Сбрасываем балласт: бизнес избавляется от штатных бухгалтеров

img-2x.png
anons3.jpg

Хорошие новости. Как сообщает ТАСС, выручка малого и среднего бизнеса в России в июне-июле 2020 года вернулась к уровню периода до введения карантинных мер. Может, это и так, но не подлежит сомнению следующий факт: за время борьбы с пресловутым коронавирусом представители малого и среднего бизнеса в стране понесли колоссальные убытки. Которые явно не перекроешь одним лишь возвратом к докарантинной выручке.

Реактивно наращивать спрос? И здесь не все так просто. Кризис и паника резко сократили объемы потребления товаров и услуг на значительном числе рынков. И неясно, когда рынок «раскачается» и россияне в основной массе снова будут уверены в стабильных поступлениях в кошелек… Да-да, те самые россияне-работяги, которых работодатели сокращали, отправляли в отпуска за свой счет. Потому что платить было банально нечем.

Простая логика для работодателя — если не растут доходы, то нужно сокращать расходы. Наверняка вы ухмыльнулись — что, мол, самый умный? Давай-ка, предложи всем-всем бизнесменам нашей необъятной страны хоть один универсальный, реально рабочий способ снизить издержки!

Не вопрос. Представьте, как вы заходите к своему бухгалтеру и сообщаете, что больше не нуждаетесь в его услугах. Вас обслуживает тетенька на аутсорсе? Вы набираете номер «буха» или отправляете email с аналогичным содержанием.

Поздравляю — вы сэкономили от десятков тысяч до миллионов рублей ежемесячно. Теперь вашу бухгалтерию будет вести компания МАКО. Первый в России бухгалтерский конвейер. Мы работаем на рынке уже 10 лет и обслуживаем более 500 клиентов. Цена вопроса? Наши услуги обходятся в среднем в 8 000 рублей в месяц. За эти деньги вы получаете полноценный, под ключ бухгалтерский, налоговый, кадровый учет, финансовый консалтинг и супервайзинг.

Я знаю вашу боль

Давайте знакомиться. Меня зовут Владимир Зинин, я прошел путь от рядового бухгалтера до финансового директора. После чего со своим другом детства Александром Лыковым основал компанию МАКО.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Как это часто бывает, наше предприятие появилось в ответ на определенную боль. Явную проблему, которую никто почему-то не стремился решить. В случае МАКО толчком к открытию стала огромная кровавая мозоль рынка бухгалтерских услуг. Бич, который преследует собственников самых разных бизнесов и заставляет глубоко и безысходно вздыхать при мысли о темной стороне бухгалтерии. Я говорю о человеческом факторе.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Существует два основных варианта бухгалтерского обслуживания любой компании малого и среднего бизнеса:

  • за дело берется штатный бухгалтер или бухгалтеры, в едином лице или силами целого отдела (это наименее эффективный и выгодный вариант — чуть позже я объясню, почему);
  • организация прибегает к аутсорсу и обращается в бухгалтерскую компанию или к одиночке-фрилансеру. По сути, вашу бухгалтерию будет вести точно такая же тётенька-бухгалтер, которая была в штате. Но теперь решила работать в свободном режиме на себя. Тут вы, возможно, будете тратить меньше денег. Но… Опять-таки, о «подводных камнях» — ниже.

Рассмотрим оба подхода подробнее и выясним, что же это за зверь такой — человеческий фактор в рамках бухгалтерии.

Штатный бухгалтер Рита

Властная женщина неопределенного возраста, чаще всего 40+. Сущность, благодаря которой владелец компании, назовем его Виктор Палыч, получает полную независимость. В смысле — от него в бухгалтерских вопросах ничего не зависит. Рита регулярно косячит, и как-то исправить такое положение дел невозможно. Рита — это самая твердая константа со времен сотворения мира. В лучшем случае Виктор Палыч получает бардак в документах. В худшем — например, из-за неправильно посчитанного НДС, регулярно влетает на штрафы. Которые, само собой, оплачивает контора — лично Виктор Палыч из своего кармана. Потому как с Риты взять решительно нечего, максимум, что можно сделать — уволить ее. И нанять ей на смену такую же Риту. Вот он — человеческий фактор во всей красе.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Рита — не робот. Рита может заболеть. Рите положен отпуск. В конце концов, если Рите лет эдак 25–30, рано или поздно ценного работника, скорее всего, проводят в декрет. Всё перечисленное — нормально, все мы живые люди. Но для Виктор Палыча как владельца бизнеса любое из этих событий оборачивается глобальным, позвольте не стесняться в выражениях, геморроем. Бухгалтерские процессы в длинной или короткой перспективе существенно замедляются, вплоть до полной остановки. Особенно это «удобно», когда горят сроки подачи очередного отчета в налоговую. А бухгалтера на рабочем месте нет. Совсем.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Знакомо, правда? В качестве бонуса среднестатистическая Рита даже не задумывается о курсах повышения квалификации. Жестко и уверенно тупит при работе с компьютером вплоть до неумения прикрепить вложение к письму. При этом по непонятно откуда взявшейся еще со времен СССР традиции бухгалтеры считают себя едва ли не священной коровой. В особо тяжелых случаях Рита искренне пытается помочь условному Виктор Палычу и самостоятельно делегирует себе его полномочия. Усердно лезет куда не просят, раздает «авторитетные» советы, учит жизни и уму-разуму всех работников предприятия. Часто подменяет собой, например, отдел продаж — учит как правильно строить взаимоотношения с клиентами.

Посчитаем экономику. В среднем по рынку услуги «буха» в Москве оцениваются где-то в 60 000 рублей в месяц. Плюсуем стоимость «попо-места» (аренда, уборщица, чай-кофе, туалетная бумага), добавляем 43% на всевозможные налоги и отчисления — итого в месяц Виктор Палычу Рита обходится в красивую сумму около 100 000 рублей, в год — 1 200 000 рублей. Это в малом бизнесе. В среднем бизнесе, скорее, имеет место ударный отряд из главного бухгалтера Маргариты, его зама Риты, старшего «буха» Клавдии и младшего Розы. Такой серпентарий отдел в сумме «кушает» эдак 4–5 миллионов рублей в год.

Аутсорс-бухгалтер Лена

С Леной иметь дело намного приятнее. Если речь об аутсорсинговой компании, вместо ста тысяч ежемесячные затраты на бухгалтерское обслуживание, как правило, сокращаются до 20 000 — 30 000 рублей. Но не забываем, что нам как клиенту придется терять еще +20% на оплату НДС, итого ~36 000 рублей. С частниками-фрилансерами получится обойтись суммой эдак в 10 000 рублей. Но — налом. Так что закладываем еще примерно 25% на «обналичку», итого 12 500 рублей.

Следующая «плюшка» — страховые гарантии. Более-менее приличная контора прямо в договоре указывает — мол, несем полную финансовую ответственность за косяки. Сделали что-то не вовремя или неправильно, подставили клиента под штраф — компенсируем за свой счет. Это хорошо. Хотя… Часто вы видели такое в договорах с бухгалтерским аутсорсом?

А вот что плохо. Даже если вы работаете с компанией, оказывающей аутсорсинговые услуги. И уж тем более, если вы работаете с одиночкой-фрилансером — в реальности бухучет вашей компании, как правило, будет вести один-единственный человек. При этом, помимо вас, у этой прекрасной женщины будет еще пара-тройка клиентов. Их всех нужно параллельно обслуживать. Поэтому риск косяков может не просто равняться затратам на работу Риты, но даже переплюнуть количество проблем от штатного бухгалтера.

Это хорошо, что Виктор Палычу компенсируют ошибки. Здорово. Но Виктор Палыч вот этим всем уже по горло сыт. Ему бы не бухгалтерские сюрпризы разгребать и с дергающимся глазом узнавать, что там Лена в очередной раз начудила. Ему бы спокойно и продуктивно работать. Зарабатывать деньги — для себя, для сотрудников. И для Лены.

Отпуск, болезни, свадьба у сына. Все эти важные и неотложные события — что в случае Риты, что у Лены — оставляют вас без бухгалтера. В лучшем случае в аутсорс-конторе вас передадут другому специалисту, который, скорее всего, и своими-то клиентами загружен под завязку. И уж точно с ходу не вникнет в вашу специфику.

А потому, так или иначе, возвращаемся к неизбежным косякам.

И да — если работаете с бухгалтерами-одиночками-фрилансерами, то в принципе забудьте о страховании ответственности. Больно им надо платить за свои же неизбежные ошибки!

Вывод? Те же яйца, только в профиль. При более низкой цене обслуживания в сравнении со штатными единицами пресловутый человеческий фактор остается в полном объеме. Хнык-хнык.

Банковские бухгалтерские сервисы

Чаще всего потенциальные клиенты пытаются противопоставить конвейерной бухгалтерии МАКО — многочисленные банковские бухгалтерские сервисы. Совсем скоро на mobile-review.com будет опубликован мой обстоятельный материал о том, почему бухгалтерия от банков даже близко не может соперничать с нами. Пока же выскажусь вкратце. МАКО предлагает гораздо более широкий спектр услуг. И делает то, что вам не обеспечит ни один банковский сервис — реальное ведение бухучета под ключ.

Вдобавок у МАКО несопоставимо более широкая компетенция специалистов. Тогда как услуги банковских бухгалтеров в основном «заточены» на работу с ИП на УСН. У МАКО — большой опыт коммуникации и взаимодействия с госорганами. Наконец, наши специалисты готовы решать сложные и нестандартные задачи клиентов, о чем я еще расскажу с примерами в этом материале. Банки же явно не станут делать «шаг влево-вправо» от стандартных задач. И уж точно не будут писать обращения президенту и в Минэкономразвития. Да, были в нашей практике и такие случаи.

McDonald«s в мире бухгалтерии

Я восхищаюсь гением McDonald«s. Образцовый конвейерный подход к производству пищи. Процесс приготовления любого продукта разбит на этапы. Один человек жарит котлеты, второй вкладывает их в булочки, третий собирает заказ и отдает клиенту. По каждому участку работ — предельно четкие и понятные инструкции. С картинками. Без шансов на случайную ошибку. Феноменальная скорость готовки, гарантированное стабильное качество продукта и вкус. Никакого человеческого фактора. Каждая отдельно взятая операция настолько незамысловатая, что отсутствующего сотрудника можно быстро (почти мгновенно!) и безболезненно заменить новичком, который быстро научится.

Бухгалтерия в небольшом бизнесе — это уже давно не творчество. А такая же рутина, как приготовление гамбургеров в McDonald«s. Не нужно ждать вдохновения, придумывать нестандартные подходы… образы, сюжеты, создавать произведения искусства. Нет. Перед нами, в основной массе, набор более-менее стандартных задач, которые без труда можно раздробить на мелкие типовые операции. И распределить между специалистами. Точно так же, как изготовление бургера.

Именно по такому принципу устроена конвейерная бухгалтерия МАКО. Возведенное в абсолют разделение труда. Мы взяли цепочки бухгалтерских операций. Разбили на мелкие этапы. На каждый небольшой участок назначили отдельного специалиста. Вверенная ему операция всегда настолько мелкая и несложная, что — как на кухне McDonald«s — накосячить невозможно. Из простых действий складываются большие операции. То, на чем специализируется МАКО, как я уже рассказал — бухгалтерский, налоговый, кадровый учет, финансовый консалтинг и супервайзинг.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Структура МАКО со старта показала бешеный КПД и скорость выполнения работы. Никакой аутсорс и штатный бухгалтер даже близко не сравнятся. Это как сопоставлять реактивный конвейер McDonald«s с работой одинокого неторопливого повара в ларьке с шаурмой. Но самое главное — никакого человеческого фактора. Только быстрые, безотказные и дешевые бухгалтерские услуги. С гарантированной эффективностью и стандартно безошибочным результатом работы.

Основа нашей работы — стандартизированный, ограниченный набор услуг. Подход МАКО в этом плане сравним с лоукостерами типа «Победы». Когда, например, желающим взять с собой огромный багаж вежливо посоветуют обратиться в другую авиакомпанию. Или, возвращаясь к McDonald«s, вы ведь не будете просить в McDonald«s приготовить бургер по особому, индивидуальному рецепту? Вместо этого получите стандартный, совершенно предсказуемый и всегда одинаково вкусный бургер. Причем заплатите в два-три раза дешевле, чем в обычном ресторане.

Так и у МАКО средний чек за полноценный (!) бухгалтерский обед учет составляет всего 8 000 рублей. Почти в 2 раза дешевле бухгалтера на аутсорсе. Примерно в 12 раз дешевле штатного специалиста. И ни-ка-ко-го человеческого фактора.

В настоящее время штат МАКО составляет 30 сотрудников, которые обслуживают… Более 500 клиентов. Не пытайтесь считать, сколько компаний приходится на одного работника. Такие расчеты бесполезны в случае нашей структуры. Есть факт — такими, казалось бы, малыми силами конвейерный метод позволяет одинаково качественно и оперативно обслуживать сотни компаний.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Процесс выстроен так, что вероятность ошибки — на уровне статистической погрешности, меньше 0,1%. Это очень удобно, особенно когда дело доходит до квартальной отчетности. У штатного или аутсорс-бухгалтера мгновенно всплывает череда допущенных ранее ошибок. Что выливается в итоге в дополнительные затраты времени — и денег. МАКО изначально гарантирует правильность любых документов, а потому подготовка отчетности для нас — такая же быстрая и беспроблемная операция, как и любая другая услуга.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

В договоре с каждым клиентом юридически прописано страхование ответственности МАКО на сумму в 5 000 000 рублей. Компания МАКО готова отвечать рублем за свои ошибки и полученные клиентом штрафы. Но вот незадача — за семь лет работы нам ни разу не приходилось компенсировать штрафы или иные убытки. Что лишний раз доказывает эффективность первой в России конвейерной бухгалтерии.

А что насчет «все мы люди» с отпусками-болезнями-декретами? Любого сотрудника легко заменить. Нового работника на нужном участке можно быстро научить выполнению требуемой операции. За счет этого сводится к нулю вероятность простоя в обслуживании клиента. Равно как и необходимость вызванивать ушедшего сотрудника для уточнения каких-либо деталей по обслуживанию той или иной компании.

Кстати, спустя два года после открытия мы пришли к созданию отдела по работе с клиентами. Вместо злобных тёть, которые смотрят на вас как на определенную субстанцию и ничего не желают внятно объяснять — у нас предельно вежливые переводчики. Переводчики с бухгалтерского языка на человеческий.

Еще подробнее о работе МАКО вы можете узнать из моего обстоятельного интервью известному переводчику Дмитрию Пучкову «Гоблину».

Вы занимаетесь бизнесом, мы — бухгалтерией

Согласитесь, порядка 3 000 клиентов за почти десяток лет работы дают крайне широкий кругозор и понимание тонкостей самых разных ниш бизнеса. Поэтому наряду с конвейерным оказанием «типовых» бухгалтерских услуг мы глубоко разбираемся во всевозможных узкоспециализированных темах. И постоянно помогаем клиентам решать в том числе сложные нестандартные задачи. При которых как штатные бухгалтеры, так и «наемники» умывают руки из-за отсутствия необходимого опыта и знаний.

Например, решать проблему блокировки счетов. Решать проблемы с налоговой. Оптимизировать схему уплаты налогов — не в смысле укрытия доходов и всяких серых схем, а в смысле подобрать правильный формат, чтобы абсолютно честно и законно платить меньше.

Реальный пример из практики за прошлый год. Клиент — крупный отель. Налог на прибыль платится авансами. Авансы рассчитываются из прибыли за предыдущий период, что дико невыгодно компаниям с выраженной сезонностью бизнеса.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

В случае этого клиента пик сезона приходится на май — август, а вот с сентября по апрель прибыль в разы ниже. Но, когда в сентябре сдается декларация за первые три квартала года (в том числе за «жирные» летние месяцы), авансы рассчитываются на полгода вперед. Это период с октября текущего года по март будущего. То есть осенью, зимой и весной фактическая прибыль клиента в разы меньше, но налоги приходится платить как летом, в самый жаркий сезон.

Вот и получается колоссальный кассовый разрыв. Причина — оплачиваемые не в сезон авансы по налогу на прибыль исходя из прошлых жирных месяцев. А это, в свою очередь, кредиты, проценты, нервы… Да, потом по итогу набегает большой вычет. Но все равно получается, что деньги морозятся на долгий срок.

Мы предложили перейти на помесячный расчет налога на прибыль — так можно договориться с налоговой. Но далеко не каждый бухгалтер знает данную тонкость. А именно в случае этого клиента исходя из специфики работы его отрасли такая «мелочь» стала решающим фактором. Работа МАКО позволила оптимизировать схему уплаты налогов и сократить кассовый разрыв на сумму порядка 400 миллионов рублей в год! Эти деньги терял бизнес просто по причине низкой квалификации штатных бухгалтеров.

МАКО часто привлекают в помощь бухгалтерам крупных компаний для решения нестандартных задач. А иногда и на замену отделу бухгалтерии — это позволяет серьезно сэкономить. Один завод в СПб сократил всех семерых бухгалтеров, подключил МАКО и за год только на фонде оплаты труда и аренде сэкономил порядка 6 000 000 рублей.

Впрочем, МАКО помогает выбраться из трудных ситуаций и совсем малому бизнесу — магазинам, шиномонтажкам, кафе, салонам красоты. Любителям объемного чтива рекомендую вот такую историю. Как мы помогали разблокировать счет небольшому салону красоты, которым владели две девушки. Получился чуть ли не целый детектив!

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Коронавирус, кризис и все-все-все

Кризисный и посткризисные периоды в экономике России в 2020 году привнесли в нашу работу существенное разнообразие. Лавинообразно растет количество клиентов, которым МАКО помогает разбираться с самыми разными бизнес-проблемами, которые так или иначе связаны с непростой обстановкой в стране.

О помощи государства бизнесу можно отдельный фильм снимать — трагикомедию. Вышло постановление Правительства 576 от 24.04.2020: выплатить предприятиям малого и среднего бизнеса субсидию 12 130 руб. за каждого работника, который числился в штате по итогам марта. Звучит круто. Но на деле эту самую помощь оказалось получить ой как непросто.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Почему так?

Как выяснилось, для получения господдержки нужно быть включенным в специальный электронный реестр субъектов МСП. Реестр этот в течение многих лет был никому не нужен и не интересен, так как присутствие или отсутствие в нём никаких реальных льгот не давало и обязанностей не возлагало. Нетрудно догадаться, что НЕ интересен он был не только предпринимателям, но и самой налоговой, ответственной за его содержание. Стоило грянуть эпидемии, как включение в реестр стало основным критерием для получения государственных плюшек. Опаньки, как говорится!

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

И нужно не просто быть включенным в этот реестр, а быть включенным в него по состоянию на 1 марта 2020 года, а там на эту дату бардак! Кто-то не попал, потому что в ЕГРЮЛ сведения не обновились или обновились некорректно… кто-то сведения о регистраторе своих акций не указал… В общем, причин — тысячи! А как в апреле 2020 или позже можно повлиять на своё случайное отсутствие в реестре в марте? Только писать письма и жалобы, бегать по инстанциям и обрывать телефоны. Вот МАКО и помогало своим клиентам решать вопрос с попаданием в реестр и как итог получением полагающейся помощи от государства. В то время как сотни, если не тысячи представителей малого и среднего бизнеса остались «за бортом».

Ещё один фильтр: правительство решило, что получатель субсидии должен относиться к отраслям, особо пострадавшим от пандемии. От оставшихся незатейливо отняли ещё где-то 2/3 — причем даже тех, кто по факту вроде бы и пострадал, но по ОКВЭДам не проходит.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Еще одно препятствие: у получателя субсидий на 1 марта не должно быть недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей. Замечательно! Мы в МАКО как никто знаем, как формируется в ФНС карточка расчётов с бюджетом, по которой и определяется задолженность.

Вот пример: срок оплаты налогов — 25.02, ты оплатил 23.02 (или, того хуже, 24 или 25 февраля). Федеральное казначейство обработало платеж только 01.03 (это может занимать до 5 рабочих дней). За период с 25.02 по 01.03 начисляются пени, потом их отменят отдельной операцией, к примеру, 01.05. А на 01.03 у тебя будет недоимка — и льгот ты никаких не получишь.

Так из оставшихся немногих претендентов на субсидии убрали ещё половину. И снова все требования «на 1 марта», чтобы никто ничего не смог исправить. Снова надо писать письма, строчить жалобы, звонить, требовать, добиваться. Мы для своих клиентов это всё делали, как правило, успешно —, но малому бизнесу без поддержки это вряд ли по силам. Людям надо делами заниматься, деньги зарабатывать, а не пороги госучреждений околачивать.

Ну и финальное: в месяце, за который выплачивается субсидия, работников в вашей компании должно было быть не меньше 90% от количества в марте 2020-го. Режим самоизоляции, например, в Москве начали вводить 5 марта. Народ начали сокращать уже к 20-м числам марта, когда стало понятно, что ситуация затянется надолго. А 28 марта всех уже закрыли и выгнали на каникулы по-настоящему. Но о субсидиях объявили только 20 апреля, постановление выпустили 24 апреля. Народ, не надеясь на помощь, сократил штат ещё в марте — и остался без субсидий. Или вот представим: вы малый бизнес, у вас в организации работает 5 человек, один человек в марте пишет заявление по собственному желанию. Просто решил работу сменить или в лес уйти от коронавируса подальше. Результат — в марте у вас 5 человек, а в апреле убыль 20% — и всё! Никаких вам субсидий не положено.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Получается, что государство выделяет помощь предпринимателям и компаниям, но сам порядок ее получения напоминает игры наперсточников. Заявили одно, а по факту оказалось совсем другое. Что делать в этой ситуации — большой вопрос. Ведь не у всех есть такие ресурсы, как у МАКО, чтобы разобраться во всех тонкостях, вникнуть во взаимосвязи, быстро поднять, собрать, подготовить и направить документы.

Своих мы не бросаем, для многих клиентских компаний МАКО удалось добиться помощи. Но из того, что я вижу, на рынке ее получили единицы. Тем радостнее, что для своих клиентов мы добились максимума из того, что было возможным. И это та работа, которую мы можем вести быстро и слаженно именно благодаря конвейерному принципу и огромному практическому опыту.

Выводы

По всей стране представители бизнеса от мелких предпринимателей до крупных производителей сокращают расходы на бухгалтерские услуги. До сих пор мы обходились офисами в Москве и Санкт-Петербурге. Но взрывной рост спроса на нашу недорогую конвейерную бухгалтерию привел к тому, что в скором времени представительства MAKO начнут работать в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре и Волгограде.

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

А пока даем две ссылки — одну для Москвы, вторую для Питера.

Питерский офис работает только на Питер и Ленобласть, а московский берет клиентов из Москвы, области и со всей России. Так что если вы не из Питера и не из Москвы, переходите на московский сайт. Оставляйте там заявку на обратный звонок, пишите консультанту в чат свои вопросы. Если что-то будет совсем непонятно, пишите в комментариях под этой статьей, обещаю подробно ответить всем!

Как бухгалтерия разоряет ваш бизнес

Владимир Зинин (vladimir.a.zinin@gmail.com),
основатель первой в России конвейерной бухгалтерии МАКО

P.S. Совсем скоро я подробно расскажу вам, почему не следует пользоваться услугами бухгалтерских сервисов различных банков. Спойлер — в том числе потому, что в таком случае никто за вас не станет спорить с налоговой, судиться с ПФР, добиваться разблокировки счетов в банке. И уж тем более не будет отправлять письма в адрес президента и Минэкономразвития.

Опубликовано 03 сентября 2020 г.

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Полный текст статьи читайте на mobile-review