Российский бизнес распробовал комплексные коммуникационные платформы

25.09.2020, Пт, 11:16, Мск , Текст: Наталья Николаева

То, что раньше казалось удивительно удобным, превратилось в головную боль. Средства связи множатся на глазах, а коммуникация легче не становится. Мессенджеры всех мастей, соцсети с их видеозвонками и голосовыми сообщениями размножаются, как кролики. А все эти папки, где вместо или вместе со спамом валяются нужные деловые предложения, которые адресат находит протухшими спустя полгода после получения — способны довести до паники.

Домашняя и деловая переписки постоянно перемешиваются, но это еще не самое плохое. Самое плохое — ничего невозможно найти. Проверьте свою вкладку с мессенджерами всех мастей прямо сейчас. Сколько там скопилось наименований? Наверняка больше десяти, и это не предел. Завтра вы установите еще парочку, потому что один ваш контрагент предложит провести собрание в Zoom, второй — в Microsoft Teams, клиент после недельной переписки внезапно хочет перейти из мессенджера от Facebook в Telegram и вместо WhatsApp созвониться через Viber.

Игровые компании вместе с геймерами разных стран любят Discord, творческие команды привыкли к Slack. Добавьте ко всей этой неразберихи почту (рабочую, три личных, одну для подписок и, наконец, адрес, чтобы отыскать, воедино собрать всю переписку со всех предыдущих почт) — и масштаб истончения нервов «человека офисного» становится ясен.

Единой универсальной коммуникационной платформы нет. Вместо нее есть иллюзия, что тот же Zoom, взлетевший в своей популярности до небес на волне карантина, работает у всех. Выяснилось: не у всех. Например, у пользователей с операционной системой Windows 7 конференция может не загрузиться. Да кто сидит на этой ОС в наше время? Оказывается, кое-кто сидит. Например, правительство Германии в этом году потратит на поддержку 33 тыс. своих компьютеров с Windows 7 около 900 тыс. евро. То, что кажется легким для миллениалов (достаточно обновиться, и дело в шляпе!), составляет проблему для корпораций, особенно из государственного сектора. Кстати, для последних препятствий даже больше, чем можно подумать. В этой среде никто не позволит проводить встречи и обсуждать рабочие вопросы на платформе, которая не сертифицирована в соответствии со всеми требованиями регуляторов и не отвечает стандартам безопасности.

Опыт — это важно

Mail.ru Group, решениями которой пользуется почти вся аудитория Рунета, не смогла остаться в стороне от этой проблемы, и предложила свое решение — новую коммуникационную платформу, состоящую из трех продуктов: корпоративной почты, мессенджера Myteam и файлового хранилища Teambox.

Мессенджерам от Mail.ru не первый год. Знаменитый и некогда самый популярный в Рунете ICQ, выступавший в качестве конкурента Агенту.Мейл.Ру, затем был куплен фондом DST (акционером Mail.ru), какое-то время не подавал признаков жизни, но вдруг, неожиданно, был запущен в апреле. «Сейчас у нас есть 4 мессенджера: ICQ New, Myteam, Агент и TamTam, — рассказывает Михаил Чижиков, технический пресейл решений Mail.ru для бизнеса. — Опыт — это очень важно. Мы наработали хорошую экспертизу за время развития этих продуктов, у каждого из которых была своя линия становления».

Мессенджер Myteam был официально запущен в августе 2019 г. Сейчас внутри крупных российских компаний (от 5 тыс. пользователей) используется либо западное ПО, либо средства корпоративных коммуникации отсутствуют вовсе. «Наше исследование рынка показывает, что в большинстве случаев отечественные компании пользуются бесплатными мессенджерами: WhatsApp, Viber, Telegram, которые не решают задачи бизнеса в рамках единой корпоративной коммуникации, — подчеркивает Михаил Чижиков. — Мы проводим большое количество пилотов и публичных презентаций Myteam, чтобы на деле показать сильные стороны продукта. Процесс импортозамещения сильно способствуют спросу на этот мессенджер и на другие продукты платформы».

Слова разные — проблема одна и та же

Изначально к решению он-премис пришла почта. Это случилось 3 года назад. Остальные продукты, входящие в состав коммуникационной платформы, развивались отдельно, изначальной идеи большого решения, разработанного для корпоративного сектора, не было. Все элементы выросли из b2c-сектора. «Такой путь развития позволил нам использовать опыт работы с многомиллионной аудиторией, — комментирует Михаил Чижиков. — Интерфейс продуктов, архитектура и безопасность давно проверены пользователями. Нам осталось лишь выделить наши продукты в он-премис «коробку» и адаптировать ее под инсталляцию в периметр заказчиков».

Рынок был очевиден. «Все клиенты, с которыми мы работаем, говорят об одной и той же проблеме: решения есть, но они или слишком дороги, или вовсе не соответствуют требованиям заказчика. Поэтому мы решили, что будет правильно объединить наши точечные решения в единый канал коммуникации. В идеале мы стремимся к полной интеграции мессенджера, почты и файлового облачного хранилища между собой, чтобы статус мессенджера был виден в почте; чтобы находясь в чате, в общей группе, пользователи могли бы нажать кнопку «отправить письмо всем», и письмо автоматически приходило бы тем, кто является участником данной группы».

Разберем по косточкам

Компания предлагает два типа решений для бизнеса: по модели SaaS и он-премис. Рассмотрим, как выглядят продукты в последнем варианте. Панель управления продуктами — biz.mail.ru — объединяет все три решения в единую платформу. В одном окне можно создать новых пользователей почты, мессенджера и облака, назначить им персонализированные права или, наоборот, блокировать доступ уволившимся сотрудникам. Рассмотрим все три элемента платформы.

Почта Mail.ru — это почта, календарь для планирования встреч или бронирования переговорных и адресная книга. В ней отображаются контакты всех сотрудников с подробной информацией о них, поддерживается настройка прав доступа.

mailmail.png

Почта работает по протоколам SMTP и IMAP с привычными клиентами: Outlook, Gmail, Thunderbird, The Bat, Почта на Mac, и также совместима с популярными антивирусами и средствами защиты. Почта работает в веб-версии и мобильном приложении. Есть возможность сделать веб-интерфейс в корпоративных цветах компании, добавить логотип.

Файловое хранилище Mail.ru Teambox — безопасное корпоративное хранилище документов на сервере заказчика. Здесь в онлайн-режиме можно обмениваться файлами, управлять ими, даже редактировать. Teambox поддерживает интеграцию популярных решений для просмотра и редактирования. Доступны инструменты администрирования, которые позволяют управлять пользователям, делегировать функцию администратора другим пользователям, настраивать централизованное управление подключенными устройствами.

Teambox дает гибкие настройки доступа, позволяет проводить выборочную синхронизацию, подключать облако по протоколу WebDAV, чтобы работать на компьютере так же, как с обычными папками. Бизнес-облако совместимо с популярными антивирусами и средствами защиты.

mailstor.png

Отечественных решений на рынке, которые устанавливаются в периметр, практически нет. Ключевая особенность Teambox — интеграция с Почтой, что позволяет совместно редактировать файлы и отправлять их во вложении, не выходя из контура компании.

Корпоративный мессенджер Mail.ru дает возможность легко общаться внутри компании. Здесь можно создавать чаты и каналы, писать и звонить коллегам, организовывать видеоконференции, создавать отчеты, внедрять и использовать чат-боты. Последние могут понадобиться для рабочих целей компании, цель их создания — упростить взаимодействие сотрудников из смежных департаментов. В качестве примера приведем чат-бот для оформления типовых справок и выписок или чат-бот для заказа пропуска, отправки больничного листа.

mailmess.png

Компания полностью контролирует доступ в мессенджер: создает аккаунты сотрудников, блокирует доступ, назначает администраторов. В рабочие чаты не попадет посторонний человек, а уволившийся сотрудник больше не сможет просматривать переписки. Вся переписка хранится внутри компании. «Наши продукты отвечают требованиям статьи 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ «О защите информации». Почта и Мессенджер включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, доступны для импортозамещения. Чтобы защитить ваши данные, мы интегрируемся с DLP и передаем их через TLS-канал и end-to-end шифрование», — отмечает Михаил Чижиков.

За безопасность стоит бороться

Вообще, видно что Mail.ru очень трепетно подошла к вопросу безопасности. Решение внесено в реестр отечественного ПО и соответствует самым высоким требованиям. «Государственные органы, госкомпании или компании с государственным участием, средний бизнес, крупные коммерческие организации, среди которых есть и зарубежные — все это наша целевая аудитория, — признается Михаил Чижиков. — Наличие наших решений в Едином реестре российских программ — это соответствие требованиям некоторых из клиентов. Ориентирование на государственные учреждения (структуры), безусловно, одно из ключевых для наших продуктов, но далеко не единственный».

Компания-разработчик обеспечивает безопасный канал передачи данных (Сервер-Сервер, Клиент-Сервер), хранит данные в сжатом виде (переписка в мессенджере, письма почтового сервиса). При увольнении сотрудника Mail.ru гарантирует удаление его переписки и файлов, а также блокировку пользовательского приложения на мобильном устройств. Продукты коммуникативной платформы интегрируются с ИБ-решениями заказчиков: DLP, IDS/IPS, антивирусами, а мобильные клиенты могут быть интегрированы с MDM компании-клиента.

Авторизация в мессенджер Myteam происходит по OTP (one time password). Пароль приходит на почту пользователю. В таком случае украсть от учетной записи невозможно. Звонки в Myteam имеют шифрование по sRTP, ключи шифрования формируются по DTLS и ZRTP.

Чтобы быть уверенной в своих решениях на 100 процентов, Mail.ru Group участвует в программе Bug Bounty от компании HackerOne, где эксперты со всего мира пытаются взломать их продукты за приятное вознаграждение. Например, за взлом почты с использование удаленного выполнения кода обещают 35 тыс. рублей.

Экзотические операционные системы — не проблема

Продукты платформы состоят из серверной и клиентской части. Клиентские приложения разрабатываются под iOS, Android, Linux, MacOS и Windows. Прорабатывался даже вариант инсталляции на ОС «Аврора». Сервер Myteam устанавливаются только на CentOS 7. «Мы предоставляем мессенджер в виде готового дистрибутива виртуальной машины, что позволяет заказчику быстро развернуть Myteam на гипервизоре (VMware или KVM). Команда Mail.ru Cloud Solutions может обеспечить управление виртуальной средой на KVM, — делится подробностями Михаил Чижиков. — Сервера Почта и Teambox устанавливаются на CentOS, Rosa OS, а также идет сборка и тестирование дистрибутивов под Astra Linux. В будущем мы планируем обеспечить совместимость для всего портфеля продуктов с отечественными операционными системами».

Стоит отметить, что некоторые заказчики внедряют к себе платформу для построения частного облака Mail Private Cloud, что позволяет заместить такие решения как VMware или MS Hyper-V.

Платформа «Mail.ru для бизнеса» предлагает два варианта внедрения: инсталляцию в ЦОД заказчика или потребление платформы как услуги из облака. В чем принципиальные отличия SaaS и он-премис варианта? Он-премис — это не только продукт. Инсталляция всех или некоторых продуктов в периметр заказчика — проектная, архитектурная и требующая экспертизы работа. Нужно изучить экосистему клиента, чтобы интегрировать решения, не нарушив процессы внутри самой компании. Отсюда вытекает важный этап, которого нет в SaaS — полноценные пилотные проекты. «Пилотная инсталляция — это необходимый этап, на котором клиент не только знакомится с функционалом и администрированием почты, мессенджера или хранилища, но имеет возможность протестировать платформу параллельно с уже имеющейся инфраструктурой», — говорит Михаил Чижиков.

Экспертиза и пилотный процесс — не единственное, что отличает SaaS от инсталляции в ЦОД. Почти в каждом проекте обсуждается возможность для кастомизации предлагаемых продуктов. «Зачастую то, что просит реализовать клиент, пригодится потом остальным заказчикам. Поэтому мы собираем всю обратную связь от клиента по нашим продуктам», — отмечает Михаил Чижиков.

Еще одним поводом присмотреться к новой платформе становится импортозамещение. Мы помним, что по планам к 2021 г. доля российского программного обеспечения у государственных компаний должна быть не ниже 50%. В условиях, когда многие отечественные организации должны искать альтернативы зарубежным решениям, коммуникационная платформа «Mail.ru для бизнеса» может стать хорошим вариантом. Тем более что продукты, входящие в ее состав, вполне конкурентоспособны и продолжают развиваться.


Полный текст статьи читайте на CNews