Развиваем менеджеров проектов. Роль, требования, прокачка

upload5hzp9taiuf.jpg

Что делает и за что отвечает менеджер в ИНТЕРВОЛГЕ

ИНТЕРВОЛГА — веб-интегратор.

На практике это значит что у нас есть широкий набор компетенций от системного администрирования до js-анимаций, от ремаркетинговых и SMM-кампаний до интеграций Битрикса с MS Dynamics CRM.

Эти компетенции нужны для реализации комплексных интеграционных проектов.

Я уже как-то рассказывал о том, как мы развиваем программистов и технологов.

Мы будем расти и вширь, и вглубь.

Но ключевая сторона нашей работы — менеджеры, проектировщики, организаторы производства.

Сегодня несколько слов о том, кто эти люди и как мы развиваем их.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

Что делает менеджер?

Менеджер проектов в нашей компании выполняет функции аккаунта (счета, документы, переписка), проектировщика (ТЗ, концепции, планы) и координатора проекта (управление выделенными ресурсами).

Это позволяет отвечать за то, что делается в проекте, быть погруженным в детали и не ссориться с коллегами.

Мы пробовали отделять аккаунтинг от управления производством — не работает. По крайней мере у нас.

Менеджер должен учитывать и интересы клиента, и ограничения проектной ситуации.

Если эти роли разделить, менеджер проекта немедленно начинает вступать в конфликт с аккаунтом и-или продавцом, и это разрушает команду. Лучше, если обе роли сосредоточены в одном человеке.

Роль супер-аккаунт-менеджера, высшего представителя заказчика, играет ген.директор или руководитель отдела, лично знакомый с клиентом и контролирующий ситуацию.

Эта схема работает хорошо.

За что отвечает менеджер проекта?

За проект.

Сроки, бюджет, достижение целей, порядок внутри. Принцип прост — мы делаем то, что обещали.

Менеджер полностью в курсе и производственных, и финансовых, и договорных отношений в проекте, хотя ключевые решения принимает под контролем руководителя.

На одном менеджере от нескольких единиц до нескольких десятков (в случае поддержки) проектов.

Кто становится менеджерами?

Идеальный случай — специалист, который «перерос» свою роль, заскучал. Если он при этом организован, имеет развитый EQ (эмоциональный интеллект) и любит людей, то из него получится хороший менеджер.

Это основной путь.

Значительно реже хорошие менеджеры получаются из людей, не работавших «руками» в том производстве, которым менеджер собирается руководить.

Матрица компетенций и прокачка навыков

В наших условиях у менеджера есть «базовая специализация» — например «веб-разработка», «интернет-маркетинг» или «брендинг». Это проекты его основного профиля.

Он должен прокачивать знания по предметной области, переговорные навыки, бизнес-кругозор.

В интеграционных проектах (например, комплексная веб-автоматизация Интернет-магазин + Лидогенерация + CRM) менеджер должен уметь руководить смежными работами.

Это требует хорошего уровня знаний по всем направлениям, с которыми придется столкнуться.

Разумеется, всегда можно сходить в соседний отдел и проконсультироваться, но если вопросов много — не набегаешься.

Поэтому особо ценится у менеджера быстрота мышления и широта кругозора.

Год назад мы разработали и ввели »матрицу компетенций разработчика» — таблицу навыков по уровням и направлениям, контролирующую и координирующую работу технологов. 6 направлений и 5 уровней освоения каждого.

Теперь нами создана матрица компетенций менеджера проектов, которая описывает возможные (и требуемые) знания и навыки. Эта матрица учитывает как переговорные и организационные навыки, так и конкретные знания.

Как прокачиваться?

Во-первых, у нас много людей, обладающих специальными знаниями, у которых можно и нужно учиться.

Во-вторых, практически каждый проект содержит в себе новые задачи, а культура постоянного описания опыта в статьях не даст пройти мимо.

В-третьих, мы проводим еженедельные тренировки для менеджеров.

Тренировка имеет формат «управленческого поединка», когда в ситуации, предельно приближенной к настоящей, все «условно-молодые» менеджеры в течение 5 минут отрабатывают роли заказчика и менеджера.

Каждый поединок разбирается.

Тематика ситуаций меняется, и каждому приходится побыть в разных ролях.

Это улучшает и кругозор, и переговорные навыки.

Пример ситуации на тренировку менеджеров проектов

Ситуация: Когда клиент желает странного

В качестве ПМ управляйте ситуацией, аргументируйте.

В качестве клиента настойчиво добивайтесь своего, опираясь на цели проекта и заданную вводную. Без экстремизма, слушайте собеседника. Среди наших заказчиков идиотов нет.

Роли:

Клиент, менеджер проекта.

Ситуация:

ПМ обсуждает проект (пишется ТЗ), общая задача определена, но клиент ВНЕЗАПНО, ломая нашу привычную схему, требует чего-то необычного. Эта деталь ранее не обсуждалась, на договор не сошлешься, нужно смотреть на суть.

Для интернет-магазина (можно свое):

  • интеграции в реалтайм-режиме вместо раз в 2 часа;

  • интеграции сразу с двумя 1С;

  • сделать кусок проекта на .net;

  • подключение платежного шлюза именно его банка вместо агрегатора;

  • «я в отпуске, пока поруководите моими 1С-программистами, дайте им задачи».

Для Б24 (можно свое):

  • wysiwyg-редактора в чатах;

  • двусторонней интеграции с MS Project;

  • работы приложения в оффлайн-режиме;

  • автоустановки свежих бета-обновлений «каждую ночь»;

  • 100% аптайма с записью в договор.

Для маркетинга (можно свое):

  • возможности позвонить клиенту пока он (клиент) смотрит на сайт по нашей рекламе;

  • автоскриншот выдачи Яндекса в каждом городе;

  • давайте давать рекламу в Яндексе через мой личный кабинет на блондинка.ру;

  • отчетности по рекламе «каждый вечер».

Для брендинга (можно свое):

  • создание прогноза роста продаж;

  • создание 16 вариантов логотипа;

  • создание макета в Sketch.

Клиент искренне убежден что его мысль верная и конструктивная. Он настаивает на своей позиции.

Задача менеджера — научиться разбираться в такой ситуации, знать цели проекта, возможности нашей работы. Разобраться в том что хочет клиент и разъяснить ему как мы работаем.

Если возможен компромисс — найти его.

Цель

Для клиента — так как клиент считает что разбирается, в интересах проекта получить желаемое. Продавить менеджера, который «ленится делать».

Для менеджера — понять что и почему хочет клиент, объяснить как надо, разъяснить что мы действуем в интересах проекта, убедить клиента идти по нашей схеме работы.

Если вы поделитесь нашей статьей в соцсетях, мы пришлем вам подборку ситуаций на тренировки.

Менеджер — это навсегда?

Хороший менеджер проекта все время развивается. При этом меняется и он сам, и его проекты, и технологии, и методы управления.

Следующий карьерный шаг для менеджера проектов — руководитель направления или отдела с более широкими полномочиями и ответственностью.

Такое развитие занимает несколько лет, но вполне реально, все руководители в ИНТЕРВОЛГЕ прошли именно такой путь «специалист» — «менеджер проекта» — «руководитель».

Бизнес — это не спринт, а марафон. Планомерная работа по развитию разработчиков и менеджеров — важнейшая часть нашей работы.

Поделитесь пожалуйста статьей в социальных сетях, чтобы получить подборку тренировочных ситуаций. Для получения файла укажите ссылку на пост в форме на сайте ИНТЕРВОЛГИ: http://www.intervolga.ru/blog/life/trenirovki-dlya-menedzherov/

О матрице компетенций поговорим в следующий раз, подписывайтесь на нашу рассылку.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine