Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 5D Mark IV: удвоенные мегапиксели


camera-550.jpg


Содержание

Нам довелось работать с «пятерками» с момента выхода камеры Canon EOS 5D в 2005 году. Двенадцать лет назад ее появление произвело настоящий фурор: это была первая полнокадровая зеркалка в традиционном корпусе (то есть без встроенной ручки и дублирующих органов управления для работы в вертикальном положении). А затем каждая последующая модель «пятерки» порождала новую волну интереса и симпатий фотографов. Так же произошло и после выхода нашей героини, несмотря на то, что линейка 5D породила боковую ветвь в виде Canon EOS 5DS, как некогда произошло с 1D и 1Ds. Но то были исключительно профессиональные камеры, а «пятерка» изначально считалась доступной для энтузиастов. Конечно, с течением времени позиционирование сместилось, и цена еще Canon EOS 5D Mark III стала довольно высокой для фотолюбителя. И возможно, именно из-за этого обстоятельства Canon EOS 5D Mark IV позиционируется теперь как чисто профессиональный инструмент.

Впрочем, профессионалы бывают разные, да и камеры тоже. Спор о том, считать ли то или иное оборудование предназначенным для профи, ведется в нашем разделе не слишком жарко, но довольно давно. В принципе, на эту тему можно и не спорить, особенно если иметь в виду полнокадровую камеру. И еще: раз производитель позиционирует новую «пятерку» как профессиональную камеру, наше дело разобраться, нет ли в этом лукавства. Между тем, Canon EOS 5D Mark IV на сайте производителя помещена в раздел «Цифровые зеркальные камеры для профессионалов», как и ее предшественница, Canon EOS 5D Mark III, которую пока не намерены убирать из линейки. Так что можно сразу приступать к их сравнению.


Canon EOS 5D Mark III Canon EOS 5D Mark IV
Дата анонса март 2012 г. август 2016 г.
Корпус, влаго- и пылезащита магниевый сплав, защита от влаги (брызг) и пыли магниевый сплав, усиленная защита от влаги (брызг) и пыли
Матрица 22 Мп, CMOS, Full Frame (36×24 мм) 30 Мп, CMOS, Full Frame (36×24 мм)
Чувствительность ISO ISO 100 — ISO 25 600
ISO 50 — ISO 102 400*
ISO 100 — ISO 32 000
ISO 50 — ISO 102 400*
Автофокус 61 точка фокусировки (41 кросс-точка)
Диапазон: −2 — 18 EV
61 точка фокусировки (41 кросс-точка)
Диапазон: −3 — 18 EV
Экспозамер Яркостный 63-зонный датчик Датчик RGB+IR 150 000 пикселей
Экран TFT, 3,2″, 1 040 000 точек, фиксированный TFT, 3,2″, 1 620 000 точек, фиксированный, сенсорный
Видоискатель оптический: 0,71x, охват ≈100%
Скорость серийной съемки до 6,0 fps до 7,0 fps
Стабилизатор в камере — нет
Видео Full HD 1920×1080 30p 4K 4096×2160 30p, Full HD 1920×1080 60p
Процессор Digic 5+ Digic 6+
Затвор 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/200 c 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/200 c с компенсацией вибраций
Карты памяти 1 слот CompactFlash, 1 слот SD/SDHC/SDXC
Вспышка встроенной вспышки нет, есть контакт синхронизации
Wi-Fi / USB / GPS опция / USB 2.0 / опция встроенный / USB 3.0 / встроенный
Ресурс аккумулятора (стандарт CIPA) 950 снимков (аккумулятор LP-E6) 900 снимков (аккумулятор LP-E6N)
Размеры, вес 152×116,4×76,4 мм, 860 г 150,7×116,4×75,9 мм, 800 г
Цена T-7888705 T-14202707

* расширенные значения ISO

Canon EOS 5D Mark IV стоит дороже, но за эту дополнительную плату производитель предлагает:

  • Совершенно новый сенсор с разрешением 30,4 мегапикселей и двойными светоприемными ячейками для каждого пикселя (технологии Dual Pixel CMOS AF и Dual Pixel RAW)
  • Более чувствительную фокусировку и более точный замер экспозиции
  • Компенсацию микровибраций при подъеме зеркала
  • Сенсорное управление с помощью ЖК-экрана
  • Увеличение верхней границы ISO в нерасширенном режиме до 32 000 единиц
  • Возможность записывать 4K-видео со скоростью 30 кадров/с и видео в Full HD со скоростью 60 кадров/с
  • Встроенные модули Wi-Fi и GPS
  • Улучшенную защиту от влаги и пыли

Остальные важные детали приведены в таблице сравнения. В принципе, все это оправдывает прибавку в цене.

Теперь подробнее ознакомимся с техническими характеристиками Canon EOS 5D Mark IV.

Технические характеристики

Корпус, защита магниевый сплав, усиленная защита от влаги (брызг) и пыли¹
Объектив съемная оптика, байонет EF (кроме объективов EF-S/EF-M)
Матрица 30 Мп, CMOS, Full Frame (36×24 мм); коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,0
Светочувствительность ISO 100 — ISO 32 000; в расширенном режиме: ISO 50 — ISO 102 400
Управление фокусировкой Фазовая TTL-фокусировка, 61 точка, максимум 41 точка крестового типа — при f/2,8, включая 5 точек двойного крестового типа. Рабочий диапазон: от −3 до 18 EV. В режиме Live View фокусировка Dual Pixel CMOS AF с возможностью определения лиц.
Управление экспозицией TTL-замер, датчик замера экспозиции в спектре RGB+IR (с распознаванием ИК-лучей) с разрешением 150 000 пикселей, 252 зоны
Экран TFT, 3,2″, 1 620 000 точек с возможностью сенсорного управления съемкой, угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%
Видоискатель оптический: 0,71x, охват ≈100%
Стабилизация изображения в камере — нет
Режимы съемки интеллектуальный сценарный режим (A+), программный (P), приоритет выдержки (Tv), приоритет диафрагмы (Av), ручной режим (фото и видео), ручная выдержка, пользовательский (3 режима)
Серийная съемка ≈7 кадров в секунду с полным отслеживанием AF / AE (JPEG — до заполнения карты памяти, RAW — 21 кадр)
Затвор механический, 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/200 c
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), Dual Pixel RAW (14 бит, оригинальный Canon RAW, версия 2)
Видео 4K 4096×2160 30p, Full HD 1920×1080 60p; максимальная продолжительность 29 мин. 59 сек.; формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
Память 1 слот CompactFlash, 1 слот SD/SDHC/SDXC
Источник питания аккумуляторная батарея LP-E6N, ресурс — 900 кадров по стандарту CIPA
Размеры, вес 150,7×116,4×75,9 мм, 800 г (включая вес батареи и карты памяти)
«Горячий башмак» есть
Встроенная вспышка нет
Подсветка автофокуса только с отдельной внешней вспышкой
Брекетинг по экспозиции, по балансу белого
Разъемы и беспроводная связь
  • синхроконтакт внешней вспышки
  • USB 3.0 (Micro, Type-B)
  • HDMI (Type-C)
  • разъем (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона
  • разъем (3,5 мм) для подключения наушников
  • разъем N3 для подключения проводного пульта ДУ
  • Wi-Fi, встроенный модуль
Автоспуск 10 с, 2 с, спуск с использованием ДУ
Форматы фотосъемки (3:2) 6720×4480 / (16:9) 6720×3776 / (4:3) 5952×4480/ (1:1) 4480×4480
Особенности
  • Встроенные модули Wi-Fi и GPS
  • Поддержка формата Dual Pixel RAW
  • Сенсорный экран

¹ по сравнению с Canon EOS 5D Mark III, где защита от пыли и влаги выполнена на уровне EOS-1N

Конечно, есть камеры еще более «навороченные», чем Canon EOS 5D Mark IV. Например, те, скорострельность которых доходит до 12 кадров/с, или те, которые умеют распознавать при автофокусировке не только лица, но и глаза модели. Критиковать 5D Mark IV можно начать сразу, но не стоит забывать, что первая «пятерка» сразу же после своего появления стала очень популярной у тех, кто мог ее купить, и предметом легкой зависти у тех, кто не мог. А последующие поколения модели каждый раз добавляли желанных достоинств и убавляли недостатков.

Из особенностей и характеристик Canon EOS 5D Mark IV понятно, что «пятерки» развиваются правильно. Даже разрешение 30,4 Мп представляется выбранным удачно: оно не столь высокое, как у Nikon D810 или Canon EOS 5DS, а значит, есть надежда, что механика зеркала и затвор не будут приводить к «смазу» при недостаточно коротких выдержках. Давайте поговорим о некоторых особенностях новинки более подробно.

Новый сенсор

Сенсор у Canon EOS 5D Mark IV совершенно новый. Каждый из 30,4 млн эффективных пикселей изображения, расположенных под одной микролинзой и светофильтром, представлен парой светоприемных ячеек.

005-sm.jpg

Структура 30,4-мегапиксельной матрицы камеры Canon EOS 5D Mark IV (модифицированная схема производителя)

По терминологии производителя это называется «технология Dual Pixel CMOS AF». После съемки, если кадр был записан в формате Dual Pixel RAW (с задействованием обеих светоприемных ячеек каждой пары), появляется возможность тонкой «доводки» резкости и сдвига рисунка бокэ. Об этом подробнее поговорим ниже.

Система автофокусировки

Автофокусировочная сетка представлена 61 датчиком, причем 41 из них имеет крестообразную структуру, то есть контролирует зону по вертикали и горизонтали (условно в направлениях «юг — север» и «запад — восток»), а пять центральных — еще и левое и правое диагональные направления (условно «юго-восток — северо-запад» и «юго-запад — северо-восток»).

010-sm.jpg

Сетка фокусировочных датчиков камеры Canon EOS 5D Mark IV: А — датчики вертикальной фокусировки («юг — север»), работающие при диафрагмировании до f/5,6 и f/8; Б — крестообразные датчики, работающие по горизонтали («запад — восток») при f/4 и по вертикали («юг — север») при f/5,6 и f/8; В — крестообразные датчики, работающие по горизонтали и вертикали при f/5,6 и f/8; Г — двойные крестообразные датчики, работающие по правой и левой диагоналям («юго-восток — северо-запад» и «юго-запад — северо-восток») при f/2,8, а по вертикали и горизонтали («юг — север» и «запад — восток») — при f/5,6 и f/8 (модифицированная схема производителя).

Таким образом, датчики новой системы автофокусировки должны обеспечивать ее адекватную работу при диафрагмировании до f/8, что особенно важно при использовании супертелеобъективов с фокусными расстояниями более 300 мм, а также при работе объективов в связке с экстендерами, понижающими исходную светосилу оптики. Ранее возможности автофокусных датчиков ограничивались минимальной светосилой f/5,6. При ее дальнейшем понижении они переставали работать, что сильно сужало возможности съемки.

Новый датчик экспозиции

Canon EOS 5D Mark IV использует собственный датчик для замера экспозиции, чувствительный к трем базовым цветам и инфракрасному свету (RGB+IR). Он обладает 153 600 эффективными пикселями, осуществляет замер по 252 зонам и обслуживается отдельным процессором Digic 6. Такая организация экспонометрии позволила реализовать функцию iTR (интеллектуальное слежение и распознавание), а также предупреждать пользователя о возникновении мерцания (flicker detection).

012-sm.jpg

Специализированная матрица для замера экспозиции камеры Canon EOS 5D Mark IV (фото Canon)

Высокопроизводительный процессор обработки изображения Digic 6+

Считывание данных с основной матрицы камеры, формирование изображения и его коррекция производятся процессором Digic 6+. Его возможности позволяют обеспечить работу аппаратного оптимизатора оптики (Digital Lens Optimizer), производить съемку видео в стандарте 4К с частотой 30 кадров/с, а также применять более совершенные алгоритмы подавления шумов, в том числе понижать количество и яркость цветовых артефактов при высоких значениях ISO. Благодаря последнему обстоятельству структура шума должна становиться более приятной для глаза.

014-sm.jpg

Системная плата камеры Canon EOS 5D Mark IV с основным микропроцессором Digic 6+, ответственным за формирование и обработку изображения, и вспомогательным микропроцессором Digic 6, управляющим замером экспозиции посредством специализированного 252-зонного датчика (фото Canon)

Новая механика зеркала

Система подвески и перемещения зеркала для Canon EOS 5D Mark IV была несколько переработана. Теперь сотрясения механизма контролируются более строго, благо добавлены специальные инструменты стабилизации основного и вспомогательного зеркал. Все это позволяет уменьшить вибрацию и понизить вероятность «смаза» изображения. Для подъема и опускания зеркала используется новый мотор, который делает все это быстрее и дает возможность увеличить «скорострельность».

016.jpg

Новый механизм управления зеркалом в Canon EOS 5D Mark IV (фото Canon)

Новое управление

Одним из важнейших приобретений Canon EOS 5D Mark IV стало «очувствление» дисплея. Да, теперь он сенсорный, и многими параметрами можно управлять непосредственно при помощи пальцев. Как минимум, это листание разделов меню и выбор нужного элемента, а как максимум — прямой выбор зоны автофокусировки в режиме Live View, в том числе при съемке видео.

Из дополнительных органов управления нужно отметить джойстик для выбора зоны автофокуса на задней панели. Это весьма полезное дополнение, позволяющее значительно повысить удобство работы с камерой.

Конструкция, дизайн

В каком-то обзоре было сказано, что корпус Canon EOS 5D Mark IV такой же, как у 5D Mark III. Это не совсем так. Внешне камеры действительно очень похожи, и найти «пять отличий» не так просто. Но они есть. Начнем с того, что габаритные размеры Mark IV и Mark III хотя и на миллиметры, но отличаются, и Mark IV немного легче.

03.jpg Справа от объектива внизу мы видим заглушку, под которой скрывается разъем дистанционного управления (тип N). У 5D Mark III этот разъем размещался в общем «пуле» на боковой панели. Очевидно, там теперь стало более тесно, поскольку разъем USB 3.0 больше, чем USB 2.0 — вот и пришлось дистанционное управление вынести на переднюю панель.
04.jpg Слева от объектива располагаются датчик дистанционного управления, индикатор автоспуска (сверху) и репетир диафрагмы снизу. В нижней части рукоятки — разъем адаптера постоянного тока.
05.jpg Canon EOS 5D Mark IV тоже снабжена двумя слотами карт памяти: CompactFlash и SD/SDHC/SDXC. Только теперь слот CompactFlash поддерживает UDMA 7 (скорость обмена до 167 МБ/с). Слот SD/SDHC/SDXC считается первым.
07.jpg Сверху на задней панели ничего нового по сравнению Mark III не появилось. У видоискателя — кнопка включения Live View в окружении переключателя «фото — видео». На верхней кромке — кнопки запуска АФ, фиксации AE и выбора точки АФ.

Зато чуть ниже, рядом с 8-позиционным джойстиком и кнопкой Q, мы видим новый элемент — кнопку быстрого выбора зоны АФ. То есть оперативной настройке АФ у четвертой «пятерки» уделен максимум внимания.

08.jpg Назначение других элементов понятно. Справа от экрана — традиционное колесо быстрого выбора и блокиратор управления Lock.

Слева от экрана — кнопки просмотра, увеличения, корзина, кнопка установки рейтинга фотографии и кнопка творческого сравнения (позволяет вывести на экран два кадра).

Чуть выше — кнопки Menu и Info (вторая не только меняет набор данных на экране, но и вызывает справочную информацию, порой вполне полезную).

10.jpg И вот мы добрались до разъемов:
  • верхний слева — синхронизация внешней вспышки
  • ниже слева — внешний микрофон и наушники
  • верхний справа — HDMI (разъем Type-С)
  • нижний справа — USB 3.0 (разъем Micro Type-B)
  • разъем для проводного ДУ

Разъем кабельного устройства ДУ мы уже видели — он примостился на передней панели.
12.jpg Теперь посмотрим на камеру сверху. Над большим ЖК-экраном расположились кнопки двойного назначения:
  • «Баланс белого — Режим экспозамера»; переднее управляющее колесо позволяет устанавливать баланс белого, а заднее колесо — тип экспозамера
  • так же разнесены функции двух следующих кнопок: «Drive — AF» и «экспокоррекция вспышки — ISO»
  • последняя кнопка в ряду — это просто подсветка ЖК-дисплея

Выше переднего управляющего колеса мы видим единственную многофункциональную кнопку. По умолчанию она позволяет выбрать зону АФ.
13.jpg Диск режимов съемки традиционный для Canon:
  • автоматический режим с интеллектуальным выбором сюжета (А+)
  • дальше идут творческие режимы PASM, только у Canon приоритет диафрагмы называется Av, а приоритет выдержки — Tv
  • потом — режим Bulb
  • и замыкают цепочку три пользовательских режима C1, С2, С3
21.jpg Здесь мы можем хорошо рассмотреть профиль рукоятки и размер стандартного аккумулятора Canon LP-E6N.

Разъема батарейной рукоятки мы не увидим, поскольку рукоятки Canon для связи с камерой используют аккумуляторный отсек.

Итак, мы еще раз убедились, что Canon — компания консервативная. Ее наработки надежны, проверены временем, и делать резкие движения при выпуске очередной модели этот производитель не собирается.

Схема управления Canon EOS 5D настолько тщательно проработана, что решительно и кардинально менять в ней что-либо не требуется. Конечно, можно разместить еще несколько кнопок с возможностью назначения их функций «под себя», как это делают, например, Sony и Olympus, но такой подход ориентирован на индивидуалистов и новаторов (причем не обязательно в творчестве). А Canon остается верен тому, что прошло проверку временем. В конце концов, два управляющих колеса, джойстик, масса кнопок — все это дает такое число комбинаций, что любой режим можно настроить достаточно быстро. Прибавим к этому возможность расположить на рабочем экране нужные элементы.

Пора посмотреть, как устроено меню камеры.

В целом, все, о чем мы рассказали, должно рассеять представление о Canon EOS 5D Mark IV как о косметической доработке Canon EOS 5D Mark III. Да, это по-настоящему переработанная камера с новым сенсором, более высокопроизводительным процессором, новым механизмом затвора и управления зеркалом, встроенными модулями GPS и Wi-Fi. Рабочий диапазон ISO несколько расширен, и есть надежда, что сенсор шумит меньше, а шумодав работает лучше. Очень важное новшество — возможность снимать видео в разрешении 4К или в Full HD с частотой 60p.

В общем, набор характеристик Canon EOS 5D Mark IV говорит о том, что «пятерка» подверглась существенной доработке, но почти все изменения — внутренние, снаружи их не видно. А как обстоят дела у представителей других систем?

Canon EOS 5D Mark IV и конкуренты

Как обычно, решить, кто может выступить конкурентом героини нашего теста, не так просто. Это не обязательно модели того же ценового диапазона, ведь при выборе всегда можно на чем-то сэкономить и чем-то пожертвовать (например, возможностью записывать 4К-видео или «скорострельностью»).


Canon EOS
5D Mark IV
Canon EOS
5DS
Nikon
D810
Pentax
K-1
Sony Alpha
ILCA-99M2
Дата выхода август 2016 г. февраль 2015 г. июнь 2014 г. февраль 2016 г. сентябрь 2016 г.
Сенсор 30 Мп, CMOS,
Full Frame
50 Мп, CMOS,
Full Frame
33 Мп, CMOS,
Full Frame
36 Мп, CMOS,
Full Frame
42 Мп, BSI-CMOS,
Full Frame
Автофокус 61 точка
(41 кросс¹)
от −3 до +18 EV
61 точка
(41 кросс)
от −2 до +18 EV
51 точка
(15 кросс)
от −2 до +19 EV
33 точки
(25 кросс)
от −3 до +18 EV
гибридный
79 точек
(15 кросс)
от −4 до +19 EV
Чувствительность (в ед. ISO) 100 — 32 000
50 — 102 400²
100 — 6400
50 — 12 800²
64 — 12 800
32 — 51 200²
100 — 204 800 50 — 25 600
50 — 102 400²
ЖК-экран 3,2″ TFT RGBW
1 620 000
фиксированный, сенсорный
3,2″ TFT RGB
1 040 000
фиксированный
3,2″ TFT RGBW
1 228 800
фиксированный
3,2″ TFT RGB
1 040 000
откидной, поворотный
3,2″ TFT RGBW
1 228 800
откидной
Видоискатель 0,71x, ≈100% 0,71x, ≈100% 0,7x, ≈100% 0,7x, ≈100% OLED 2 360 000,
0,78x, ≈100%
Затвор механический
30—1/8000 с
Х-sync 1/200 с
механический
30—1/8000 с
Х-sync 1/200 с
механический
30—1/8000 с
Х-sync 1/250 с
механический
30—1/8000 с
Х-sync 1/200 с
механический
30—1/8000 с
Х-sync 1/250 с
Встроенная вспышка нет нет нет нет нет
Стабилизатор нет нет нет матричный, 5-осевой матричный, 5-осевой
Серийная съемка до 7 fps до 5 fps до 5 fps до 4,4 fps до 12 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 3.0
встроенный
опция
USB 3.0
нет
опция
USB 3.0
опция
встроенный
USB 2.0
встроенный
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 4K 30p
Full HD 60p
Full HD 30p Full HD 60p Full HD 60i 4K 25p
Full HD 100p
Запас аккумулятора 900 кадров 700 кадров 1200 кадров 760 кадров 490 кадров
Размеры, вес 151×116×76 мм
800 г
152×116×76 мм
845 г
146×123×82 мм
980 г
136×110×85 мм
1010 г
143×104×76 мм
849 г
Цена, корпус T-14202707 T-12114505 T-10893256 T-13712584 T-1710347193

¹ «кросс» (здесь и далее) — крестообразный датчик автофокусировки
² расширенный диапазон ISO

По таблице «Конкуренты» видно, что Pentax держится на плаву благодаря относительно низкой цене. При этом камера Pentax K-1 снабжена экраном с уникальной конструкцией, современным аналогом «откидного, поворотного». К экрану Pentax смог добавить 5-осевой стабилизатор, но видео оставил на уровне Full HD 60i, который уже нельзя назвать современным. И все же это хорошая иллюстрация того, как сочетаются качество и цена.

У самого прямого конкурента (Nikon) новой камеры класса Canon EOS 5D Mark IV в модельном ряду не оказалась. Nikon D810 уже нельзя назвать новой, она выпущена почти три года назад. В этом году должна появиться 42-мегапиксельная D820 или D850, но официальных объявлений пока не было.

Качество изображения — разрешение и шумы

Мы постараемся не раздувать лабораторную часть сверх необходимого. В конце концов, полное мнение о фотокамере в лаборатории не составишь. Но с другой стороны, несмотря на несовершенство любой тестовой методики, испытания в лабораторных условиях — необходимая основа для сравнения героини теста с другими более-менее известными моделями.

Для того чтобы показать, насколько хороша/плоха Canon EOS 5D Mark IV, мы выбрали для сравнения две модели. Одну классом повыше — Canon EOS-1D X Mark II, другую классом пониже, но тоже полнокадровую — Nikon D610. Для сравнения у нас есть цифры и тестовые семплы, но сначала мы покажем результаты испытаний 5D Mark IV:

Canon EOS 5D Mark IV, RAW Canon EOS 5D Mark IV, JPEG
raw-350.jpg jpg-350.jpg

При съемке в RAW (левый график) мы видим довольно высокое разрешение при низкой чувствительности, и его заметное падение по мере роста чувствительности. Особенно заметно падение в темной сцене — до 71%. Это значит, что 30-мегапиксельная 5D Mark IV плохо держит разрешение в темных сценах. Для сравнения — разрешение 24-мегапиксельной Nikon D610 опускается только до 79%.

При включении фильтра шумов разрешение падает еще более заметно — это особенность работы шумодава 5D Mark IV. Подобную стратегию мы уже видели у некоторых моделей Fujifilm. Разрешение падает на 30 процентов (до 20 различимых мегапикселей из 30), но потом практически не меняется с ростом ISO. Если учесть, что разрешение сенсора довольно высокое, это представляется вполне разумной стратегией.

С разрешением все более-менее понятно, а с уровнем шумов мы будем разбираться дальше, анализируя цифры и тестовые фотографии.

Здесь мы видим, что если сравнивать съемку светлой сцены в RAW, показатели Canon EOS 5D Mark IV более скромные, чем у гораздо более продвинутой Canon EOS 1D X Mark II, и практически такие же, как у относительно недорогой Nikon D610. То есть светлую сцену в RAW героиня нашего теста снимает хорошо, но не великолепно. Объяснить это можно только большим числом пикселей. Скорее всего, если бы разрешение не превышало 24 Мп, героиня нашего теста заметно обогнала бы Nikon D610.

Это подтверждается съемкой темной сцены в RAW, здесь героиня нашего теста также отстает от Canon EOS 1D X Mark II: уровень шумов 2,8 балла против 2,2. И лишь немного она выигрывает у Nikon D610 — показатель шумов той в данном случае 2,9.

Зато картина меняется, когда мы начинаем сравнивать съемку с включенным фильтром шумов. Здесь Canon EOS 5D Mark IV лишь незначительно уступает флагману Canon EOS 1D X Mark II: уровень шума 1,9 против 1,7. То есть производители получили очень хороший результат, когда снизили разрешение 30-мегапиксельной камеры до 20 различимых мегапикселей. И преимущество Canon EOS 5D Mark IV над Nikon D610 заметно, хотя не поражает воображение. По шумам новый «пятак» выигрывает у зеркалки начального уровня лишь 0,2 балла — не так много.

И наконец, мы можем рассмотреть семплы JPEG при съемке темной сцены. Здесь Canon EOS 5D Mark IV заметно, но не фатально проигрывает флагману Canon EOS 1D X Mark II. Зато в этой съемке мы также видим очень заметное преимущество Canon EOS 5D Mark IV над полнокадровой зеркалкой начального уровня. В конце концов, именно за это с нас и берут деньги: такая камера может вытянуть кадр, снятый в полумраке. А на свету даже айфоны-смартфоны-мыльницы снимают неплохо.

Сделать промежуточный вывод несложно: героиня нашего теста хуже, чем флагман Canon EOS-1D X Mark II, но лучше, чем полнокадровая зеркалка начального уровня Nikon D610. Предсказуемый вывод, не так ли? Но мы можем уточнить, что преимущества Canon EOS-1D X Mark II и героини нашего теста становятся тем заметнее, чем хуже условия съемки. Точные цифры такие:


Canon EOS 1D X Mark II Canon EOS 5D Mark IV Nikon D610
Шумы RAW-Light 1,1 1,4 1,4
Шумы JPEG-Light 1,7 1,9 2,1
Шумы RAW-Dark 2,2 2,8 2,9
Шумы JPEG-Dark 2,9 3,3 3,9
В среднем: 2,0 2,4 2,6

То есть по шумам Canon EOS 5D Mark IV все же ближе к зеркалке начального уровня, хотя JPEG в темной сцене она вытягивает намного лучше, чем Nikon D610.

Что касается разрешения, его также лучше показать в таблице. Как видите, увеличив количество пикселей до 30 Мп, Canon повысил реальное разрешение EOS 5D Mark IV. Сложно сказать, насколько оправдан такой выбор — поскольку по шумам камера все-таки проиграла.


Canon EOS 1D X Mark II Canon EOS 5D Mark IV Nikon D610
Разрешение RAW-Light 16,6 25,0 20,1
Разрешение JPEG-Light 16,1 21,5 19,1
Разрешение RAW-Dark 16,3 20,6 17,2
Разрешение JPEG-Dark 14,8 19,1 15,9
В среднем: 16,0 21,6 18,1

Но в итоге мы получили характеристики Canon EOS 5D Mark IV. Она при более высоком разрешении обгоняет Nikon D610 по шумам, то есть шумит слабее. И хотя по шумам отстает от Canon EOS 1D X Mark II (шумит сильнее), но по разрешению заметно выигрывает у флагмана Canon.

Это самый общий вывод нашего теста «разрешение — шумы». А в заключение мы предлагаем еще несколько тестовых снимков, демонстрирующих, как Canon EOS 5D Mark IV справилась со съемкой нашего стенда.

Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах: в верхнем ряду с чувствительностью 100 — 800 — 1600 единиц ISO, в нижнем ряду с чувствительностью 3200 — 6400 — 12800 единиц ISO

Автофокус в условиях пониженной освещенности

С шумами мы разобрались, переходим к тесту покадрового АФ в условиях пониженной освещенности. Сначала проверим, как работает фазовый автофокус. Напомним, что в этом тесте фотограф делает 10 серий по три снимка сначала при освещенности −1 EV, потом при −2 EV. После каждой серии из трех снимков он делает шаг вперед или шаг назад, удаляясь или приближаясь к неподвижному объекту съемки. Время, затраченное на 30 кадров, характеризует скорость съемки, а точность фокусировки мы можем определить по тестовым фотографиям — в этом тесте снимается «таблица офтальмолога», малоконтрастный черный лист на фоне черной шторы.

phaz-1ev.jpg phaz-2ev.jpg
Средняя точность = 9,2 балла
Сумма баллов = 276 (из 300)
Время теста = 27,1 секунды
Средняя точность = 9,1 балла
Сумма баллов = 272 (из 300)
Время теста = 30,2 секунды

По диаграммам мы видим очень достойную работу автофокуса Canon EOS 5D Mark IV. Камера, как правило, фокусируется точно, хотя иногда промахивается — в отличие от флагманов Canon и Nikon, которые не промахиваются почти никогда. Но все-таки средняя точность порядка 9 баллов из 10 возможных — это очень хороший результат, которым может похвастаться далеко не каждая зеркалка.

Бывает так, что камера «не вытягивает» съемку при освещении −2 EV. Для Canon EOS 5D Mark IV это не стало проблемой, скорость и точность по сравнению с результатами теста −1 EV снизились незначительно.

contr-1ev.jpg contr-2ev.jpg
Средняя точность = 9,5 балла
Сумма баллов = 284 (из 300)
Время теста = 53 секунды
Средняя точность = 9,3 балла
Сумма баллов = 279 (из 300)
Время теста = 54 секунды

Контрастный автофокус, разумеется, обладает более высокой точностью, но гораздо менее высокой скоростью. При освещенности −1 EV тест был закончен за 53 секунды (флагман Canon затратил на этот тест 51,8 секунды), при освещенности −2 EV — за 54 секунды (у флагмана Canon на это ушло 57,8 секунды).

phaz-rating.jpg contr-rating.jpg

На диаграммах мы видим, насколько быстр и точен покадровый автофокус Canon EOS 5D Mark IV по сравнению с АФ других фотокамер. Здесь синяя часть столбика показывает точность автофокуса (максимум — 10 баллов), а красная часть столбика — его скорость. Скорость рассчитывается по формуле »200, деленное на суммарное время, затраченное в тестах −1 EV и −2 EV».


Canon EOS
1D X Mark II
Canon EOS
5D Mark IV
Canon EOS
700D
Nikon
D7200
Canon EOS
7D Mark II
Фазовый АФ, точность 9,7 9,1 4,9 8,6 7,7
Фазовый АФ, скорость 4,7 3,5 4,2 3,3 3,8
Контрастный АФ, точность 9,8 9,4 7,9 8,0 9,2
Контрастный АФ, скорость 1,8 1,9 1,3 1,2 1,6

Для тех, кому диаграммы кажутся недостаточно точными, мы приводим таблицу с числами, по которым строятся эти диаграммы. Но здесь надо учесть, что если цифры близки (9,8 и 9,7 балла, например), то мы можем только отметить примерно одинаковый [высокий] уровень двух камер — этот тест не настолько точен, чтобы делать категоричные выводы. Так, мы видим, что Canon 700D выдает почти такую же скорость, как флагманы Nikon и Canon, но ее точность не дотягивает до 8 баллов — это неплохо характеризует съемку камеры в условиях низкой освещенности: она быстрая, но не очень точная.

gibrid-rating.jpg

И напоследок мы можем сравнить контрастный (гибридный) АФ Canon EOS 5D Mark IV с АФ некоторых беззеркалок. Как видите, здесь рекордсменом остается Fujifilm X-Pro2 — чуть менее точная, чем флагман Canon, но заметно более быстрая. А героиня нашего теста в режиме Live View снимает так же быстро, как Canon EOS 1D X Mark II, но не так точно. Пожалуй, про работу автофокуса Canon EOS 5D Mark IV можно сказать, что он хорошо сбалансирован по точности и скорости.


Canon EOS
5D Mark IV
Fujifilm
X-Pro2
Sony
RX-100 IV
Fujifilm
X-A2
Canon EOS
7D Mark II
Точность АФ 9,1 9,3 7,4 8,4 9,2
Скорость АФ 1,9 2,5 3,4 1,6 1,6

Полное описание методики этого теста вы найдете в статье о Canon EOS 7D Mark II, а комментарии к ней — в статье о Nikon D5500.

Серийная съемка и автофокус

Мы переходим к следующему тесту, не такому жесткому, как проверка АФ в условиях низкой освещенности. Здесь мы тестируем следящий АФ в серийной съемке, но снимаем контрастный объект при нормальном освещении. Метод измерения остается прежним: фотограф снимает «таблицу офтальмолога» в непрерывной съемке в течение минуты. И в течение минуты он мерно передвигается — делает три неспешных шага вперед, потом назад, и так далее.

Далее мы высчитываем точность работы АФ по «таблице офтальмолога» — кадры, где можно четко разобрать нижнюю строчку, получают 10 баллов. В расчетах мы обрабатываем 100 первых кадров или меньше — если камера в течение минуты не успела «отщелкать» 100 (например, героиня нашего теста при съемке RAW+JPEG успевала «отщелкать» 82 кадра).

Напомним, что в этом тесте мы выставляем полный приоритет точности фокусировки, а не скорости. Съемка ведется группой точек в центре кадра при выдержке 1/500 секунды (что практически исключает «смаз») и диафрагме f/4 (чтобы ГРИП была небольшой).

Бесконечностью в этом тесте мы считаем возможность сделать в установившемся режиме 100 и более кадров. Съемка производилась со скоростной картой памяти SanDisk Compact Flash 120x.

low-speed-jpg.jpg Полный текст статьи читайте на iXBT