Портретный объектив Fujinon XF 50mm f/2 R WR: светосильное решение с защитой от пыли и влаги

Введение

Дата анонса февраль 2017 г.
Тип объектива средний телеобъектив
Информация на сайте производителя Fujinon XF 50mm f/2 R WR
Цены

Fujinon XF 50mm f/2 R WR Lens — свежее дополнение к линейке объективов для компактных беззеркальных камер Fujifilm и альтернатива уже имеющемуся XF 56mm f/1.2. Новый объектив вдвое дешевле, вдвое легче, обладает пылевлагозащитой, но потерял 1,5 ступени светосилы и 10 мм фокусного расстояния (в эквиваленте 35 мм), оставшись при этом светлым портретным объективом. Давайте познакомимся с ним поближе.

Технические характеристики

Модель Fujinon XF 50mm f/2 R WR Lens
Байонет X-Mount
Фокусное расстояние 50 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C / DX) 76 мм
Максимальная диафрагма f/2
Минимальная диафрагма f/16
Число лепестков диафрагмы 9 (круглое отверстие диафрагмы)
Оптическая схема 9 элементов в 7 группах
Минимальная дистанция фокусировки 0,39 м
Угол обзора 31°
Максимальное увеличение 0,15× для полного кадра
Автофокусировка внутренняя
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Резьба для светофильтров ∅46 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅60 × 59,4 мм
Вес 200 г
Особенности
  • металлический корпус
  • кольцо диафрагмы
  • пылевлагозащита, рабочие температуры вплоть до −10 °C

Конструкция, дизайн, управление

Возьмем объектив в руки, рассмотрим повнимательнее, наденем на предоставленную камеру X-T2, изучим конструкцию и составим первые впечатления.

Объектив состоит из 9 элементов в 7 группах, включая асферическую линзу из сверхнизкодисперсионного стекла (ED), призванную предотвращать хроматические и сферические аберрации на разных дистанциях фокусировки.
Объектив ощущается цельным, как хороший инструмент, что неудивительно: корпус объектива выполнен из металла. Качество сборки высокое, все элементы прилегают друг к другу без зазоров, так что ничего не гремит и не двигается в процессе эксплуатации.
Объектив оснащен пылевлагозащитой, способен работать при низких температурах (до −10 °C). В сочетании с защищенными камерами (X-Pro, X-T1, X-T2), объектив позволяет снимать в таких неблагоприятных условиях, как дождь и запыленность.
На корпусе объектива расположены два кольца — кольцо фокусировки и кольцо диафрагмирования. Кольцо фокусировки не имеет ограничителей, двигается плавно, плотно, но не туго. Диафрагмирование осуществляется удобно, с приятной фиксацией значений. Шаг регулировки — ⅓ ступени, также доступно положение A, переводящее систему в режим автоматического выбора диафрагмы.
Крышка от объектива удобная, с центральным хватом.

Объектив Fujifilm лаконичен, ничего лишнего, но то, что есть, выполнено очень качественно.

Лабораторный тест

Пришло время отнести Fujinon XF 50mm f/2 R WR на лабораторные испытания, замерить разрешающую способность объектива на разных диафрагмах и на разных участках кадра, оценить сопротивляемость оптики хроматическим аберрациям и проанализировать геометрические искажения линз.

Fujinon XF 50mm f/2 R WR — средний телеобъектив, так как в пересчете на формат 35 мм фокусное расстояние испытуемого составляет 76 мм, это «портретная» зона. С учетом такого применения объектива любые искажения крайне нежелательны. И инженеры Fujifilm справились со своей задачей прекрасно: подушкообразная дисторсия здесь имеет минимальные значения, которыми вполне можно пренебречь.

Разрешение
Центр кадра Край кадра
на всех скриншотах верхний ряд: f/2 — f/4 — f/5,6, нижний ряд: f/8 — f/10 — f/16
Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра
на всех скриншотах верхний ряд: f/2 — f/4 — f/5,6, нижний ряд: f/8 — f/10 — f/16

Разрешение объектива в центре кадра сразу «стартует» с хороших значений, и уже на диафрагме f/2 мы получаем качественное изображение. Характеристики стабильно держатся до f/10, после чего резкость изображения падает. Край кадра имеет похожий график, только его значения немного хуже: резкость средняя на открытых диафрагмах, сравнивается с центром в районе диафрагмы f/8 и деградирует на самых закрытых диафрагмах. Также стоит отметить, что у объектива имеется небольшой эффект двоения изображения на широких диафрагмах.

Хроматика объектива близка к нулю, замечательный результат.

В итоге Fujinon XF 50mm f/2 R WR достойно проявил себя в тестах, отлично показал себя в плане аберраций и дисторсии, продемонстрировал хорошие цифры в тесте разрешения. К минусам отнесем резкое падение разрешения на закрытых диафрагмах и легкий эффект переотражения изображений на открытых диафрагмах.

Практическая съемка

Лаборатория не всегда может подготовить к суровой правде жизни. Чтобы действительно проверить объектив, выйдем с ним в реальный мир и посмотрим, на что он способен. Как всегда, фокусное расстояние диктует сферу использования объектива. ЭФР Fujinon XF 50mm f/2 R WR равен 76 мм, что требует проверки объектива в качестве портретного. Помимо портретов такой объектив найдет свое применение там, где требуется минимизация перспективных искажений и точная передача пропорций.

Визуальный анализ изображения на наличие «подушек» и «бочек» показывает, что искажениями в случае данного объектива можно пренебречь — на подавляющем большинстве реальных изображений увидеть вытянутые углы не представляется возможным.

В сочетании со встроенным профилем коррекции у объектива также нет и значительного видимого виньетирования, даже на открытой диафрагме. Это можно трактовать как плюс, поскольку получается «честная» картинка без недостатков оптики, но на портретных фокусных найдутся и любители виньетирования, направляющего внимание зрителя в центр кадра.

При изучении «живых» фотографий, снятых на всех целых значениях диафрагмы, к разрешающей способности объектива придраться сложно. Только при очень пристальном разглядывании деталей можно обнаружить чуть менее резкие края изображения на диафрагмах от f/2 до f/4. В целом резкость по всему полю кадра воспринимается как достаточная и высокая. Лишь на самой закрытой диафрагме становится заметным эффект дифракции и резкость снижается, уже по всему полю.

Было бы преступлением не оценить характер размытия у светосильного портретного объектива.

Я всегда исходил из того, что оценка «боке» — дело субъективное и потому неблагодарное. Любые оценки найдут как согласных, так и несогласных. Попробуем дать формальную характеристику размытию. На открытых диафрагмах боке в центре кадра круглое (сказываются скругленные лепестки диафрагмы), кругляшки имеют четкие очертания, без ярко выраженной каймы. На f/2 у краев изображения боке приобретает миндалевидную форму. На значениях относительного отверстия больше f/4 уже можно без труда сосчитать количество лепестков диафрагмы.

Проверим теперь работу привода автофокуса объектива. Производитель сообщает о шаговом моторе, который обеспечивает быструю и бесшумную фокусировку. Бесшумность подтвердить проще всего — объектив действительно фокусируется, не производя никаких звуков. Скорость же фокусировки — вопрос спорный. В режиме покадровой съемки при переводе фокуса с переднего плана на дальний смена фокуса происходит достаточно быстро, без рекордных скоростей, но и без ощущения дискомфорта.

При попытке осуществить реальный сценарий — снимать движущийся объект или снимать объект, находясь в движении, — становится понятно, что лишь меньшая часть кадров может похвастать попаданием в фокус. Обычно первые 1–2 кадра в фокусе, затем фокус теряется и лишь в некоторых случаях возвращается на объект съемки. Тестирование проводилось в режиме следящей фокусировки во всех вариантах выбора точек и зон системы автофокуса. Сложно оценить вклад в этот процесс именно объектива (а не камеры), так как, повторюсь, субъективно скорость перевода фокуса сравнима с зеркальными камерами.

Также объектив был использован по основному назначению — портретному. Были смоделированы наиболее распространенные ситуации: съемка с естественным освещением на открытой диафрагме и студийная съемка на оптимальных значениях относительного отверстия.

Для указанных целей объектив пригоден на все 100%, демонстрирует высокое качество изображения, прорисовку мелких деталей. Отдельно хочется отметить небольшую дистанцию фокусировки объектива, что позволяет снимать очень крупные портреты, укрупнять до отдельных фрагментов. Сокращая дистанцию фокусировки, мы также добиваемся более значительного размытия заднего плана.

Еще больше портретных фотографий можно увидеть в альбоме (там приведены снимки, сделанные с помощью Fujinon XF 50mm f/2 R WR и Fujinon XF 23mm f/2 R WR).

Остальные фотографии, сделанные объективом, можно посмотреть в галерее.

Вывод

На выходе мы получили от компании Fujifilm качественно изготовленный металлический объектив, с высокими значениями светосилы и высокими оптическими характеристиками. Корпус Fujinon XF 50mm f/2 R WR обладает защитой от пыли и влаги, что не влияет непосредственно на съемку, но расширяет область применимости объектива. Для тех, кому указанной светосилы мало, в линейке объективов Fujifilm есть Fujinon XF 56mm f/1.2 — в два раза более дорогая альтернатива и без соответствующего класса защиты. Выбирайте объективы под задачи, а уж со своими задачами наш испытуемый, как мне кажется, справляется.

Галерея

Посмотрите общую галерею фотографий. Вы можете нажать на любой понравившийся вам снимок, а потом листать фотографии стрелками.

Полный текст статьи читайте на iXBT