Роботизация: обзор сферы и опыт внедрения в российских компаниях

Рынок RPA (Robotic process automation) — интеллектуальной обработки данных и роботизации процессов — признан самым быстрорастущим в ИТ-сфере. Российский рынок обратился к роботизации позже других, однако сейчас навёрстывает упущенное в весьма бодром темпе: рост оценивается в среднем в 30‒50% в год. Показатель мог быть и выше, однако пандемия продемонстрировала и рост спроса, и острую нехватку кадров.

Расскажем, что из себя представляет RPA, какие специалисты в этой сфере востребованы, а также на примере кейсов международного разработчика RPA-платформы UiPath покажем, какие задачи роботизация помогает решать российскому бизнесу.

Светлана Анисимова

Генеральный директор UiPath в России и странах СНГ

Роботизация помогает бизнесу быть более эффективным

Каким бы крупным и прибыльным ни было предприятие, любой разумный руководитель исходит из ограниченности его ресурсов. У организации, в штате которой заняты 200 тысяч человек, возможности намного шире, чем у компании со штатом 20 работников, но, с другой стороны, в крупных корпорациях выше вероятность того, что ресурсы расходуются нерационально. А в кризисных ситуациях подобное тем более недопустимо.

Пандемия COVID-19, которая остаётся главным форс-мажором в мире, вынудила бизнес пересмотреть многие подходы к работе. Как следует из исследования компании ABBYY, более 57% организаций в России были вынуждены пересмотреть свою IT-стратегию.

65% респондентов приоритетом на 2021 год указали повышение эффективности. Наращивать её они планируют в том числе за счёт автоматизации и роботизации части задач.

При этом 53% опрошенных уже используют роботов или планируют начать применять RPA в ближайшее время.

Технологии Robotic Process Automation (RPA) — роботизации процессов — позволяют автоматизировать рутинные бизнес-процессы за счёт внедрения программных роботов. Внедрение таких технологий увеличивает эффективность работы персонала, существенно снижает затраты и риски бизнеса, повышает качество услуг и управляемость процессов.

Источник

Роботизация процессов активно применяется в сферах, где важную роль играет служба клиентской поддержки: в банковском секторе, здравоохранении, технологическом секторе. Например, роботы проверяют данные о потенциальном получателе банковского кредита, готовят бухгалтерские и логистические документы, обрабатывают стандартные вопросы пользователей по техподдержке.

Также роботизацию применяют в маркетинге — к примеру, для документооборота, проверки поставщиков — и в разных отраслях промышленности.

Выполняемый роботом алгоритм должен быть чётким, без рандомных исключений, а процесс — прямолинейным и рациональным. Неважно, сколько нужно сделать шагов для выполнения задачи — важно, чтобы это были всегда одни и те же шаги.

Такое условие для эффективной работы программных роботов накладывает на RPA ряд ограничений. Например, робот не может работать с неструктурированными данными, представленными в неэлектронном виде, — работать напрямую с бумажными письмами от людей робот не сможет. В технической поддержке робот справляется с типовыми запросами, включая голосовые, и освобождает сотрудников от рутинных задач и взаимодействий с пользователями. Но в случае нештатных ситуаций — например, если пользователь с трудом излагает свою проблему — робот не может задавать наводящих вопросов и рассуждать, поэтому должен вмешаться сотрудник.

С рутинными задачами, выполнение которых подразумевает конечный набор сценариев, роботы справляются легко и намного быстрее людей. Поэтому продолжать нагружать такими задачами людей = неразумно расходовать ресурсы. Ведь главный ресурс и предприятия, и любой сферы промышленности и экономики — это человек.

Все RPA-специалисты должны уметь выявлять и находить решения проблем

Сфере RPA заметно не хватает разработчиков, особенно на позициях middle и senior. Компании готовы нанимать даже новичков с минимальной подготовкой в области программирования: писать код вручную в этой области приходится не слишком часто, как правило, используются уже готовые шаблоны.

Опрос компании UiPath среди RPA-специалистов со всего мира показал, что 54% опрошенных пришли в роботизацию с позиции программиста. Другая половина раньше занимала различные бизнес-роли: бизнес-аналитик (26%), менеджер проекта (17%), операционный менеджер (10%).

При этом только 25% респондентов заявили, что переход в RPA дался им тяжело.

В сфере роботизации есть также множество ролей, не связанных с практической программной разработкой:

  • архитектор решений по роботизации,
  • менеджер проектов,
  • бизнес-аналитик,
  • SME (subject matter expert — специалист в предметной области) по процессам,
  • тестировщик,
  • бот-оркестратор,
  • директор по автоматизации (Chief Automation Officer),
  • руководитель центра компетенций.

Для этих позиций важно не столько знание языков программирования, сколько аналитический склад ума, управленческие навыки, понимание специфики отрасли и умение выстраивать процессы.

На момент написания статьи hh.ru выводит 171 вакансию в сфере RPA. Ищут специалистов с техническим образованием, которые разбираются в технологиях и имеют опыт программирования и работы с RPA:

Разработчиков и других профессионалов в этой области активно ищут в основном крупные организации: например, ИТ- и телеком-компании, банки, нефтегазовые компании, ритейлеры. В среднем специалистам по RPA в Москве и регионах предлагают зарплату от 60 до 200 тысяч рублей в зависимости от квалификации и опыта соискателя.

Поиск в LinkedIn — крупном международном HR-ресурсе — выдаёт более 3 000 вакансий по региону EMEA с ключевым словом RPA: консультантов, менеджеров, разработчиков и других профессионалов, — с техническим и управленческим опытом и часто с профессиональными сертификатами компетентности. Что касается зарплаты, то, согласно данным Glassdoor, RPA-разработчики за рубежом в среднем получают $77 000 в год.

Требования к специалистам по RPA в зависимости от должности могут разниться весьма существенно. От разработчиков ждут знаний в области IT, хотя бы некоторый уровень знакомства с языками программирования и работы с алгоритмами, а также аналитические способности и знание логики процессов. От менеджеров и консультантов — высокий уровень коммуникативных навыков и аналитических способностей, а также хорошее знание логики бизнес-процессов и навыки по управлению потоками данных. Главное же, что требуется ото всех, — это навыки по определению и решению проблем.

В пандемию проявилась острая нехватка кадров: резко увеличился спрос на RPA-проекты — внедрение роботизации в 2020 году выросло примерно на 50% по всему миру.

На российском рынке в период карантина несколько компаний внедрили роботизацию процессов с применением технологий компании UiPath. Давайте рассмотрим эти кейсы.

 Роботизация контроля закупок металлолома на Магнитогорском металлургическом комбинате

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) — один из крупнейших мировых производителей стали. Ранее на ММК уже роботизировали различные процессы бухучёта, снабжения, логистики и работы с кадрами. Последним достижением стала роботизация оплаты поставок металлолома.

Поставленная задача

Роботизировать контроль закупки металлолома на всех этапах процесса.

Конечная цель

Расширить число поставщиков, увеличить количество сырья и минимизировать риски, которые связаны с часто встречающейся недобросовестностью поставщиков металлолома. Для решения проблемы требуется организовать контроль на всех этапах процесса.

Почему была выбрана роботизация

Осуществление такого контроля вручную потребовало бы участия большого количества работников. Роботизация позволила не менять существующие бизнес-процессы и не потребовала больших затрат на изменение ИТ-инфраструктуры.

Продолжительность внедрения

Около полугода.

Сложности

Пришлось столкнуться с целым рядом барьеров, связанных главным образом с тем, как на ММК реализован подход к информационной безопасности. В частности, при попытке добавить робота в виде технологической записи в ERP-систему предприятия оказалось, что через интерфейс может работать только человек, который прописан в системе управления персоналом. Эту задачу решили, привязав каждого робота к определённому работнику и оставив за людьми критически важные операции по согласованию.

Результаты

Внедрение RPA помогло автоматизировать и увеличить скорость обработки 32 тысяч бизнес-операций и 20 тысяч файлов с учётом осуществления контроля за поставкой.

Трудозатраты людей резко сократились: теперь закупкой металлолома занимаются всего 4 человека. Прежде — в несколько раз больше.

Робота также масштабировали на поставщиков — резидентов РФ. Несмотря на разницу в процессах, RPA-платформа позволила сделать это достаточно быстро и без существенных затрат, хотя объём обрабатываемых документов значительно вырос и нагрузка на робота увеличилась в 5 раз.

 Роботизация бухгалтерского документооборота в компании «СОК Сервисный Центр РУС»

Компания «СОК Сервисный Центр РУС» (СОК) — российское подразделение финского холдинга S Group, которое оказывает услуги бухгалтерского сопровождения и другие магазинам финской розничной сети PRISMA и отелям Sokos Hotels в России.

Поставленная задача

Роботизация бухгалтерского документооборота.

Конечная цель

Освободить сотрудников компании от выполнения огромного количества рутинных операций, ускорить процессы.

Почему была выбрана роботизация

Автоматизация документооборота позволит разгрузить сотрудников и уменьшить количество ошибок.

Продолжительность внедрения

Около полугода.

Сложности

Активная фаза внедрения совпала с периодом самоизоляции, тем не менее благодаря вовлечённости заказчика проект был доведён до конца.

Результаты

Операции с бухгалтерским документооборотом теперь выполняет робот, который самостоятельно взаимодействует с ERP-системой и формирует бухгалтерские документы.

Скорость выполнения операций выросла, а количество ошибок заметно уменьшилось.

У работников освободилось в среднем до двух часов в день на решение более творческих задач.

 Роботизация процессов бэк-офиса в Уральском банке реконструкции и развития

Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) — это 1 500 офисов в 46 регионах страны, в которых работает 6 000 сотрудников.

Поставленная задача

Роботизация рутинных процедур, обеспечение совместимости решений UiPath с уже существующей RPA-платформой.

Конечная цель

Разгрузить сотрудников и обеспечить масштабирование операций бэк-офиса в зависимости от потребностей каждого подразделения.

Почему была выбрана роботизация

В информационной инфраструктуре УБРиР уже использовались UI-элементы, в определённом смысле речь шла о продолжении уже начатого процесса.

Продолжительность внедрения

Полтора года.

Сложности

Из-за размеров банка и необходимости адаптироваться к уже реализованным элементам роботизации проект потребовал полугодового тестового периода. После реализации тестовых и пилотных проектов начались промышленная эксплуатация и развёртывание внедрённых систем во всех подразделениях банка.

Результаты

Роботизирован налоговый документооборот и многие клиентские операции. То, чем ранее занимались 27 сотрудников на полной занятости, теперь выполняют роботы, при этом срок выполнения операций сокращён вдвое.

В 2021 году банк планирует расширить парк роботов более чем в два раза и начать проработку процессов розничного бизнеса для внедрения роботизированных систем.

Также команда будет искать решения для работы с неструктурированным текстом для реализации новых задач.

 курс

Старт в программировании

Узнать больше

  • Научитесь писать код за две недели
  • Создадите свой первый проект — небольшую игру для индивидуального подсчёта продолжительности жизни и мотивации
  • Оцените профессию и сможете понять, насколько программирование — это ваше

Роботизация помогает людям реализовываться творчески

2020-й год форсировал многие изменения, которые уже назревали в течение некоторого времени.

Роботизация представляет собой очередной этап информатизации — в своё время такими этапами были использование электронных коммуникаций в целом, внедрение CRM- и ERP-систем и реализация цифрового документооборота.

В описанных примерах внедрение RPA-систем позволило передать роботам рутинные операции, в том числе весьма разветвлённые и трудоёмкие; разгрузить работников и переориентировать их на выполнение более значимых и специфичных задач, а главное — радикально оптимизировать и ускорить многие процессы, соответственно снизив расход ресурсов.

За каждым успешно реализованным проектом следует изучение вопроса о распространении роботизации на другие направления деятельности клиента. Например, в ММК, СОК и УБРиР планируется дальнейшее расширение практики автоматизации рутинных процессов, чтобы люди могли реализовывать свой потенциал на более творческих задачах.

Нельзя не отметить, что роботизация меняет и запросы к работникам. Так, 49% опрошенных UiPath руководителей согласны с тем, что умение применять инструменты автоматизации и искусственного интеллекта на практике — важный навык для всех сотрудников будущего, в том числе не связанных с технологиями напрямую.

Читать также

 Почему специалисты из традиционных сфер приходят в аналитику и Data Science

 Эти люди создают искусственный интеллект — 4 истории специалистов по ИИ и ML

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Светлана Анисимова

Генеральный директор UiPath в России и странах СНГ

Полный текст статьи читайте на Нетология