Почему специалисты из традиционных сфер приходят в аналитику и Data Science

Менять работу и учиться новому сложно. Особенно если вы хотите перейти в абсолютно неизвестную для себя сферу, например ИТ.

Студенты курсов по аналитике и Data Science в Нетологии рассказали hh.ru, каково это — уходить из туризма, психологии и строительства, во что-то новое. В конце статьи — рекомендации, как подступиться к новой профессии, как искать вакансии и на что обращать внимание в поиске работы.

Логотип Нетологии

Редакция Нетологии

«До старта были сомнения: по образованию и деятельности я гуманитарий, а тут — сплошные таблицы и графики»

Олег, историк, преподавал в школе и институте. В 90-х основал небольшое туристическое агентство. Перешёл в аналитику в марте 2020 года — в разгар пандемии коронавируса.

Свой бизнес — это постоянные анализ, планирование и очень много учёбы. За предпринимательскую карьеру мне пришлось освоить логистику, бухгалтерию, маркетинг и рекламу, но этого было мало — хотелось научиться оценивать бизнес объективно, со стороны.

Это можно было сделать только с помощью цифрового анализа и визуализации большого объёма данных. Я задумался об обучении. Сначала рассматривал «большие» профессии — дата-журналист, Data Scientist. Меня останавливала только проблема трудоустройства.

Я начал с курса по Power BI, и он оказался очень полезным. До старта были сомнения: по образованию и деятельности я гуманитарий, а тут — сплошные таблицы и графики. Но мои сомнения быстро развеялись: преподаватель объяснял сложное простыми словами и давал примеры, близкие к повседневной жизни. Однокурсники тоже помогали друг другу. Возраст у всех был разный, и подготовка разная, одинаковым было только желание учиться. Никто не сошёл с дистанции, все получили дипломы. Сложностей в обучении почти не было, было очень интересно. Да, не всё получалось, но я старался. Ритм был очень быстрым. Полученные знания применяю в своём туристическом бизнесе.

Ещё я осваиваю конструирование сайтов без программирования и планирую пройти курс технического администратора онлайн-курсов.

Я бы и дальше занимался аналитикой, но перспективы трудоустройства в регионах нет. Большинство работодателей, к сожалению, не понимают ценности аналитики.

Одни мои туристы планировали первую поездку за границу в 70 лет, до этого они были «невыездными» и ездили отдыхать только по России. Выбор пал на Италию. Пожилая женщина сказала: «Если я не поеду в Италию, то на сэкономленные деньги поставлю новую теплицу на даче. Если поеду — увижу Колизей. Одна теплица у меня уже есть, а настоящую пиццу Marinara я ещё не пробовала». К чему это я? К тому, что важно идти за мечтой и искать возможности.

«Я очень люблю детей, но в один момент поняла, что начинаю уставать от работы с ними»

Валентина, психолог, работала няней. Устала от воспитательной работы и выбрала сферу аналитики по принципу «а мне слабо?». Планирует переквалифицироваться в дата-журналиста — специалиста, который занимается анализом данных для подготовки исследований и новостей.

Я очень люблю детей, но в один момент поняла, что начинаю уставать от работы с ними. У меня возникали мысли научиться чему-то новому, кардинально незнакомому, непонятному. Захотелось перемен, и так совпало, что моя последняя работа няней благополучно завершилась и плавно перетекла в долгосрочный отпуск.

Я практически взяла себя на слабо и решила освоить новую специальность.

В первое время приходилось совмещать работу и учёбу. Я пробовала учиться маркетингу в соцсетях, но продвижение мероприятий на интернет-площадках меня не заинтересовало настолько, чтобы укорениться в этом. Меня смущал рыночный компонент: привлекать внимание людей, чтобы им продать продукт. Я не владею навыками торговли, это то, что у меня не получается.

Я хотела перейти в такую сферу, которая была бы интересна мне и полезна обществу. Так со мной случилась аналитика. Аналитика привлекла тем, что она очень конкретна, точна, понятна и визуально оцифрована. Её преимущество в точности — или хотя бы есть стремление к точности. Сейчас я овладеваю Python, Tableau, даже Excel подтягиваю.

В перспективе хочу перейти в дата-журналистику — такое решение я приняла практически сразу, как только узнала о её существовании. Это очень амбициозная идея — научиться переводить сложные, запутанные цифры в словесную, речевую форму, суметь объяснить сложное простым языком. Я до сих пор иногда думаю: «Вдруг не смогу?».

Когда я выбирала курсы, обращала внимание на востребованность онлайн-платформы, отзывы людей и программу обучения.

Я была уверена, что у меня нет склонности к подобному контенту, однако интерес и увлечение рождают способности. Когда видишь результат, даже маленькие успехи в освоении программирования и статистики, это внушает уверенность в выбранном ремесле.

Конечно, время от времени возникают трудности. У меня до сих пор большая сложность с организацией времени, хочется успеть везде и не упустить ничего важного. В учёбе я прибегаю к компромиссам: смотрю записи лекций, если не нашлась возможность присутствовать онлайн, изучаю материал самостоятельно по мере возможности.

Овладение профессией требует времени, это лишь вопрос приоритетов. Мне очень нравится аналитика, но, для того чтобы стать классным специалистом, нужно ещё многое изучить, исследовать, прочитать, опробовать. Я чувствую потенциал в себе и в выбранной сфере, и мне не слабо.

 Курс

Дата-журналист

Узнать больше

  • Научитесь видеть истории, скрытые в массивах данных
  • Сможете анализировать данные с Python и визуализировать в Tableau
  • Узнаете, как использовать инфографику, лонгриды или интерактивные тесты, чтобы представить читателям полученные инсайты

«В какой-то момент я поняла, что больше всего мне нравится анализировать и искать причинно-следственные связи»

Ольга, 10 лет работает в туризме, была копирайтером и контент-менеджером. Ведёт небольшой тревел-проект, но пока все процессы заморожены из-за пандемии. Решила кардинально сменить сферу деятельности во время декрета.

Я работаю в туризме уже 10 лет, 3,5 года из них прошли в отделе обработки информации в ИТ-компании, которая занимается разработкой различных сервисов для тревел-индустрии. Ещё у меня был опыт работы копирайтером и контент-менеджером в маркетинговом отделе туристической компании. Сейчас веду небольшой тревел-проект в Telegram и оповещаю о скидках по турам и авиабилетам. 

В какой-то момент я поняла, что больше всего мне нравится анализировать и искать причинно-следственные связи: что посетители делают на моём сайте, какие статьи читают, какими инструментами больше пользуются и почему они уходят.

На решение сменить профессию повлияло всё в совокупности. В 2017 году я ушла в декрет, появилась передышка от работы. Я задумалась, нравится ли мне то, чем я занимаюсь. За три года декрета я попробовала себя в вёрстке, JS, Excel, читала книги по маркетингу и продуктовой разработке. Я хваталась буквально за всё, что могло загрузить и тренировать мозг, потому что сидеть дома с ребенком и не заниматься интеллектуальной деятельностью тяжело. Я искала себя и процесс, который будет приносить мне удовольствие. Тогда же появился мой туристический проект, который в связи с карантином пришлось заморозить.

У меня два образования: экономическое и лингвистическое. В институте мне больше всего нравилось заниматься исследовательской деятельностью, у меня очень интересная дипломная работа по когнитивной лингвистике. Вообще, у меня есть склонность к постоянной рефлексии и аналитике в глобальном смысле этого слова. Я постоянно в поиске ответов, в поиске причинно-следственных связей.

Обучение — дело непростое, нужно прорабатывать много хард-скилов, и не по любви в аналитике точно делать нечего.

Как я выбрала аналитику? Скажу честно: прошла тест на hh.ru, и по результатам получилось, что я аналитик. При выборе конкретного направления я, как настоящий исследователь, решила пойти эмпирическим путем, попробовать всё и выяснить, чем мне больше всего нравится заниматься. Я сфокусировалась на продуктовой аналитике. Именно продуктовая аналитика ближе всего к бизнесу, психологии пользователей и тому, чем я занималась до декрета и карантина.

Из-за того, что я гуманитарий, мозг пашет на полную, но для меня это личный челлендж. Мне очень нравится, что и преподаватели, и сокурсники готовы помогать на любом этапе, в любой задаче. Сформировалось сообщество единомышленников, с которыми можно обсудить, где найти дополнительные материалы, курсы, задачи и многое другое.

После карантина планирую вернуться к своему туристическому проекту и использовать свои знания. Я поняла, над чем мне нужно работать: анализировать конкурентов, выявлять подходящую целевую аудиторию, сегментировать её, искать свою нишу, тестировать разные подходы к пользователям. Раньше я все это делала вслепую, интуитивно и на коленке.

С октября я ищу работу. Поиск оказался даже сложнее, чем я себе представляла. Предложений практически нет.

Очень трудно правильно показать себя в резюме и убедить работодателя в том, что от меня будет реальная польза.

Планирую обратиться к карьерным специалистам в Нетологии, проработать своё резюме и составить план поиска, потому что самостоятельно я, возможно, что-то упускаю.

В долгосрочной перспективе хочу быть полезной бизнесу. Для меня это самореализация, вершина пирамиды потребностей по Маслоу. Я хочу увидеть результат своей учёбы, своего саморазвития в цифрах, я же аналитик 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология