Продается агентство, недорого. Самовывоз, мышка в подарок

Так ли легко продать digital-агентство? А как же душевное спокойствие и куда направить потом свои силы? Дата публикации: 27.12.2017   А что, если?! Безумное количество размышлений порой начинается именно так. А что, если купить новую машину, красную такую, кабриолет? А что, если не поехать в Европу на выходные, а зависнуть на лыжной базе в Подмосковье? А что, если не вписываться под ипотеку на квартиру в Москве, а путешествовать по стране, миру круглый год? И так далее и тому подобное. Мы предложили представителям digital-рынка поделиться своими фантазиями на тему «А что, если продать свое агентство?». Вопросы были сформулированы так: «Приходили ли вам мысли продать свой бизнес? Были ли соответствующие предложения? Какую цену вы бы посчитали справедливой?». И вот, что из этого получилось. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Не то, что думали, а реально продавали Первый спикер поделился обширным бэкграундом на этот счет. Особая благодарность Владимиру за прозрачную механику оценки стоимости. Комментарий: Владимир Тупоршин, генеральный директор, совладелец Webasyst Не просто мысли приходили, а на самом деле приходилось продавать бизнес. И начинать новый с другими партнерами приходилось. По ходу дела порой менялись и сами партнеры, и поэтому приходилось выкупать чьи-то доли и продавать их полностью или частично новым партнерам. В каждом из таких случаев приходилось оценивать стоимость доли, а значит, и всего бизнеса. Методика оценки была довольно простой: стоимость бизнеса равна его чистой прибыли в течение ближайших 3–5 лет. В компании, которая занимается разработкой и продажей программного обеспечения обычно три главных актива: клиентская база, команда и сам продукт. В зависимости от обстоятельств тот или иной из этих трёх активов обычно ценнее двух других. Всё остальное — компьютеры, мебель и прочая мелочёвка — практической ценности, на мой взгляд, не представляет и при оценке стоимости компании учитываться не должно. Оценить в денежных знаках указанные выше три компонента невозможно, поэтому приходится оценивать их монетарный потенциал. Если в ближайшее время не произойдёт катаклизма или существенного изменения рынка, то в течение нескольких лет эта команда будет продолжать продавать этот продукт существующим и новым клиентам. Результат этих потенциальных продаж и нужно положить в основу формулы для расчёта стоимости бизнеса. Минимум эмоций, онли бизнес Следующее мнение тоже получилось довольно откровенным. Сами посмотрите, часто ли на рынке так детально озвучивают подобные процессы? По нашим ощущениям — нет, ну, только если не хотят надуть щеки, чтобы повысить ставки уже после того, как принято решение о продаже. Комментарий: Леонид Кирнус, соучредитель интернет-компании R52.RU Вопрос о желании или хотя бы о возникновении мыслей продать свой бизнес носит риторический характер. Дело в том, что бизнес, на наш взгляд, является, в том числе, и товаром, предназначенным для продажи. И ответ на вопрос о желании или нежелании продать является прямым производным цены продажи. Причем неважно, персонифицированный это бизнес или нет. Мы убеждены, что любой условный предприниматель, будь это айтишник или некий Смирнофф из водочной компании, с удовольствием продадут/перепродадут/продали свой бизнес за достойную цену. Тут действуют вполне рыночные законы: чем лучше подготовлен бизнес к продаже, тем дороже его можно продать. Действует и обратная зависимость. Сразу заметим, что продать можно весь бизнес (грубо говоря, 100% акций) или только 1%. Например, совсем неплохо купить или продать даже тысячную процента Microsoft. Теперь о нашем личном опыте. Нам не раз приходили предложения о покупке нашего бизнеса. Некоторые из них мы принимали, от многих отказывались. Так совпало, что за последние три недели нам пришло 2 предложения о покупке части нашего бизнеса. Мы отказались из-за низкой (на наш взгляд) цены. Мы десятки раз сами делали предложения купить чей-то бизнес полностью или частично. Причем это касалось как бизнесов, связанных с интернетом и компьютерными приложениями, так и предприятий, абсолютно с этой индустрией не связанных. Первыми серьезными нашими покупателями в интернет/софтверном бизнесе были Алексей Кривенков (основатель Mail.ru), Антон Носик (недавно безвременно ушедший) и Емельян Захаров (основатель СитиЛайна) в 2001 году. Пройдя все стадии переговоров, включая внесение первого платежа, сделка как-то не задалась, в итоге (и, наверное, к счастью J для нас) разрушилась. Четверть нашей компании много лет назад купил наш нынешний компаньон и товарищ, который и сейчас является одним из главных учредителей. Что касается справедливой цены, то в развитой компании с опытом уже не одного десятилетия рыночной деятельности справедливая цена сидит внутри бухгалтерских отчетов (срок окупаемости инвестиций — цены покупки — цены акции). В цене стартапа большее значение имеет идея. Она может стоить в миллионы раз больше бухгалтерских показателей. Но и риск несравнимый. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Логика проста: если сейчас нет предложений с желаемой ценой — то почему бы не продолжать развитие агентства и повышать его стоимость? Комментарий: Николай Фетюхин, генеральный директор MST Мыслей о продаже бизнеса не было никогда. Приходили мысли привлечь умные деньги в компанию — и мы это делали, но о полной продаже речи никогда не шло. То, что приносит деньги, не продают! Предложения о покупке нам поступали. В 2011 году часть компании захотело купить агентство Red Keds. Тогда они формировали группу компаний: искали разные агентства с разными экспертизами и мы их заинтересовали. Мы начали вести переговоры и первое время они просто не могли поверить: «У вас 100% рентабельность — такого не бывает. Как?» Действительно, на тот момент у нас было очень много мелких и средних клиентов, но при этом большая рентабельность. Она достигалась за счет того, что в команде было очень мало людей — человек 20, при этом все были универсалами. В конце 2012 года мы заключили сделку по продаже доли бизнеса и вошли в группу компаний Red Keds. При этом, подчеркиваю, сделка никогда не подразумевала полную продажу MST, а скорее привлечение средств на ее развитие. Объединение во многом помогло нам профессионально вырасти в интересующих нас направлениях. Равно как и мы привнесли новые компетенции и энергию в группу компаний. Что касается планов, в будущем такую возможность я рассматриваю. Если мне кто-то предложит сумму больше 10 годовых прибылей, я, возможно, соглашусь. В целом справедливой я бы считал цену в 10–12 годовых прибылей или оборот агентства за 3–4 года. Эти 2 подхода считаются наиболее распространенными при оценке бизнеса. Нет, нет, нет и еще раз нет Впрочем, есть люди, которые в любом случае не планируют продавать свой бизнес. Ну, по крайней мере, пока если не будет оооочень заманчивых предложений. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Сразу скажу, что данный бизнес никогда не строился для продажи, такой цели у меня никогда не было, и мысль продать этот актив меня не посещала. Поэтому мне сложно оценить стоимость бизнеса, говорить о справедливой цене и т. п. Да, мне приходили запросы продать компанию, но серьёзно я их никогда не рассматривал. Да и сами запросы, как мне кажется, были несерьёзными, больше похожими на массовые рассылки магазинов по продаже готового бизнеса. В целом меня устраивает агентство, я доволен компанией, мне нравится её рост. И никаких активных действий для её продажи я не предпринимаю и не собираюсь. Не дождётесь. ;-) Такая корова нужна самому Артем Полторанин стоит на том, что нельзя отлучаться от детища, пока к нему жив интерес и есть время для его развития. Комментарий: Мысли продать бизнес у меня не возникало. Наш бизнес сейчас находится на самой интересной стадии — стадии бурного роста и в текущий момент я не представляю себя без интересных повседневных задач, которые я и моя команда ставим перед собой каждый день в ReadyScript. Предложений о покупке бизнеса я ни разу не получал, соответственно оценку стоимости я также не проводил. Наша история — это долгосрочная история развития, в которой мы рассчитываем на операционную прибыль, нежели на быструю продажу. Заграница нам поможет Дорогой забугорный друг, если ты читаешь этот текст и подумываешь об инвестициях в российский бизнес, обрати, пожалуйста, внимание на следующую цитату. Комментарий: Константин Нефедов, управляющий партнер digital-агентства «ДАЛЕЕ» Когда твой бизнес существует много лет, становится устойчивым и заметным, то идея о продаже либо приходит в голову, либо сами предложения тебя находят. Так или иначе, об этом приходится задумываться. Мы рассматривали предложения о покупке. В итоге пришли к мнению, что 100% выкуп нам неинтересен, так как это не та сумма, которой хватит на всю жизнь. То есть подразумевается апгрейд текущего образа жизни, но при этом ты потеряешь дело своей жизни. Для нас, владельцев «Далее», это больше чем бизнес. Это и хобби, и коллектив, и реализация желания делать мир вокруг себя лучше. Поэтому рассмотрев несколько предложений мы в итоге перестали рассматривать такие варианты и думать в этом направлении. Кроме того, есть еще достаточно негативный фактор. Он заключается в том, что на рынке покупка агентств осуществляется через долгосрочные контракты с жесткими KPI. Получается, что ты будешь трудиться в визуально своей компании 2–3 года, но при этом ты уже по факту теряешь простоту принятия решений. В данный момент думаю, мы были бы готовы рассмотреть варианты стратегического партнерства с международным агентством, чтобы усилить наш бизнес новыми клиентами, которые мы не можем привлечь сами. Основатель входит в комплектацию покупки Что правда, то правда — в digital-отрасли часто бывают крайне важны имена, компетенции основателей и руководителей. Согласны? Комментарий: Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL С моей точки зрения в сфере профессиональных услуг крайне высока персональная роль основателя, который чаще всего и является руководителем, и главным идеологом. Многие студии даже называются именами, именно потому, что специализация студии и сформирована благодаря какой-то компетенции основателя. MINISOL также является студией продакшена и многие процессы в разной степени замкнуты именно на мне. Особенно продажи, что особенно важно при продаже бизнеса. То есть надо продавать вместе с собой или не продавать вообще. Пока я выбираю второй вариант. Не продавать, а объединяться! Следующему спикеру мы отдельно благодарны за то, что он озвучил стоимость своего бизнеса. Насколько реалистична эта цена — решать тем, кто действительно заинтересован в покупке этой компании. Но ключевая мысль здесь другая. Инвесторы, имейте в виду. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ Мысль о продаже не возникала, а вот о привлечении инвестиций или объединении с кем-то — да, такая мысль есть. Мы всегда открыты для диалога с инвесторами или партнерами. Стоимость бизнеса считается исходя из профиля и динамики роста за последние 3–5 лет, у нас группа компаний и у каждой компании разные финансовые показатели. Если бы стояла необходимость о продаже компании, то она бы стоила порядка 130–150 млн руб. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine