Первые пять правил автора, ножниц и бумаги

Ксения Суворова, редактор блога «Нетологии» и руководитель курса «Контент-маркетинг», рассказала о первых пяти правилах хорошего и плохого текста, адаптировав некоторые уроки из книги Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага».

Все мы знаем, что есть хорошие тексты и плохие. Хорошие мы читаем сами, плохие — нам приводят в качестве примера «как делать не надо». Копирайтеры, редакторы и авторы хотят научиться делать «как надо», чтобы можно было подороже продать текст. Редакторы в изданиях плачут кровавыми слезами, если им присылают плохую колонку, которой даже самая строгая редактура не поможет.

Николай Кононов — журналист, писатель, главный редактор «Секрета фирмы», а также автор «Кода Дурова» и «Бога без машины». В своей книге он учит писать действительно хорошие тексты для статьи, книги, питча, письма или поста. Не важно кто вы — если вы пишете хоть какие-то тексты, эта книга будет вам полезна.

Правило первое: определитесь

Писать о чем хотите и как хотите — такое работает только с фрирайтингом. И то секрет фрирайтинга в том, что у вас уже была мысль в голове, просто вы ее не могли сформулировать. Фрирайтинг годится только для творчества. В рамках коммерческого текста мало творчества, зато много работы. И если вы хотите делать свою работу хорошо, то начните с малого: определитесь.

Определитесь, о чем будете писать. Выберите и сформулируйте темы. Решите насчет жанра.

Вообще, каждому человеку есть что рассказать. Просто весь вопрос в том, что рассказать и кому это будет интересно. И по каким критериям отбирать темы.

  • Текст может сообщать что-то важное.
  • Текст может объяснять важные процессы неочевидным способом.
  • Текст должен быть полезным читателю.
  • Текст может обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и даже давать ей имя.
  • Текст может рассказывать историю.

Иначе говоря, вам надо выбрать: героя, историю или идею. И в этом уже половина успеха.

Не надо:

  • верить, что читателю интересны вы сами;
  • верить, что исследования — это очень глубокомысленно;
  • думать, что если не разбираетесь в теме — это не беда;
  • считать, что если вам нравится тема, то она понравится и другим;
  • формулировать расплывчато, нечетко и думать, что потом когда-нибудь с этим разберетесь.

Правило второе: исследуйте и собирайте

Многим кажется, что текст — это что-то вроде махания лопатой: авось муха, то есть тема, и упадет. Только проблема в том, что если даже ваши махания помогли, и муха уже полудохлая у ваших ног, вам надо определиться с тем, что же будет дальше.

А дальше, чаще всего, следующая картина: автор просто рассуждает. На свой страх, риск и определенные знания. В таком случае писателю повезет, если читатель или заказчик не очень умный и, к тому же, доверчивый.

Собирайте материал. Будьте умным автором.

Пользуйтесь:

  • свидетелями,
  • интервью,
  • исследованиями,
  • комментариями экспертов,
  • да хоть библиотекой!

Помните, что доктор Хаус был прав, и лгут все. Абсолютно все. Даже мы с вами. Поэтому задавайте вопросы: себе, Гуглу, экспертам, свидетелям, героям. Постарайтесь, чтобы в вашем тексте была не одна точка зрения: ваша или эксперта.

Не надо:

  • Читать только первые три статьи из поисковой выдачи Яндекса, Гугла, Рамблера или Мейла. Хотя если вы пользуетесь последними двумя — лучше вообще пересмотреть свои привычки.
  • Не надо брать интервью и комментарии по телефону, если можете встретиться лично.
  • Думать, что если вы почитали Википедию, то разбираетесь в вопросе.
  • Игнорировать другую точку зрения.

Правило третье: учитесь планировать

У каждой истории есть свой план развития и структура. У текста тоже. Собственно, хорошая статья мало чем отличается от истории. Просто помните, что написание текста — это такое же ремесло, как и строительство дома или работа с ядерным арсеналом. Ваш дом развалится без фундамента, стен или крыши. А если вы где-то совершите ошибку, то грозите быть похороненным в стенах собственного убежища.

Классическая структура: завязка, кульминация, развязка. В статье это: лид, введение, основная часть, заключение.

Помните, что план должен быть. И лучше держать его не только в голове, а то вдруг как-нибудь раз вы его не вспомните. Пишите, рисуйте, чертите схемы, таблицы. Думайте, как будет развиваться ваша история, ну, или статья.

Структура отличается от плана. Это не одно и то же.

Не надо:

  • Думать, что вступление — это начало и прямо оттуда все пошло и поехало. Помните о логике.
  • Не рассказывайте слишком подробно. Но и не сокращайте слишком многое, чтобы не пропала логическая цепочка действий или выводов.

Правило четвертое: пишите

Да, уже вас могло всё напугать. Не страшно. Прокрастинация — это неплохо. Но ее надо преодолевать. Иногда. Есть маленький секрет: не пишите, а рассказывайте. Даже в тексте о маркетинге есть история.

Писательский блок есть у всех. Писать иногда и правда страшно. Уметь бороться с этим — залог успеха. Иначе вы никогда не напишите текст вовремя. Если вообще напишите.

Есть два приема: писать ежедневно по n-ому количеству страниц. Но в итоге продукт может выйти сомнительной чистоты и полезности. Второй вариант: воспринимать как работу. В таком случае, писать будете тогда и как вам удобно. Если, конечно, вы это делаете не в офисе под строгим присмотром начальника.

Проговаривайте текст вслух. Это поможет, во-первых, рассказать историю, во-вторых, отредактировать и найти ошибки.

Не надо:

  • Отвлекаться по пустякам. Мысли исчезнут. Текст забудется.
  • Забудьте о мессенджерах, если вы не многостаночник-многозадачник. У некоторых получается, но мало у кого. Лучше посвятить час тексту продуктивно, чем два — с попеременным успехом.
  • Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня.

Правило пятое: не растекайтесь по древу, говорите по делу

Поймите, что вы говорите и зачем. А потом уже говорите. Это как в поговорке: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Так же и с текстом.

Вода не приносит пользы. Пользу приносит смысл.

Пишите как можно более просто. Не все читатели имеют докторские диссертации и не все обладают энциклопедическими знаниями. Иногда литературность — враг. Всегда думайте о том, что читатель не всегда знает все, что вам хочется. И уж тем более обладает той же логикой, что и вы.

За самыми сложными формулировками, терминами, канцеляризмами и бюрократизмами либо стоит смысл, либо нет. Если вы прячетесь за сложными словами, то либо вы не умеете объяснять, либо за стенкой «красоты» — пустота.

Не надо:

  • Искать смысл там, где его нет.
  • Придавать красоты там, где ее нет.
  • Думать, что читатель мыслит так же, как и вы.
  • Считать, что все огрехи постройки скроет красивый фасад.

Итак, вывод:

  1. Определитесь с тем, о чем вы пишите.
  2. Соберите как можно больше данных и проанализируйте их.
  3. Сделайте выводы, и на их основе составьте план, и создайте структуру текста.
  4. Начните писать, несмотря ни на что. Иначе вы никогда не приступите к созданию текста.
  5. Говорите по делу. Логика и смысл — ваши лучшие друзья.

Если вам понравилось то, что здесь написано, то у нас для вас всего два совета:
1) Если вы хотите научиться писать, то пройдите курс по копирайтингу Сергея Короля. Есть уровень новичков и продвинутый. Либо используйте контент для бизнеса — тогда добро пожаловать на курс по «Контент-маркетингу».
2) Ваш второй выбор — купить книгу. А дальше решить: следовать по первому пути или не стоит. Книгу Николая Кононова «Автор, ножницы, бумага» можно купить на сайте МИФа за 592 рубля по скидке, без скидки цена составит 740 рублей.

Полный текст статьи читайте на Нетология