Почему запуск онлайн-школ — это не бизнес под пальмой
Руководитель проекта EdMarket в Нетологии-Групп Анастасия Карпова развеяла основные мифы о запуске онлайн-школ.
Обучение в онлайн-университете: профессия «Руководитель проекта»
Что вы чувствуете, когда заходите в соцсети, и со всех сторон видите призывы «открыть онлайн-школу и путешествовать» или «заработать свой первый миллион, обучая в онлайн», «построить бизнес на онлайн-курсах». Вдохновение? Или подвох? Я скорее второе.
Поделюсь своими мыслями о том, что же не так с радужным образом легкого заработка на образовании.
1. «Онлайн-школа — это бизнес без хлопот. Бизнес под пальмой»
Мне нравится, как в рекламе изображают типичного руководителя онлайн-бизнеса: удобный шезлонг на пляже, в одно руке коктейль, в другой руке Макбук. На фоне плещется теплое море.
Представили? А ведь на самом деле работать над образовательным проектом и путешествовать получится только при условиях, если:
- вся команда работает удаленно;
- в путешествии всегда есть стабильный интернет;
- получится уделять достаточно времени на работу.
Что такое достаточно?
Основатель онлайн-школы работает как минимум 45 часов в день. Начинающий руководитель пашет не менее 12 часов.
И никакого коктейля.
А теперь вопрос: какая разница, где сидеть с ноутбуком по 12 часов — под пальмой и жгучим солнцем, обливаясь потом, или дома / в офисе, где есть все условия для комфортной работы?
Путешествовать и отдыхать, будучи руководителем свежесозданного образовательного стартапа, выйдет разве что в выходные.
2. «Образовательный проект требует минимальных затрат»
Безусловно, если сравнивать с запуском производства или офлайн-магазина, то затраты будут ниже.
Когда открываешь онлайн-школу, не тратишься на аренду магазина, закупку оборудования, налаживание производственной линии. Но все остальные расходы остаются: маркетинг и реклама, зарплатный фонд команды, гонорары преподавателям и аутсорс-специалистам, оплата программного обеспечения и разработки.
Кроме того, понадобится финансовая подушка безопасности на тот случай (совсем не редкий), если проект не выйдет на самоокупаемость за первый (второй, третий) месяц работы.
Даже если — о чудо! — первый же курс окупит все расходы, нет никаких гарантий, что получится удержать постоянную прибыльность в первые полгода-год.
3. «Обучать может каждый»
Есть некий эксперт в своей сфере, который прочел десятки материалов о преподавании в онлайне. Достаточно ли этого, чтобы назваться экспертом онлайн-образования и открыть собственную школу в сети? Конечно, нет.
Эксперт в той или иной сфере может транслировать информацию и делать это интересно, и приводить полезные данные. Но всё это не обучение. Это инфобизнес.
Обучение — это система, в которой студент с помощью преподавателей проходит процесс трансформации и переходит из точки А в точку Б по траектории, которую построил продюсер образовательной программы.
Быть крутым практиком и экспертом с 10-летним стажем, и быть крутым преподавателем / крутым продюсером — это очень разные роли. Поэтому каждому образовательному проекту нужен человек, который разбирается в педагогическом дизайне и принципах андрагогики, и умеет выстроить образовательный проект так, чтобы люди получали знания и навыки, обещанные им на лендинге.
4. «Зачем распыляться? Онлайн-школа будет успешна и с одним продуктом»
С одним продуктом далеко не уехать. Чтобы онлайн-школа развивалась, стоит продумать линейку продуктов для целевой аудитории. Причем желательно, чтобы продукты в линейке дополняли друг друга. Тогда можно делать повторные продажи, увеличивая LTV (жизненный цикл клиента). Только при такой системе получится обеспечить равномерное поступление выручки, и не придется выживать от запуска к запуску.
5. «Главное — запуститься, а дальше все пойдет как по маслу»
Рассчитывать, что после запуска получится путешествовать по миру, зарабатывая на курсах, которые продают себя сами, не советую.
Создание прибыльной онлайн-школы — это создание бизнеса, который, как и любой другой, требует ежедневной вовлеченности, ответственности за команду, постоянной работы над продуктом и контроля на всех этапах.
6. «Надо только сделать лендинг и немного вложиться в рекламу, и придут сотни клиентов, готовых купить курс»
Привлечение из соцсетей на платный продукт стоит дорого, и эти траты не всегда окупаются. Более эффективной оказывается схема, когда слушателей привлекают на бесплатный курс или вебинар, прогревают аудиторию серией email-рассылок (или сообщений в мессенджере) с полезным контентом и только потом получают аудиторию, готовую купить.
Процесс этот нелинейный. В среднем период созревания клиента составляет 16 месяцев. Всё это время потенциальный клиент должен получать от полезный контент: бесплатные вебинары, авторские материалы, чеклисты, специальные предложения. Иначе он просто забудет о существовании компании.
То есть успешной онлайн-школе необходима подписная база, которую можно постоянно прогревать полезным и интересным контентом. Это системная работа, требующая усилий, денег и терпения, потому что первые результаты контент-маркетинга придут спустя минимум полгода. Но есть и хорошая новость — результат такой стратегии имеет накопительный эффект.
7. «Зачем разбираться в маркетинге? Лучше нанять специалиста, который всё сделает сам»
К сожалению, маркетологи-феи, которые прилетают на зов и взмахом волшебной палочки обеспечивают лавину заявок от заинтересованных клиентов, бывают только в сказках.
В жизни же придется разделить с маркетологом ответственность за продвижение образовательного проекта на открытом рынке. Даже самому классному специалисту не выйдет делегировать такие задачи, как:
- определение целевой аудитории;
- проведение кастдева (опросов) вашей ЦА;
- формулировку проблем аудитории, их решения, ценностного предложения и формирование уникального ценностного предложения (УТП).
Это значит, что эффективному руководителю образовательного проекта необходимы навыки в стратегическом маркетинге, а также знания интернет-маркетинга.
Ну и зачем тогда все это?
Подведу итог. Запуск собственной онлайн-школы вряд ли в мгновение ока принесет миллионы и позволит путешествовать 9 месяцев в году. Работа над собственным проектом на рынке онлайн-образования — непростой путь, который требует максимальной концентрации, терпения и вложения сил.
Верить в чудеса можно и нужно, но я все же советую подходить к созданию онлайн-школы максимально серьезно: составлять бизнес-план, просчитывать экономику и учится делать качественные продукты, которые действительно обучают, помогая занятым взрослым людям проходить этот путь максимально комфортно и интересно. Тогда на выходе получится бизнес, который принесет и деньги, и удовлетворение от выбранной сферы деятельности.
Читать еще: «Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология