Samsung Galaxy Camera 2 маленький планшет с большим зумом
Маленький планшет с большим зумом Название Samsung Galaxy Camera 2 Дата анонса 3 января 2014 г. Тип Гибрид компактной фотокамеры и планшета Производитель Samsung Информация о камере Samsung Galaxy Camera 2на сайте производителя Цена T-10660215 Предложения LS-10660215–5 Содержание Производители продолжают попытки сблизить смартфоны и компакты. Почти два года назад Samsung решил создать камеру, работающую под Android. По функциональности Galaxy Camera напоминала маленький планшет с большим объективом. Оглядываясь назад, можно назвать такое решение весьма оригинальным и интересным. Нынче же подобными характеристиками сложно удивить: из оригинальных решений осталась только кратность зума — сенсорный экран в фотокамерах давно прижился, а сенсоры формата ½,3 дюйма уже используются в смартфонах. Да и Android в камере не так уж ценен, поскольку многие камеры умеют связываться со смартфоном по Wi-Fi. Необходимо придумать что-то новое. Однако в Samsung решили оставить все как есть, отделавшись лишь несущественными улучшениями, которые практически не коснулись фотовозможностей. Кроме того, вопреки смелым ожиданиям, звонить Galaxy Camera 2 так и не научился. Но нам это и не важно, поскольку нас интересуют его способности к фотографии.
Характеристики Основные Матрица BSI CMOS, ½,3 дюйма Разрешение 16,3 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608×3456 Стабилизатор изображения есть Светочувствительность ISO 100—3200 Объектив f/2,8—5,9; 23—483 в 35-миллиметровом эквиваленте; 21-кратный зум Режимы скорости затвора 16 — 1/2000 секунды Режимы съемки Авто, PASM, Смарт, Видео Формат файлов JPEG, MP4 Видео AVCHD версии 2.0; 1920×1080 30 кадров/с, 17 Мбит/с; 1280×720 60 кадров/с; 768×512 120 кадров/с; MP4 Память Карты памяти microSD, microSDHC, microSDXC Разъемы Micro-USB (поддерживается зарядка от USB), Micro-HDMI, 4-контактный разъем для стереонаушников Мин. расстояние фокусировки Прибл. 5 см (в широкоугольном положении зума), теле — от 80 см Источник питания Литий-ионная батарея 2000 мА·ч Размеры, вес 71×133×19 мм; 283 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные Операционная система Android 4.3 (Jellybean) Wi-Fi 802.11a/b/g/n, 2,4/5,0 ГГц NFC Есть Bluetooth Есть Дисплей Сенсорный сверхъяркий HD ЖК-дисплей (TFT), 4,8″, 1280×720 Внешний вид Экран Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, имеется эффективный антибликовый фильтр, который по снижению яркости отражения немного хуже, чем у Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Samsung Galaxy Camera 2, далее их можно различать по размеру):
Экран у Samsung Galaxy Camera 2 чуть-чуть светлее (яркость по фотографиям 95 против 88 у Nexus 7). Двоение отраженных объектов в экране Camera 2 очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана (конкретнее между внешним стеклом и поверхностью ЖК-матрицы) нет воздушного промежутка (экран типа OGS — One Glass Solution). За счет меньшего числа границ (вида стекло-воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления такие экраны лучше смотрятся в условиях сильной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (очень эффективное, лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.
При ручном управлении яркостью и при выводе белого поля во весь экран максимальное значение яркости составило около 375 кд/м², минимальное — 11 кд/м². Максимальная яркость не очень высокая, однако учитывая эффективный антибликовый фильтр, даже в солнечный день вне помещения что-то на экране можно будет разглядеть. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного уровня. Автоматической регулировки яркости по датчику освещенности нет. На любом уровне яркости значимая модуляция подсветки практически отсутствует, поэтому нет и никакого мерцания экрана.
В данном устройстве используется матрица типа IPS. Микрофотографии демонстрируют типичную для IPS структуру субпикселей:
(Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.)
Как видно на микрофотографии выше, на которой изображен фрагмент из четырех пикселей, два синих субпикселя заменены на белые субпиксели. Такое решение позволяет увеличить яркость белого поля без увеличения затрат на подсветку. Конечно, присутствуют и побочные эффекты — яркость цветного изображения при этом может быть непропорционально ниже яркости белых участков, к тому же мелкий текст, тонкие линии и т.д. выглядят более неровными, чем в случае обычного сочетания субпикселей и такого же разрешения.
Экран имеет хорошие углы обзора без значительного сдвига цветов при разумных отклонениях взгляда от перпендикуляра к экрану и без инвертирования оттенков. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Samsung Galaxy Camera 2 и Nexus 7 выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов изначально установлена примерно на 200 кд/м². Перпендикулярно к экранам белое поле:
Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля (при фотографировании цветовой баланс принудительно установлен на 6500 К). И тестовая картинка:
Цветопередача хорошая и цвета насыщенные у обоих экранов, хотя есть и отличия в цветовом балансе. Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана:
Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов, но в случае Camera 2 контраст заметно снизился из-за значительного повышения уровня черного. И белое поле:
Яркость под углом у экранов уменьшилась (как минимум в пять раз, исходя из разницы в выдержке), но в случае Camera 2 падение яркости немного меньше. Черное поле при отклонении по диагонали высветляется сильно и приобретает фиолетовый оттенок или остается почти нейтрально-серым. Фотографии ниже это демонстрируют (яркость белых участков в перпендикулярном плоскости экранов направлении у экранов одинаковая!):
И под другим углом
При перпендикулярном взгляде равномерность черного поля отличная:
Контрастность (примерно в центре экрана) нормальная — порядка 840:1. Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 16 мс (10 мс вкл. + 6 мс выкл.). Переход между полутонами серого 25% и 75% (по численному значению цвета) и обратно в сумме занимает 26 мс. В случае если выбран один из трех фиксированных профилей, кроме профиля Динамический, построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая не выявила никакого завала ни в светах, ни в тенях, а показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,14–2,15, что немного ниже стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая чуть-чуть отклоняется от степенной зависимости:
Для профиля Динамический гамма-кривая имеет слегка выраженный S-образный характер, что повышает видимый контраст изображения. Также в этом профиле увеличивается цветовой контраст, что увеличивает видимую насыщенность и снижает различимость градаций насыщенных участков изображения:
Цветовой охват близок к sRGB:
Спектры показывают, что светофильтры матрицы в умеренной степени подмешивают компоненты друг к другу:
В итоге визуально цвета имеют естественную насыщенность. Спектры также показывают некоторое завышение яркости белого относительно яркости цветных компонент. Баланс оттенков на шкале серого при выборе профиля Кино можно считать хорошим, так как цветовая температура несильно выше стандартных 6500 К и отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) меньше 10, что для потребительского устройства считается хорошим показателем. При этом цветовая температура мало изменяется от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. (Самые темные области шкалы серого можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)
Подведем итоги: экран имеет не очень высокую максимальную яркость, однако достаточно эффективный антибликовый фильтр должен обеспечить хоть какую-то читаемость вне помещения летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного уровня. К достоинствам экрана нужно отнести очень качественное олеофобное покрытие, отсутствие мерцания и воздушного промежутка в слоях экрана, отличную равномерность черного поля, близкий к sRGB цветовой охват и хороший цветовой баланс. Основным недостатком является низкая стабильность черного к отклонению взгляда от перпендикуляра к плоскости экрана. Спорным решением выглядит использование матрицы с белым пикселем, что как минимум приводит к некоторой неровности на мелких деталях изображения. При этом итоговая яркость экрана получилась далеко не рекордной. Уж лучше бы чуть увеличили емкость батареи (аппарат и так тяжелый, вес особо экономить нет необходимости), но оснастили бы устройство действительно ярким экраном с классическим сочетанием субпикселей. Тем не менее, даже в таком варианте качество экрана высокое.
Интерфейс и особенности работы Первым неприятным моментом, с которым может столкнуться пользователь, является долгое включение. Если устройство было выключено в режиме планшета, то вновь «оживить» его не составит труда. Если же оно было выключено в режиме камеры, то боевой готовности можно ждать долго, а иногда и вовсе требуется долгое нажатие кнопки питания. Кнопкой спуска камера не включается, но запускается из режима планшета.
Камера действительно имеет честный 21-кратный зум — в отличие от Samsung Galaxy S4 zoom, который обладал лишь 7-кратным при заявленном 10x. Как уже можно было отметить, физических органов управления у камеры практически нет, хотя существенных неудобств при съемке это не создает даже в ручном режиме. Впрочем, интерфейс почти не изменился, что неудивительно: для подобной камеры и сенсорного дисплея он весьма удобен.
Несмотря на то, что сенсорный дисплей занимает практически всю заднюю сторону камеры, держать в руках ее достаточно удобно благодаря наличию широкой неактивной рамки справа и выступу, который не позволяет пальцу соскользнуть.
Как ни странно, работать с камерой весьма удобно. Эргономика не вызывает отторжения даже с учетом огромного сенсорного дисплея и соответствующих органов управления. Фокусировка производится по нажатию на экран. Продолжительное нажатие позволяет зафиксировать точку фокусировки — в этом случае рамка области фокусировки обозначается белым уголком. После еще одного продолжительного нажатия рамка раздваивается, и можно разнести точки фокуса и экспозамера.
Минимальная дистанция фокусировки — около 10 см в широком положении, что, безусловно, довольно много для такого объектива и фокусного расстояния в 23 мм. В телеположении минимальная дистанция фокусировки немногим меньше метра, что также не позволит сделать детальное макро.
Добавилась пара новых режимов. Некоторые весьма интересные. В приложении Paper Artist к снимкам можно применить множество весьма интересных фильтров. На тестируемом устройстве наблюдался неприятный глюк: когда в приложение соцсети приходит сообщение, сопровождающееся вибросигналом, он иногда зависает и жужжит непрерывно, пока устройство не будет включено. Это создает определенные неудобства, когда камера находится в сумке и вдруг начинает жужжать.
Воспроизведение видео Отметим, что устройство Samsung Galaxy Camera 2 оснащено разъемом типа Micro-HDMI, что позволяет выводить изображение на внешнее устройство. Разъем этот миниатюрный (у́же, чем Micro-USB), но имеет 19 контактов. Кабели HDMI для такого разъема, как правило, довольно жесткие, что при эксплуатации часто вызывает перекос штекера в гнезде и сбой в передаче изображения. По истечении какого-то времени этот разъем разбалтывается, и его использование становится невозможным. В общем, эксплуатационные характеристики такого способа подключения к внешнему экрану крайне низкие. Однако в данном случае использование разъема Micro-HDMI оправдано из-за небольших размеров самого устройства.
Вывод по HDMI осуществлялся в разрешении 1920 на 1080 пикселей с частотой 60 кадр/с, но в чересстрочном режиме, что может привести к некоторым проблемам. В частности, четкость по вертикали может быть уменьшена из-за некорректной передачи сигнала или неправильного восстановления прогрессивного изображения. При портретной ориентации экрана Camera 2 вывод изображения на экран монитора осуществляется тоже в портретной ориентации, при этом изображение на мониторе вписано в границы экрана по высоте, а справа и слева выводятся широкие черные поля. При ландшафтной ориентации экрана Camera 2 вывод изображения на экран монитора осуществляется в ландшафтной ориентации, при этом изображение на мониторе вписано в границы экрана и в точности соответствует изображению на экране устройства. Звук по HDMI выводится (в данном случае звуки было слышно через подключенные к монитору наушники, так как в самом мониторе громкоговорителей нет) и имеет хорошее качество. При этом звуки через громкоговоритель Camera 2 не выводятся, а громкость регулируется кнопками на корпусе устройства.
Для тестированием вывода изображения видеофайлов на экран самого устройства мы использовали набор тестовых файлов с перемещающимися на одно деление за кадр стрелкой и прямоугольником (см. «Методика тестирования устройств воспроизведения и отображения видеосигнала. Версия 1 (для мобильных устройств)»). Снимки экрана с выдержкой в 1 с помогли определить характер вывода кадров видеофайлов с различными параметрами: варьировались разрешение (1280 на 720 (720p) и 1920 на 1080 (1080p) пикселей) и частота кадров (24, 25, 30, 50 и 60 кадр/с). В этом тесте мы использовали видеоплеер MX Player в режиме «Аппаратный». Результаты этого теста (блок, озаглавленный как «Экран») сведены в таблицу:
Примечание: Если в обоих столбцах Равномерность и Пропуски выставлены зеленые оценки, то это означает, что, скорее всего, при просмотре фильмов артефактов, вызванных неравномерным чередованием и пропуском кадров, или не будет видно совсем, или их количество и заметность не будет влиять на комфортность просмотра. Красные отметки указывают на возможные проблемы, связанные с воспроизведением соответствующих файлов.
По критерию вывода кадров качество воспроизведения видеофайлов на экране самого устройства хорошее, так как кадры (или группы кадров) могут выводиться с более-менее равномерным чередованием интервалов и без пропусков кадров, за исключением файлов с 1080p с 60 кадр/с. При воспроизведении видеофайлов с разрешением 1280 на 720 (720p) изображение собственно видеофайла выводится точно по границе экрана, один к одному по пикселям, то есть в исходном разрешении (с поправкой на некоторые особенности из-за наличия белого субпикселя). Отображаемый на экране диапазон яркости фактически соответствует стандартному диапазону 16—235 — в тенях всего пара оттенков сливается с черным цветом, но в светах отображаются все градации оттенков.
С подключенным по HDMI монитором при воспроизведении видео штатным плеером изображение видеофайла выводится только в ландшафтной ориентации, при этом на мониторе отображается только картинка видеофайла, а на экране планшета отображаются только информационные элементы и виртуальные органы управления.
Результаты тестов вывода на монитор приведены в таблице выше в блоке «HDMI (вывод на монитор)». Качество вывода хорошее и в точности соответствует выводу на собственный экран устройства. При воспроизведении видеофайлов с разрешением Full HD (1920 на 1080 пикселей) на экране монитора изображение собственно видеофайла выводится точно по границе экрана с сохранением истинных пропорций, при этом разрешение по горизонтали соответствует разрешению Full HD, но по вертикали оно уменьшено в два раза из-за отбрасывания четных (или нечетных) строк. Отображаемый на мониторе диапазон яркости равен стандартному диапазону 16—235, то есть в тенях и в светах отображаются все градации оттенков.
Качество изображения Для начала мы решили оценить камеру по мобильной методике и узнать ее место среди смартфонов, чтобы понять, стоила ли игра свеч. Далеко не маленькие размеры устройства, обусловленные большим зумом (и только им), должны быть оправданы и качеством съемки. По крайней мере, не хуже, чем у смартфонов.
Выводы неутешительные: камера проигрывает по среднему значению всем современным флагманам, представленным в сравнении. Поведение камеры при ухудшении освещения хорошим назвать нельзя: разница в разрешении почти в одну десятую между 3200 люкс и 130 люкс велика даже для некоторых смартфонов.
Работу вспышки также нельзя оценить хорошо, поскольку она проигрывает некоторым диодным: в темноте она не позволяет достичь исходного разрешения.
Зависимость разрешения от светочувствительности характеризует камеру еще хуже. Она далека от идеала. Для хорошего компакта данная зависимость должна выглядеть константой хотя бы на участке до ISO 500 или, по крайней мере, плавно идти на убыль. В нашем случае сразу заметен резкий спад, при этом начальное значение тоже довольно низкое, поэтому после такого спада все становится совсем печально.
Что ж, камера явно снимает не лучше смартфона. Как видно из тестов оптики, зум тоже не является сильной стороной камеры.
Центр кадра Фокусное расстояние f/2,8 f/4,5 f/8,0 23 мм f/4,0 f/5,7 f/8,0 113 мм f/4,8 f/6,0 f/8,5 216 мм Край кадра Фокусное расстояние f/2,8 f/4,5 f/8,0 23 мм f/4,0 f/5,7 f/8,0 113 мм f/4,8 f/6,0 f/8,5 216 мм Как уже было сказано, максимальное фокусное расстояние объектива — 483 мм. К сожалению, скромные размеры нашей фотокомнаты даже вдобавок с коридором позволили протестировать лишь 216 мм. Однако, как видно из графиков, этого вполне достаточно для того, чтобы сделать выводы о данном объективе.
Практически линейное падение разрешения с уменьшением относительного отверстия позволяет предположить, что в камере вместо диафрагмы используется набор нейтральных фильтров, причем не очень хороших. Так что снимать по возможности нужно на открытых диафрагмах. Край кадра ведет себя вполне закономерно и в целом хуже центра. На некоторых снимках также можно заметить неприятную нерезкость по краям.
На всех без исключения исследованных фокусных расстояниях присутствуют геометрические искажения. В телеположениях начинают проступать хроматические аберрации, которые усиливаются с увеличением фокусного расстояния.
К сожалению, ни сенсором, ни оптикой камера похвастаться не может. Добивает изображение весьма архаичная топорная программная обработка. Можно заметить следы беспорядочного или слишком усердного шарпинга и не менее топорного шумодава, присущие камерам смартфонов, причем далеко не флагманским.
Видео При видеосъемке не работают физические органы управления — все операции производятся с помощью сенсорного дисплея. Фокусировка даже при хорошем освещении медленная. Впрочем, других существенных недостатков, за исключением небольшого роллинг-шаттера, у камеры нет. При недостаточном же освещении камера справляется совсем плохо: нередко теряет фокус, а на перефокусировку требуется немало времени.
Видео Звук Скачать 1920×1080, 29,7 fps, MPEG4 AVC High@L4.0, 16,8 Мбит/с AAC LC, 192 Кбит/с, стерео Видео Звук Скачать 1920×1080, 29,97 fps, MPEG4 AVC High@L4.0, 17 Мбит/с AAC LC, 188 Кбит/с, стерео В режиме «мультидвижение» ничего не изменилось по сравнению с Samsung Galaxy S4 zoom, поэтому описывать его мы не будем. К сожалению, так и не появились значки, сообщающие о том, что режим включен. Поэтому при обычной видеосъемке приходится предварительно убеждаться, что он выключен, иначе может возникнуть неприятная проблема со звуком — его отсутствие (и, само собой, неправильные частоты видеоряда).
Итог Итог совсем неутешительный. Хорошей работу камеры назвать сложно. Снимки не такие уж плохие, но на уровне далеко не флагманского смартфона. Как ни странно, Samsung Galaxy S5 снимает определенно лучше. Хотя не стоит забывать, что у него фиксированное фокусное расстояние. Непонятно, что же так существенно изменилось в камере, кроме дизайна, чтобы спустя полтора года после анонса Galaxy Camera выпустить практически такое же устройство. Разумеется, здесь и обновленная ОС, и новый процессор, но ведь в первую очередь это фотокамера, а не планшет.
Что же касается цены, то 17 000 рублей, которые производитель просит за устройство в данный момент — пожалуй, многовато за массивный планшет с крохотным дисплеем и вполне обыкновенную компактную камеру. При хорошем освещении камера снимает едва ли на уровне мыльниц стоимостью в 5000 рублей, а порой и того хуже. Значит, остальное покупатель платит за планшет: сенсорный 4,8-дюймовый дисплей, четырехъядерный процессор (который, кстати, у камеры и планшета один на двоих) и Android 4.3. Тут уже сориентироваться в стоимости гораздо проще, и совершенно очевидно, что 12 000 рублей за подобный планшет, мягко говоря, многовато. Данные рассуждения не теряют актуальности, даже если брать в расчет минимальную на момент написания статьи стоимость камеры на Маркете.
Покупателя должен волновать вопрос: готов ли он пожертвовать качеством съемки ради такого зума и удобства работы с соцсетями? Если камера предназначена для создания и размещения снимков на веб-страницах, для чего качества ее оптики и программной обработки вполне хватает, то неясно, зачем было «впихивать» на матрицу 17 Мп — хватило бы и 10 Мп, а то и меньше. Возможно, производителю стоило сделать упор на качество, а не на кратность зума. Однако ради зума, собственно, все это и затевалось. Вероятно, на ценителей качества данная камера не рассчитана вовсе.
Подытожим все наши рассуждения. За 17 000 рублей (на момент написания статьи) мы имеем не самую плохую камеру, снимающую на уровне неплохого, но далеко не флагманского смартфона, с 21-кратным зумом, и 4,8-дюймовый планшет с неплохим экраном. Устройство предназначено в первую очередь для того, чтобы как можно проще делиться своими снимками с окружающими. Качество снимков в данном контексте отходит на дальний план (даже не на второй). Так что свою задачу устройство выполняет, а какой ценой — это уже другой вопрос. Но не дает покоя одна мысль: взять мыльницу с Wi-Fi и неплохой 7-дюймовый планшет практически за те же деньги было бы куда удобнее. Однако это уже личное дело каждого.
Галерея Скачать все сэмплы одним архивом Скачать всю галерею одним архивом samples.zip gallery.zip
Полный текст статьи читайте на iXBT