Проблемы внедрения SEO-аудита на примере Винни-Пуха
Виталий Владов, руководитель веб-студии Simplamarket и OkayCMS, написал специально для Нетологии колонку о том, какие проблемы могут возникать при внедрении SEO-аудита.
Внедрение SEO-аудита — один из самых ответственных этапов в продвижении сайта. От качества его реализации зависит дальнейшее продвижение.
- Если аудит будет внедрен некорректно — пользы от него не будет.
- Если аудит будет внедрен очень некорректно — он нанесет вред и станет причиной проблем в будущем.
- Если период внедрения аудита будет растянут во времени (на 3–4 месяца) это не даст SEO-специалистам возможности делать свою работу, что однозначно вызовет недовольство заказчика и все вытекающие из этого последствия.
Поэтому SEO-рекомендации должны быть внедрены вовремя с толком, чувством и расстановкой.
Как руководитель, я сталкивался с большим количеством аудитов разных SEO-агентств. При внедрении многих из них происходили свои трудности, но если оглянуться назад и проанализировать общие проблемы, то можно собрать их воедино.
Итак, какие проблемы появляются, когда SEO-аудит готов.
Отсутствие средств на внедрение аудита
Частенько, заказывая SEO-аудит, клиент не задумывается о затратах на его внедрение. Хорошие аудиты стоят хороших денег. Поэтому, когда дело доходит до реализации требований, очень хочется сэкономить. И тут, в зависимости от фантазии и количества оставшихся средств, возможны разные сценарии развития событий:
- клиент берется за внедрение самостоятельно;
- клиент подключает племянника-программиста-фрилансера;
- клиент оттягивает процесс внедрения;
- клиент отказывается внедрять аудит или часть рекомендаций.
Каждый из сценариев плох по-своему, но объединяет их неминуемый вред проекту.
Чтобы избежать возникновения такой проблемы, необходимо донести заказчику всю важность внедрения требований. Некоторые SEO-компании устанавливают период, в течение которого аудит должен быть внедрен и не берутся за анализ сайта, пока срок окончательно не согласован.
Отсутствие специалистов, которые внедрят аудит
Программист программисту рознь. Он может называть себя разработчиком веб-сайтов, при этом в работе ограничиваться установкой WordPress на хостинг и заливкой шаблона. Такой специалист вряд ли справится с задачами аудита.
Толкового спеца найти сложно. Компетентный разработчик и стоит дороже и, как правило, загружен проектами. Поэтому на поиски может уйти много времени.
В таком случае спасает сотрудничество SEO-агентства с веб-студией. Схема работы в тандеме SEO-специалист-разработчик обычно отлажена, и рекомендации будут внедрены быстро и качественно.
Если нет возможности предложить заказчику своего разработчика, то его можно найти на тематическом форуме, особенно если сайт разработан на какой-либо CMS.
Неосведомленность заказчика о работах
Что происходит после того, как аудит составлен?
- внедрение требований,
- переход к другому проекту,
- отпуск.
Правильный ответ совершенно другой — утверждение пунктов рекомендаций с заказчиком. Клиент должен быть в курсе всех дел. Согласуйте будущие разработки до их реализации, чтобы потом не оказалось, что структура сайта не решает бизнес-задач, а вот эта функциональность вообще лишняя.
Отсутствие коммуникации между исполнителями.
И это самая большая проблема, которая возникает почти всегда. Подсчитаем количество людей, задействованных в проекте:
- Заказчик аудита — владелец сайта, который не хочет вдаваться в детали, ему нужен результат.
- Проектный менеджер SEO-компании — лицо агентства, общается с заказчиком, получает оплату, объясняет все поверхностные вопросы.
- Автор аудита — технарь, который не очень любит людей, особенно общение с ними. Понимает, зачем нужны те или иные пункты в аудите, с ним обсуждаются нюансы реализации рекомендаций.
- Backend-разработчик, который внедряет техническую часть аудита.
- Frontend-разработчик, который вносит мелкие правки в проект. Например, вывод alt и title у картинок, вставка карты, вывод Н1 и т. п.
- Контент-менеджер, который прописывает мета-теги, меняет структуру сайта, добавляет нужные свойства в товар для вывода в фильтре и т. п.
- SEO-специалист, который настраивает Яндекс.Вебмастер, Google Webmaster, сервисы аналитики и т. п. Иногда это автор аудита.
Казалось бы, все, но порой подключаются:
- Дизайнер для отрисовки частей сайта, которые требуют изменения.
- Копирайтер для написания статей, аннотаций к товарам и т. п.
- Маркетолог заказчика, чтобы был в курсе происходящего.
- Менеджер всего проекта, который пытается управлять процессом.
Итого 7 + 4 = 11 человек. Когда над сайтом работает такое количество людей — недопонимание гарантировано. Ниже я опишу, чем именно это чревато.
Ошибки при распределении зон ответственности
Яркий пример — перевод сайта на https и настройка редиректов. Условно эту задачу можно разбить на три этапа:
- подключение SSL-сертификата;
- настройка корректной работы сайта;
- настройка сайта в вебмастере.
Если с первыми двумя пунктами все понятно: за них отвечает программист, то с третьим пунктом частенько бывают просчеты. Например:
-
Программист не знает о необходимости настроек в вебмастере и закрывает задачу.
-
Программист знает о необходимости настроек в вебмастере, но у него нет доступов к аккаунту и никто ему их не предоставляет (и правильно).
-
Программист сообщает о выполненной работе вместе с остальными закрытыми задачами. Это может случиться через месяц после перевода сайта на https.
-
Заказчик после получения аудита не заходит на продвижение в SEO-компанию, поэтому кто и за что далее ответственен не понятно. Сеошники не жмут кнопочку в вебмастере, потому что не подписывались на это; программист не жмет кнопочку, потому что у него нет полномочий.
Замечают такие косяки через несколько недель, когда сайт начинает сильно проседать в выдаче.
Решение проблемы. SEO-компания должна предоставлять консультационную поддержку на период внедрения аудита и контролировать процесс внедрения требований. Проще заложить в стоимость аудита возможные консультации и время на проверку выполнения задач, чем потом искать, где зарыта собака. Ведь вероятность, что это придется делать именно вам, 99%. Требуйте от программистов ежедневный отчет о закрытых задачах и следить за процессом внедрения будет намного легче.
Отсутствие приоритезации задач
Что необходимо сделать в первую очередь: добавить robots.txt или настроить редирект с http на https, а может создать xml-карту сайта?
Если у задач не указаны приоритеты выполнения, программист расставит их самостоятельно. При этом он будет руководствоваться своей логикой: что быстрей и легче — делается первым, с чем нужно разбираться — остается на потом.
В итоге, в первый день работ внедряется robots.txt с неправильным адресом в хосте и некорректной ссылкой на sitemap.xml. Сайт висит месяц, а то и больше, пока SEO-специалист не примется за проверку внедренного аудита.
Решение проблемы. Не поленитесь и укажите приоритетность рекомендаций при внедрении их на сайт. А еще лучше — связь задач между собой, например, эта задача не может быть выполнена, пока не сделана предыдущая.
Неоднозначность поставленной задачи
Рассмотрим проблему на примере оптимизация скорости загрузки сайта до 95 баллов по Google PageSpeed.
Программист понимает задачу буквально: есть цель, ее нужно достичь любыми доступными способами, например:
- Оптимизация фото. Программист может увлечься и сжать фотографию до 20 Кб при размере в 1000×400 px. Фото будет загружаться мгновенно, но качество пострадает сильно.
- Перенос CSS в конец кода. Такое решение приводит к эффекту «моргания» сайта при загрузке, так как все стили подгружаются в конце. Если удастся добиться скорости загрузки менее секунды — это простительно, если сайт по-прежнему будет грузиться больше трех секунд — пользователь может не дождаться и уйти.
- Перенос js-скриптов в один файл и его сжатие. Способ даст результат, но в дальнейшем внести правки в js будет весьма сложно.
От точности задачи зависит окончательный результат. Неоднозначность ведет к недопониманию, недопонимание приводит к ошибкам, а ошибки уводят сайт в конец списка результатов выдачи.
Решение проблемы. Первоисточник проблемы — отсутствие в команде специалиста, который одинаково хорошо понимает техническую часть вопроса и бизнес-задачи клиента. Это человек, способный объяснить программисту, почему для интернет-магазина ювелирных изделий качество фото предельно важно, в отличие от сайта по продаже автомобильных запчастей. Если такого человека нет, его роль должен выполнять менеджер SEO-компании, который ведет проект.
Что касается самой задачи, она должна быть четкой и подробно изложенной. Я не говорю о длинных инструкциях, в стиле «Как проверить уникальность текста через Адвего». Задача должна выглядеть как краткий план реализации определенного действия. При необходимости добавьте пример или ссылку на ресурс, где можно получить нужную информацию. Нет, не «больше информации», а конкретно то, что необходимо для работы над данной задачей.
Несогласованность действий
Был на практике случай: SEO-специалисты, после внедрения аудита, потребовали удалить ссылки со страниц товаров на сайт производителя. Программисты выполнили задачу. Впоследствии оказалось, что наличие ссылок — одно из условий сотрудничества интернет-магазина и производителя. Большой скандал был.
Решение проблемы. Еще раз напомню, что тесная коммуникация между SEO-компанией, веб-студией и заказчиком — залог успеха проекта. Все три стороны должны быть одновременно уведомлены обо всех работах на сайте.
Резюмируя вышесказанное
Чтобы внедрение аудита было гладким, а проект успешным, перед составлением аудита:
- объясните клиенту, что без внедрения требований его проект никогда не станет прибыльным или просто его не станет;
- наладьте сотрудничество со всеми членами команды;
- держите постоянный контакт с заказчиком;
- вникните в детали бизнес-задач заказчика;
- контролируйте процесс.
Полный текст статьи читайте на Нетология