Полнокадровая беззеркальная фотокамера Nikon Z5: выбор фотолюбителя и энтузиаста

Nikon Z5: новая инкарнация камеры для фотолюбителя

В конце августа 2018 г. была анонсирована Nikon Z6, первая 24-мегапиксельная беззеркальная камера известного фотопроизводителя (см. наш обзор). Не прошло и двух лет, как свет увидела Nikon Z5, любительская инкарнация аппарата с сенсором аналогичного разрешения, которой посвящен настоящий материал.

Главное

  • Полнокадровый сенсор (КМОП) с разрешением 24 Мп (6016×4016)
  • Гибридный автофокус (АФ) с 273 фазовыми датчиками
  • Эквивалентная светочувствительность ISO 100—51200 (расширение до ISO 50—102400)
  • Внутрикамерная пятиосевая стабилизация изображения с эффективностью до 5 EV
  • Скорострельность до 4,5 кадров/с; длительность серии ограничена лишь емкостью карты памяти
  • Два слота для карт памяти SD/SDHC/SDXC UHS-II
  • Wi-Fi + Bluetooth 4.2
  • USB 3.1 Gen1 (Type-C)
  • Защита от пыли и влаги

Представляем спецификации новой камеры (по данным производителя).

Технические характеристики

Модель Nikon Z5
Байонет Nikon Z
Процессор Expeed 6
Сенсор КМОП, 35,9×23,9 мм
Разрешение сенсора 24,3 млн эффективных пикселей1
Разрешение фотоснимков FX (36×24 мм): 6016×4016, 4512×3008, 3008×2008;
DX (24×16 мм): 3936×2624, 2944×1968, 1968×1312;
1:1 (24×24 мм): 4016×4016, 3008×3008, 2000×2000;
16:9 (36×20 мм): 6016×3384, 4512×2536, 3008×1688
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif v2.3); RAW (NEF 12- или 14-бит со сжатием или сжатием без потерь)
Разрешение видео UHD 4K 3840×2160 при 30/25/24p с масштабированием 1,7×;
Full HD 1920×1080 при 60/50/30/25/24p без масштабирования
Формат записи видео MOV или MP4 (H.264), звук Linear PCM стерео
Автофокусировка (АФ) гибридная, фазовая и контрастная; 273 точки
Рабочий диапазон АФ от −3 до +19 EV2
Зоны АФ точка, зона, широкозонная область, динамическая
Режимы фокусировки однокадровая, непрерывная, ручная
Автоэкспонометрия (АЭ) TTL; экспозамеры: матричный, центровзвешенный, точечный, по зонам максимальной яркости
Рабочий диапазон АЭ от −3 до +17 EV2
Экспокоррекция от −5 до +5 EV с шагом ⅓ или ½ EV
Эквивалентная светочувствительность ISO 100 — 51 200, расширение до ISO 50 — 102 400
Механический затвор шторно-щелевой вертикального хода, с электронным управлением
Доступные значения выдержки от 1/8000 с до 30 с с шагом ⅓ или ½ EV, выдержка от руки, выдержка по времени
Выдержка X-синхронизации 1/200 с и медленнее
Автоспуск 2/5/10/20 с; многократная экспозиция (от 1 до 9 кадров) с интервалом 0,5/½/3 c
Максимальная скорость непрерывной съемки 4,5 кадра/с до заполнения карты памяти
Цейтраферная съемка есть (установка длительности интервала, количества снимков, времени начала съемки)
Баланс белого авто (3 типа), авто для естественного освещения, прямой солнечный свет, облачно, тень, лампы накаливания, лампы дневного света (7 типов), вспышка, прямая установка цветовой температуры (2500—10000 К), пользовательский (до 6 значений)
Автобрекетинг по экспозиции, по балансу белого, по Active D-Lighting
Внутрикамерная обработка изображений (Picture Control) базовые режима: «Авто», «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» и «Равномерный»;
творческие режимы: «Сон», «Утро», «Поп», «Воскресенье», «Мрачность», «Драматичность», «Тишина», «Выбеливание», «Меланхолия», «Чистота», «Деним», «Игрушка», «Сепия», «Синий», «Красный», «Розовый», «Уголь», «Графит», «Два тона», «Сажа»
Дисплей 3,2″ TFT 1 Мп; покрытие ≈100%; сенсорный; отклоняемый
Видоискатель электронный (OLED) 3,69 Мп; покрытие ≈100%; увеличение 0,8×3; вынос окулярной точки на 21 мм; коррекция рефракции от −4 до +2 дптр
Внутрикамерная стабилизация изображения выигрыш в 5 ступеней по длительности выдержки4
Интерфейсы USB 3.1 Gen1 (Type C);
HDMI (Mini);
вход микрофона (миниджек 3,5 мм);
выход на наушники (миниджек 3,5 мм);
разъем для подключения пульта дистанционного управления;
«горячий башмак» (ISO 518)
Беспроводная связь Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n), Bluetooth 4.2 BLE
Карты памяти два слота для SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Батарея литий-ионный аккумулятор EN-EL 15c;
до 470 кадров при использовании монитора;
до 390 кадров при использовании видоискателя;
до 120 мин записи видео5
Размеры 134×101×70 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 675 г
Розничные предложения (без объектива)
Розничные предложения (с объективом Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3)
1 арифметически 6016 × 4016 = 24 160 256.
2 при ISO 100, 20 °C с объективом, обладающим максимальным раскрытием F2,0.

3 с объективом 50 мм при фокусировке на бесконечность и коррекцией −1 дптр.
4 данные приведены на англоязычном сайте imaging.nikon.com.
5 данные приведены на сайте nikonusa.com.

Конструкция

Корпус Nikon Z5 сверху и спереди металлический.

Nikon Z5. Вид спереди

При взгляде анфас вокруг кольца байонета обнаруживаются традиционные для производителя детали: клавиша разблокировки объектива (на трех часах) и две функциональные кнопки Fn1 и Fn2. В верхнем правом углу расположен прожектор подсветки автофокуса (АФ), в верхнем правом — переднее колесо установки параметров съемки и кнопка спуска затвора с обнимающим ее рычажком выключателя питания.

Nikon Z5 со штатным объективом Nikkor Z 24–50mm F4–6.3

Камера поставляется со штатным объективом Nikkor Z 24–50mm F4–6.3, с которым она хорошо сбалансирована.

Nikon Z5. Вид сзади

Сзади располагаются кнопки управления меню, просмотра отснятого материала, принудительной автофокусировки, вызова главных параметров съемки, рычажок переключения съемки фото/видео с кнопкой активации режима Live View, джойстик для перемещения и выбора зоны АФ, и четырехпозиционный селектор.

Nikon Z5. Подвижность дисплея

Подвижность дисплея ограничена одной плоскостью.

Nikon Z5. Вид сверху

При взгляде сверху видно, что левая сторона камеры опустела, и селектор режимов съемки переместился влево. На наш взгляд, это удобнее с точки зрения эргономики, так как позволяет управлять съемкой при помощи одной правой руки, которая удерживает камеру.

Nikon Z5. Органы управления спереди и сверху

Около выключателя питания расположены три кнопки: ввода экспокоррекции, выбора значений ISO и активации видеозаписи.

Nikon Z5. Органы управления сзади и сверху

С правой стороны сосредоточены разъемы для подключения проводных устройств. В нерабочем состоянии они закрыты резиновыми заглушками, обеспечивающими герметизацию.

Nikon Z5. Вид справа

Ближе к байонету расположен блок аудиоразъемов (это стандартные 3,5-миллиметровые джеки): сверху выход на наушники, снизу — вход для внешнего микрофона.

Nikon Z5. Разъемы для подключения наушников и микрофона

Ближе к дисплею помещается отсек с разъемами USB-3 (Type С), HDMI и фирменного интерфейса пульта ДУ.

Nikon Z5. Разъемы USB-C, Mini-HDMI и пульта ДУ

Отсек для карт памяти расположен слева.

Nikon Z5. Вид слева

В отличие от большинства других любительских аппаратов Nikon Z5 располагает не одним, а двумя слотами для карт памяти распространенного типа SD/SDHC/SDXC, причем каждый слот поддерживает высокоскоростной интерфейс UHS-II.

Nikon Z5. Слоты для карт памяти SDXC UHS-II

Снизу имеется отсек для батареи, закрывающийся крышкой с замком, а также стандартная резьба для крепления к штативу.

Nikon Z5. Вид снизу

Батарея дополнительно удерживается специальным держателем. Это помогает предотвратить случайное выпадение аккумулятора при открывании крышки батарейного отсека.

Nikon Z5. Отсек для батареи

Батарея EN-EL15C

В комплект поставки помимо самой камеры входят объектив Nikkor Z 24–50mm F4–6.3, шейный ремень, одна батарея, зарядное устройство и кабель USB 3 с разъемом Type-C.

Nikon Z5. Комплект поставки

Комплект упакован в фирменную коробку с традиционным оформлением.

Nikon Z5. Упаковка

Сенсор

Сенсор Nikon Z5

Воспринимающая часть Nikon Z5 представляет собой новый чип. В его архитектуре используется не обратная подсветка светоприемных ячеек (BSI, Backside illumination Sensor Imaging), а фронтальная, то есть передняя. Это не столь технологически совершенное решение, но тем не менее при низких и умеренно высоких значениях эквивалентной светочувствительности (ISO 50—600) динамический диапазон (ДД) нового сенсора оказывается более широким, чем, например, у Nikon Z6, и лишь при ISO 800—12800 уступает предшественнице.

Динамический диапазон сенсоров Nikon Z5 (голубой) и Nikon Z6 (черный).
По William О. Claff, photonstophotos.com

Начиная с ISO 800, Nikon Z6 демонстрирует более привлекательные показатели. А при ISO 14000 и выше динамический диапазон сенсоров обеих камер практически не отличается. Выигрыш Nikon Z5 в фотографической широте при ISO 50–600 весьма ценен. Опережение при ISO 800—12800 у Nikon Z6 есть следствие более технологически прогрессивной архитектуры сенсора BSI-CMOS (с обратной подсветкой).

Корпус

Оболочка камеры металлическая. Камера защищена от попадания внутрь пыли и влаги, о чем свидетельствует диаграмма, которую приводит в своих материалах производитель.

Зоны герметизации корпуса Nikon Z5. Диаграмма производителя

Объектив Nikkor Z 24–50mm F4–6.3

Объектив Nikkor Z 24–50mm F4–6.3

Компактный и легкий штатный объектив создан специально для новой камеры Nikon Z5.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3
Байонет Nikon Z
Фокусное расстояние 24—50 мм
Кратность трансфокации
Максимальное раскрытие диафрагмы f/4 при 24 мм;
f/6,3 при 50 мм
Минимальное значение диафрагмы f/22 при 24 мм;
f/36 при 50 мм
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Оптическая схема 11 линз в 10 группах, включая 2 элемента из сверхнизкодисперсионного стекла (ED) и 3 асферических
Минимальная дистанция фокусировки 0,35 мм во всем диапазоне трансфокации
Угол обзора 84° при 24 мм; 47° при 50 мм
Максимальное увеличение 0,17× при 50 мм
Привод автофокуса шаговый двигатель
Встроенная оптическая стабилизация нет
Диаметр светофильтров ∅52 мм
Размеры (диаметр/длина) ∅74/51 мм
Вес 195 г

Органы управления Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3

Из органов управления объектив имеет два традиционных кольца: трансфокации (расположенное ближе к передней линзе) и ручной фокусировки (ближе к байонету). Шкала дистанций отсутствует, но на кольцо трансфокатора нанесены значения фокусного расстояния (24, 28, 35, 40 и 50 мм).

Передняя линза Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3

Передняя линза невелика по размерам. Это отражает невысокую светосилу объектива, особенно в телеположении.

Байонетное крепление и контактная группа Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3

Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3 заключен в пластмассовый корпус. Фланец байонета тоже не металлический, а пластмассовый.

Nikkor Z 24–50mm F4–6.3. Слева — в нерабочем положении, справа — подготовленный для съемки

Небольшая длина (51 мм по спецификациям) сохраняется лишь в сложенном состоянии. Приведение объектива в рабочее положение означает выдвижение тубуса вперед.

Оптическая схема

Объектив составляют 11 линз, которые объединены в 10 групп.

Два элемента изготавливаются из сверхнизкодисперсионного стекла (ED, желтые). Три элемента асферические (AS, голубые).

MTF (частотно-контрастная характеристика)

Производитель публикует кривые MTF (Modulation Transfer Function) для Nikkor Z 24–50mm f/4–6.3. Красным маркированы графики для 10 линий/мм, голубым — для 30 линий/мм; сплошные линии для саггитальных структур, пунктирные — для меридиональных. Напомним, что у идеального оптического инструмента линии должны располагаться максимально высоко по оси абсцисс, параллельно оси ординат и не содержать завалов и пиков.

Фокусное расстояние 24 мм:

 

Фокусное расстояние 50 мм:

 

Заметно, что для 10 линий/мм графики весьма привлекательны, а при 30 линиях/мм происходит падение разрешения.

Меню

Даже простое перечисление пунктов меню, не говоря уже об их описании, превратило бы наш обзор в неуклюжее подобие руководства пользователя. Мы считаем это совершенно излишним и потому ограничимся лишь максимальным количеством скриншотов позиций меню с тем, чтобы читатель мог составить свое представление о его организации и иерархии.

Конкуренты

Выбирая конкурентов, достойных сравнения с нашей сегодняшней героиней, мы руководствовались ориентацией камер на фотолюбителей, характеристиками сенсора изображения (24–26 Мп) и сравнимой ценой.

 
Наименование Canon
EOS RP
Nikon
Z5
Panasonic
Lumix DC-S5
Sony
α7 III
Дата анонса 14 февраля 2019 г. 21 июля 2020 г. 2 сентября 2020 г. 27 февраля 2018 г.
Корпус композит металл металл металл
Защита от пыли в влаги нет есть есть есть
Разрешение, Мп 261 24 24 24
Размер кадра, мм (пикселей) 35,9×24
(6240×4160)
35,9×23,9
(6016×4016)
35,6×23,8
(6000×4000)
35,8×23,8
(6000×4000)
Тип сенсора CMOS CMOS CMOS BSI-CMOS
Процессор Digic 8 Expeed 6 Venus Engine Bionz X
Диапазон ISO
(расширение)
100 — 40 000
(50 — 102 400)
100 — 51 200
(50 — 102 400)
100 — 51 200
(50 — 204 800)
100 — 51 200
(50 — 204 800)
Внутрикамерная стабилизация изображения нет 5 EV 6,5 EV 5 EV
Формат записи фото JPEG (Exif v2.3)
RAW (14 бит)
JPEG (Exif v2.31)
RAW (12 или 14 бит)
JPEG (Exif v2.3)
RAW (12 бит)
JPEG (Exif v2.31)
RAW (14 бит)
Автофокус фазовый и контрастный фазовый и контрастный фазовый и контрастный фазовый и контрастный
Число точек автофокуса 4779 273 225 693
Байонет Canon RF Nikon Z Leica L Sony E
Дисплей подвижен во всех плоскостях откидной подвижен во всех плоскостях откидной
Размер экрана 3″ 3,2″ 3″ 3″
Разрешение экрана, пикселей 1 040 000 1 040 000 1 840 000 921 600
Видоискатель (покрытие поля зрения) электронный
(100%)
электронный
(100%)
электронный
(100%)
электронный
(100%)
Увеличение видоискателя 0,7× 0,8× 0,74× 0,78×
Разрешение видоискателя 2 360 000 3 698 400 2 360 000 2 359 296
Диапазон выдержек, с 30—1/4000 30—1/8000 30—1/8000 30—1/8000
Выдержка X-синхронизации, с 1/200 1/250 1/200 1/160
Максимальная скорость съемки, кадров/с 5 4,5 7 10
Максимальное разрешение видео 3840×2160 24p 3840×2160 30p 3840×2160 60p 3840×2160 30p
Карты памяти один слот
SDXC UHS-II
два слота
SDXC UHS-II
слот 1 SDXC UHS-II;
слот 2 SDXC UHS-I
один слот
SDXC UHS-I
Интерфейс для ПК USB 2.0 USB 3.1 Gen 1 USB 3.1 Gen 1 USB 3.1 Gen 1
Емкость батареи (по CIPA) 250 470 440 710
Размеры, мм 133×85×70 134×101×70 133×97×82 127×96×74
Вес (с батареей), г 485 675 714 710
Рекомендованная цена в России, руб. 110 тысяч 110 тысяч 180 тысяч2 160 тысяч

1 Превосходство в показателях здесь и далее выделено п/ж.
2 С объективом Panasonic 20–60mm F3.5–5.6.

Весьма интересной альтернативой является Canon EOS RP, поскольку этот аппарат имеет наименьший вес, его матрица обладает наибольшим разрешением (26 Мп), автофокус располагает 4779 точек, а дисплей подвижен во всех плоскостях. Однако эта камера (единственная в группе сравнения) не оснащается стабилизатором изображения, имеет минимальную доступную выдержку 1/4000 с, не обладает пыле- и влагозащитой и располагает устаревшим интерфейсом USB 2.0.

Sony α7 III — единственный соперник, матрица которого имеет архитектуру BSI-CMOS (с обратной подсветкой светоприемных ячеек). Некоторые показатели рекордные среди конкурентов: скорострельность 10 кадров/с, емкость батареи 710 снимков по CIPA. Однако ее цена весьма высока, а разрешение экрана при этом самое низкое в группе сравнения.

На фоне конкурентов Nikon Z5 выглядит очень хорошо. При умеренной цене аппарат обладает существенными достоинствами, характерными для профессиональной камеры: два слота для карт памяти (оба с поддержкой UHS-II), максимальные в группе увеличение (0,8×) и разрешение видоискателя (3,7 млн пикселей), а также размер экрана (3,2″).

На сайте PhotonsToPhotos можно сравнить графики динамического диапазона при разных значениях ISO для трех камер из четырех (Panasonic Lumix DC-S5 пока не испытан).

Динамический диапазон Nikon Z5 и конкурентов при разных значениях ISO.
По William J. Claff, photonstophotos.com

Бесспорным лидером является конкурент от Sony, а Nikon Z5 по показателю ДД занимает промежуточное положение. Canon EOS RP примерно соответствует Nikon Z5 при ISO 1200—12800, но при низких и умеренных значениях эквивалентной светочувствительности (ISO 50—800) заметно проигрывает остальным участникам соревнования.

В целом по итогам сравнения следует признать, что позиции Nikon Z5 как любительской камеры очень сильны. Это, пожалуй, самый предпочтительный выбор в нашей группе за минимальную цену.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность

Тестирование камеры в лаборатории проводилось в связке с объективом Nikkor Z 85mm F1.8 S по нашей методике.

RAW в светлой сцене выдает хорошую разрешающую способность на уровне 85% вплоть до ISO 6400. В темной сцене в RAW разрешение держится на уровне 82% до ISO 1600, и падает ниже 80% после. JPEG в обеих сценах выдает разрешение в среднем на 10% ниже, чем RAW и держится выше 80% лишь на низких значениях светочувствительности. В целом, показатели достаточно высокие, особенно, стабильность RAW.

В расширенном диапазоне светочувствительности RAW и JPEG на ISO 12800 выдают более 70%, что является неплохим результатом, не считая JPEG темной сцены, который уже на ISO 6400 падает ниже 70%, а на ISO 12800 — ниже 60%.

Цветопередача заметно ухудшается на высоких ISO начиная с 6400 во всех сценах RAW. В JPG в темной сцене цвета начинают теряться лишь на ISO 12800, а в светлой сцене — лишь на ISO 51200.

Автофокус

В общем зачете по скорости АФ камера находится далеко не на первом месте нашего рейтинга, даже ниже Nikon Z50. Зато по точности Nikon Z5 обгоняет все ранее протестированные камеры, что, вероятно, объясняет не самую высокую скорость фокусировки, примерно на уровне Fujifilm X-H1. В общем, новинка хороша для неспешной съемки.

Скорость съемки

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 4,0 к/с
JPEG High 4,9 к/с
RAW Low 4,0 к/с 11,7 с 2,4 к/с
RAW High 4,5 к/с 8,9 с 2,6 к/с

Заявленным характеристикам по скорости съемки камера соответствует сполна. В случае скоростной съемки она «выдает» до 4,5 к/с в RAW и до 4,9 к/с в JPEG, причем при записи в RAW буфера хватает на 40 кадров, а при записи только в JPEG буфер успевает освобождаться в процессе съемки и не требует перерывов.

Стабилизация изображения

На русскоязычном сайте производитель не указывает эффективность стабилизатора, а на на англоязычном ресурсе imaging.nikon.com приведено значение в 5 ступеней экспозиции. Наша методика позволяет оценить эффективность стабилизатора в 4,5 ступени экспозиции с выходом годных 70% — это довольно высокий результат.

Объектив Nikkor Z 24–50mm F4–6.3

24 мм:

Разрешающая способность в широкоугольном положении весьма высокая — в среднем на уровне почти 90% в центре кадра вплоть до f/13. Разброс между краем и центром кадра значительный: на краю кадра в том же диапазоне диафрагмирования разрешающая способность в среднем на уровне 70%.

Заметны небольшие хроматические аберрации и бочкообразная дисторсия.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

35 мм:

На среднем фокусном расстоянии разрешающая способность в центре кадра опускается до 80% и держится стабильно на всем диапазоне диафрагмирования. Край кадра практически не отстает, и лишь начиная с f/13 уходит ниже 80%.

Хроматические аберрации и дисторсия становятся чуть меньше.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

50 мм:

В портретном положении разрешающая способность в центре кадра поднимается до 85%, край кадра остается на 80%, что по-прежнему высокий результат, особенно для зум-объектива. В целом, разрешение ведет себя очень стабильно.

Хроматические аберрации практически незаметны, а дисторсия все еще видна.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

Испытания камеры в реальных условиях мы проводили с объективом Nikkor Z 24–50mm F4–6.3, который входит в комплект поставки, широкоугольным зумом Nikkor Z 14–30mm F4 S, а также светосильным Nikkor Z 85mm F1.8 S. Для фотосъемки выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая или следящая автоматическая фокусировка (в зависимости от динамики сцены),
  • одноточечная фокусировка,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить характер экспозамера, а также ввести экспокоррекцию.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти Sony SF-G64 (скорость записи 299 МБ/с, скорость чтения 300 МБ/с) емкостью 64 ГБ. Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW. Фото подвергались «проявке» и сохранению в Adobe Camera RAW последней доступной версии в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией. Иногда в ходе постобработки дополнительно корректировали яркость светов и теней, подправляли баланс белого и в интересах композиции обрезали кадр по короткой или длинной стороне.

Общие впечатления

При «холодном старте», то есть после включения питания камера готова к съемке менее чем через секунду. Она хорошо лежит в руке и удачно сбалансирована со штатным объективом. До всех важнейших органов управления можно дотянуться пальцами правой руки.

Дисплей хотя и не обладает подвижностью во всех плоскостях, но все же позволяет снимать с высокой и низкой точек, то есть над головой или над поверхностью земли.

Количество снимков, которое можно сделать аппаратом при использовании полностью заряженной батареи, скорее всего, занижено. В наиболее «плодовитый» съемочный день нам удавалось отснять более 700 кадров, и в батарее оставалась еще половина заряда.

Качество изображения

Цвет

Цветопередача правильная, адекватная освещению. Даже в сложных условиях, когда в кадре одновременно присутствует свет разного спектрального состава, автоматический баланс белого (АББ) работает безукоризненно и дает возможность обойтись без дополнительной коррекции цветности в ходе постобработки.

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F2; 1/100 c; ISO 320

АББ не затрудняется с оценкой общей цветности снимаемой сцены и устанавливает наиболее рациональную цветовую температуру.

Nikkor Z 24–50mm F4–6.3 при 26 мм; F8; 1/100c; ISO 25600

Даже дневной свет, проникающий через стекла в помещение с искусственным освещением, практически не засвечивает проемы окон неприятной синевой.

Nikkor Z 14–30mm F4 S при 16 мм; F4; 1/100c; ISO 1100

Полутона

Сенсор Nikon Z5 демонстрирует завидный динамический диапазон и позволяет получать снимки с широким спектром тональных градаций.

Nikkor Z 14–30mm F4 S при 24 мм; F4; 1/100c; ISO 100

Несмотря на хорошую контрастность, детали изображения различимы и в ярких светах, и в глубоких тенях.

Nikkor Z 14–30mm F4 S при 18 мм; F8; 6 c; ISO 1100

Это особенно ценно при съемке животных, например птиц с черным оперением.

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F2; 1/100 c; ISO 200

Детализация

В зоне резкости снимки изобилуют мельчайшими деталями. Сенсор отлично справляется с разделением контуров и воспроизводит картинку с хорошим микроконтрастом.

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F1,8; 1/125 c; ISO 100

Это заметно и при низких, и при высоких значениях эквивалентной светочувствительности.

Nikkor Z 14–30mm F4 S; 16 мм; F4; 1/25 c; ISO 1000

Характер освещения не приводит к изменению степени детализации. Она одинаково высока и при искусственном, и при естественном свете.

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F2,8; 1/400 c; ISO 100

Автофокус

В режиме однокадровой съемки автофокус практически не допускает промахов. Фокусировочную зону можно выбирать при помощи джойстика или четырехпозиционного переключателя, но на практике для этой цели проще использовать дисплей и выбрать на нем прикосновением пальца тот объект, который следует держать в зоне резкости.

Даже при большом раскрытии диафрагмы светосильного объектива, когда глубина резкости ограничена величиной в несколько миллиметров, АФ действует уверенно. Определение лиц и глаз работает адекватно.

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F2,8; 1/125 c; ISO 100

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F1,8; 1/100 c; ISO 280

Nikkor Z 85mm F1.8 S; F1,8; 1/100 c; ISO 160

Проведем несколько экспериментов для оценки адекватности работы следящего (непрерывного) АФ в условиях серийной съемки.

Съемка сериями

Во всех сериях, представленных ниже, мы пользовались объективом Nikkor Z 24–50mm F4–6.3.

Серия 1. 21 кадр. Непрерывный АФ. Фокусное расстояние 50 мм. F6,3; 1/1600 c; ISO 500.

Брак АФ выявляется на двух снимках из 21. Выход годных составляет 91,5%.

Серия 2. 11 кадров. Непрерывный АФ. Фокусное расстояние 50 мм. F6,3; 1/1600 c; ISO 640.

Брака нет. Выход годных 100%

Серия 3. 8 кадров. Непрерывный АФ. Фокусное расстояние 50 мм. F6,3; 1/1600 c; ISO 320.

Брака нет. Выход годных 100%.

Серия 4. 7 кадров. Непрерывный АФ. Фокусное расстояние 50 мм. F6,3; 1/1600 c; ISO 640.

Проиллюстрируем, что АФ не удается сбить с толку, даже когда в кадре появляется объект на переднем плане (последние два снимка).

Листья дерева перекрывают движущийся автомобиль, находящийся в зоне резкости, но АФ продолжает фокусироваться на нем. Брака нет. Выход годных 100%

Стабилизация изображения

Для проверки эффективности внутрикамерной стабилизации в условиях практического фотографирования мы предприняли съемку в библиотеки дома героя Отечественной войны 1812 г., московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына в Вязёмах (ныне подмосковный Пушкинский заповедник).

Начинаем съемку с рук с объективом Nikkor Z 14–30mm F4 S при фокусном расстоянии 30 мм с выдержкой 1/30 с и далее увеличиваем последнюю вдвое от одного кадра к другому.

Заметно, что первые признаки «смаза» изображения появляются при ½ с, а при 1 с они уже ярко выражены. Согласно нашему опыту, эффективность стабилизации составляет 3 ступени экспозиции по длительности выдержки с выходом годных 100%.

Высокие ISO

Для оценки влияния высоких значений эквивалентной светочувствительности на качество картинки мы использовали объектив Nikkor Z 14–30mm F4 S. Устанавливали фиксированное значение диафрагмы (F4) и затем повышали ISO на одну ступень от кадра к кадру.

Изучение снимков показывает, что при ISO 100—400 беспокоиться решительно не о чем. Первые признаки шумовых артефактов становятся заметными при ISO 800, но и при ISO 1600 они не слишком сильно выражены. ISO 3200—6400 следует признать «условно рабочими», так как структура изображения хотя и страдает, но с этим еще можно мириться, особенно если использовать шумоподавление. При ISO 12800 происходит заметная деградация картинки, и до этой границы лучше не доходить.

Галерея

Снимки, сделанные нами в ходе практической фотосъемки, как вошедшие в настоящий обзор, так и оставшиеся за его рамками, можно полистать в галерее, где они собраны без дополнительных комментариев. Данные Exif сохранены, и доступ к ним можно получить при загрузке фото по отдельности.

Съемка видео

Nikon Z5 позволяет записывать видео в стандарте UHD 4K (3840 × 2160 с прогрессивным сканированием) при 30 кадрах/с. При этом используется лишь фрагмент изображения, формируемого сенсором, и масштабирование исходной картинки происходит с коэффициентом 1,7.

Видео сохраняется в виде MOV или MPEG4 (H.264/AVC) с потоком 120 Мбит/с и 8-битной глубиной цвета (YUV 4:2:0). Звук в файлах MOV записывается в линейной импульсно-кодовой модуляции (PCM), а в файлах MP4 — со сжатием Advanced Audio Codec (AAC). Частота дискретизации звука составляет 48 кГц.

В стандарте Full HD (1920 × 1080 с прогрессивным сканированием) видеосъемка происходит без масштабирования изображения.

Внутрикамерная стабилизация изображения и следящий АФ позволяют производить видеосъемку с рук без предварительной подготовки и использования штатива.

В большинстве случаев результаты радуют. Но иногда при использовании штатного объектива Nikkor Z 24–50mm F4–6.3 АФ проявляет не вполне понятную ретивость, пытается перенастраиваться в процессе видеосъемки в несложных сценах, и фокусировка из-за этого сбивается.

Впрочем, это не носит характера «системной болезни» и не может испортить общего впечатления от камеры.

Итог

Появление первой полноформатной беззеркальной камеры любительского класса в семействе Nikon — долгожданное и приятное событие. Эта новинка начального уровня имеет ряд конструктивных достоинств, присущих профессиональным аппаратам: два слота для карт памяти высокоскоростного стандарта UHS-II, металлический корпус с пыле- и влагозащитой, высокое разрешение электронного видоискателя.

Качество получаемого изображения отличное. Сенсор отлич

Полный текст статьи читайте на iXBT