Процессоры Intel Core i5-4590T, i5-6600T, i7-4785T, i7-6700T и Xeon E3-1265L v4: энергоэффективные четырехъядерные модели

Энергоэффективные четырехъядерные модели в сравнении друг с другом и с представителями массового сегмента

Как и было обещано в прошлый раз, сегодня мы займемся четырехъядерными процессорами для платформ LGA1550 и LGA1151, имеющими TDP 35 Вт. Отметим, что направление это достаточно новое — для предыдущих платформ Intel таких моделей не было. Либо ничего и близкого не водилось (LGA775 и LGA1156), либо нужно было выбирать — два ядра и 35 Вт или четыре, но уже 45 Вт (LGA1155). А вот появление Haswell позволило компании выпустить и такие модели процессоров, причем первая из них появилась буквально сразу — в том же втором квартале 2013 года, что «первая волна» устройств с этой микроархитектурой. Впрочем, «упаковывание» полной версии в узкие рамки даром не прошло — как мы уже знаем производительность Core i5–4590T (четыре ядра) и i5–4570T (2+HT) оказалась в среднем примерно равной, так что в таких условиях как раз второй вариант выглядит более предпочтительным. Однако переход на нормы 14 нм должен был улучшить положение дел. И улучшил даже в рамках все той же платформы LGA1150 — это мы тоже видели на примере Xeon E3–1265L v4. А что могут предложить покупателям процессоры семейства Skylake? Сегодня и изучим.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор Intel Core i5–4590T Intel Core i5–6600T Intel Core i7–4785T Xeon E3–1265L v4 Intel Core i7–6700T
Название ядра Haswell Skylake Haswell Broadwell Skylake
Технология пр-ва 22 нм 14 нм 22 нм 14 нм 14 нм
Частота ядра std/max, ГГц 2,0/3,0 2,7/3,5 2,2/3,2 2,3/3,3 2,8/3,6
Кол-во ядер/потоков 4/4 4/4 4/8 4/8 4/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 128/128 128/128 128/128 128/128 128/128
Кэш L2, КБ 4×256 4×256 4×256 4×256 4×256
Кэш L3 (L4), МиБ 6 6 8 6 (128) 8
Оперативная память 2×DDR3–1600 2×DDR3–1600 /
2×DDR4–2133
2×DDR3–1600 2×DDR3–1866 2×DDR3–1600 /
2×DDR4–2133
TDP, Вт 35 35 35 35 35
Графика HDG 4600 HDG 530 HDG 4600 IPG P6300 HDG 530
Кол-во EU 20 24 20 48 24
Частота std/max, МГц 350/1150 350/1100 350/1200 300/1050 350/1100
Цена T-10820141 T-12874093 T-10820116 Н/Д T-12874294

В общей сложности у нас «на руках» имеется пять процессоров, удовлетворяющих условию задачи: два старших (в этом классе) Core i5 линеек Haswell и Skylake, два аналогичных  Core i7 и один Xeon на Broadwell. Почему Xeon? Поскольку в Intel не стали выпускать соответствующий Core i7, ограничившись лишь моделью с TDP 65 Вт. Впрочем, Core i7–5775C (равно как и его «младший брат» i7–5675C) снабжены полностью разблокированными множителями, так что из них можно сделать что угодно. Де-факто, разумеется, но не де-юре, однако конечным покупателям нужно как раз первое, а не второе. А вот производителям рабочих станций разного размера (в том числе, в последние годы и весьма компактных иногда) такие «вольности» недоступны, так что соответствующий Xeon компания как раз и выпустила — все по-честному.

Процессор Intel Core i3–6320 Intel Core i5–6400 Intel Core i7–4770K
Название ядра Skylake Skylake Haswell
Технология пр-ва 14 нм 14 нм 22 нм
Частота ядра std/max, ГГц 3,9 2,7/3,3 3,5/3,9
Кол-во ядер/потоков 2/4 4/4 4/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 64/64 128/128 128/128
Кэш L2, КБ 2×256 4×256 4×256
Кэш L3, МиБ 4 6 8
Оперативная память 2×DDR3–1600 /
2×DDR4–2133
2×DDR3–1600 /
2×DDR4–2133
2×DDR3–1600
TDP, Вт 51 65 84
Графика HDG 530 HDG 530 HDG 4600
Кол-во EU 24 24 20
Частота std/max, МГц 350/1150 350/950 350/1250
Цена T-12874328 T-12873939 T-10384297

С кем будем сравнивать? Мы решили отойти от традиции «инкрементного» тестирования, взяв не «экономичные» двухъядерные модели, протестированные в прошлый раз, а два процессора «обычной» линейки: с первыми и так все понятно, а вот вторые послужат хорошим ориентиром для большего количества читателей, в том числе и не слишком интересующихся «Т»-семейством. Кроме того, в пользу такого решения есть еще два соображения. Во-первых, энергопотребление Core i3–6320 ниже, чем у некоторых «экономичных» процессоров для LGA1150 (таких, как i3–4370T, например). Во-вторых, Core i5–6400 работает даже на более низких частотах, нежели i5–6600T (диапазон 2,7–3,3 ГГц против 2,7–3,5 ГГц), несмотря на больший теплопакет. При этом он дешевле, да еще и широко доступен в розничных сетях. Собственно, по этим двум причинам данная пара «конкурентов» кажется нам оптимальной :)

Точнее, почти оптимальной — все-таки оба процессора предназначены для LGA1151. А что будет, если сравнить наших героев с какой-нибудь «полновесной» моделью для предыдущей LGA1150? И, лучше всего, не с Core i3/i5, а с чем-нибудь мощным и хорошо знакомым. Например, Core i7–4770K, который появился на рынке около трех лет назад в качестве самого мощного «настольного» процессора Intel для данной платформы, которая тогда была «горячей» новинкой. Вот и посмотрим — что изменилось за эти годы. Некоторые скептики поговаривают, что ничего, но мы не будем торопиться.

Методика тестирования

Методика подробно описана в отдельной статье. Здесь же вкратце напомним, что базируется она на следующих четырех китах:

А подробные результаты всех тестов доступны в виде полной таблицы с результатами (в формате Microsoft Excel 97–2003). Непосредственно же в статьях мы используем уже обработанные данные. В особенности, это относится к тестам приложений, где все нормируется относительно референсной системы (как и в прошлом году, ноутбука на базе Core i5–3317U с 4 ГБ памяти и SSD, емкостью 128 ГБ) и группируется по сферам применения компьютера.

iXBT Application Benchmark 2016

01-video.png

Что сразу бросается в глаза, так это примерное равенство «экономичного» Core i7–6700T и некогда топового i7–4770K. Забегая вперед — это мы увидим еще не раз и не два. Да и Xeon, отстающий от этой пары буквально на 5%, тоже смотрится интересно. А вот «энергоэффективные» Haswell — совсем нет. Несмотря на требовательность этой группы программ к количеству поддерживаемых процессором потоков вычисления, Core i7–4785T сумел проиграть даже i5–6400, а i5–4590T и вовсе стал аутсайдером.

02-photo.png

В этой группе на результаты сильно влияет Photoshop — с его ограниченной поддержкой многопоточности, зато восприимчивости к производительности на OpenCL-коде. В итоге высокочастотный i3–6320 не только приблизился к своим старшим «родственникам», но и сумел обогнать i7–4785T. Да и другим представителям семейства Haswell приходится несладко — даже 4770K начал выглядеть совсем неубедительно.

03-vector.png

Впрочем, на преимущественно однопоточном коде он до сих пор неплох, но не более того: архитектурные изменения позволяют i7–6700T отыграть разницу в тактовой частоте, а i3–6320 просто громит всех представленных. Как, собственно, и предполагалось. И особенно невнятно выступают «экономичные» модели для LGA1150 — очень уж у них тактовые частоты низкие.

04-audio.png

Audition дополнительные потоки задействовать умеет, однако упомянутым процессорам это не слишком помогает. Вот четырехъядерным Skylake позволяет, хотя бы, не уступать двухъядерным высокочастотным собратьям, что неплохо.

05-ocr.png

Хоть работа и распараллеливается идеально, однако, как видим, высокая частота может позволить Core i3 на равных конкурировать с младшим Core i5 своего поколения, а модели предыдущего — вообще обгонять. Но Core i7 — все равно другая история. Хотя если это i7–4785T, то, как видим, не столь уж принципиально другая.

06-rar.png

Как мы уже отмечали, WinRar к Skylake равнодушен, так что лучшую отдачу «на гигагерц» здесь демонстрирует Xeon E3–1265LV4, а самым быстрым стал i7–4770K. C другой стороны, отсутствие рекордов еще не проигрыш — своих непосредственных предшественников те же 6600Т/6700Т «громят» легко и непринужденно. Пусть даже просто потому, что им удалось увеличить тактовую частоту — важен конечный результат.

07-file.png

Отметим, что на выполнении файловых операций это не слишком сказывается — процессоры, судя по всему, «не стремятся» поднимать частоту до максимально-возможной, предпочитая экономить энергию. Впрочем, этим вопросом мы займемся чуть позднее.

08-science.png

Как мы уже отмечали, тест данного приложения хорошо относится к новой микроархитектуре, но (и это уже независимо от поколения Core) не умеет полноценно задействовать возможности технологии Hyper-Threading. Совокупное влияние этих двух факторов приводит к тому, что все три «призовых места» заняты Core i5 и i7 шестой серии, хотя испытанные нами модели имеют самые низкие тактовые частоты в семействе. Да и i3–6320, несмотря на «ядерную недостаточность» крайне неплох — как минимум, «энергоэффективные» Haswell более дорогих линеек далеко позади.

09-overall.png

В общем и целом Core i7–6700T оказывается самым быстрым из сегодняшних участников — фактически это означает, что всего два-три года назад он был бы и самым быстрым массовым процессором на рынке из серийно поставляемых. С учетом того, что сейчас такую производительность можно «запаковать» и в 35 Вт, а во втором квартале 2014 года, например, лучшее, что туда попадало, это i7–4785T… Подробные комментарии, как нам кажется, уже не нужны. Производительность топовых процессоров не растет. Точнее, растет довольно медленно — с этим никто не спорит. А вот «упихивание» некогда максимального быстродействия в компактные компьютеры — очевидный и весьма наглядный процесс. Это как раз одна из причин, по которой компания постоянно осваивает новые техпроцессы — чтобы, например, дать партнерам возможность выпускать ноутбуки с производительностью выше, чем у десктопов трехлетней давности.

Что еще стоит отметить — «энергоэффективный» i5–6600T быстрее «регулярного» 6400. Впрочем, это можно было предполагать априори — частоты у него формально выше, а устройство одинаковое. При этом процессоры почти вдвое различаются по уровню TDP (35 и 65 Вт), а вот верно ли это для фактического энергопотребления?

Энергопотребление и энергоэффективность

31-power.png

Как видим, нет — i5–6400 оказался еще и самым экономичным процессором среди протестированных, «переплюнув» даже примерно равный по производительности (да и не так уж сильно отличающийся по цене) i3–6320. Системы же на базе i5–6600T и i7–6700T какими-то рекордами похвастаться не могут, даже немного проигрывая непосредственным предшественникам. В общем, производство низкопотребляющих Core «в максимальной конфигурации» до сих пор сложный процесс, компенсирующийся, впрочем, ростом производительности. А вот недорогие «урезанные» модели экономичными оказываются сами собой. Почему при этом в Intel не снижают требования к охлаждению? Судя по всему, не так уж и нужно. Тем более что компании хочется оставить себе свободу маневра — чтобы было куда девать и «неудачные» экземпляры. Если же нужны гарантии, то их дают в рамках «Т»-семейства. Но за дополнительную плату, разумеется. Конечный же покупатель, самостоятельно собирающий себе компьютер (или модернизирующий ранее приобретенный моноблок, например), в принципе, может и сэкономить. Но исключительно на свой страх и риск. Особенно если учесть, что та же мысль могла ранее прийти в голову и тому, у кого он приобрел шасси для сборки/модернизации ;)

32-ee.png

А с глобальной точки зрения имеем рост «энергоэффективности». В рамках одного поколения процессоров увеличивать ее приходится снижением производительности (энергопотребление снижается быстрее, откуда и положительный итоговый эффект), но интенсивные методы, как видим, куда заметнее. И полезнее для потребителя, поскольку последнему позволяют и производительностью не жертвовать.

iXBT Game Benchmark 2016

Процессоров Skylake со старшими GPU линейки Iris в этом сегменте пока еще придется подождать, а вот соответствующий Broadwell существует почти год как и в сегодняшнем тестировании участвует. Собственно, сейчас как раз и посмотрим — для чего: в задачах общего назначения, конечно, тоже выступил неплохо, но игры должны стать его звездным часом (несмотря на «страшное» «профессиональное» название).

11-wot.png

При использовании минимальных настроек GPU типа GT3e уже обеспечивает уровень производительности, достаточный для того, чтобы определялась она процессорными ядрами. Skylake-GT2 ведет себя также, но только при низком разрешении, а Haswell-GT2 и на это маловато. Особенно в условиях ограниченного теплопакета.

12-wow.png

В этой игре Broadwell-GT3e обеспечивает максимальную производительность (напомним, что она ограничена самой игрой) в обоих разрешениях, Skylake-GT2 практически хватает только на сниженное, а Haswell-GT2 — никогда.

13-grid2.png

Игра легкая настолько, что в принципе любого из участников тестирования достаточно для того, чтобы не снижать разрешение. Однако только один из них имеет запас производительности, пригодный для повышения качества.

14-f1-2015.png

И он же может позволить хотя бы поиграть в более новый гоночный симулятор не снижая разрешения. Заметим, кстати, что «энергоэффективные» i5–4590T и i7–4785T даже снижение «не спасает»: невысокая частота процессорных ядер сказывается даже при использовании интегрированного видео.

15-metro-ll.png

Все процессоры с трудом, но справляются с игрой в HD-разрешении — один с меньшим трудом делает это и в FHD.

16-mordor.png

Причем способен он на это и там, где другие могут и вовсе не справиться.

18-thief.png

В худшем случае позволит поиграть в HD и в такие игры, для которых вовсе непригодны другие версии интегрированных GPU.

В общем и целом, картина довольно простая и понятная (да и не неожиданная), так что подробно комментировать результаты остальных игр набора не требуется. Добавление кэш-памяти четвертого уровня позволило заметно увеличить скорость текстурирования, что обеспечивает качественный, а не количественный скачок — производительность в FHD оказывается равной (или даже более высокой), чем у массовых решений в HD.

10-games.png

Что, впрочем, пока еще радикального влияния на рынок не оказывает. Первая причина этого самая простая и исправимая — не так уж много предложений этого класса на «открытом» рынке: большинство процессоров с L4 предназначены для припаивания к плате, а не установки в сокет. Вторая тоже временная — наиболее «перспективная» на данный момент «сокетная» платформа их вовсе пока лишена. Но даже после исправления этих проблем, останется более серьезная — спрос ограничен не менее серьезно, чем предложение. Не то, чтоб людям совсем не нужна была мощная графика — просто дискретные GPU позволяют получить намного более мощную. Даже недорого и без каких-то несовместимых с жизнью требований к электропитанию и охлаждению. Но с плохо совместимыми с концепцией компактных персональных компьютеров, где как раз используются процессоры, рассматриваемого нами сегодня класса, что в его рамках делает вопрос актуальным.

Итого

Смещение интереса покупателей с традиционных модульных десктопов в сторону более компактных решений привело к тому, что производители процессоров начали оптимизировать свои устройства в первую очередь под нужды этого рынка. Начался данный процесс далеко не вчера, но и закончится он вряд ли прямо сегодня-завтра — есть еще над чем поработать. Прогресс, впрочем, заметен, причем даже в «смежных» областях, а также хорошо видна его «этапность»: появление «настольных» процессоров с TDP 35 Вт — LGA1155, появление четырехъядерных процессоров этого класса — LGA1150, увеличение производительности таких моделей до уровня топовых решений недавнего прошлого — LGA1151. Почему все получается? Потому что энергопотребление сейчас снижается вообще во всех классах, что, собственно, радикально отличает последнее десятилетие от предыдущих периодов. Например, с 1996 по 2006 гг. максимальный уровень TDP процессоров вырос с 15,5 Вт (Pentium 200) до 130 Вт (старшие модели Pentium D и XE) при резком же увеличении производительности и функциональности массовых платформ. Переход на архитектуру Core2 и внедрение первых Core позволили еще немного повысить производительность и степень интеграции, уже не выходя за достигнутые уровни. А начиная со второго поколения Core процесс пошел вспять — уже и для четырехъядерных процессоров «стандартным» уровнем TDP стали 65 Вт, т. е. столько же, сколько и для Core 2 Duo, а не Core 2 Quad (причем несмотря на то, что теперь в процессор «переехал» и весь бывший северный мост чипсета). В итоге нет ничего удивительного в том, что производительность топовых процессоров теперь растет медленнее, зато в низкопотребляющих семействах все замечательно — в них попадают все менее ограниченные устройства.

Все меньше они ограничены, в том числе, и по видеочасти. С которой, правда, пока не все гладко — лучшие решения относятся как раз к предыдущей платформе, а не к текущей. С одной стороны, в этом нет ничего страшного — дискретная видеокарта для игрового компьютера все равно необходима, причем такая, на фоне которой различия между разными реализациями IGP существенными назвать сложно, а для прочих сфер применения достаточно и того, что уже есть. С другой же стороны, кашу маслом не испортишь, так что с точки зрения перфекционизма хотелось бы увидеть объединение сильных сторон двух платформ в одном продукте. Что мы, разумеется, со временем и получим. Но не прямо сейчас.


  • Поделиться:
Дополнительно

Полный текст статьи читайте на iXBT