Рынок комплектующих перекосило, а нас ждет импортозамещение. Что дальше?
Интеграция
Новая цифровая реальность резко ворвалась в нашу жизнь. Цифра стала той архитектурой, на которой строят свой бизнес компании из любой сферы деятельности. Именно поэтому одно из крупнейших в России отраслевых мероприятий — MERLION IT Summit 2021 — привлекло большую аудиторию. Более 5700 человек собралось на онлайн- и офлайн-площадках, чтобы узнать, как будет дальше развиваться ИТ, а значит, и всё наше общество.
«От нас с вами зависит развитие страны, — заявил в открывающем саммит слове Алексей Абрамов, председатель совета директоров компании MERLION. — У нас есть задачи, давайте их решать». Задач, действительно, немало. Первое, с чем столкнулись компании в этом году — дефицит компьютерных комплектующих, который продолжает нарастать — и это не отечественная проблема.
Мы уже привыкли к тому, что видеокарты, вчера стоившие 50 тыс рублей, сегодня стоят 200, и даже за эти деньги их не купить. Теперь к ним прибавилась нехватка полупроводников, а жесткие диски разлетелись, как горячие пирожки, еще во II квартале 2021. Представители выступающих вендоров объясняли, почему так вышло и чего ждать. По словам Алексея Иванова, главы представительства Intel в России, пандемия сильно изменила структуру спроса и вернула интерес к персональным компьютерам. До этого всеобщий фокус внимания сосредотачивался исключительно на смартфонах. С приходом удаленной работы оказалось, что одним телефоном жив не будешь. В норме компании могут угадывать колебания спроса с погрешностью вплоть до 3%, но внезапно спрос увеличился в 2 раза, чего не ожидал никто. Цикл производства — больше года. Неудивительно, что полупроводниковая промышленность столкнулась с дефицитом. «Это повлияло на всех», — подчеркнул Алексей Иванов.
С видеокартами и жесткими дисками история прежняя — криптовалюты растут, падают и снова растут. Компании не успевают удовлетворять спрос и бизнеса, и майнеров одновременно. Что будет дальше?
В нашей жизни возникла неопределенность. Как сказал глава представительства Intel, тренд номер один сейчас таков: точных прогнозов ждать неоткуда. Среди остальных трендов знакомые всё лица: искусственный интеллект, интернет вещей и облака. Правительства разных стран уделяют всё больше внимания выращиванию облачных проектов, что генерирует спрос в разных сегментах бизнеса. Продолжает увеличиваться число платформ — вендоры считают это перспективным, как отметила Татьяна Сорокина, генеральный директор IBM в России. Хороший вектор развития и у инструментов аналитики. Наконец, никто не собирается отказываться от дальнейшего углубления экосистем. «Это третий тренд — важность экосистем и партнерств, тем более, что появляется множество разных форм и новых сценариев сотрудничества», — сказала Татьяна Сорокина.
Как будто в подтверждение ее правоты одним из ключевых моментов саммита стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве и развитии дистрибуции оборудования «Т-КОМ» на территории Российской Федерации. Дистрибьютором продукции совместного предприятия ТВЭЛ и D-Link станет компания MERLION.
«Подписание соглашения с MERLION — важный шаг на пути к продвижению оборудования «Т-КОМ» на рынке. Благодаря нашей совместной работе мы сможем предложить свою продукцию максимально широкому кругу партнеров на территории Российской Федерации и странах Таможенного союза. Уверен, что сотрудничество наших компаний будет способствовать качественному развитию бизнеса двух компаний и решению задач в области импортозамещения», — отметил генеральный директор ООО «Т-КОМ» Сергей Дорофеев.
Глобальная деревня закрывается
После ключевых докладов участники саммита продолжили работать в параллельном режиме. На пяти сессиях углубились в темы, которые были затронуты в первых ключевых докладах. Одновременно проходили панельные дискуссии, где обсуждали Prefab-ЦОДы как путь развития Edge Computing в России, влияние пандемии на отечественный рынок системной интеграции, а также импортозамещение. В ходе восьми воркшопов можно было ближе ознакомиться с решениями от компаний-участников. В целом, программа саммита объединила 58 деловых мероприятий самого разного формата.
Одной из живейших и спорных тем стало обсуждение импортозамещения, этому даже была посвящена отдельная сессия и часть панельной программы. Попытка слезть с иглы иностранных разработок — это вовсе не местная российская специфика, как мы привыкли думать. Многие страны всерьёз озаботились тем, чтобы развивать национальные проекты в том числе для того, чтобы получить контроль над производством полупроводников и избежать зависимости от концентрации производств в Юго-Восточной Азии, то есть помочь своей стране нарастить ИТ-мускулы. Кластеризация мира нарастает.
«Импортозамещение происходит не только в России, — подчеркивает Дмитрий Шпиль, директор департамента по продвижению программного обеспечения, IBM. — Многие просто недооценивают похожие процессы, идущие в Европе, в Китае. Крупные компании пытаются избавиться от своей зависимости в части больших монолитных приложений и переходят на микросервисную архитектуру. Это глобальный тренд».
Удивительно видеть слова «IBM» и «импортозамещение» рядом, но в действительности сотрудники компании решили отвечать и на этот вызов, помогая справиться с ним своим клиентам. А вызовов немало и тут. Внезапно даже часть российского по внешней форме оборудования перестала считаться таковым. Карета прямо на глазах превращается в тыкву.
«СХД не на отечественных микросхемах запретили еще с 1 января 2021. Для ПК, моноблоков и серверов решения на базе зарубежных микросхем, которые сейчас присутствуют в реестре, разрешены до 31 декабря 2021. С 1 июля этого года портативные устройства считаются российскими только в том случае, если работают на отечественных микросхемах. И тут возникает законодательная коллизия: продукты внесены в реестр, но по другому постановлению российскими не считаются. Для заказчиков это проблема. Они публикуют конкурс, приобретают технику, видят, что запись в реестре есть, а потом любой проверяющий орган может прийти и очень просто опротестовать эту поставку. Случаи проверки уже есть, и чем закончатся — мы пока не знаем», — рассказывает Виталий Бондаренко, руководитель отдела поддержки продаж компании iRU, входящую в топ-5 российских производителей ПК.
Из-за этой коллизии iRU даже перестали продавать часть своих решений, потому что не стремятся к реализации любой ценой. Пока компании-производители надеются на то, что всё-таки будет какой-то более длительный переходный период и рамки дедлайнов отодвинут.
Государственные же компании не надеются, а готовятся: стратегии цифровой трансформации 51 организации уже включают в себя планы перехода на отечественную продукцию: как оборудование, так и программное обеспечение. «Применение российских процессоров и импортозамещение неизбежны», — говорит Артем Огурцов, коммерческий директор АО «Байкал Электроникс» и сравнивает те усилия, которые прилагает к внедрению отечественных процессоров в сферу микроэлектроники правительство, с картиной японского художника Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве».
Но боятся не надо. Спикеры предложили рассматривать происходящие процессы не с точки зрения угроз, хотя последних предостаточно. Из-за пандемии разорвались производственные и логистические цепочки, продолжилось и усилилось политико-экономическое противостояние крупнейших мировых держав, внутри же России, как мы видели выше, компании страдают из-за неопределенности в требованиях законодательства. Следствие всего этого: дефицит компонентов, непрогнозируемый рост цен и непонятные сроки поставок.
«Цены на необходимые импортные комплектующие, из которых в значительной части мы строим нашу продукцию, за последний год выросли в два раза, говорю вам как человек, который давно занимается задачами импортозамещения, — комментирует Алексей Карасев, коммерческий директор компании RDW Сomputers. — Еще один сюрприз — это постановление 1432 от 28 августа 2021. Даже для нас, хотя мы занимаемся от заката до рассвета задачами производства российского оборудования, оно стало внезапным. Но эта новость, в первую очередь, нам показывает — государство верит в нас, как в производителей. То, что мы делаем, это важно и нужно».
Целься в Linux
Участники саммита не смогли пройти и мимо темы безопасности, чему была посвящена сессия «На защите бизнеса». Тон задало интервью с Евгением Касперским на большой сцене саммита в начале дня. Евгений рассказал, что деятельность компании уже давно не ограничивается разработкой традиционных антивирусных решений. Для борьбы со сложными и постоянно эволюционирующими киберугрозами компания активно развивает линейку корпоративных продуктов, разрабатывает и внедряет широкий спектр технологий и сервисов, основанных на принципе кибериммунитета. Так, эксперты компании разработали кибериммунную операционную систему KasperskyOS, на базе которой можно строить ИТ-решения с «врожденной» устойчивостью к атакам для отраслей с высокими требованиями к информационной безопасности.
Технология IoT — одна из основ цифровой трансформации. Сегодня мы подключаем к сети физические объекты, производства и даже целые города. Работа организаций повышается, риски тоже растут — без этого никак. Компьютерные вирусы врываются в жизнь и влияют на здоровье людей не меньше, чем вирусы естественные. Вот она, плата за слияние мира реального и виртуального. Человечеству приходится вырабатывать коллективный иммунитет повсюду. С IoT проблема в том, что видимость этих устройств в сети низкая, а число атак на них за прошедшие 5 лет возросло в 700 раз, при этом 9 из 10 атак эксплуатируют уязвимости Linux и могут заражать устройства даже с крошечным объемом памяти.
Конечно, антивирус можно установить на каждую камеру, кофемашину или пылесос. Но кто в конечном счете будет управлять таким огромным количеством умных девайсов? Выход — использовать новую концепцию кибериммунитета в разработке защищенной экосистемы. Кибератаки в таком случае станут неэффективны, так как стоимость разработки атаки на компанию, устройство или пользователя превысит сумму возможного ущерба. Таким образом, реализация атаки будет просто бессмысленной для кибермошенников.
«Создание кибериммунных систем — это зарождающийся рынок. Он будет расти постепенно, и мы призываем всех обратить внимание на этот тренд», — сказал Марат Нуриев, менеджер по развитию бизнеса решений на базе KasperskyOS, «Лаборатория Касперского».
Наталья Николаева
Полный текст статьи читайте на CNews