Системная беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10 Mark III: Micro 4:3 для любителей и энтузиастов фотографии

Камера вышла в свет через два года после предшественницы Olympus OM-D E-M10 Mark II (анонс 25 августа 2015 г.) и спустя год после обновления топовой модели Olympus OM-D E-M1 Mark II (анонс 19 сентября 2016 г.), обзор которой мы опубликовали 28 июня 2018 г.

Главное

  • 16-мегапиксельный КМОП-сенсор без фильтра низких частот (как у предшественницы)
  • Новый процессор TruePic VIII
  • 5-осевая стабилизация изображения за счет компенсирующих перемещений сенсора
  • Скорострельность до 8,6 кадров/с, а с работающей непрерывной автофокусировкой — до 4,8 кадров/с
  • Съемка видео в 4K с использованием двух систем стабилизации: внутрикамерной (механической) и цифровой (программной)
  • Электронный видоискатель с разрешением 2,36 Мп
  • Откидной дисплей с тачскрином
  • Большой выбор сюжетных программ, автоматических режимов съемки и алгоритмов обработки фотографий

Наша сегодняшняя подопечная — очень интересный вариант для фотолюбителя и энтузиаста фотографии, благо ее цена более компромиссная, чем у топовой камеры производителя. При этом она, конечно, скромнее по возможностям, это можно заметить по спецификациям Olympus OM-D E-M10 Mark III.

Технические характеристики

Перейдем к изучению спецификаций, представленных производителем.

Модель Olympus OM-D E-M10 Mark III
Байонет Микро 4:3
Сенсор Микро 4:3 CMOS (КМОП) с первичным цветовым фильтром (Bayer), 17,3×13 мм
Разрешение сенсора 161 Мп (4608×3456)
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif 2.3), RAW (12-битный ORF); 4:3, 3:2, 16:9
Форматы записи видео 4K: 3840×2160 при 30p/25p/24p
Full HD: 1920×1080 при 30p/25p/24p
HD: 1280×720 при 30p/25p/24p
Режимы съемки P (программный), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), M (ручной), выдержка от руки, i-Auto, AP (Advanced Photo), сюжетные программы, художественные фильтры, съемка видео
Эффекты изображения поп-арт, мягкий фокус, мягкий свет, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс-процесс, драматическая тональность, нежная сепия, контурная резкость, акварель, partial colour, винтаж, bleach bypass
Сюжетные программы портрет, е-портрет, пейзаж и портрет, ночной портрет, спорт, дети, ночная съемка, light trails, съемка с рук, фейерверк, панорамная съемка, пейзаж, закат, пляж и снег, контровый свет HDR, мультифокус, бесшумная съемка, свеча, макро, макро природа, документы
Режим AP (Advanced Photo) Live Composite, Live Bulb, мультиэкспозиция, подсветка HDR, беззвучный режим, панорама, компенсация искажений, брэкетинг по экспозиции, брэкетинг по точке фокусировки
Цветовые пространства sRGB. AdobeRGB
Баланс белого авто, пользовательские установки (4), прямая установка цветовой температуры (2000—14000 K), предварительные установки (дневной свет, тень, облачность, люминесцентная лампа)
Автофокусировка контрастная; 121 зона; эффективность от −2 до −20 EV (при F2,8 и ISO 100)
Режимы фокусировки покадровая (S-AF), непрерывная (C-AF), ручная (MF), покадровая с перехватом ручной (S-AF M), C-AF TR (следящая)
Автоэкспонометрия 324-зонный TTL-замер: матричный, точечный, средневзвешенный, по светлой зоне, по темной зоне
Экспокоррекция ±5 EV с шагом ⅓ EV
Автобрекетинг по экспозиции (3 кадра ±1 EV, 7 кадров ±⅔ EV);
по балансу белого (±2, ±4, ±6 ступеней майред)
Эквивалентная светочувствительность ISO 200—6400,
расширение до ISO 100—25600
Затвор шторно-щелевой вертикального хода с электронным управлением
Скорость затвора механический затвор: 60–1/4000 с
электронный затвор2: 30–1/16000 с
Встроенная вспышка выбрасываемая «умная»; ведущее число 8,2 при ISO 200
Выдержка X-синхронизации 1/250 с или медленнее
Режимы вспышки авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта «красных глаз»
Автоспуск 12 с, 2 с или по установке пользователя
Скорость съемки серией (емкость буфера) режим H: 8,6 кадров/с (22 кадра в RAW или до заполнения карты памяти в JPEG)
режим L: 4,8 кадров/с (22 кадра в RAW или до заполнения карты памяти в JPEG)
Стабилизация изображения за счет перемещения сенсора; эффективность до 4 EV
Видоискатель 2,36 млн точек, охват ≈100%, вынос проекции на 19,5 мм (при −1 дптр), коррекция от −4 до +2 дптр, увеличение 1,23× при эквивалентном фокусном расстоянии 50 мм при фокусировке на бесконечность и коррекции −1 дптр
Дисплей 3″ TFT, откидной, сенсорный с разрешением 1 Мп, охват ≈100%
Интерфейсы USB 2.0 (Micro-USB), HDMI (Type D), «горячий башмак»
Беспроводная связь Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n)
Карты памяти один слот для SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Батарея литий-ионный аккумулятор BLS-50; 330 кадров или 80 минут видео в 4К по JEITA / 140 минут видео в 4K при многократной записи 29-минутных фрагментов
Размеры 122×84×50 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 410 г

1 Производитель указывает 16,1 млн эффективных пикселей при общем количестве светоприемных ячеек 17,2 млн. Простое умножение 4608 на 3456 (размеры кадра) дает 15 925 248. В таком случае мы больше доверяем элементарной математике.
2 Только с опцией «Беззв.» (беззвучная съемка) в режимах Scn и AP.

Дизайн и конструкция

Olympus OM-D E-M10 Mark II выпускается в двух вариантах оформления — серебристо-белом (Silver) и черном (Black).

Вариант оформления Silver Вариант оформления Black

Серебристый вариант наследует традицию, установленную еще в стародавние времена Canon, Leica, Nikon и другими производителями фотокамер. Эстетически он по-своему интересен, и к нему больше подходят объективы в серебристых корпусах, но такой оптики в арсенале Olympus становится все меньше. Черный вариант — современный, принятый почти всеми современными производителями фототехники. Он позволяет не слишком привлекать внимание окружающих при съемке, но способен сильнее разогревать корпус аппарата на ярком солнце.

Сенсор

16-мегапиксельный КМОП-сенсор Olympus OM-D E-M10 Mark III

Камера оснащается той же 16-мегапиксельной КМОП-матрицей, что и предшествующая модель (Olympus OM-D E-M10 Mark II). 16 Мп на сенсоре 4:3 означают намного больше, чем даже 20 Мп на «смартфонных» сенсорах (типоразмера ⅓″ — ½,3″). В том смысле, что каждая из их светоприемных ячеек позволяет собирать в шесть и более раз больше света, чем микроматрицы «трубочных» камер. Это в свою очередь означает значительный рост переносимости высоких ISO и заметное снижение «шумогенности». К тому же, 16 Мп более чем достаточно для цифровых фотоальбомов на интернет-ресурсах и даже для полиграфического воспроизведения на бумажном баннере размером 30×40 см с линиатурой растра 200 линий на дюйм, что многократно подтверждено на практике. Поэтому пожелания «Больше мегапикселей!» в данном случае не очень уместны и оправданы.

Конечно, мы всячески приветствовали бы появление новых, более совершенных сенсоров 4:3 с микроструктурой BSI (Back Side Illumination — обратная подсветка фотодиодов), то есть с расположением слоя медных проводников не поверх светоприемных ячеек, а под ними, но это зависит от изготовителей сенсоров и пока может быть лишь записано в «лист ожидания».

Процессор

В камере установлен новейший процессор обработки изображений TruePic VIII, обладающий более высоким быстродействием и меньшим «аппетитом» в отношении энергопотребления — это, несомненно, важное приобретение Olympus OM-D E-M10 Mark III. Кстати, таким же процессором оснащается топовая модель Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Это приобретение дало камере возможность повысить скорострельность (с 8 до 8,6 кадров/с) и освоить съемку видео в стандарте UHD 4K при 30 кадрах/с с прогрессивным сканированием.

Как и предшественница, Olympus OM-D E-M10 Mark III оснащена внутрикамерной механической системой стабилизации изображения, компенсирующей смещения по пяти осям с помощью ответных сдвигов сенсора.

Пятиосевая внутрикамерная стабилизация в Olympus OM-D E-M10 Mark III (рис. производителя)

Согласно данным производителя, эффективность стабилизации у новой камеры возросла; она позволяет получить выигрыш до пяти ступеней экспозиции по длительности выдержки при съемке с рук без возникновения «смаза» изображения.

Управление

Основные органы управления сосредоточены на верхней панели Olympus OM-D E-M10 Mark III

Сверху справа размещаются селектор режимов съемки, колеса установки параметров экспозиции и экспокомпенсации, кнопки активации видеозаписи и увеличения изображения в видоискателе или на экране. Рычажок выключения питания и принудительного выбрасывания встроенной вспышки, согласно традиции производителя, установлен слева.

Сзади помимо дисплея и окуляра видоискателя (слева) видны кнопки управления

Дополнительные органы управления сосредоточены на задней панели камеры справа от дисплея. Это кнопки вызова меню, списка параметров, выбора точки фокусировки, значения ISO, режима работы вспышки, серийной съемки и автоспуска, стирания и проигрывания отснятого материала. Над этим блоком сверху помещается упор для большого пальца правой руки, делающий удержание камеры более комфортным.

Камера оснащена дисплеем, который можно отклонять вдоль поперечной оси вверх и вниз. Дисплей чувствителен к прикосновениям и дает возможность выбирать точку фокусировки непосредственно на экране и даже производить спуск затвора прикосновением пальца к требуемой зоне изображения.

Дисплей обладает подвижностью вдоль поперечной оси

Снять селфи с помощью такого экрана не удастся, но для кадрирования у поверхности земли или воды, а также над головой он вполне подходит.

Боковые поверхности Olympus OM-D E-M10 Mark III

Справа под заглушкой располагаются разъемы USB и HDMI. Слева никаких конструктивных деталей нет.

Нижняя панель Olympus OM-D E-M10 Mark III (фрагмент)

Снизу располагается отсек для аккумуляторной батареи, совмещенный в одном конструктивном модуле со слотом для карт памяти microSD, а также стандартная резьба для установки аппарата на штатив. Признаком любительской, а не профессиональной ориентации камеры является то обстоятельство, что штативная площадка перекрывает доступ к батарее и карте памяти, то есть заменить их в процессе съемки на штативе невозможно.

Как вариант, Olympus OM-D E-M10 Mark III может поставляться в комплекте со штатным объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ.

Olympus OM-D E-M10 Mark III с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ

Штатный объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ

Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ, бюджетный «блинчик»

Комплектный оптический инструмент для камеры — Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ. Именно с ним аппарат и был предоставлен нам для испытаний. Ниже мы приводим технические характеристики этого объектива (по данным производителя).

Наименование Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ
Конструкция 8 элементов/7 групп
Фокусное расстояние 14–42 мм
Фокусное расстояние в эквиваленте полного кадра 28–84 мм
Охват поля зрения 75° — 29°
Максимальная диафрагма F3,5 при 14 мм; F5,6 при 42 мм
Минимальная диафрагма F22
Количество лепестков диафрагмы 5 (скругленные)
Минимальная дистанция фокусировки 0,2 м при 14 мм; 0,25 м при 42 мм
Максимальное увеличение 0,23× (или 0,46× в эквиваленте полного кадра)
Оптическая стабилизация изображения нет
Диаметр резьбы для светофильтров ∅37 мм
Размеры, диаметр/длина ∅61×23 мм
Вес 93 г
Цена в России (при покупке без камеры)

У объектива два привлекательных качества: миниатюрность и наличие моторного зума. Он создавался как вариант так называемого «блинчика», то есть оптического инструмента, у которого диаметр намного превосходит длину. Конечно, из-за этого проектировщикам пришлось пожертвовать светосилой, которая даже в широкоугольном положении составляет всего F3,5. Но Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ и не претендует на то, чтобы считаться профессиональным, а для большинства съемочных ситуаций на открытом воздухе хватает не только F3,5, но и F5,6 (в телеположении).

Моторный зум (то есть электронно-механический привод трансфокатора) представляет интерес в основном при съемке видео. Впрочем, в Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ этот привод реализован удачно: инерция системы хоть и заметна, но не слишком мешает, и привод проскакивает требуемое положение зумирования лишь на малую толику.

Оптическая схема
Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ

В оптической схеме присутствуют основные достижения оптикостроения последних лет. Она представлена 8 элементами, объединенными в 7 групп. Среди них есть 3 асферических и по одной линзе из высокодисперсионного и сверхвысокодисперсионного стекла. Эти особенности конструкции теоретически должны понизить сферические и латеральные хроматические аберрации и, таким образом, положительно сказаться на резкостных характеристиках оптики.

Производитель публикует графики MTF (частотно-контрастной характеристики) для этого оптического инструмента. Сплошными линиями представлены кривые для сагиттальных структур (S), пунктирными — для меридиональных (M); синим цветом обозначены характеристики для 20 линий/мм, красным — для 60 линий/мм. По оси абсцисс отложена дистанция от центра изображения к периферии в мм.

Напомним, в идеальной ситуации кривые должны располагаться максимально высоко по оси ординат, иметь строго горизонтальный ход и не содержать «завалов» кривой вниз в верхнем правом углу графика.

MTF при максимальном раскрытии в широкоугольном (слева) и телеположении (справа)

MTF выглядят неоднозначно: при разрешении 20 линий/мм объектив почти идеален (небольшое отклонение от почти правильной горизонтальной линии заметно лишь на дальних краях кадра). А вот при 60 линиях/мм оптика не воспроизводит даже 80% меридиональных меток в центре кадра, причем в широкоугольном положении разрешающая способность по вертикали падает к краям до 35%.

Фланец байонета Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ

Объектив заключен в пластмассовый корпус, но фланец байонетного крепления изготовлен из металла и тщательно отшлифован. При малых размерах и весе оптического инструмента его надежность и прочность не вызывают сомнений.

Режимы съемки

Выбор требуемого режима съемки производится вращением главного селектора — наибольшего по диаметру колеса, расположенного на верхней панели камеры.

Колесо главного селектора режимов съемки

Доступно 9 разных режимов:

  • M (Manual) — ручные установки экспопары
  • S (Shutter) — приоритет выдержки
  • A (Aperture) — приоритет диафрагмы
  • P (Program) — программный
  • Auto — автоматический
  • Scn (Scene) — набор программ для съемки типовых сцен
  • AP (Advanced Photo) — режим «продвинутой» фотосъемки
  • Art — внутрикамерная обработка снимков «на лету» с разными эффектами
  • Пиктограмма с кинокамерой — режим видеосъемки.

Первые четыре (P, A, S, M) не отличаются от таковых у других камер, поэтому их нет нужды описывать в нашем материале. Об автоматическом режиме («зеленая зона») производители не распространяются, и узнать что-либо о том, как именно он работает, нам не удалось. Таким образом, рассмотрения заслуживают последние четыре режима: видеосъемка, сюжетные программы и варианты автоматической обработки фото внутри камеры, которые должны (по замыслу конструкторов) представлять интерес для тех, кому, собственно, и адресована Olympus OM-D E-M10 Mark III, то есть для фотолюбителей.

Scn (сюжетные программы)

Режим автоматической съемки для типичных сцен. Содержит шесть наборов программ, сгруппированных по типам: «люди», «в движении», «в помещении», «ночная съемка», «пейзаж», «крупный план».

Сцена «люди». Программы для портретирования в разных условиях.

Сцена «в движении». Программы для съемки динамичных сюжетов с быстро движущимися объектами.

Сцена «в помещении». Программы для фотосъемки в условиях сложного освещения, в том числе при его недостатке и искусственных источниках света.

Сцена «ночная съемка». Программы фотографирования ночью, когда для получения резкого кадра требуется штатив.

Сцена «пейзаж». Программы для съемки окружающего мира при естественном освещении с максимальной резкостью.

Сцена «крупный план». Программы для макрофотографии и фотосъемки документов.

AP (Advanced Photo)

В этом блоке собраны автоматические программы для технически сложного фотографирования, которые нельзя сделать простым «щелчком затвора» в автоматическом режиме общего назначения или при выборе сюжетной программы в соответствии со сценой.

Art

Художественные приемы обработки снимков внутри камеры «на лету» для достижения различных эффектов.

Повторимся: автоматические режимы и программы предоставляют дополнительные возможности начинающим фотолюбителям. Опытные энтузиасты фотодела вполне обойдутся стандартными вариантами программной съемки, приоритета выдержки, диафрагмы или ручным режимом.

Видеосъемка

Кинематографические возможности Olympus OM-D E-M10 Mark III вполне соответствуют сегодняшним требованиям видеоблогеров: камера позволяет снимать видео в стандарте 4K при 30, 25 или 24 кадрах/с. При съемке используются две системы стабилизации изображения: пятиосевая механическая и программная.

Стандартный режим видеосъемки подразумевает запись в Full HD 1080p. Для активации UHD 4K следует выбрать соответствующий режим в видеоменю. Помимо этих двух опций есть возможность записи видео в «рапиде» (эффект замедленной съемки с «ускоренной протяжкой», High Speed), а также создание результирующего видеофайла в виде нарезки из разных сюжетов, «склеенных» вместе (режим Clips).

Меню

Как и в других моделях аппаратов производителя, меню подробное, многоуровневое, снабженное разъяснениями назначения его отдельных пунктов. Даже простое их перечисление заняло бы слишком много места в нашем материале и превратило бы его в неуклюжий вариант интерпретации руководства пользователя. Поэтому мы ограничимся тем, что приведем большинство наиболее важных скриншотов — так будет проще судить о том, с чем имеет дело пользователь камеры.

Конкуренты

Если подходить к выбору камеры стандарта Микро 4:3 правильно, не смешивая модели с разными размерами сенсоров и их разным разрешением, то соперниц у нашей подопечной — раз-два и обчелся, в самом буквальном смысле. Для сравнительного анализа мы подбирали конкурентов с одинаковым количеством мегапикселей, обладающих электронным видоискателем и принадлежащих к одной ценовой группе. И что же? Оказалось, что нашу героиню целесообразно сравнивать лишь с одним аппаратом из клана Panasonic, а также с единственной предшественницей из семейства Olympus.

 
Модель Olympus
OM-D E-M10 Mark II
Olympus
OM-D E-M10 Mark III
Panasonic
Lumix DMC-GX85
Дата анонса 25 августа 2015 г. 31 августа 2017 г. 5 апреля 2016 г.
Тип беззеркальная беззеркальная беззеркальная
Байонет Микро 4:3 Микро 4:3 Микро 4:3
Корпус металл и композит металл и композит металл и композит
Защита от пыли и влаги нет нет нет
Разрешение, Мп 16 16 16
Размер кадра, мм (пикселей) 17,3×13
(4608×3456)
17,3×13
(4608×3456)
17,3×13
(4592×3448)
Тип сенсора CMOS,
массив Bayer
CMOS,
массив Bayer
CMOS,
массив Bayer
Процессор TruePic VII TruePic VIII Venus Engine
Диапазон ISO
(расширение)
200–25600
(100–25600)
200–25600
(100–25600)
200–25600
(100–25600)
Внутрикамерная стабилизация изображения внутрикамерная 5-осевая,
эффективность 4 EV
внутрикамерная 5-осевая,
эффективность 5 EV
внутрикамерная 5-осевая,
эффективность 4 EV
Формат записи фото JPEG (Exif 2.3), RAW JPEG (Exif 2.3), RAW JPEG (Exif 2.3), RAW
Максимальное разрешение видео 1920×1080 60p 3840×2160 30p 3840×2160 30p
Автофокус контрастный контрастный контрастный
Число точек автофокуса 81 121 179
Ручная фокусировка есть есть есть
Дисплей 3″, 1,04 Мп,
откидной, сенсорный
3″, 1,04 Мп,
откидной, сенсорный
3″, 1,04 Мп,
откидной, сенсорный
Видоискатель 2,36 Мп,
покрытие 100%,
увеличение 1,23×
2,36 Мп,
покрытие 100%,
увеличение 1,23×
2,76 Мп,
покрытие 100%,
увеличение 1,39×
Минимальная выдержка, с механический затвор — 1/4000;
электронный затвор — 1/16000
механический затвор — 1/4000;
электронный затвор — 1/16000
механический затвор — 1/4000;
электронный затвор — 1/16000
Дистанция действия вспышки, м 8,2 8,2 6,0
Выдержка X-синхронизации, с 1/250 1/250 1/160
Скорострельность, кадров/с 8 8,6 8
Автоспуск 2 или 12 с 2 или 12 с 2 или 12 с
Экспокоррекция ±5 с шагом в ⅓ EV ±5 с шагом в ⅓ EV ±5 с шагом в ⅓ EV
Экспобрэкетинг ±5: 2, 3, 5, 7 кадров
с шагом в ⅓, ⅔ или 1 EV
±5: 3 или 5 кадров
с шагом в ⅔ или 1 EV
±5: 3, 5, 7 кадров
с шагом в ⅓, ⅔ или 1 EV
Брэкетинг по балансу белого есть нет есть
Версия USB 2.0 2.0 2.0
Встроенный микрофон стерео стерео стерео
Аудиовход для микрофона нет нет нет
Аудиовыход на наушники нет нет нет
Видеовыход Micro-HDMI Micro-HDMI Micro-HDMI
Wi-Fi 802.11b/g/n 802.11b/g/n 802.11b/g/n
NFC нет нет есть
GPS нет нет нет
Дистанционное управление беспроводное (смартфон) беспроводное (смартфон) беспроводное (смартфон)
Карты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-I) SD/SDHC/SDXC (UHS-II) SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
Емкость батареи по CIPA, кадров 320 330 290
Размеры, мм 120×83×47 122×84×50 122×71×44
Вес, г 390 410 426
Цена в России

Все три соперницы имеют больше сходства друг с другом, нежели отличий: одинаковые сенсоры изображения, рабочие диапазоны ISO, минимальные выдержки и возможности коррекции экспозиции, использование только контрастной автофокусировки (без фазовых датчиков), одинаковые дисплеи со сходной подвижностью, интерфейсы USB и используемые карты памяти, отсутствие разъемов для подключения наушников и внешнего микрофона, отсутствие защиты от пыли и влаги.

По сравнению с предшествующей моделью Olympus OM-D E-M10 III умеет снимать видео в стандарте 4K при 30 кадрах/с, но эта же опция доступна сопернице из семейства Panasonic.

Наша героиня превосходит прочих участниц сравнения по скорострельности (8,6 кадров/с против 8), эффективности стабилизатора изображения (пять ступеней экспозиции против четырех) и емкости батареи.

Различия между Olympus и Panasonic минимальны (за исключением эффективности стабилизации). Поэтому мы не завидуем тем, кому предстоит выбирать между конкурентами из стана этих двух систем, тем более что в противовес знаменитой оптике Olympus существует не менее знаменитая оптика Leica, в сотрудничестве с которой создаются объективы для Panasonic.

Лабораторные испытания

Стендовые исследования мы проводили в связке с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 14–150mm f/4–5.6 II.

Разрешение

В светлой сцене разрешение RAW-файла показывает довольно высокие результаты, отрабатывая около 85% сенсора вплоть до ISO 800 и около 70% на ISO 6400. В темной сцене с RAW все примерно так же с незначительными отклонениями. JPEG в обоих случаях демонстрирует разрешение примерно на 10% ниже, чем RAW, при этом кривая зависимости разрешения от светочувствительности выглядит практически так же, что довольно странно, будто все дело лишь в итоговом размере снимка и dpi. В итоге нельзя сказать, что RAW выгодно отличается в плане разрешения по сравнению с JPEG, а эти 10% вполне могут пропасть при смягчении эффекта шумоподавления при проявке.

Автофокус

Точность автофокуса у камеры такая же, как у Olympus OM-D E-M1 II (9,6), а скорость немного ниже прошлого флагмана (2,9 против 3,2). Впрочем, если смотреть на общий рейтинг, то E-M10 III очень достойно держится на уровне своих конкурентов.

Скорость съемки

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 4,8 к/с 2,8 с 3,4 к/с
JPEG High 8,7 к/с 1,5 с 4,4 к/с
RAW Low 4,8 к/с 2,1 с 1,2 к/с
RAW High 9,0 к/с 1,0 с 1,2 к/с

В целом, можно отметить, что заявленным характеристикам по скорости съемки камера соответствует. В обоих режимах RAW камера способна отснять около 10 кадров с первой скоростью и чуть меньше в режиме RAW+JPEG.

Стабилизация

Производитель заявляет эффективность стабилизатора в 5 EV. Наша методика подтверждает это: фактическая эффективность почти 4,66 EV, и это очень высокий показатель.

Практическая фотосъемка

Испытания в реальных условиях мы проводили с несколькими объективами:

  • Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro

Для фотосъемки в реальных условиях выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить некоторые параметры.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF), а затем подвергались «проявке» и сохранению при помощи Adobe Camera RAW в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Общие впечатления

Благодаря рациональным размерам и форме правой рукоятки и наличию упора для большого пальца на задней панели, Olympus OM-D E-M10 III отлично лежит в руке и с самого начала становится как бы ее продолжением. Со штатным объективом-«блинчиком» камера сбалансирована отлично, а вот использование более длинных и тяжелых оптических инструментов серии Pro приводит к тому, что висящая на шейном ремне Olympus OM-D E-M10 III постоянно переворачивается дисплеем вверх.

Органы управления расположены удачно и рационально — за исключением выключателя питания камеры, который помещен слева от видоискателя. Мы убеждены, что включать и выключать аппарат следует пальцами той же руки, которая его удерживает (а ручка располагается справа). Размещение выключателя под правым указательным или правым большим пальцем добавляет удобства в работе, а необходимость задействовать для этого вторую руку есть недоразумение. Это сродни решению одного из титанов фотоиндустрии использовать при установке объектива в байонет поворот не по часовой стрелке, а против: у всех так, а у нас — иначе.

Выбор режима «протяжки» (смена однокадрового режима на серийную съемку) требует выполнения трех последовательных операций: нажатие нижней кнопки навипада для вызова соответствующего меню с пиктограммами, перемещение кнопками горизонтальной навигации до пиктограммы с нужным режимом и подтверждающее нажатие «OK» (или кнопки спуска затвора до половины). Аналогичным образом выбираются значения ISO и режим работы вспышки. Хотелось бы иметь дело с отдельным селектором режимов «протяжки».

Тачпад работает с небольшим «подтормаживанием», не всегда достаточно быстро, это заметно при выборе точки фокусировки прикосновением пальца к экрану. В условиях репортажной съемки это несколько осложняет работу.

Бесшумный режим недоступен при использовании традиционных настроек: в меню нет прямого переключения с механического затвора на электронный. Бесшумную съемку можно выбрать только в меню сюжетных программ (блок «в помещении»); она недоступна в стандартных режимах P, A, S, M.

Зато главный селектор режимов и колёса управления крупные, удобные, снабжены насечками для более надежного контакта и расположены там, где их интуитивно обнаруживаешь даже вслепую — под указательным и большим пальцами правой руки.

Качество изображения

Картинка, которую можно получить с помощью сенсора Olympus OM-D E-M10 III, приятно удивляет. Цветопередача в большинстве ситуаций правильная, не требующая доводки в ходе постпроцессинга; полутона воспроизводятся в широком спектре градаций с минимальным ущербом для зон пересвета и глубоких теней; цвета яркие, живые, сочные.

Простые «открыточные» фотографии при естественном освещении можно создавать запросто, быстро и несложным образом, не особенно мучаясь с настройками.

Детализация, особенно при диафрагмировании, отличная. Сенсор выдает на-гора все, на что он способен.

Рабочие ISO

Важной характеристикой любого сенсора является его переносимость высоких значений эквивалентной светочувствительности. Особую важность это приобретает в случае относительно небольших по площади сенсоров, в том числе стандарта 4:3. Мы предприняли съемку натюрморта в условиях естественного освещения (рассеянный свет в пасмурную погоду), которое не создает избыточного контраста и не маскирует тем самым шумовые артефакты, которые могут возникать в тенях и приводить к деградации изображения с ухудшением его цветографических характеристик, детализации и плавности тональных переходов.

При съемке мы использовали объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ на минимальном фокусном расстоянии. Фокусировка производилась по передней поверхности яблока на переднем плане.

При ISO 200–400 можно ни о чем не думать и не беспокоиться за качество картинки, поскольку выявить глазом шумовые артефакты не удается даже при рассматривании фото в масштабе 1:1.

При ISO 500–800 появляются первые признаки шумов в виде небольшой зернистости изображения. Однако эти эффекты почти не влияют на структуру изображения, упоминание их уместно лишь в духе «чистого академизма». Проще говоря, вплоть до ISO 800 можно не обращать на это внимания.

При ISO 1000–2500 шумовые артефакты уже становятся заметными. Они начинают влиять на структуру изображения, но не приводят к его значимой деградации, так что этот диапазон значений эквивалентной светочувствительности можно считать «условно рабочим».

При ISO 3200–5000 деградация изображения становится выраженной. Однако при необходимости и в особых условиях можно работать и в этом диапазоне, особенно если призвать на помощь возможности шумоподавления прогрессивных систем для постобработки фотографий.

При ISO 5000–6400 шум существенно ухудшает структуру изображения, и работать с такими значениями эквивалентной светочувствительности можно лишь в случаях крайней необходимости, поскольку получить снимки, приемлемые по качеству, будет весьма затруднительно.

Сам характер шумовых артефактов приятен глазу: они монохромные, с мягкой структурой и невысокой контрастностью, лишенные цветовых включений и не образующие сливных полей. В отдельных случаях это можно даже использовать как художественный прием на манер того, как использовали видимую зернистость изображения во времена пленочно-бумажной фотографии, ради чего иногда ее специально усиливали и даже вызывали флоккуляцию фотослоя.

Стабилизация

При съемке мы использовали объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14–42mm f/3.5–5.6 EZ при минимальном фокусном расстоянии (14 мм), исходно задиафрагмировав его до F5,6. Затем от кадра к кадру последовательно увеличивали диафрагмирование на одну ступень, тем самым удлиняя выдержку, необходимую для нормальной экспозиции.

Согласно правилу, для получения фотографии без «смаза» картинки выдержка определяется по формуле «единица, деленная на эквивалент фокусного расстояния объектива (для полного кадра)». Поскольку система 4:3 обладает кроп-фактором 2 (эквивалентное фокусное расстояние вдвое больше указанного на объективе), в нашем случае допустимой по длительности выдержкой становится 1/28 с, или приблизительно 1/30 с (из доступных в камере значений).

В приведенной серии первые два кадра резкие, третий теряет резкость за счет микросдвига, а на четвертом уже видны двойные контуры. Таким образом, рабочей длительностью экспозиции, при которой стабилизация демонстрирует свою эффективность, является 0,8 с. По отношению к 1/30 с это составляет около 5,5 ступеней экспозиции, то есть наши данные даже перекрывают то, что обещал производитель (5 ступеней). Это отличный результат!

Съемка серией

Практическая ценность камер с сенсорами 4:3 состоит в их удобстве для репортажной съемки. Во-первых, они компактные и легкие (и оптика для них тоже). Во

Полный текст статьи читайте на iXBT