4 (H.264), звук Linear PCM стерео 16 бит/48 кГц |
Макисмальная длительность записи видео | 29 минут |
Художественные эффекты | поп-арт, мягкий фокус, мягкий свет, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс-процесс, драматическая тональность, нежная сепия, контурная резкость, акварель, винтаж, фильтр Partial Colour, Bleach Bypass |
Цветовые пространства | sRGB (sYCC); Adobe RGB |
Баланс белого | авто, солнечный свет, облачно, в тени, под водой, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка, выбор цветовой температуры (2000—14000°К), ручная установка (4 значения) |
Автофокусировка (АФ) | гибридная (комбинированная) фазовая и контрастная; 121 зона фазовой детекции (крестообразные датчики) |
Зоны АФ | точечная, группа точек (5/9/25), настраиваемая область |
Рабочий диапазон АФ | от −6 до +20 EV2 |
Режимы фокусировки | однокадровая, следящая, прогнозирующая следящая, ручная |
Автоэкспонометрия (АЭ) | 324-зонная TTL; матричная, центровзвешенная, точечная, по максимальной и минимальной яркости |
Рабочий диапазон АЭ | от −2 до +20 EV3 |
Экспозиционные режимы | P (программный), S (приоритет выдержки), A (приоритет диафрагмы), M (ручной) |
Экспокоррекция | ±5 EV с шагом ⅓, ½ или 1 EV4 |
Автобрекетинг | по экспозиции: 2, 3, 5 кадров с шагом ⅓, ⅔, 1 EV и 7 кадров с шагом ⅓, ½, ⅔ EV; по ISO: 3 кадра с шагом ⅓, ½, ⅔ EV; по балансу белого: 3 кадра с шагом 2, 4 или 6 ступеней майред в режиме HDR: 5 кадров с шагом 2 или 3 EV, 7 кадров с шагом 2 EV со сдвигом точки фокусировки: от 3 до 999 кадров с шагом 1—10 уровней5 |
Эквивалентная светочувствительность | ISO 64 — 25 600, расширение до ISO 64 |
Затвор | шторно-щелевой вертикального хода с электронным управлением |
Скорость затвора | механический затвор: 60—1/8000 с, bulb (выдержка от руки) до 30 мин электронный затвор: 60—1/32000 с |
Выдержка X-синхронизации | 1/250 с, 1/8000 с (Super FP) |
Автоспуск | 2 с, 12 с, пользовательская установка |
Скорость съемки серией6 | режим H, бесшумная: 60 кадров/с (15, 20, 30 или 60 кадров/с); режим H: 15 кадров/с (10—15 кадров/с); режим L, бесшумная: 19 кадров/с (1—10 б 15 или 18 кадров/с) режим L: 10 кадров/с (1—10 кадров/с); режим L + антишок: 8,5 кадров/с (1—8 кадров/с); Pro Capture H7: 60 кадров/с (15, 20, 30 или 60 кадров/с); Pro Capture L8: 18 кадров/с (1—10, 15 или 18 кадров/с); |
Емкость буфера9 | режим H, 15 кадров/с: 103 RAW, 132 JPEG; режим L, 10 кадров/с: 287 RAW, JPEG до заполнения носителя; режим H, 60 кадров/с: 49 RAW, 49 JPEG; режим L, 18 кадров/с: 74 RAW, 89 JPEG |
Стабилизация изображения | пятиосевая, основанная на компенсирующих дрожание перемещениях сенсора; эффективность — до 7,5 EV10 или до 7 EV11 |
Встроенный фильтр нейтральной плотности (Live ND)12 | ND2 (−1 EV), ND4 (−2 EV), ND8 (−3 EV), ND16 (−4 EV), ND32 (−5 EV) |
Съемка фото в высоком разрешении13 | разрешение кадра в JPEG 50 Мп (8160×6120) и 25 Мп 5760×4320, в RAW при съемке со штатива — 80 Мп (10368×7776), при съемке с рук — (8160×6120) |
Видоискатель | 2,36 млн точек; охват ≈100%; увеличение 0,8× при фокусном 50 мм, фокусировке на бесконечность и коррекции −1 дптр; коррекция от −4 до +2 дптр; развертка 120 кадров/с |
Дисплей | 3″ TFT, откидной, сенсорный, разрешение 1,04 Мп, охват ≈100% |
Встроенная вспышка | нет |
Интерфейсы | USB 3.1 (Type C), HDMI (Type D), вход микрофона, выход на наушники, «горячий башмак» (ISO 518), разъем для подключения пульта ДУ |
Беспроводная связь | Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n/a/ac), Bluetooth 4.2 BLE |
Карты памяти | два слота для SD/SDHC/SDXC (UHS-II) |
Встроенные сенсоры | GPS, термометр, манометр, компас |
Защита от пыли и влаги | есть |
Батарея | литий-ионный аккумулятор BLH-1; 1720 мА·ч; 870 кадров (по CIPA) |
Размеры | 144×147×75 мм |
Вес (с двумя батареями и двумя картами памяти) | 997 г |
2 С объективами Olympus M.Zuiko Digital, при при F1,2 и ISO 100.
3 С объективом Olympus M.Zuiko Digital 17mm F2,8 при ISO 100.
4 При съемке фото в HDR и видео диапазон ограничен ±3 EV.
5 Можно использовать с автофокусными объективами Olympus:
M.Zuiko Digital ED 7–14mm F2.8 Pro
M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro
M.Zuiko Digital ED 12–100mm F4.0 IS Pro
M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro
M.Zuiko Digital ED 8mm F1.8 Fisheye Pro
M.Zuiko Digital ED 30mm F3.5 Macro
M.Zuiko Digital ED 60mm F2.8 Macro
M.Zuiko Digital ED 300mm F4.0 IS Pro.
6 С объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro. На показатели скорострельности влияют тип объектива, яркость сцены, значения диафрагмы, выдержки и ISO. При ISO 8000 и выше скорострельность ограничена 30 кадрами/с. При брэкетинге по ISO и установке ISO 2000 скорострельность будет ниже. При съемке в режиме H автофокус и параметры экспозиционной триады фиксируются по первому кадру для всех снимков серии.
7 В этом режиме нельзя устанавливать длительные выдержки и использовать вспышку.
8 В этом режиме Нельзя устанавливать длительные выдержки и использовать вспышку. Максимальное диафрагмирование ограничено F8.
9 С объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro и картой памяти Toshiba SDXU-D032G со стандартными настройками, установленной в слоте 1. Скорость съемки имеет приоритет над установкой ISO автоматикой.
10 По CIPA; с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12–100mm F4 Pro (фокусное расстояние = 100mm) при выключенной системе оптической стабилизации;
11 По CIPA; с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro (фокусное расстояние = 40mm).
12 При съемке фото и видео с приоритетом выдержки (режим S) или ручными установками (режим M). Верхний предел эквивалентной светочувствительности составляет ISO 800, минимальная длительность экспозиции составляет 1/30 с при ND2 и увеличивается с ростом плотности фильтра.
13 Только в режимах P, A, S, M. Диапазон выдержек от 60 с до 1/8000 с. Запись в JPEG или JPEG + RAW. Вспышку использовать нельзя. RAW можно обработать в камере.
В ходе анонса новинки производитель подчеркивал ее важнейшие приобретения:
- улучшенная эргономика, включающая встроенную ручку для удержания камеры в вертикальном положении и идентичность системы управления аппаратом в его горизонтальной и вертикальной ориентации
- большое увеличение и скорость кадровой развертки электронного видоискателя
- улучшенная защита от пыли, капель воды и перегрева (на солнце)
- гибкое настраиваемое меню с возможностью персонального отбора до 35 функций
- улучшенный автофокус с новым алгоритмом, подразумевающим запись данных в режиме реального времени
- еще более высокая производительность
- высокое качество изображения
- высокая мобильность
- превосходное качество видео.
Конструкция
Всякое изделие начинается с коробки, но в фотоделе упаковка товара преследует не только чисто рациональные, практические цели, но и психологические, то есть маркетинговые. Простая задача компактно расположить внутри себя и предохранить содержимое от механических повреждений, пыли и влаги дополняется еще одной — способствовать продвижению изделия путем визуальной рекламы содержимого коробки.
Дизайн упаковки призван следовать минимализму, но при этом не лишен некоторой претенциозности, особенно по части весьма активной аббревиатуры «OM-D».
В комплекте с камерой поставляются традиционный фирменный шейный ремень, кабель USB, два аккумулятора и два зарядных устройства.
Новинка отличается изобилием разнообразных органов управления. Значительное их количество находится на передней поверхности. Слева от байонетного кольца расположены кнопки активации баланса белого (верхняя) и контроля глубины резкости (нижняя). в этой же последовательности они дублированы для нажатий при использовании вертикальной ручки. Справа на 3 часах помещена кнопка освобождения объектива.
С установленным объективом Olympus M. Zuiko Digital 12–40mm F2.8 Pro камера смотрится весьма гармонично, да и баланс этой связки вполне хорош: будучи установленным на плоскую поверхность, этот тандем держится неплохо и не предпринимает попыток упасть на оправу передней линзы.
Спереди на вертикальной ручке повторены главные органы управления камерой: кнопка спуска затвора, переднее колесо выбора параметров съемки, кнопки установки значений экспокоррекции и ISO.
Сзади на ручке имеются вторая кнопка экспопамяти, второе заднее колесо установки параметров съемки и второй джойстик для выбора фокусировочной точки.
В нижней части вертикальной ручки под специальной заглушкой находится разъем для подключения внешнего источника питания.
Вертикальная ручка, как ей и полагается изначально, вмещает в себя кассету для двух батарей, входящих в комплект поставки камеры. Вставленная кассета блокируется ключом с поворотной ручкой, которая надежно фиксирует источники питания в корпусе, плотно прилегает к корпусу в закрытом положении и поэтому не цепляется за одежду и элементы экипировки, включая шнурки, ремни проч.
В новинке используются те же самые батареи, что и в предшествующей модели, Olympus OM-D E-M1 Mark II. Это облегчает решение вопроса с преемственностью, тем более что емкости даже одного-единственного источника питания хватает, как минимум, на полдня работы, даже при учете возросших энергетических потребностей героини нашего обзора.
Сзади помимо окуляра видоискателя с его широким наглазником выделяются дисплей (на фото вверху он в целях сохранности развернут к корпусу), пятипозиционный переключатель с центральной кнопкой подтверждения (OK), функциональные рычажок и кнопка (Fn), которым по умолчанию присвоена активация режима LiveView, кнопка экспопамяти, заднее колесо селектора параметров, джойстик выбора точки фокусировки, рычажок блокировки органов управления и т. д. Отменим, что возможности настройки камеры «под себя» весьма широки: органам управления можно назначить до 39 разных функций.
В нижней части корпуса, которая образует ручку для удержания камеры в вертикальном положении, установлены кнопки вызова меню, стирания отснятого материала, переключения между картами памяти, активации баланса белого, просмотра кадров и видео, а также рычаг функциональной блокировки органов управления (предохранение от случайного нажатия или смещения), второй джойстик и светодиодные индикаторы процесса записи данных на носители информации.
В совокупности с детализированным меню, вызванным на дисплей камеры, вся задняя панель представляет собой не то чтобы очень простой, но весьма удобный пульт управления.
Камера оснащена дисплеем, обладающим подвижностью по всем осям. Как приведено на фото выше, в нерабочем состоянии его можно развернуть тыльной стороной к себе, чтобы избежать загрязнений и царапин, а при необходимости открыть, как книгу, для установки нужного параметра или просмотра отснятого материала.
Если совершенно случайно профессионалам, на которых ориентирована Olympus OM-D E-M1X, придет в голову сделать селфи, это можно реализовать просто и быстро, развернут дисплей в ту же сторону, что и объектив.
Естественно, что экран ориентируется и в других плоскостях, помогая визировать при съемке под ноги с высокой точки, при фотографировании над головами и над поверхностью земли или воды.
На верхней панели камеры сосредоточены главные селекторы режимов работы. Навершие камеры — традиционный «горячий башмак» для подключения вспышек, радиотриггеров, установки микрофона и других принадлежностей.
Левый селектор представлен тремя кнопками: левая для выбора режима и зоны автофокусировки, верхняя — для установки параметров «протяжки пленки» (однократная съемка, серия, автоспуск и т. д.), правая — для управления съемкой с брэкетингом. Под селектором находится привычный у камер Olympus рычаг выключения питания.
Правый селектор привычен для нас по пленочным и цифровым камерам других систем. Помимо традиционных для любого аппарата опций P (программный), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), M (ручной) он содержит B (Bulb — выдержка «от руки», или экспозиция по времени), четыре набора параметров, определяемых пользователем (C1, C2, C3, C4), а также режим видеосъемки. Активация последней может быть назначена кнопке спуска затвора, но для этого имеется и собственный орган управления — крайний справа, маркированный красным кружком.
Снизу нет ничего особенного, лишь стандартная резьба ¼″ для крепления на штативе и панель с серийным номером изделия.
Справа на камере имеется отсек для носителей информации, крышка которого имеет замок такой же конструкции, как и замок батарейного отсека. Для получения доступа к картам памяти его нужно подцепить ногтем, перевести в горизонтальное положение и повернуть на 90°.
Камера располагает двумя слотами для карт памяти SD, причем оба поддерживают работу по высокоскоростному стандарту UHS-II. Загрузка и извлечение носителей производятся традиционным образом.
Слева под заглушками сосредоточены разъемы проводных интерфейсов камеры.
Под отдельной заглушкой, расположенной выше остальных (на фото она закрыта) помещается аудиовход для микрофона, под ним — выход на наушники, коннекторы HDMI (Type D) и USB 3.1 (Type C).
Сенсор
Новинка использует тот же сенсор, что и ее предшественница. Это 20-мегапиксельная МОП-матрица типоразмера Микро 4:3 с традиционным, фронтальным расположением слоя проводников, то есть над светоприемными ячейками, а не под ними, как это принято в альтернативных сенсорах с обратной подсветкой.
Процессор
Разработчики Olympus OM-D E-M1X обещают усовершенствованный автофокус и более высокую скорострельность, чем ранее. Поэтому вычислительная мощность камеры практически удвоена по сравнению с предшествующей моделью.
Теперь на печатной плате камеры располагаются сразу два микропроцессора TruePic VIII, то есть аппарат обслуживает главный вычислитель в двухкорпусной реализации.
Затвор
Механический затвор шторно-щелевого типа с электронным управлением установлен в фокальной плоскости.
Согласно данным производителя, его ресурс составляет 400 000 циклов, а возможность отрабатывать автоматические выдержки — стандартная для профессиональных систем (от 60 до 1/8000 с). В случае нехватки длительности экспозиции можно воспользоваться режимом «от руки», а если необходима более короткая выдержка, то перейти к использованию электронного затвора, у которого минимальная экспозиция составляет 1/32000 с.
Для скрадывания последствий сотрясений камеры, вызванных работой затвора, производителем реализован режим «антишок» и возможность работы с электронной передней шторкой.
Подобно предшествующим моделям, Olympus OM-D E-M1X предлагает опцию съемки в высоком разрешении. В этом режиме камера автоматически делает несколько снимков, а затем сшивает их в виде JPEG и RAW. Эта функция реализована в двух вариантах: для съемки со штатива, когда можно получить результирующее изображение с разрешением 80 Мп, и для съемки с рук, когда на выходе формируется снимок 50 Мп. В параметрах обоих режимов можно задать задержку спуска затвора для «успокоения» вибраций камеры в интервале от ¼ с до нескольких секунд.
Наибольший практический интерес представляет вторая опция, поскольку она позволяет получить картинку, превосходящую стандарт Микро 4:3 в 2,5 раза, без дополнительного оборудования и какой бы то ни было подготовки.
Стабилизация
Камера снабжена встроенной пятиосевой системой стабилизации (IBIS, In-Body Image Stabilization), основанной на компенсации последствий дрожания рук фотографа ответными перемещениями сенсора.
По данным производителя, у Olympus OM-D E-M1X эффективность IBIS предоставляет выигрыш до 7,5 ступеней по длительности экспозиции при съемке с рук без «смаза» изображения. Правда, это возможно только при использовании объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12–100mm F4 Pro в положении максимальной трансфокации (при фокусном расстоянии 100 мм, то есть 200 мм в полнокадровом эквиваленте) и выключенной системе его собственной оптической стабилизации, а с другой «фирменной» оптикой Olympus обещает лишь 7 ступеней, однако, и это представляет собой огромный запас, который на практике перекрывает требования большинства съемочных ситуаций и позволяет снимать с рук ночью (подробнее см. в разделе, посвященном практической фотосъемке).
Автофокусировка
Система автофокусировки (АФ) гибридная, фазовая и контрастная. Фазовых датчиков насчитывается 121 в поле зрения, причем они покрывают до 80% площади кадра.
АФ сохраняет работоспособность в диапазоне от −6 до +20 ступеней по яркости.
При съемке можно выбирать ширину зоны АФ.
Работа АФ подразумевает запись данных об объекте в режиме реального времени. Что это представляет собой, не вполне понятно, но производитель приводит вот такие графики.
Видоискатель
Электронный видоискатель (ЭВИ) представляет собой микроэкран и жестко привязанную к нему оптическую систему из целых четырех линз.
Полезные качества ЭВИ — высокая скорость обновления (120 кадров/с) и значительная кратность увеличения (1,83×). Силу рефракции окуляра можно регулировать в диапазоне от −4 до +2 диоптрий.
Меню
Меню подробное и разветвленное, логично структурированное и снабженное подсказками по всем основным настраиваемым параметрам. Все это характерно для камер Olympus вообще и для нашей героини в частности. Ниже приводим скриншоты большинства позиций меню.
Конкуренты
Подыскивая модели камер для сравнения с нашей подопечной, мы оказались в состоянии некоторого замешательства, поскольку трудности оказались принципиальными. А виной тому — последние новости из стана Panasonic, который недавно анонсировал сразу две беззеркальные камеры, но отнюдь не Микро 4:3, а полнокадровые и, кажется, расстался со своей прежней эволюционной линией.
Мы всегда сопротивлялись попыткам сравнения фотоаппаратов по одному лишь признаку их маркетингового позиционирования, без учета типоразмера сенсоров, особенностей конструкции и цены, а между тем для соблюдения принципа соответствия у нас не оказалось новых кандидатов, так как на сегодняшний день Olympus остался в микромире 4:3 в одиночестве. Похоже, что отныне ему предстоит конкурировать лишь с самим собой.
Модель | Olympus OM-D E-M1 Mark II |
Olympus OM-D E-M1X |
Panasonic Lumix DC-GH5S |
Panasonic Lumix DC-G9 |
---|---|---|---|---|
Дата анонса | 19 сентября 2016 г. | 24 января 2019 г. | 8 января 2018 г. | 8 ноября 2017 г. |
Корпус | металл | металл | металл | металл |
Защита от пыли и влаги | есть | есть | есть | есть |
Сенсор (мм) | КМОП 4/3 (17,3×13) | КМОП 4/3 (17,3×13) | КМОП 4/3 (17,3×13) | КМОП 4/3 (17,3×13) |
Разрешение, Мп | 20 | 20 | 10 | 20 |
Процессор | TruePic VIII | 2×TruePic VIII | Venus Engine 10 | Venus Engine 10 |
Эквивалентная светочувствительность (расширение) | ISO 200—25600 (ISO 64) |
ISO 200—25600 (ISO 64) |
ISO 160—51200 (ISO 80—204800) |
ISO 200—25600 (ISO 100—25600) |
Эффективность стабилизации изображения, EV | 6,5 | 7,5 | — | 6,5 |
Автофокус | фазовый и контрастный, 121 датчик |
фазовый и контрастный, 121 датчик |
контрастный, 225 датчиков |
контрастный, 225 датчиков |
Дисплей | 3″ TFT, 1,037 млн пикселей; откидной и поворотный, сенсорный |
3″ TFT, 1,037 млн пикселей; подвижный во всех плоскостях |
3,2″ TFT, 1,62 млн пикселей; откидной и поворотный, сенсорный |
3″ TFT, 1,04 млн пикселей; откидной и поворотный, сенсорный |
Видоискатель | 2,36 млн пикселей, покрытие 100%, увеличение 1,48× |
2,36 млн пикселей, покрытие 100%, увеличение 1,83× |
3,68 млн пикселей, покрытие 100%, увеличение 1,52× |
3,68 млн пикселей, покрытие 100%, увеличение 1,66× |
Диапазон выдержек, с | МЗ1: 60—1/8000; ЭЗ2: 60—1/32000 |
МЗ1: 60—1/8000; ЭЗ2: 60—1/32000 |
МЗ1: 60—1/8000; ЭЗ2: 60—1/16000 |
МЗ1: 60—1/8000; ЭЗ2: 60—1/32000 |
Максимальная скорость съемки серией, кадров/с | 60 | 60 | 12 | 20 |
Экспокомпенсация | ±5 с шагом ⅓, ⅔, 1 EV | ±5 с шагом ⅓, ½, 1 EV | ±5 с шагом ⅓ EV | ±5 с шагом ⅓ EV |
Экспобрэкетинг | ±5 (2, 3, 5, 7 кадров) с шагом ⅓, ⅔, 1 EV |
±5 (2, 3, 5, 7 кадров) с шагом ⅓, ⅔, 1 EV |
±3 (3, 5, 7 кадров) с шагом ⅓, ⅔, 1 EV |
±3 (3, 5, 7 кадров) с шагом ⅓, ⅔, 1 EV |
Съемка 4K-видео | есть | есть | есть | есть |
Карты памяти | два слота SD/SDHC/SDXC, один с поддержкой UHS-II |
два слота SD/SDHC/SDXC, оба с поддержкой UHS-II |
два слота SD/SDHC/SDXC, оба с поддержкой UHS-II |
два слота SD/SDHC/SDXC, оба с поддержкой UHS-II |
Связь с компьютером | USB 3.0 | USB 3.1 | USB 3.1 | USB 3.0 |
Вход микрофона | есть | есть | есть | есть |
Выход на наушники | есть | есть | есть | есть |
Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi | Wi-Fi | Wi-Fi, Bluetooth |
Wi-Fi, Bluetooth |
Приемник GPS | нет | есть | нет | нет |
Беспроводное управление | смартфон | смартфон, Wi-Fi (съемка «по проводу») |
смартфон | смартфон |
Емкость батареи (снимков, по CIPA) | 440 | 870 | 440 | 400 |
Размеры, мм | 134×91×67 | 144×147×75 | 139×98×87 | 137×97×92 |
Вес с батареей и картой памяти, г | 574 | 997 | 660 | 658 |
Цена в России |
2 ЭЗ — электронный затвор.
Olympus OM-D E-M1X обладает вдвое большим ресурсом аккумулятора, чем конкуренты и наиболее высокой эффективностью работы системы внутрикамерной стабилизации изображения (на одну ступень больше, чем у предшественницы Olympus OM-D E-M1 Mark II и Panasonic Lumix DC-G9). При этом вследствие специфики конструкции героиня нашего обзора остается самой крупной и тяжелой.
Panasonic Lumix DC-GH5S позиционируется как инструмент выбора для съемки видео, и поэтому она сильно ограничена в разрешении сенсора (всего 10 Мп), но более значительные по размеру светоприемные ячейки позволяют ей использовать более высокие значения эквивалентной светочувствительности. Внутрикамерной стабилизации у этого аппарата нет.
Лабораторные испытания
Стендовые исследования проводились в связке с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro.
Разрешение
Камера достаточно стабильно работает и в RAW, и в JPEG, практически независимо от освещенности. До ISO 800 разрешение во всех режимах держится на уровне 80%-84%, а затем плавно падает до 65% в светлой сцене и до 55% — в темной на ISO 6400. Впрочем, если анализировать совсем дотошно, разрешающая способность RAW в целом немного выше JPEG.
Автофокус
Точность автофокуса у камеры такая же, как у Olympus OM-D E-M1 II и E-M10 III (9,6), а скорость немного ниже, чем у E-M1 II (3,0 против 3,2). Тем не менее, в общем рейтинге Olympus OM-D E-M1X лидирует наравне с Canon M-50.
Скорость съемки
В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.
Режим | Первая скорость | Предел первой скорости | Вторая скорость |
---|---|---|---|
JPEG Low | 9,8 к/с | 7,9 с | 3,6 к/с |
JPEG High | 11,8 к/с | 6,5 с | 4,1 к/с |
RAW Low | 10 к/с | 6,2 с | 1,9 к/с |
RAW High | 11,7 к/с | 5,0 с | 2,0 к/с |
В целом, можно отметить, что заявленным характеристикам по скорости съемки камера соответствует, хотя высокоскоростной режим обещает нам 15 кадров в секунду. Вряд ли недостающие 3 кадра в секунду «съела» карта памяти, поскольку и RAW, и JPEG выдают примерно одинаковую скорость и количество кадров.
Стабилизация
Производитель заявляет эффективность стабилизатора в 7 EV. Наша методика подтверждает это: фактическая эффективность почти 7 EV, и создается впечатление, что это еще не предел, особенно при более аккуратной съемке.
Практическая фотосъемка
Испытания в реальных условиях мы проводили с объективами Olympus M.Zuiko Digital ED 12–40mm F2.8 Pro и Olympus M.Zuiko Digital 40–150mm F2.8. Для фотосъемки в реальных условиях устанавливали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
В некоторых случаях нам приходилось отступать от некоторых правил, но об этом мы предупредим перед описанием соответствующего съемочного сюжета.
Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF). Поскольку на момент создания этого материала в арсенале последнего обновления нашего традиционного инструмента Adobe Photoshop CC еще не было возможности чтения RAW-файлов камеры Olympus OM-D E-M1X, мы подвергали их «проявке» не в привычном Adobe Camera RAW, а при помощи «фирменного» приложения Olympus Viewer 3 v2.4.1. Результаты сохранялись в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.
Общие впечатления
Благодаря рациональным размерам и присутствию в конструкции вертикальной ручки, Olympus OM-D E-M1X отлично лежит в руке и в традиционной «альбомной», и в «портретной» ориентациях. Дублирование всех главных органов управления для работы с камерой при портретировании заслуживает отдельной благодарности в адрес производителя. При удержании камеры за вертикальную ручку обеспечен доступ к нужным кнопкам и джойстику.
С объективом Olympus M. Zuiko Digital 12–40mm F2.8 Pro камера сбалансирована отлично, но даже использование более длинного и тяжелого Olympus M. Zuiko Digital 40–150mm F2.8 в полевых условиях не приводит к столь выраженному дискомфорту, который знаком пользователям зеркальных камер в связке со стабилизированными светосильными телезумами 70—200 мм. То, что агрегат не переворачивается объективом вниз (задняя панель аппарата упирается в тело фотографа) — это уже достоинство.
Все органы управления расположены удачно и рационально; многие можно перепрограммировать по собственному усмотрению. Вдобавок в меню можно выбрать временну́ю задержку реакции камеры на нажатие кнопок, тем самым обезопасив себя от ненамеренной активации той или иной функции (а можно и не делать этого, если отзывчивость системы ничем не грозит).
Выбор режима «протяжки» (смена однокадрового режима на серийную съемку) требует выполнения трех последовательных операций: нажатие кнопки на левом верхнем селекторе, перемещение кнопками горизонтальной навигации или джойстиком до пиктограммы с нужным режимом и подтверждающее нажатие джойстика, кнопки «OK» на навипаде или кнопки спуска затвора до половины. Аналогичным образом выбираются режимы экспозамера и автофокусировки, значения ISO и т. д. Честно говоря, в нашей камере для профи очень недостает отдельных селекторов хотя бы для первых двух параметров.
Дисплей в рабочем состоянии можно развернуть тыльной стороной к себе, что очень удобно при репортажной работе на пленэре. Вдобавок он позволяет легко снимать из-за угла и вообще с любой мыслимой и даже немыслимой точки: из-под стола или стула, между ног, в просвете между рукой и туловищем, сквозь щель дверного проема и т. д. В сочетании с бесшумным режимом работы это предоставляет серьезные преимущества при фотографировании исподтишка, в местах, где следует соблюдать тишину и вообще избегать внимания.
На одной батарее можно рассчитывать почти на целый съемочный день, даже если пользоваться серийной съемкой и «стрелять очередями» по 10–30 кадров в каждой серии. Таким образом нам удавалось отснять до 2500 кадров, причем второй аккумулятор оставался вообще нетронутым, а в первом, рабочем, оставалось еще около 60% заряда.
Цвета и полутона
Цветопередача в типичных условиях достаточно правильная, без особо выраженных акцентов. В установках баланса белого Olympus OM-D E-M1X предусмотрены два автоматических режима: 1) сохраняющий теплые оттенки и 2) максимально верно отображающий белизну. Мы пользовались второй опцией, а если что-то не устраивало нас в ходе постобработки, дополнительно корректировали цветность вручную. Впрочем, необходимость в этой дополнительной манипуляции возникала всего пару раз, и это было связано со съемкой в теплом зоопарке — там для некоторых видов животных использовался голубой и желто-оранжевый свет.
Olympus M.Zuiko Digital 40–150mm F2.8; 65 мм; F2,8; 1/40 c; ISO 200
В рамках тех возможностей, которые предоставляет сенсор, камера плавно и точно воспроизводит тональные градации. Это можно по достоинству оценить в условиях не очень контрастного освещения.
Olympus M.Zuiko Digital 40–150mm F2.8; 100 мм; F2,8; 1/250 c; ISO 800
В более контрастном свете сохраняется правильная нейтральная цветопередача. Если избегать пересветов, то тональные переходы будут по-прежнему бережно сохранены.