Саундбар с беспроводным сабвуфером Sony HT-ZF9: максимум возможностей при минимуме усилий
Продолжаем наше знакомство с саундбарами Sony. В прошлый раз мы протестировали базовую модель Sony HT-G700, которая хоть и младшая в линейке, но может очень многое: эмулировать звучание десятиканальной 7.2.1-системы благодаря технологии Vertical Surround Engine, «дорабатывать» до объемного обычный стереозвук, подстраивать звучание под воспроизводимый контент, передавать видеосигнал 4K HDR и так далее.
Герой сегодняшнего теста Sony HT-ZF9 умеет все то же самое, плюс еще массу всего интересного: у него есть сетевое подключение и «продвинутое» ПО для управления, он поддерживает Spotify Connect и Chromecast, при соединении с источником звука посредством Bluetooth применяет фирменный кодек LDAC, умеет воспроизводить аудиофайлы с USB-накопителя — всего так сразу и не перечислишь. При этом габариты остаются по-прежнему небольшими, а процесс установки и настройки — быстрым и простым.
Технические характеристики
Излучатели | саундбар: 3 конических ∅46 мм сабвуфер: конический динамик ∅160 мм |
---|---|
Общая мощность | 400 Вт |
Управление | панель управления на устройстве, ПДУ, ПО Sony | Music Center |
Интерфейсы | 2×HDMI + 1×HDMI (eARC), оптический S/PDIF, USB, аналоговый вход миниджек 3,5 мм |
HDMI | EARC; 4K / 60P / YUV 4:4:4; HDR; Dolby Vision; HLG (Hybrid Log Gamma); HDCP2.2; Bravia Sync; CEC |
Поддерживаемые аудиоформаты (HDMI) | Dolby Atmos, Dolby Digital, Dolby Digital plus, Dolby TrueHD, Dolby Dual mono, DTS, DTS HD High Resolution Audio, DTS HD Master Audio, DTS ES, DTS 96 / 24, DTS: X, LPCM |
Сеть | Wi-Fi 802.11a/b/g/n, 2,4 и 5 ГГц Ethernet |
Bluetooth | 4.2 |
Кодеки | SBC, AAC, LDAC |
Технологии окружающего звука | S-Force Pro, Vertical Surround Engine, DTS Virtual: X |
Режимы звучания | Авто, Кино, Музыка, Игра, Новости, Спорт, Стандарт |
Звуковые эффекты | ночной режим, голосовой режим |
Подключение сабвуфера | беспроводное |
Габариты | саундбар: 1000×64×99 мм сабвуфер: 190×382×386 мм |
Вес | саундбар: 3,1 кг сабвуфер: 8,1 кг |
Информация на сайте производителя | https://www.sony.ru |
Рекомендованная цена |
Комплект поставки
В комплект поставки Sony HT-ZF9, естественно, входят сами устройства — саундбар со съемной сетчатой рамкой плюс беспроводной сабвуфер.
Также в комплекте присутствуют документация, пульт дистанционного управления с батарейками и набор элементов для настенного монтажа саундбара. У нас в руках оказался предназначенный для тестирований образец, в комплекте которого не оказалось HDMI-кабеля. У приобретенных в магазине устройств он есть.
Дизайн и конструкция
Большинство разработчиков саундбаров придерживается концепции дизайна, которую можно назвать «слышно, но не видно». Заметными и яркими эти устройства быть не должны, скорее даже наоборот — они должны легко и незаметно вписаться в любой интерьер, обеспечив звучание более качественное, чем динамики телевизора. И Sony HT-ZF9 в этом отношении не является исключением, оформлен он строго и стильно.
Передняя поверхность саундбара закрыта съемной металлической сеткой. С ней вид более лаконичный, плюс динамики оказываются под защитой.
Опять же дисплей очень интересно выглядит через перфорированную сетку. Оно монохромный, яркость можно регулировать в весьма широких пределах. Отображаться могут выбранный вход, уровень громкости, активированные пресеты — в общем, вся необходимая информация.
Вид без сетки, конечно, куда более эффектный: открытые динамики, фактура фрезерованного металла на панели — все это придает «премиальности» облику.
Динамики небольшие, их диаметр всего 46 мм. Внешний вид мембраны тоже чем-то напоминает металлическую поверхность и очень хорошо сочетается с другими элементами дизайна. В правом нижнем углу расположен логотип Hi-Res, который напоминает нам о поддержке устройством «продвинутых» форматов.
Металлическая решетка крепится к передней панели с помощью магнитов — потому и снять ее легко, и установить обратно труда не составит.
Верхняя поверхность саундбара выполнена из материала с матовым черным покрытием, секция с динамиками сделана из глянцевого пластика, который склонен к появлению отпечатков пальцев — с ним придется быть поосторожнее.
При этом сенсорные клавиши расположены на матовой части, что прекрасно. Панель управления компактная и позволяет выполнять основные действия: включать устройство, выбирать вход и активировать Bluetooth, изменять громкость. Есть также клавиша запуска музыкальных сервисов, но в некоторых регионах эта функция не работает — в России, например.
На нижней поверхности размещены маленькие резиновые ножки для установки на горизонтальные поверхности, решетки охлаждения и наклейка с информацией об устройстве.
На задней панели мы видим несъемный кабель питания, крепления для монтажа на стену, решетки охлаждения и скрытую в выемке панель для подключения, которую рассмотрим отдельно.
На панели видны два входа HDMI и поддерживающий ARC/eARC выход, аналоговый и оптический входы, разъем USB-А для подключения накопителей с музыкальными файлами, а также сетевой RJ-45.
Сабвуфер более-менее компактный, его размеры — 190×382×386 мм. Подключение к основному устройству беспроводное, отверстия динамика и фазоинвертора выведены на переднюю панель, что позволяет размещать колонку чуть ли не вплотную к стенам и предметам интерьера.
Корпус выполнен из MDF, внешняя часть окрашена в матовый черный цвет, на верхнюю панель нанесен небольшой логотип производителя.
Отверстие динамика, расположенное в верхней части передней панели, прикрыто металлической сеткой. Ниже находится глянцевый раструб фазоинвертора. Над ним расположен светодиодный индикатор подключения, заметный только в рабочем состоянии. На задней панели мы видим наклейку с информацией, пару кнопок, плюс решетки вентиляции.
Кнопок на задней панели две: питания и активации беспроводного подключения. Последняя пользователю, скорее всего, никогда не пригодится — соединение с саундбаром происходит в автоматическом режиме.
Подключение и настройка
Саундбар Sony HT-ZF9, как уже упоминалось выше, можно размещать просто на горизонтальной поверхности — стойке с оборудованием, полке, комоде и так далее. Это, конечно, самый простой вариант, который займет пару минут — останется только включить питание. Но большая часть пользователей предпочитает вешать устройство на стену под телевизором. Тут чуть посложнее, но тоже никаких проблем: шаблон для разметки под отверстия в стене есть, крепления надежные и удобные…
Сабвуфер подключается к основному устройству автоматически, происходит это быстро и без сбоев — за время тестирования проблем не было ни разу. Если же вдруг что-то пошло не так, есть возможность принудительно запустить синхронизацию с помощью кнопки на задней стенке. Благодаря тому, что отверстия динамика и фазоинвертора размещены на передней панели, сабвуфер можно ставить вплотную к стенкам или элементам интерьера — так что с поиском места особых сложностей тоже быть не должно. Останется лишь «дотянуться» до розетки с помощью несъемного кабеля питания.
Ну и, конечно, надо подключить источник звука. В качестве основного варианта явно стоит рассматривать HDMI — это и удобно, и дает больше всего возможностей: от трансляции форматов высокого разрешения до управления другими устройствами посредством HDMI CEC. Один из разъемов поддерживает расширенную версию реверсивного звукового канала — eARC, который есть также и у большинства телевизоров. С него и стоит начать.
Если же передающее устройство ARC не поддерживает, есть смысл воспользоваться одним из двух «обыкновенных» входов. Например, их стоит предпочесть при работе с видеокартой ПК. Саундбар определяется как звуковое устройство и становится доступен в соответствующем меню. Sony HT-ZF9 поддерживает сквозную передачу видео разрешением до 4K всех самых «продвинутых» форматов, в том числе Dolby Vision, HDR10 и Hybrid Log Gamma — потому параллельно с ним можно подключать любые плееры, игровые приставки и прочие устройства.
Если HDMI по каким-либо причинам не подходит — есть масса других вариантов. Можно воспользоваться оптическим входом S/PDIF, а можно и аналоговым миниджеком (3,5 мм). А еще есть функция воспроизведения музыкальных файлов с подключенных в USB-порт на задней панели накопителей. Плюс, конечно, сетевой стриминг — о нем мы еще подробно поговорим чуть ниже.
Пока же обсудим подключение посредством Bluetooth. Используется не самая актуальная версия 4.2, но энергоэффективность в данном случае не является определяющим фактором, так что особо обращать на это внимание смысла нет. Зато помимо базовых SBC и AAC поддерживается фирменный кодек LDAC, имеющий немного больше возможностей. А вот aptX нет, что не очень-то удивляет: при наличии собственного «продвинутого» кодека мотивации получать сертификацию Qualcomm у производителя нет. Полный список кодеков и поддерживаемых ими режимов, как и всегда в наших тестированиях был получен с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.
Bluetooth-подключение — это хороший способ быстро запустить какую-нибудь фоновую музыку или подкаст, однако в случае Sony HT-ZF9 для этого проще использовать сетевой стриминг. Однако сопряжение по Bluetooth с каким-нибудь гаджетом установить все-таки имеет смысл — оно поможет наладить сетевое подключение. Сделать это можно и через экранное меню, на которое мы посмотрим ниже, но рассматриваемый здесь способ — самый простой и быстрый.
Для управления саундбаром служит приложение Sony | Music Center, доступное под iOS и Android — настройку устройства стоит начать с его установки, иначе множество удобнейших функций окажется недоступно. Устанавливаем, соглашаемся с правилами использования, даем необходимые разрешения — все как обычно.
Кнопка »+» в правом нижнем углу основного экрана запускает добавление нового устройства. Далее программа предлагает включить его и запустить процесс сопряжения.
После этого мы переходим в меню настройки используемого гаджета и устанавливаем Bluetooth-подключение стандартным способом.
Далее возвращаемся в Sony | Music Center, где нам предлагается ввести пароль от беспроводной сети, к которой подключен наш гаджет. Можно использовать и проводное подключение, тогда этот шаг будет пропущен. Но вряд ли найдется много желающих протягивать отдельный Ethernet-кабель к телевизору, если уж мы даже сабвуфер подключаем «по воздуху». Времена, когда Wi-Fi-подключение «не тянуло» воспроизведение больших видеофайлов остались в прошлом — к кабелям есть смысл возвращаться только в случае наличия серьезных помех, например.
После ввода пароля пару минут саундбар тратит на подключение. Устройству можно дать какое-нибудь уникальное и узнаваемое имя, либо оставить даваемое по умолчанию. После этого оно появляется в основном меню приложения — на этом первоначальная настройка закончена.
Управление и эксплуатация
Выше мы уже посмотрели на сенсорную панель управления, расположенную на верхней части устройства. Она позволяет осуществлять базовые действия, но не более того — без пульта дистанционного управления и приложения все равно не обойтись. Пульт компактный, но вполне удобный. Клавиша громкости выполнена в виде отдельной круглой «качели», которую легко найти на ощупь. Ориентируясь на нее, несложно отыскать и клавиши регулировки громкости задних колонок и сабвуфера, расположенные по бокам.
Пульт лежит в руке удобно, клавиши нажимаются мягко и с хорошо ощутимым кликом — пользоваться вполне комфортно. По центру расположен «джойстик» для управления экранным меню, которое доступно при подключении саундбара к телевизору. Питание осуществляется с помощью двух элементов формата ААА. Крышка для их установки и замены снимается легко, но на своем месте при этом держится вполне надежно.
Подробно разбирать экранное меню не будем — количество настроек в нем довольно велико: можно изменить характеристики объемного звучания, выбрать используемый для Bluetooth-подключения кодек, скорректировать параметры сети и так далее.
Максимум возможностей Sony HT-ZF9, как уже упоминалось выше, раскрывается с помощью приложения Sony | Music Center. После первого запуска оно может предложить обновить прошивку. Стоит согласиться, времени это займет минимум — в нашем случае прошло порядка 8 минут, но тут многое зависит, конечно, от размеров пакета обновления и скорости интернета. Далее мы оказываемся на главном экране, где можно быстро активировать любой из доступных способов подключения. В нижней части закреплен регулятор громкости, что очень удобно.
Приложение позволяет транслировать на саундбар по сети музыкальные файлы, находящиеся в памяти используемого гаджета. Встроенный плеер вполне комфортен в работе: он умеет читать теги и формировать медиатеку с сортировкой по разным признакам, показывать файлы из одной папки — в общем, все необходимое. При выборе HDMI-подключения доступна лишь регулировка громкости, что вполне понятно. Находящийся в сети DLNA-сервер был опознан, контент с него прекрасно воспроизводился. Ну и, наконец, встроенный плеер умеет проигрывать различные аудиофайлы с USB-накопителя.
Список поддерживаемых файлов весьма обширен — все основные присутствуют, специально что-то конвертировать вряд ли понадобится. Все поддерживаемые форматы собраны в таблице ниже, в ходе тестирования мы убедились, что они корректно воспроизводятся.
Кодек | Расширение файла |
---|---|
MP3 (MPEG-1 Audio Layer III) | .mp3 |
AAC/HE-AAC | .m4a, .aac, .mp4, .3gp |
WMA9 Standard | .wma |
LPCM | .wav |
FLAC | .flac |
DSF | .dsf |
DSDIFF* | .dff |
AIFF | .aiff, .aif |
ALAC | .m4a |
Vorbis | .ogg |
Monkey«s Audio | .ape |
* Не воспроизводятся файлы, закодированные с помощью технологии DST.
Прекрасно работает и поддержка стриминговых сервисов. Для воспроизведения треков из Spotify используется фирменная технология Spotify Connect. В остальных случаях трансляция осуществляется посредством Chromecast. Устройство появляется в соответствующих меню большинства проигрывателей — от Tidal…
…до «Яндекс.Музыки» и одного из лучших приложений для прослушивания подкастов — Podcast Addict. При этом в большинстве случаев удается управлять воспроизведением с помощью ПДУ, что добавляет комфорта.
На странице настроек можно изменить ряд системных параметров, проверить обновления, а также найти ссылки на инструкции по использованию Chromecast. Инструкции, надо отметить, на английском — тем, кто его не знает, придется ориентироваться другими способами. Благо, ничего сложного там нет.
Поддерживается устройством и взаимодействие с Google Assistant, но своего микрофона у него нет — организовывать управление придется через гаджет, на который установлено приложение Sony | Music Center.
Как мы убедились выше Sony HT-ZF9 — универсальное устройство с обширным списком функций и пригодно не только для звукового сопровождения фильмов, но и для прослушивания музыки или подкастов, например. Телевизор в ряде случаев и вовсе можно не включать. Поддерживается и мультирум: можно объединять саундбары в группы и комбинировать их с другой акустикой, после чего запускать проигрывание одного трека одновременно в нескольких зонах или, например, «переносить» воспроизведение из комнаты в комнату вслед за собой.
Но все-таки основная функция системы — это озвучивание кино и телепрограмм. И звук, о котором мы еще поговорим подробно, адаптирован именно под нее. Физически устройство оснащено тремя динамиками, плюс еще один в сабвуфере. Однако с помощью технологии Vertical Surround Engine звучание «достраивается» до формата 7.1.2. Соответственно, поддерживаются новейшие форматы Dolby Atmos и DTS: X. В очередной раз заметим, что ни одному из подобных устройств никогда не удастся заменить полноценную акустику, это совершенно очевидно.
Однако современные алгоритмы «апгрейда» звука намного совершеннее своих предшественников, с которыми мы знакомились еще лет 10, а то и 15 назад. А потому дают довольно интересные результаты. Захватывающих дух «пролетов» звука вокруг вас ожидать не стоит, однако объем чувствуется, зачастую можно точно определить положение источника звука — слушать становится однозначно интереснее, чем при воспроизведении в «обычном» режиме.
Встроенный DSP позволяет выбрать один из нескольких режимов настройки звукового поля, каждый из которых не только изменяет настройки встроенного эквалайзера, но и добавляет некоторую долю реверберации и компрессии. Режим AutoSound автоматически подстраивает все параметры под воспроизводимый контент, причем делает это зачастую очень неплохо — больших ошибок в его работе за время тестирования отмечено не было. Но все-таки лучшие результаты дает ручной выбор одного из режимов: Cinema (Кино), Music (Музыка), Game Studio (Игра), News (Новости), Sports (Спорт). Для повседневного прослушивания вполне подходит Standard (Стандартный). О том, как именно система звучит в каждом из режимов, подробно поговорим в следующей главе.
Звук и измерения АЧХ
Как мы уже успели убедиться, настроек звучания у Sony HT-ZF9 столько, что говорить про какой-то единый «звуковой профиль» очень сложно. Одна только возможность отдельно регулировать громкость сабвуфера чего стоит. Можно как вообще убрать низкочастотный диапазон, так и сделать на нем очень ощутимый акцент, что хорошо видно на графиках АЧХ во всех 12 позициях регулятора громкости сабвуфера ниже. Измерения проводились в точке прослушивания на расстоянии порядка 1,5 метра от места расположения системы. Громкость саундбара была выставлена в среднее значение, режим звучания — Standard.
В качестве базового мы выбрали график, полученный в средних положениях регуляторов громкости как сабвуфера, так и саундбара. Как можно заметить, СЧ-диапазон подается более-менее равномерно, для столь компактных динамиков это прямо-таки очень неплохой результат. Небольшой акцент на высоких частотах добавляет звуку чуть яркости — в целом, все воспринимается вполне гармонично.
С воспроизведением басов система справляется хорошо, однако сабвуфер добавляет звучанию НЧ-регистра своеобразный «ухающий» призвук, который периодически может сделать эффектнее всякие взрывы и выстрелы в кино, а вот при прослушивании музыки вряд ли будет уместен. В качестве иллюстрации приведем график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», или waterfall). Видно, что частоты в районе 30 Гц затухают дольше всего — вероятно, именно на эту частоту настроен фазоинвертор сабвуфера. Плюс есть пик в районе 60 Гц, который можно связать с резонансами корпуса, как вариант.
Естественно, что с увеличением громкости сабвуфера будет расти и выраженность этого эффекта, так что сильно увлекаться не стоит. «Водопад», полученный при максимальном значении громкости, хорошо нам это демонстрирует.
При этом особенностями звучания басов Sony HT-ZF9 обязана далеко не только резонансам фазоинвертора и корпуса. Если посмотреть на графики сабвуфера и основного устройства, становится очевидным «провал» в районе примерно 100 — 200 Гц. Сабвуфер в этом диапазоне еще звучит, но уже не так эффективно. Саундбар тоже пытается, но по-настоящему его звук стартует где-то с 250 Гц. Вот и получается, что мы имеем основательный «горб» от 40 до 100 Гц с последующим провалом — отсюда и ощущение «уханья».
Но делать поспешные выводы о пригодности Sony HT-ZF9 для прослушивания музыки не стоит. Во-первых, где-нибудь в хип-хопе подобное звучит даже по-своему интересно, да и вообще акценты на басах нынче в моде. А во-вторых, звучание можно изменять за счет активации различных профилей, о которых мы и поговорим. Их много, потому разделим результаты на две иллюстрации.
На первой мы видим, что предназначенный для прослушивания музыки профиль подчеркивает середину, но при этом делает ее подачу менее равномерной. Это заметно нивелирует особенности, о которых мы говорили выше, плюс делает звучание более ярким. Не стоит забывать, что параллельно включаются в работу ревербератор и компрессор, которые тоже вносят свою немалую лепту в восприятие. При этом на графике АЧХ результаты их работы не виден. Предназначенный для кино профиль, к примеру, вообще почти не меняет АЧХ — лишь чуть поднимает басы, да выводит вперед высокие частоты. Но за счет реверберации он основательно добавляет объема.
С остальными профилями примерно та же история. Немного удивил «новостной» — мы ожидали подъемов в среднечастотной составляющей для лучшего восприятия речи, а он вместо этого лишь немного отводит назад НЧ-регистр. Интеллектуальный режим «Auto Sound» мы в данном случае тестировать не стали — его реакция на свип-тон вряд ли может быть показательной и интересной.
А вот «голосовой режим» работает вполне предсказуемо — выделяет среднечастотный диапазон, а вслед за ним чуть подчеркивает высокие частоты. Ночной же режим резко убирает низкие частоты, плюс добавляет компрессии. За счет того, что разница между самыми тихими и громкими звуками внутри аудиодорожки уменьшается, растет ее «читаемость» даже на низких уровнях громкости.
Итоги
Саундбар Sony HT-ZF9 — одно из самых «заряженных» устройств в линейке, готовое заменить не только домашнюю акустику, но и сетевой плеер, например. Да и звучит он для своего класса очень даже неплохо. Цена, конечно, тоже впечатляет — она сравнима со стоимостью хорошего телевизора. Правда, звук всегда стоил дороже «картинки», как это ни странно. Неизбалованного многоканальной акустикой слушателя, сменившего встроенные динамики телевизора на Sony HT-ZF9, результат однозначно порадует и будет продолжать это делать очень долго. При этом места система занимает немного, подключается и настраивается за 5 минут — в общем, требует от пользователя минимум усилий, чем и хороша.
Полный текст статьи читайте на iXBT