ROOMY bots RPA — комплекс для автоматизации процессов с помощью роботов

17.12.2020, Чт, 10:41, Мск

Понимая потребности своих клиентов, компания CSBI поставила своей целью разработать RPA-систему, которая будет не просто решать текущие задачи бизнеса, а станет инструментом по-настоящему рациональной роботизации. Следующая веха — автоматизация самого процесса роботизации. Впрочем, в RPA ROOMY bots и эта задача отчасти уже решена. Подробнее о ней расскажет Алексей Быстров, директор по развитию RPA CSBI.

Компания CSBI приступила к разработке собственной RPA-системы в середине 2019 г. Мы понимали перспективность направления и хорошо представляли себе тенденции на рынке RPA-платформ. Для реализации проекта выделили сильную команду, и менее чем за полгода наш продукт — ROOMY bots — обрел функциональность, сопоставимую с мировыми RPA-вендорами.

Структура комплекса выполнена в привычном для пользователей RPA виде:

  • студия — среда для разработки сценариев;
  • роботы, непосредственно выполняющие работу;
  • оркестратор — приложение для администрирования этих виртуальных сотрудников.

Алексей Быстров, директор по развитию RPA компании CSBI

Основной акцент при разработке RPA ROOMY bots ставился на удобство использования платформы. Именно поэтому была выбрана концепция разработки скриптов Робота в стиле No Code — создание робота действительно не требует знаний программирования даже на этапе настройки сложных сценариев.

2.jpgСтруктура RPA-платформы ROOMY bots

Также при разработке архитектуры платформы ROOMY было принято решение, что ROOMY bots должен сочетать в себе следующие концептуальные парадигмы:

  • Кроссплатформенность. ROOMY должен работать не только под Windows, но и под Linux, а также под управлением других операционных систем;
  • Наличие функциональных гибких парсеров приложений из Студии и через плагины в Браузерах для реализации непрерывных бизнес-процессов;
  • Поддержку внешнего API для сторонних систем, а также возможность подключения своих самописных внешних библиотек в виде команд Студии.

Подробно о внедрении RPA: какие проблемы возникают и как их решать

Решившись на внедрение RPA, почти на всех этапах работы бизнес-заказчики сталкиваются с рядом проблем. Они начинаются на этапе целеполагания, продолжаются на этапе администрирования робота и сопровождаются боязнью, что робот сделает что-либо не то. Разберемся в каждой из них подробнее.

Итак, какие цели ставят компании, когда говорят о внедрении RPA? В первую очередь, это оптимизация затрат и ускорение процессов. Рассмотрим процесс поиска сотрудников и предположим, что при обычном подходе на сбор необходимых резюме требуется один человеко-день. С учетом первичных звонков кандидатам и согласования времени собеседований задача растягивается на 1 месяц. Такой темп в современных условиях недопустим, и возможная цель компании сократить период поиска кандидата до 30 минут.

3.jpgРоботизация процессов начинается с формирования блок-схемы

Однако на пути к достижению этих целей существует большое количество барьеров. Эти препятствия в отношении RPA-технологий можно найти практически в каждой компании:

  • нет четкого понимания, какие процессы можно роботизировать,
  • нет уверенности, что внедрение RPA будет эффективным,
  • некому заниматься настройкой и управлением RPA внутри компании.

Первый пункт особенно актуален, поскольку при внедрении RPA огромные усилия тратятся не на само внедрение, а на подготовительный этап идентификацию, описание и выбор тех процессов, которые нужно роботизировать.

Как показывает практика, небольшие и средние компании (сегмент СМБ) подготовлены несколько хуже: в них чаще встречается выполнение задач «кто как может» без четкого алгоритма. В крупных компаниях многие процессы уже расписаны и структурированы, а руководители департаментов уже давно определили приоритетные к роботизации процессы.

Как правило, они начинают роботизацию с крупных центров обслуживания, в которых можно быстро увидеть эффект от внедрения RPA. Но если углубиться, оказывается, что это только видимая часть айсберга. Значительная часть процессов остается вне зоны внимания бизнес-пользователей.

Как тогда их обнаружить? Как в бизнесе компании найти те скрытые процессы, которые обеспечат не менее солидный эффект при их роботизации?

Пожалуй, этот вопрос должен стоять во главе угла еще на этапе выбора поставщика PRA-системы. Дело в том, что сегодня возможно автоматическое выявление перспективных к роботизации процессов. Но далеко не каждый поставщик RPA-систем способен похвастаться таким функционалом. И если начать роботизироваться на платформе без автоматического выявления перспективных к роботизации процессов, то перейти на полпути на другого вендора крайне сложно.

Как автоматически найти процессы для роботизации

Итак, автоматизированное выявление таких процессов — это то, что сейчас отсутствует в решениях большинства поставщиков, и это одно из ключевых преимуществ ROOMY bots от компании CSBI.

Как мы реализовали такой функционал? Мы создали и продолжаем обучать собственную нейронную сеть, благодаря которой удалось создать модуль Process Discovery — интеллектуальный поиск процессов для роботизации, столь необходимый при внедрении RPA-технологий.

Алгоритм сканирует действия пользователя, анализирует их и, таким образом, понимает:

  • работа в каких системах и приложениях занимает большую часть времени у сотрудника,
  • какие действия и рутинные операции повторяются чаще всего,
  • и самое главное — какие участки процесса наиболее подходят для автоматизации.

Далее система сама предложит сценарий роботизации для выбранного участка: остается только запустить робота. Принцип работы данного алгоритма следующий:

  1. Специализированные сервисы-агенты собирают массив данных обо всех действиях и шагах, которые сотрудник производит при выполнении задач на рабочих станциях.
  2. По специальных алгоритмам собранные данные классифицируются и структурируются в базе данных.
  3. Предобученная нейронная сеть определяет участки процессов с наибольшим потенциалом роботизации.
  4. Выполняется визуализация данных через специализированный функционал Веб-приложения. Все выявленные данные представляются пользователю в виде дашборда.
  5. Система формирует скрипт для дальнейшей роботизации процесса.
  6. Система рассчитывает экономическую эффективность по выбранным процессам.
  7. Все собранные данные остаются (в том числе и скриншоты активности пользователя), их можно использовать для других задач — анализ активности пользователей, расчета трудозатрат и т.п.

Скриншот модуля Process Finder в ROOMY bots

Благодаря такому анализу пользователи ROOMY bots могут не только видеть всю свою рутину «как на ладони», но и гораздо точнее и эффективнее смогут применять технологии роботизации.

Использование Process Discovery перед внедрением RPA мы считаем обязательным. Такой подход к роботизации является очень рациональным, ведь уникальность модуля Process Finder состоит в том, что вы без привлечения аналитиков уже на первом этапе сможете определить рутинные, многократно повторяющиеся операции, которые выполняют ваши сотрудники.

Только после сбора данных имеет смысл привлекать аналитиков и делать окончательные выводы, какие именно процессы есть смысл роботизировать. Безусловно, это не «волшебная таблетка», которая все сделает за вас. Но это инструмент, который без преувеличения позволяет в десятки раз сократить время и усилия, необходимые для привлечения специалистов со стороны и подключения внутренних ресурсов компании.

Взгляд в будущее: робот как сервис (RaaS)

В настоящее время мы прекрасно понимаем осторожность пользователей в отношении RPA: роботизировать все процессы в организации нельзя (да и не нужно), и далеко не все организации имеют возможности для внедрения этих технологий.

Но мы смотрим на рынок шире. Именно поэтому мы не только создали полнофункциональное решение по роботизации, но и запустили ряд цифровых сервисов, реализующих концепцию «Robotic-as-a-Service» (RaaS, робот как сервис). На зарубежных рынках такие решения сейчас в тренде. Стараемся не отставать и мы, но сохраняя ориентацию в первую очередь на потребности российского рынка.

Роботизированные сервисы позволяют нашим клиентам получать результат работы робота без внедрения RPA непосредственно у себя в компании. Уже сегодня мы предоставляем сервисы по парсингу данных с различных источников, наши роботы формируют реестры и обрабатывают файлы, распознают сканы неструктурированных документов и извлекают необходимую клиентам информацию.

Мы ищем банкротов, регистрируем запросы и получаем информацию о собственниках недвижимости, массово определяем номера ИНН. Наши клиенты получают результат например, собранные и обработанные данные. И все это в десятки раз быстрее ручного труда и без ошибок.

Вызов, который мы сделали сами себе продвинуть российское RPA-решение на новый уровень развития. И, пожалуй, с этой задачей мы справляемся. Ознакомиться с ROOMY bots и заказать тестовую версию можно по ссылке.

---

CSBI (АО «Компьютерные системы для бизнеса») — российский разработчик ИТ-решений для коммерческого и государственного сектора. Компания работает в сфере автоматизации бизнес-процессов с 1993 г. и за прошедшие 27 лет успешно реализовала сотни проектов.

Область применения продуктов CSBI не ограничена: решения обладают гибкостью, позволяющей удовлетворять требованиям различных сфер деятельности, и одинаково успешно внедряются как в финансах, так и в страховании, ритейле, недвижимости, медицинских учреждениях, телекоммуникационных компаниях, транспортной и других сферах.


Полный текст статьи читайте на CNews