Премиальные фотобумаги Lomond: отзыв фотографа Александры Мановцевой
Для теста я выбрала выставочные работы из своего проекта «B&W Chicago», который прошлым летом выставлялся в Чикаго.
Прежде чем перейти к описанию бумаг, хочу сказать, что при печати выставочного либо портфолийного проекта важно четко понимать, как эти работы будут функционировать в дальнейшем.
Если вы хотите, чтобы отпечатки не выцветали, то нужно выбирать печать исключительно пигментными чернилами, а не водорастворимыми. Печать в домашних условиях — это практически всегда печать водорастворимыми чернилами, но получив самый прекрасный результат, нужно отдавать себе отчет в том, что эти отпечатки не вечные. (Это касается бумаг любой фирмы.) По своему опыту могу сказать, что отпечатки, сделанные год назад на принтере Epson L800 и висевшие в светлом помещении на солнечной стороне, существенно изменили цвет, черно-белые работы приобрели ярко выраженный пурпурный оттенок. Отпечатки, оформленные в рамы со стеклом, тоже существенно выцвели. Однако фотографии, которые хранились в папках, не изменились за исключением одного только отпечатка. Думаю, что печать водорастворимыми чернилами можно использовать для непродолжительных, например студенческих выставок. Возможно, и для портфолио, когда отпечатки хранятся в папке и достаются оттуда только на время показа работ. Однако надо понимать, что периодичность и продолжительность показа будет влиять на их выцветание.
Что же касается самой бумаги, то она на протяжении года абсолютно не изменила свой цвет и не пожелтела, что радует.
Более подробно вопрос сохранности отпечатков мы рассмотрим в следующих статьях совместно с технологом, одним из лучших московских печатников — Александром Малышевым, с которым мы напечатали не одну мою выставку.
Lomond Baryta Gold, 325 г/м²
Из серии Super Premium Inkjet Photo Paper
Барита — однозначно лучшая во всей линейке фотобумаг Ломонд. Использование в покрытии сульфата бария делает Бариту действительно похожей на традиционную фотобумагу для «мокрой» печати. Я много печатала вручную и очень ценю аналоговую печать фотографий. Сейчас, к сожалению, в силу нехватки времени, у меня нет возможности печатать вручную, но при печати своих выставок цифровым способом я всегда стараюсь подбирать бумагу, максимально приближенную к ручной печати. Поэтому все свои последние выставки я печатала именно на Барите фирм Hahnemuhle и Canson. О Барите фирмы Ломонд я тогда не знала, сейчас впервые печатала на ней, и мне, конечно, было очень интересно их сравнить.
Чисто внешне Барита Ломонд имеет чуть более выявленную, слегка бугристую фактуру, чем Hahnemuhle и обычная баритовая бумага для «мокрой печати» Ilford. Но эта легкая фактура очень приятно выглядит, видна только с очень близкого расстояния и мне лично абсолютно не мешает — наоборот, нравится: она смотрится натурально и подчеркивает бумажную, не пластиковую основу. Толщина 325 г/м² — это прекрасно. Практически картон. Выглядит презентабельно. Черный цвет насыщенный, глубокий — идеальный черный. Благодаря высокой плотности черного и очень хорошей детализации Барита идеально подходит для черно-белой печати. Сохнет мгновенно. Вынимая отпечаток из принтера, уже сложно оставить отпечатки пальцев. Но воды боится (в случае печати водорастворимыми чернилами). Брать отпечаток можно только абсолютно сухими руками, а еще лучше — в специальных перчатках. Поцарапать Бариту сложно, нужно очень сильно постараться, чтобы это сделать. Покрытие бумаги полуматовое, бликует, но мягко, совсем не как глянец.
Бумага мне очень понравилась, качество печати нисколько не хуже, чем на бумагах более дорогих производителей. Думаю именно на ней напечатать свое портфолио.
Lomond Fibre, 300 г/м²
Из серии Fine Art Paper
Бумага очень похожа на Бариту — прежде всего из-за такого же полуматового покрытия. Странно, что производитель называет ее «глянцевая». По степени глянцевости Барита и Fibre неотличимы. Не вглядываясь детально, без яркого направленного света я сама несколько раз ошиблась, спутав Бариту с Fibre. Теперь про отличия. Цвет самой бумаги Fibre теплее белоснежной Бариты. Фактура волокна более равномерная, что мне лично нравится меньше, поскольку она менее похожа на натуральную фактуру бумаги. Однако все это видно, только когда смотришь на бумагу с очень близкого расстояния, фактически разглядываешь ее под лупой. Обращаться с этой бумагой нужно очень аккуратно, она более чувствительна к царапинам, чем Барита. Так же боится влаги.
Если говорить о насыщенности черного цвета, передаче полутонов и детализации, то тут все замечательно, как и в случае Бариты. Цветные снимки хорошо выглядят на обеих бумагах, цвета сочные. Благодаря глубокому черному, Fibre также, на мой взгляд, хорошо подходит для печати черно-белых серий. Плотность бумаги — 300 г/м², тоже практически картон. Я очень рекомендую использовать бумагу от 270 г/м², она ровнее ложится, более прочная, меньше вероятность образования заломов и ее просто гораздо приятнее держать в руках.
Lomond Velour, 290 г/м². Архивная
Из серии Fine Art Paper
В описании бумаги у производителя:
Рекомендуется для печати пигментными чернилами. Подходит для печати чернилами на основе водорастворимых красителей. Обеспечивает особенно длительное хранение отпечатков.
Не случайно производитель рекомендует использовать при печати именно пигментные чернила — в этом случае выбор архивной бумаги будет оправдан. Отпечатки, сделанные пигментными чернилами на этой бумаге, не должны выцветать в любых условиях экспонирования, даже при попадании прямого солнечного света (при условии соблюдения условий хранения бумаги). Однако бумага не обеспечивает защиту от выцветания отпечатка в случае печати водорастворимыми чернилами, в этом случае маркировка «архивная» гарантирует только качество бумаги и то, что она сама не изменит цвет — не потемнеет и не пожелтеет. Как я писала выше, подробнее о теме сохранности отпечатков мы поговорим в следующих статьях.
Теперь о других качествах этой бумаги.
Прежде всего — исключительная сочность черного цвета. За счет абсолютно матовой, не бликующей поверхности черный цвет выглядит еще более глубоким, чем на Барите. Бархатистая поверхность бумаги создает впечатление фактически нарисованного изображения. Такой сочный цвет на матовых бумагах — редкость; считается, что цвета выглядят более насыщенными на глянце. Однако уже не в первый раз, печатая на Ломонд, поражаюсь сочности отпечатка на идеально матовых поверхностях. Сохнет бумага быстро, отпечатки выходят абсолютно ровными. Бумага хорошо впитывает чернила и меньше боится воды, чем полуматовые Барита и Fibre. Клала отпечаток под воду — чернила совсем не растекаются. О детализации: она чуть хуже, чем у Бариты и Fibre — думаю, за счет бархатистой фактуры бумаги. Мне в данной серии это не мешает, поскольку стилистика проекта основана на контрастной графике и детали в черном просто не нужны, однако я бы не боялась использовать Velour и в других сериях. Цветные отпечатки также красивые — насыщенные, но не такие «звонкие», как на Барите. Повторюсь: отличия между этими бумагами совсем небольшие, они видны только в прямом сравнении — если положить два отпечатка рядом.
Надо сказать, что, несмотря на все преимущества Бариты, для этой серии работ я выбрала именно Velour из-за его исключительно красивой матовой поверхности с сочным черным цветом. Отпечатки смотрятся настолько необычно, что хочется их потрогать — проверить, рисунок это или фотография. Единственное «но» — хотелось бы еще большей плотности, чем 290 г/м².
Полный текст статьи читайте на iXBT