Широкоугольный объектив Nikkor Z 20mm f/1.8 S: светосила, резкость и бокэ

Фокусное расстояние 20 мм в полнокадровых системах позволяет достичь угла обзора более 90°, в то время как 24 мм, доступное в широкоугольном положении распространенным зумам 24–70 мм, — лишь 82°-84°.

Nikkor Z 20mm f/1.8 S
Дата анонса 12 февраля 2020 г.
Тип светосильный широкоугольный объектив
Информация на сайте производителя nikon.ru
Цена в интернет-магазине производителя 84 990 рублей

В материале приняты следующие сокращения:

  • АФ — автофокусировка или автофокус
  • МДФ — минимальная дистанция фокусировки
  • ФР — фокусное расстояние.

Итак, перед нами наиболее широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием (ФР) в арсенале беззеркальной системы Nikon, поэтому он представляет для нас особый практический интерес. Конечно, зум Nikkor Z 14–24mm F2.8 S (см. наш обзор) обладает большей универсальностью, но проигрывает нашему сегодняшнему герою по светосиле, размерам и весу, а также по ценовой доступности.

Начнем знакомство с Nikkor Z 20mm f/1.8 S с его спецификаций.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Nikkor Z 20mm f/1.8 S
Байонет Nikon Z
Фокусное расстояние 20 мм
Максимальное раскрытие диафрагмы F1,8
Минимальное значение диафрагмы F16
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 14 элементов в 11 группах
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) 20 см
Углы обзора по диагонали 94°
Максимальное увеличение 0,19×
Привод автофокуса (АФ) STM (шаговый двигатель)
Встроенная оптическая стабилизация нет
Диаметр светофильтров ∅77 мм
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅84,5/108,5 мм
Вес 505 г
Розничные предложения

Важными достоинствами нашего героя остаются относительно небольшие размеры и вес, а также диаметр посадочной резьбы для светофильтров — 77 мм. Такие фильтры ощутимо дешевле, чем 82-миллиметровые.

Конструкция

Nikkor Z 20mm f/1.8 S заключен в поликарбонатный, а не металлический корпус. Впрочем, многие современные объективы собираются в таких тубусах, что отнюдь не подразумевает существенного ущерба их солидности, но позволяет значительно выиграть в весе.

В отличие от более функционально продвинутых моделей Nikkor Z серии S, наш герой не оснащен ни дисплеем, ни универсальным кольцом управления. Зато кольцо фокусировки сделано очень большим по ширине, и это удобно: где ни охватишь тубус — не промахнешься.

На объективе имеется механический переключатель режимов наведения на резкость «автомат/ручная» (А — M). Фокусировка внутренняя, то есть происходит без удлинения тубуса.

Передний элемент значительно больше всех остальных как по массе, так и по диаметру. Это хорошо видно на диаграмме оптической схемы (см. ниже). По этой причине увеличена оправа передней линзы, а диаметр посадочной резьбы для светофильтра составляет 77 мм.

Из маркировки следует, что Nikkor Z 20mm f/1.8 S производится в Китае, а не в Таиланде и тем более не в Японии.

Фланец байонета изготовлен из металла и тщательно отшлифован. В не подключенном к камере состоянии объектив сильно диафрагмируется. Несмотря на скругленные ламели механизма, диафрагменное кольцо в этом положении уже не образует правильный круг, а представляет собой неправильный девятиугольник, стороны которого имеют разную длину. Это позволяет рассчитывать на удачное воспроизведение лучиков вокруг солнца и источников искусственного освещения.

Оптическая схема

Объектив обладает довольно сложной оптической структурой, состоящей из 14 линзовых элементов, объединенных в 11 групп.

Оптическая схема Nikkor Z 20mm f/1.8 S. Объяснения в тексте

Среди стекол выделяют три сверхнизкодисперсионных (Extra-Low Dispersion, ED), помеченных на схеме желтым, и три асферических, помеченных голубым. Примечательна также выпукло-вогнутая фронтальная линза — самая крупная и тяжелая. По форме она напоминает аналогичный элемент в составе объективов «рыбий глаз» (fish eye). На поверхности некоторых линз нанесены фирменные покрытия Nano Crystal Coat и Super Integrated Coat, которые помогают бороться с паразитными отражениями от поверхностей элементов.

Частотно-контрастная характеристика

Кривые ЧКХ (Modular Transfer Function, MTF) можно найти на англоязычном сайте Nikon.

Частотно-контрастная характеристика Nikkor Z 20mm f/1.8 S

Красным обозначены кривые для 10 линий/мм, голубым — для 30 линий/мм; сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. В идеале все они должны располагаться максимально высоко по оси коэффициента контрастности, быть параллельными оси расстояний от центра кадра и не содержать завалов.

Лабораторные испытания

Тестирование объектива Nikkor Z 20mm f/1.8 S проводилось в связке с камерой Nikon Z 7II по нашей методике.

Полученные данные позволяют заключить, что разрешающая способность оптической системы очень высокая и стабильная. Она составляет в среднем 92% в центре кадра и 85% на его краю, причем удерживается на одном уровне от полного раскрытия и вплоть до F8.

Для широкоугольной оптики такие показатели нужно признать очень хорошими. Благодаря высокому разрешению и малому разбросу его значений по полю кадра на практике разница между углом и центром практически не будет заметна. Хроматические аберрации не выявляются, но небольшая бочкообразная дисторсия заметна.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Испытания в реальных условиях мы проводили в связке с полнокадровой фотокамерой Nikon Z 7II. Для фотосъемки выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы или полностью ручной режим (в зависимости от сюжета)
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка или ручная наводка на резкость (при макросъемке),
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить характер экспозамера, а также ввести экспокоррекцию.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти SanDisk Extreme Pro (скорость записи 260 МБ/с, скорость чтения 300 МБ/с) емкостью 128 ГБ. Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW. Фото подвергались «проявке» и сохранению в Adobe Camera RAW (Photoshop CC последней доступной версии) в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией. Иногда в ходе постобработки в интересах композиции обрезали кадр по короткой или длинной стороне.

Качество изображения

Широкоугольные объективы чаще всего используются для съемки пейзажей и интерьеров, поэтому их главным достоинством должны быть высокие резкость и детализация изображения. Наш опыт использования Nikkor Z 20mm f/1.8 S показывает, что объектив вполне отвечает этим требованиям.

F8; 1/200 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

При диафрагмировании резкостные характеристики нашего героя завидны не только для широкоугольных зумов, но и для многих моделей оптики с фиксированным ФР 20–21 мм. Падение четкости в максимально удаленных от центра углах изображения практически неощутимо.

F5,6; 1/20 c; ISO 220

Снимки отличает хороший микроконтраст, благодаря чему на них выявляется огромное количество мельчайших деталей.

F2; 1/25 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

При субмакисмальном раскрытии, при съемке в помещении, детализация в удаленных углах снимков несколько ниже, но логические предпочтения при широкоугольной съемке смещают смысловую нагрузку в центр фотографий, и упомянутому обстоятельству не следует придавать большого значения.

F2; 1/80 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

Зато при том же раскрытии видна хорошая работа с полутонами. Конечно, это в большей мере зависит от сенсора камеры, чем от оптики, однако последняя вполне в состоянии внести свои коррективы в картинку. Nikkor Z 20mm f/1.8 S не демонстрирует каких-либо преференций в плане цветности, и автоматический баланс белого работает вполне исправно, гарантируя удачный результат.

F4; 1/20 c; ISO 400, JPEG из камеры без обработки

Изучим поведение нашего героя при разных значениях диафрагмы. Контрольная серия, представленная ниже, снималась со стен Свято-Успенского Новоиерусалимского монастыря в городе Истра Московской области при ISO 64. Все фото в серии — JPEG из камеры без обработки.

Объектив демонстрирует высокую резкость в центре кадра уже начиная с максимального раскрытия. На периферии, в наиболее удаленных углах, она заметно ниже при F1,8–F2. При F4–F5,6 резкость здесь значительно повышается, затем достигает максимума и в углах, и по всему полю снимка при F8, разница между центром и углами практически нивелируется. При F16 начинает сказываться влияние дифракции, которое приводит к ощутимой потери детализации, особенно на периферии кадра.

Размытие зоны нерезкости

От объективов с фокусным расстоянием менее 30 мм трудно ожидать удачного бокэ по двум причинам: во-первых, при широком угле обзора даже на значительном раскрытии глубина резкости все же слишком велика для достижения адекватного размытия фона, а во-вторых, главные усилия разработчиков линзовых элементов в оптических схемах таких объективов направлены на достижение максимально возможной резкости, а это, как правило, не способствует формированию красивого рисунка размытия. Впрочем, Nikkor Z 20mm f/1.8 S представляет собой изделие, довольно примечательное в этом плане. Напомним, что его диафрагменный механизм образован девятью ламелями со скругленными краями, а это обещает интересные результаты в плане структуры бокэ.

Фото, представленные в этом подразделе (кроме двух последних) снимались в главном доме усадьбы Вязёмы (город Голицыно Московской области). Она принадлежала московскому генерал-губернатору, светлейшему князю Дмитрию Владимировичу Голицыну (1771–1844), выпускнику Страсбургского университета и участнику взятия Бастилии 1789 г., герою Отечественной войны 1812 г. и почетному члену Санкт-Петербургской академии наук.

Начнем с демонстрации глубины резкости при субмаксимальном раскрытии.

F2; 1/20 c; ISO 140, JPEG из камеры без обработки

На приведенном выше снимке, который был сделан при фотографировании лапки швейной машины почти на МДФ (20 см), глубина резкости составляет около 3 см, и нерезкость вне ее хорошо заметна и достаточно хорошо выражена. В подобных ситуациях, если оставить между объектом и фоном еще хотя бы 25 см, можно рассчитывать на успех.

F2; 1/20 c; ISO 220, JPEG из камеры без обработки

Световые пятна — правильной формы (не «чечевицы»), лишены структуры (нет «луковых колец»), а вся художественная «размазня» в зоне нерезкости плавная. В общем, успешно…

F2; 1/30 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

Однако кое-где по временам становится заметным двоение контуров объектов.

F2; 1/60 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

В целом, в рисунке размытия, на наш взгляд, явно недостает мягкости, того самого «кремового» эффекта, который свойственен признанным мастерам бокэ. Однако никто не вправе требовать от широкоугольного объектива тех же качеств, которые свойственны «полтинникам» и телевикам и легко реализуются в них, поэтому не станем придираться.

F2; 1/20 c; ISO 100, JPEG из камеры без обработки

Переднее бокэ выглядит вполне удовлетворительно. Впрочем, этим приемом пользуются редко, и на практике его результат не имеет существенного значения.

F2; 1/20 c; ISO 80, JPEG из камеры без обработки

Если снимать более крупные объекты на дистанции существенно больше МДФ и с малым удалением фона, то получить адекватное замыслу размытие нельзя.

F2; 1/30 c; ISO 64, JPEG из камеры без обработки

То есть заметна именно нерезкость, а не ее рисунок. Но если сзади достаточно места, то размытие, в целом, получится. На следующем снимке мы фокусировались на среднем плане (гусеничные траки на лобовой броне танка)

F2; 1/20 c; ISO 180, JPEG из камеры без обработки

А на фото ниже зоной АФ было выбрано выходное отверстие ствола танковой пушки. Заднее бокэ оказалось выраженным достаточно сильно, но структура его по-прежнему не очень удачная.

F2; 1/20 c; ISO 110, JPEG из камеры без обработки

Суммируя полученный опыт, отметим, что с размытием зоны нерезкости (не только сзади, но и спереди) наш герой вполне справляется. Особой художественностью структура бокэ не отличается, но и достигнутому качеству следует позавидовать: не много найдется широкоугольных объективов, которые в состоянии продемонстрировать такие результаты.

Лучистость

Большой угол обзора короткофокусного объектива подразумевает сложность (а иногда и невозможность) обойтись в кадре без солнца. Поэтому его поневоле приходится часто делать элементом композиции снимка, и способность объектива рисовать красивые лучики вокруг светила становится весьма востребованным качеством.

Мы снимали солнце на чистом небе в окрестностях села Шевардино у Бородинского поля. Все фото представляют собой JPEG из камеры без обработки.

От максимального раскрытия и вплоть до F4 о лучистости говорить не приходится — тому виной упомянутые выше скругленные ламели диафрагмы. Первые следы лучей появляются лишь при F5,6, а полноценная картина формируется при F8, когда долженствующее быть округлым кольцо диафрагмы превращается в неправильный девятиугольник. Затем рисунок лучистости усиливается вплоть до минимально закрытой диафрагмы (F16). Вместе с тем, уже при F8 становятся весьма заметными паразитные отражения от поверхностей линз (на фотожаргоне — «зайцы»), количество и выраженность которых растут одновременно с усилением лучистой структуры. Уже при F8 от них будет нелегко избавиться при постобработке, а при F16 за это не стоит и браться. Таким образом, для того чтобы подчеркнуть лучистость, остается лишь одно значение диафрагмы — F8, — да и то с оговорками про необходимость избавления от паразитных отражений.

Галерея

Снимки, сделанные объективом Nikkor Z 20mm f/1.8 S в связке с камерой Nikon Z 7II, мы собрали в галерее без дополнительных указаний и комментариев. Данные Exif в них сохранены и доступны для просмотра при загрузке фотографий по отдельности.

Итог

Самый широкоугольный из объективов с фиксированным фокусным расстоянием для беззеркальной системы Nikon Z обладает максимальным раскрытием F1,8, что соответствует условно топовой отметке для энтузиастов фотографии. В отличие от более продвинутых профессиональных моделей, он лишен таких атрибутов, как дисплей и универсальное кольцо в дополнение к фокусировочному, при этом обладает защитой от проникновения внутрь пыли и влаги, но не слишком велик и не очень тяжёл.

Объектив отличается высокой резкостью в центре кадра уже при F1,8, а при F5,6 резкость становится просто отличной, и к ней подтягивается качество картинки в максимально удаленных углах. Достойный микроконтраст формируемого изображения удачно подчеркивает на снимках структурно высокую детализацию. Цветовых преференций выявить не удается, и это очень хорошо. Особенности конструкции диафрагменного механизма позволяют получить хорошее качество размытия зон нерезкости (на открытой и до F4), а также удачную картину лучистости источников света (при F8 и далее).

Новинка получилась весьма высококачественным, удачным по конструкции и сравнительно доступным по стоимости изделием, особенно при учете нынешних высоких требований фотографов и быстро растущих розничных ценах.

Благодарим компанию Nikon за объектив и фотокамеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT