Сергей Черкасов, «ФосАгро»: Бизнесу нужны системы, позволяющие получать данные здесь и сейчас

fosagro600.jpg

21.04.2020, Вт, 16:38, Мск

ИТ-тренды в промышленности прямо влияют на положение компаний на рынке. Для удовлетворения запросов современных клиентов и опережения конкурентов они реализуют интегрированное бизнес-планирование, переходят к онлайн-торговле, стремятся получать данные в режиме реального времени, осваивают самые перспективные технологии. Один из лидеров мирового рынка производителей фосфорсодержащих удобрений — компания «ФосАгро» — хороший тому пример. Она представлена в 100 странах мира и занимает первое место по объему поставок удобрений в России. О том, как технологии помогают укреплять лидерство, чем хороша ставка на комплексную цифровизацию от одного вендора и чем плохи цифровые двойники, в интервью CNews рассказал заместитель директора по информационным технологиям «ФосАгро» Сергей Черкасов.

«Компании уже не устраивает автоматизация одиночных бизнес-процессов»

CNews: Сергей, расскажите, как проходит цифровая трансформация в промышленности, какова текущая обстановка в отрасли? Какие вызовы, какие ключевые бизнес-задачи стоят перед вашей компанией?

Сергей Черкасов: В последнеевремямы видим несколько явно выраженных запросов от бизнеса, связанных с появлением на рынке новых технологий и новых возможностей, которые эти технологии предоставляют. Первый заметный тренд — желание получать данные непосредственно с тех мест, где они возникают. Скажем, применительно к производственным процессам можно говорить о развитии системы датчиков и сбора информации в автоматизированном режиме. В транзакционных системах это внедрение систем мобильного ТОиР и онлайн-фиксация выполнения заданий. Кроме того, мы активно смотрим на рынок систем биометрии, которые позволяют отслеживать перемещение персонала, его состояние и факт ношения средств индивидуальной защиты — это направлено на повышение промышленной безопасности, охрану труда.

Сергей Черкасов: ИТ вносят важный вклад в достижение всех целей и направлений, которые были озвучены в долгосрочной стратегии компании

Второй ярко выраженный тренд — комплексная автоматизация. Бизнес уже не устраивает автоматизация одиночных бизнес-процессов. Он хочет автоматизации сквозных цепочек. И в этом как раз помогают промышленные платформы серьезных производителей и те бизнес-модели, которые в них заложены.

И третий запрос, который мы видим от бизнеса, связан с тем, что компаниям нужна уже не система с фиксированным набором отчетов, а комплекс информационных систем, позволяющий конечным пользователям получать именно те данные, которые нужны здесь и сейчас. Таким образом, происходит переход от жестких отчетов к требованиям аналитичности и добавленной информации в ИС.

CNews: Как оценивается вклад ИТ в показатели компании?

Сергей Черкасов: Можно сказать, что ИТ вносят важный вклад в достижение всех целей и направлений, которые были озвучены в долгосрочной стратегии компании. Достигается это, в первую очередь, через реализацию проектов, которые направлены на развитие и поддержание стабильного роста. У нас есть прорывные технологии, которые мы тестируем в пилотном режиме, и есть проверенные решения, содержащие лучшие практики.

Благодаря реализации долгосрочной стратегии развития и слаженной работе трудового коллектива компании, «ФосАгро» утвердилась в качестве технологического лидера отрасли. Это один из лидеров европейского рынка удобрений вообще, компания номер один в своем сегменте в России. За последние пять лет «ФосАгро» нарастила объемы производства минеральных удобрений и кормовых добавок почти в 1,5 раза — до рекордных 9,5 млн тонн в 2019 г. В модернизацию и расширение производственных мощностей «ФосАгро» с применением наилучших доступных технологий за это время было инвестировано около 200 млрд рублей. При этом компания следует высоким стандартам ведения социально ответственного бизнеса, ежегодно направляя на социальные и благотворительные проекты свыше 2,5 млрд рублей.

Удобрения «ФосАгро» обеспечивают экологичность производимой сельхозпродукции и не приводят к загрязнению почв тяжелыми металлами. Основная продукция компании, включая фосфатное сырье, 39 марок удобрений, кормовые фосфаты, аммиак и триполифосфат натрия, используются потребителями из 100 стран мира на всех обитаемых континентах.

CNews: Прорывные — это, например, какие?

Сергей Черкасов: Помимо уже упомянутых систем биометрии, это программная роботизация процессов (RPA), система искусственного интеллекта, и системы, которые способны обработать большое количество данных непосредственно с датчиков.

За последние пять лет «ФосАгро» нарастила объемы производства минеральных удобрений и кормовых добавок почти в 1,5 раза

В конце прошлого года мы завершили важный проект оценки работы мельничного отделения в кировском филиале компании — «Апатит». Это проект по предсказанию выхода из строя оборудования на шаровых мельницах на обогатительной фабрике. Проект оказался очень показательным и сейчас мы оцениваем его результаты. После подведения итогов мы оценим возможность масштабирования такой практики работы с большими данными на другие производственные мощности.

«Мы держим вектор на промышленные платформы. Самописных систем у нас нет»

CNews: Какая у вас структура ИТ-блока?

Сергей Черкасов: Он состоит из Службы заказчика и из дочерней компании — «Инжиниринговый центр «ФосАгро», в которой работает весь основной персонал. Служба логически поделена на два блока, один из которых занимается автоматизацией и информационными системами, а другой — технической инфраструктурой. Если мы говорим про информационные системы, то там у нас порядка 150 человек, 90 из которых занимаются развитием. Есть и собственный штат программистов, порядка 30 человек. Остальные люди занимаются технической поддержкой.

CNews: А сколько всего людей в ИТ-блоке?

Сергей Черкасов: Порядка 500.

CNews: Вы упомянули программистов. У вас своя собственная разработка?

Сергей Черкасов: Полностью самописных систем у нас нет, потому что мы держим вектор на промышленные платформы. Безусловно, те программисты, которые у нас работают, занимаются адаптацией и развитием этих промышленных платформ под конкретные требования заказчика.

«Новое поколение пользователей хочет получать данные самостоятельно, а не из ИТ-службы»

CNews: У «ФосАгро» есть цель повысить долю онлайн-продаж?

Сергей Черкасов: Скажем так: вопрос о переводе продаж в онлайн перед нами не стоит. Но при этом в прошлом году мы запустили знаковый проект. «ФосАгро» стала первой в России компанией отрасли, развернувшей онлайн торговую платформу по продаже удобрений. Проект был реализован на базе промышленного решения Oracle Commerce, которое в качестве единой цифровой платформы используют крупнейшие компании по всему миру. Сейчас созданная на ее основе торговая онлайн-платформа тестируется на пилотных сбытовых подразделениях в нескольких российских регионах. С ее помощью существующие и новые клиенты компании получают информацию о продукции «ФосАгро», способах ее применения, результатах агрономических испытаний и могут в несколько кликов заказать удобрения с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Сергей Черкасов: «ФосАгро» стала первой в России компанией отрасли, развернувшей онлайн торговую платформу по продаже удобрений

Но смысл этого проекта — не в замещении оффлайн-продаж, а в том, чтобы протестировать онлайн-подход. Он дает принципиально иной механизм взаимодействия с клиентами. Мы получаем ценный канал обмена данными с заказчиками, предоставляем им информацию, которой мы можем с ними поделиться, исходя из опыта ведущих специалистов по внесению удобрений и агрономов. Тем самым мы способствуем добавленной стоимости наших клиентов. Это принципиально другой подход, нежели простые продажи определенного объема продукции. Параллельно продолжается работа над расширением функционала платформы и ее интеграция с онлайн-сервисами агроконсультирования. А в будущем это позволит нам развиваться за счет получения обратной связи от клиентов о том, как и под какие культуры используются наши удобрения, в каких почвах и условиях. Таким образом мы помогаем нашим клиентам добиваться повышения урожайности.

CNews: А какие еще знаковые трансформационные проекты вы запустили недавно?

Сергей Черкасов: Я бы отметил создание внутренней корпоративной шины. Это, с одной стороны, ИТ-проект, а с другой — мы его пилотировали в рамках комплексной автоматизации процессов дирекции по экономической безопасности. Заказчик увидел, что с помощью принципиально новых механизмов выстраивания интерфейсов информационного взаимодействия между системами мы можем существенно сократить сроки создания и ввода в эксплуатацию новых решений. Это принципиально важный момент, наша следующая цель — развивать шину не только с точки зрения технологического информационного обмена, но и с точки зрения сервисного обмена. То есть, мы опять возвращаемся к тому, что сейчас появляется новое поколение пользователей, которым уже неинтересно просто отправить запрос в ИТ-службу и получить от нее данные. Они хотят сами принимать участие в процессе, формировать сервисы и получать от него результаты. В связи с этим наша задача — принципиально перестроить систему информационного обмена между нашими системами.

«Методология Oracle встроена в наши корпоративные процессы»

CNews: У вас в компании практически моновендорный подход?

Сергей Черкасов: Мы существенно опираемся на решения Oracle в своих бизнес-процессах. Безусловно, у нас есть и другие решения, мы не замкнуты от рынка. При этом основные наши системы — промышленные и передовые разработки Oracle.

CNews: Какие преимущества компания получает благодаря этому?

Сергей Черкасов: Большие. В первую очередь, мы понимаем процессы и процедуры, по которым внедряются решения компании на Oracle. У нас сонаправленные стратегии и сама методология встроена в наши корпоративные процессы, мы имеем возможность сократить период запуска системы. Второе — мы прекрасно понимаем, как работает техническая поддержка вендора, и с этой точки зрения у нас налажено взаимодействие на достаточно комфортных условиях. И третье — мы, безусловно, понимаем подходы к бизнес-объектам и моделям, которые заложены в системы Oracle. И эта прозрачность позволяет нам принимать решения о том, какие системы и с какими модулями нам нужны.

Удобрения «ФосАгро» используются потребителями из 100 стран мира на всех обитаемых континентах

CNews: О каких решениях Oracle мы говорим?

Сергей Черкасов: У нас весьма широкий охват.Это классическая ERP-система — Oracle E-Business Suite, Oracle Hyperion — для процессов консолидации финансовой отчетности группе компаний «ФосАгро», Oracle Primavera — для управления проектами, Oracle Demantra — для интегрированной цепочки планирования и аналитическая платформа Oracle BI. И, конечно, Oracle Siebel CRM для продаж и Oracle Commerce для торговой онлайн-платформы.

CNews: Какие результаты это принесло и приносит бизнесу?

Сергей Черкасов: Приведу яркий пример с точки зрения ускорения бизнес-процессов — в сфере управления международной отчетности. «ФосАгро» тестирует процедуру быстрого закрытия периода. До внедрения ERP-системы сроки закрытия периода составляли 20 с лишним дней, а сейчас перед нами стоит цель закрываться за семь дней. И это не предел. Это существенная вещь. Мы раньше и быстрее понимаем, что у нас происходит с бизнес-процессами в компании.

CNews: Что такое система интегрированного бизнес-планирования, которую вы реализовали?

Сергей Черкасов: Для нас это достаточно революционный проект. Предпосылки очень простые. Мы подводили статистику и поняли, что у нас существенно увеличились ассортимент продукции (мы предлагаем на рынке более 39 марок удобрений) и сбытовая сеть, появились представительства за рубежом — в Швейцарии, Франции, Германии, Польше, Бразилии, Сингапуре, Италии, Беларуси, Литве, Сербии и на Кипре. А главное — существенно выросло число центров дистрибуции в России, их сейчас 27. Возросла сложность сети, увеличилось количество готовой продукции за 2019 год. Компания произвела более 9,5 миллионов тонн удобрений для наших потребителей. Если сравнивать с цифрами 2007–2008 годов, то это было 4 миллиона тонн удобрений. И существенно меньшее количество марок удобрений предлагалось. Это и есть основные предпосылки к созданию усложненной цепочки продаж. Нам необходимо было понимать, какие заказы и как мы распределяем, как загружаем свои производственные мощности. Поэтому было принято решение добавить эту функциональность в корпоративную систему при переходе с 11-й на 12-ю версию OracleE-Business Suite.

Сергей Черкасов: Мы существенно опираемся на решения Oracle в своих бизнес-процессах

Сейчас система работает. Создано отдельное структурное подразделение по интегрированному планированию, которое получает информацию из CRM-систем и встраивает ее в загрузку производственных систем. Принципиальный момент этого проекта в том, что у нас появилась возможность делать несколько сценариев. Все эти моменты связаны с тем, что мы не просто сделали один вариант и на нем остановились. Мы можем просчитать, что у нас будет, если изменятся входные условия, как это повлияет на производство, на логистическую цепочку, на доставку нашей продукции конечным потребителям. И на основании этих базовых сценариев мы принимаем решение уже более взвешенно.

CNews: Раньше такого сценарного подхода не было?

Сергей Черкасов: Был, в Excel, поэтому трудоемкость, естественно, была колоссальная.

CNews: У вас есть планы по сотрудничеству с Oracle на 2020 год?

Сергей Черкасов: Да, проект интегрированного планирования нам подсказал идею создания Transportation Management System. Мы сейчас находимся в стадии анализа и проработки технического задания по этому блоку. Да и в целом, в компании очень востребовано все, что связано с логистикой, мы понимаем, что это дополнительные точки нашей эффективности.

CNews: Думаете об автономной базе данных?

Сергей Черкасов: Поскольку мы пользователи конечных приложений со своей логикой, мы больше смотрим на то, какие сервисы нам будет предлагать вендор в логике развития этих приложений. Например, мы знаем, что Oracle активно продвигает в облако ERP. И в конечном итоге готовы к этому в какой-то гибридной модели. Возможно, в это решение даже будет инкорпорирована и автономная база данных. Но если говорить про нее с точки зрения конкретного самоуправляемого решения, то это, конечно, интересная история, которая сильно разгружает технический блок ИТ с точки зрения администрирования.

«Цифровой двойник без искусственного интеллекта — дорогая и трудоемкая затея»

CNews: Мы вскользь затронули искусственный интеллект, робототехнику, автономные устройства. У вас на производствах это все есть?

Сергей Черкасов: У нас есть автоматизированное бурение в подземном руднике, причем это крупнейший в мире проект, он реализован в кировском филиале: 10 буровых установок работают в автономном режиме и управляются оператором с поверхности. Это для нас очень важный проект.

Зачатки искусственного интеллекта есть во встроенных системах. В первую очередь, в центре обслуживания. Но сказать, что это полноценные аналитические системы, я не могу. Технология для нас еще новая, мы находимся в стадии пилотирования.

Что касается программных роботов, то эта технология развивается. У нас есть отдельное направление, в рамках которого создаются такие роботы, они помогают людям избавляться от рутинного труда, заниматься более интеллектуальными вещами.

CNews: Вы смотрите в сторону использования цифровых двойников?

Сергей Черкасов: Цифровые двойники — тоже интересная тема. Правда, у них есть существенное ограничение — цифровой двойник должен идти в паре с искусственным интеллектом. Даже на относительно стабильном химическом производстве в технологические процессы постоянно вносятся изменения, и все они должны отображаться в цифровой модели. Если этого не происходит, то идея цифрового двойника превращается в очень трудоемкий и дорогостоящий процесс ручного подтягивания двойника до реального объекта. Без искусственного интеллекта и машинного обучения это практически невозможно.

CNews: В каких конкретных технологиях вы видите потенциал для отрасли? Что вы сами хотели бы попробовать?

Сергей Черкасов: В первую очередь мы видим потенциал в системах контроля действий персонала — все, что связано с мобильными устройствами и вводом данных на месте. Наши ремонтные рабочие могли бы, например, прямо на месте поломки либо закрыть наряд, либо провести техническое обслуживание, либо среагировать каким-то другим подходящим образом.

Кроме того, безусловно, перспективна добавленная реальность. Она позволит сотруднику, приходя на место, даже не обладая требуемыми знаниями, но имея должную квалификацию, принимать квалифицированные решения, что снижает число простоев на производстве. Эти технологии приблизили бы нас к онлайн-модели управления бизнесом.


Полный текст статьи читайте на CNews