Россия увеличивает закупки iOS и Android на 40% ежегодно

istock495081436-crop_600-315.jpg

Мобильность

13.07.2020, Пн, 09:16, Мск , Текст: Денис Воейков

Аналитическая служба CNews Analytics изучила крупнейшие госзакупки мобильных устройств с предустановленными операционными системами iOS и Android, а также госзаказы на разработку, развитие или обслуживание ПО под эти платформы. Обзор охватил период с 2017 по 2019 гг.

Госзакупки, связанные с iOS и Android

Госорганы и компании с госучастием ежегодно тратят миллиарды рублей на закупку смартфонов и планшетов с предустановленными операционными системами Apple iOS и Google Android, а также на создание и техподдержку мобильных приложений под соответствующие зарубежные платформы. Интересно, что это происходит на фоне развития отечественной операционной системы «Аврора» и запуска производства отечественных мобильных устройств на ее основе.

При этом данные расходы явно склонны к увеличению год от года. К такому выводу пришла аналитическая служба CNews Analytics, изучив открытые закупки 2017–2019 гг. чиновников и госкомпаний. В последнем случае, напомним, речь идет о таких структурах как «Ростелеком», «Аэрофлот», Сбербанк, МГТС и пр.

По представленным ниже выборкам видно, что если в 2017 г. только на самых крупных тендерах госзаказчики потратили на гаджеты с вышеупомянутыми ОС порядка полутора миллиардов рублей, то в 2019 г. эта сумма приблизилась к двум миллиардам.

Что касается софта, то там динамика оказалась еще более показательной. В 2017 г. мы выделили тематические закупки без малого на 600 млн руб. В 2019 г. объем аналогичного госзаказа превысил 1,2 млрд руб. И в отношении ПО речь идет лишь о вершине айсберга (подробнее об этом — ниже).

Объемы госзакупок мобильных устройств и услуг по созданию и техподдержке мобильных приложений под Android и iOS

Источник: CNews Analyitcs, 2020

Много это или мало? Попытаться ответить на этот вопрос можно, сопоставив указанные суммы с объемами крупнейших федеральных ИТ-закупок госорганов (без компаний с госучастием). Последний на данный момент отчет CNews Analytics на эту тему касается 2018 г. Из него видно, что в указанный период на все информационные технологии (весь софт и все «железо») в 100 крупнейших тендерах (а в представленном исследовании закупок мобильных устройств выборки несколько меньше) госорганы потратили чуть меньше ₽66 млрд. На фоне этой суммы госзаказ в рамках 80 тендеров на закупку мобильных устройств и ПО на ₽3,2 млрд (в 2019 г.) выглядит вполне внушительно.

Принципы выборки

При составлении картины госзакупок по рассматриваемым тематикам, за нижнюю границу «крупных» тендеров была взята сумма в ₽5 млн. Оказалось, что для закупки гаджетов заключается ежегодно порядка 50 крупных госконтрактов, для закупки софта — около 30. Для наглядности расходы на смартфоны и планшеты были разнесены.

Сразу стоит оговориться, что представленные в таблицах закупки имели относительно прозрачные и очевидные названия — заказчики не пытались их замаскировать, как это иногда бывает. Было понятно, что смартфоны могут именоваться мобильными и сотовыми телефонами или коммуникаторами, а вместе с планшетами — мобильными или портативными устройствами, мобильными рабочими местами и т. д. Встречались и такие формулировки, как «абонентские радиостанции Apple iPhone» и «GSM терминалы». Есть вероятность, что какие-то заказчики могли проводить закупку гаджетов по линии «ИТ-оборудования» или «аксессуаров», и такие закупки остались за рамками настоящего исследования. Верхом цинизма и закрытости можно считать тендерную формулировку «Оказание услуг согласно техническому заданию», с которой пришлось столкнуться в ходе исследования.

То же самое касается и ПО. В прозрачной закупке оно может именоваться мобильным софтом, программами под Android и iOS, приложением и даже клиентским или прикладным ПО. Но если заказчик ограничивается указанием просто на «программное обеспечение», то подобная закупка тонет в тысячах софтверных закупок всевозможной направленности.

Добавим, что выборках преимущественно представлены не госорганы со строгим внешним контролем любой их деятельности, а компании с госучастием, совершающие закупки по существенно более мягкому законодательству с меньшим набором ограничений

Еще одним ограничением для составления безупречных выборок является тот факт, что гаджеты и мобильный софт часто закупаются вместе с другим «железом» и ПО. И если по линии техники вычленить из большой закупки фрагмент, касающийся только смартфонов или планшетов, а главное определить его закупочную цену, более или менее удается, то с софтом ситуация крайне сложная.

Например, хорошо известно, что клиентская часть госсистемы «Электронный бюджет» завязана в том числе на мобильные платформы Android и iOS. Соответственно, множество тендеров Федерального казначейства на сотни миллионов рублей на развитие этой системы касается и работ, относящихся к мобильным приложениям. Однако вычленить эти работы, определив их стоимость, абсолютно не представляется возможным. А просто включить все огромные тендеры по линии «Электронного бюджета» в выборку было бы совершенно некорректно.

Что касается мобильных приложений, то они крайне часто заказываются вместе с аналогичным клиентским ПО для веб-сайтов — с доступом со стационарных ПК. Поэтому за бортом выборки остались и подобные смешанные тендеры — в силу того, что определить стоимость именно мобильной разработки в них невозможно.

Ну и в качестве последней существенной особенности поведения госзаказчиков, ограничивающей полноту выборок, можно считать неполноту публикуемых данных. В основном это касается компаний с госучастием, которые зачастую позволяют себе не выкладывать техзадание, особенно если речь идет о неконкурентных закупках у единственных поставщиков. То есть по названию тендера совершенно четко видно, что он принадлежит к интересующей категории, но без ТЗ невозможно определить, скрываются ли за «мобильными устройствами» смартфоны или всего лишь ноутбуки, а за «мобильным ПО» — интересующие платформы.

Тотальное доминирование iOS и Android

В ходе исследования была предпринята попытка включить в сводные таблицы как можно больше параметров. Поэтому большую часть выводов о том, как именно закупаются госорганы и госкомпании по заявленным направлениям, кто конкретно, у кого, в каком формате, с какой экономией или ее отсутствием и т. д., можно сделать, внимательно изучив представленные данные.

Из того, что осталось за кадром, можно отметить тот факт, что по линии мобильных устройств и софта речь в России, действительно, идет исключительно о зарубежных платформах Apple iOS и Google Android. И если в 2017 г. крайне редко можно было наткнуться на упоминание ОС Microsoft Windows Phone (для чистоты статистики в выборки связанные с ней закупки не попали), то к 2019 г. госзаказчики о ней начисто забыли.

«На волне цифровизации у компаний и организаций есть большой соблазн закупать зарубежные продукты. Но оправдано ли это?» — комментирует Павел Эйгес, генеральный директор компании «Открытая мобильная Платформа» (ОМП). По словам эксперта, для того чтобы перенести в корпоративную среду устройства, рассчитанные на массового потребителя, требуются большие вложения в MDM, в криптографию, в защиту и так далее. Но, самое главное, крупные компании должны задать себе вопрос, кто будет контролировать устройства, созданные на базе зарубежных технологий, когда они окажутся внутри корпоративной инфраструктуры.

«Что произойдет, если будет нажата очередная «красная кнопка» и приобретенные устройства «окирпичатся»? Снизится эффективность, пропадут вложения в разработку решений, и все это приведет к огромным убыткам, — продолжает Павел Эйгес. — Как компания-разработчик корпоративной мобильной платформы «Аврора», которая уже зарекомендовала себя в крупных российских проектах и показала надежность, функциональность и, самое главное, отсутствие геополитических рисков, мы позицию организаций, которые продолжают приобретать зарубежные устройства, считаем недальновидной». По его мнению, большинство крупных организаций пока еще не определились, приобретать зарубежные устройства или безопасные, неконтролируемые извне отечественные решения. У них еще есть возможность оценить реальные угрозы, пока ситуация не стала значительно хуже. И подумать об этом нужно уже сейчас.

Результаты исследования можно скачать здесь.


Полный текст статьи читайте на CNews