Прокатились на беспилотнике «Яндекс»
На неделе удалось прокатиться на беспилотном автомобиле разработанном компанией «Яндекс». На тесте был беспилотник четвёртого поколения, построенный на базе Hyundai Sonata, над ним сотрудники российской компании работали совместно с инженерами Hyundai Mobis, дочерней компанией Hyundai Motor Group, которые доработали электронные блоки автомобиля для более эффективного взаимодействия с технологией беспилотного управления «Яндекса». На сегодня в парке беспилотников компании присутствуют не только автомобили четвёртого поколения, но и третьего, которые построены на базе Toyota Prius, а также редко, но ещё можно встретить машины второго поколения. Программу тестирования беспилотников компания запустила в 2017 году.
Беспилотник на базе Hyundai Sonata оснащён увеличенным количеством датчиков и сенсоров, что позволяет машине лучше ориентироваться на дороге. Компьютер, обрабатывающий данные, расположен в багажнике, на месте запаски, а рядом оборудована отдельная система охлаждения. На крыше четвёртого поколения беспилотного автомобиля расположен основной навигационный блок с камерами кругового обзора, сенсорами и лидаром. Основной блок сканеров в текущем поколение оснащён собственной системы самоочистки которая позволяет вычислить загрязнённый сенсор и очистить его.
Дополняет основной блок датчиков, камеры с разным фокусным расстоянием на лобовом стекле, два лидара и камеры на передних крыльях, а также лидар и камера на решётке радиатора. Последние установлены под углом и позволяют автомобилю считывать данные с дорожного полотна, чтобы избежать наезда на препятствия. Лидары на крыльях позволяют системе видеть других участников движения на участках с ограниченным обзором, например, при выезде с парковки.
Благодаря комплексному использованию различных сенсоров и камер, система автомобиля лучше ориентируется в пространстве, видит она примерно на 200–250 метров вокруг себя и способна распознавать размеры объектов, их скорость, а также предсказывать точки пересечения с ними. Людей и животных беспилотник также распознаёт, интересно, что для этого не стали ставить тепловизор, но говорят и без него машина видит живые объекты и способна увидеть даже мелких животных. В тестовом автомобиле установлены планшеты, на которые проецируется графическое изображение, воссоздающее в простой версии картину, которую видит компьютер.
По понятным причинам беспилотник «Яндекс» строго соблюдает правила дорожного движения и не будет двигаться 75 км/ч при разрешённых 60 км/ч, как обычные водители. А также он не будет пытаться всеми силами объехать препятствие в своей полосе, если для этого нет необходимости, он дождётся пока впереди идущее транспортное средство завершит манёвр и продолжит движение. Но при этом на сложных участках, например, где отсутствует разметка/знаки, образовался затор или что-то иное, автопилот будет анализировать движение других участников движения и двигаться аналогичным образом. Для навигации система задействует информацию не только полученную с датчиков в реальном времени, но и использует предварительно загруженные в систему точные карты, так что во время движения беспилотный автомобиль анализирует данные и способен перестроится в нужную для последующего манёвра полосу, ускориться или наоборот замедлится по необходимости. Дорожные знаки система беспилотника, как и в обычных автомобилях, читает с помощью камер, они же используются и для чтения сигналов светофоров.
Тестовая поездка была недолгая, но весьма насыщенная, удалось посмотреть, как автомобиль маневрирует в потоке, поворачивает, пропускает транспорт и пешеходов. Могу сказать, что при наличии оператора на водительском сиденье, впечатления не такие яркие, но без него пока нельзя передвигаться по улицам Москвы. В целом машина двигается уверенно в городе и даже в рамках правил она едет намного лучше, чем некоторые обычные водители. При этом стоит учесть, что беспилотник имея более широкий обзор и не отвлекаясь от дороги, что свойственно людям, способен не только видеть текущую дорожную ситуацию в более расширенном спектре, но и способен в реальном времени просчитывать варианты событий, а это даже безопаснее для всех участников дорожного движения. Насколько я понял, единственная сложность для беспилотного транспорта сейчас, это предсказание поведения пешеходов, всё же предсказать манёвры некоторых людей невозможно.
На сегодня в Москве беспилотники «Яндекс» могут передвигаться только с оператором на водительском сиденье, в Иннополисе, республика Татарстан, дали разрешения на тестовую работу беспилотников в такси, а оператор хоть и обязан находится в автомобиле, но необязательно на водительском сиденье. Тестовые зоны беспилотных автомобилей «Яндекс» также расположены и в США, там в городе Энн-Арбор разрешено передвижение беспилотников без человека внутри, так что компания использует эту возможность для сбора данных. Ещё одна тестовая зона есть в Израиле, там автомобили компании тестируются в жарком влажном климате со своей спецификой дорожного движения.
Можно ли уже сегодня вывести беспилотники «Яндекс» на дороги для самостоятельного движения? На мой взгляд, можно, не массово, но хотя бы в виде тестового варианта в такси в пределах того же Садового кольца. Безопасны беспилотники сегодня? Сложно сказать, но машина действует только по правилам и постоянно анализирует ситуацию вокруг, в то время как некоторые водители откровенно не соблюдают ПДД и могут отвлекаться от дороги. Чего боятся беспилотники? Самое страшное для них это потерять зрение, по этой причине для верхнего блока сенсоров инженеры «Яндекс» и реализовали систему самоочистки. Для чего нужны беспилотники? Пока в перспективе это больше коммерческий сектор и сфера обслуживания, например, в Иннополисе, кроме такси уже работает робот курьер, младший брат беспилотных автомобилей.
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review