Перспективы развития ВКС

07 Ноября 2023 09:0007 Ноя 2023 09:00 |
Поделиться

Видеоконференцсвязь (ВКС) прочно вошла в бизнес и стала полезным инструментом для решения целой группы разнообразных задач. С ее помощью можно вести переговоры, проводить совместные мероприятия и встречи, контролировать сотрудников. Широкий функционал, простота использования сделали ВКС полезным компонентом рабочего пространства и повсеместно используемым решением в бизнесе. Цифровые технологии развиваются, интегрируются, а вместе и с ними и видеоконференцсвязь. Чего ждать в будущем, какие тенденции уже заметны сейчас, как будет развиваться ВКС? Подробно об этом ниже по тексту.

Нативность и упрощение использования систем видеоконференцсвязи

Несмотря на развитие технологий, обновление функционала, ВКС становятся ориентированы на массового пользователя. Все современные платформы видеоконференцсвязи обладают понятными и простым дизайном, подсказками. Они дружелюбны, открыты к использованию, постоянно улучшаются и обновляются благодаря хорошей обратной связи, превращаясь с каждым годом во все более продуманное и практичное решение. Большинство ВКС переходят на отказ от централизованного администрирования, что позволяет подключаться к ним из любого удобного места, имея минимум технического оснащения.

Доступность

Теперь подобными системами коммуникации могут пользоваться любые люди и в том числе даже малый бизнес. Наметились очевидные тенденции к удешевлению оконечных терминалов, которые используются в ВКС, а также снижение требований к каналу трансляции данных.

Кроме того, большинство производителей систем видеоконференцсвязи постепенно переходят на формат единой точки, когда обслуживание клиента ведется силами одного оператора, а не нескольких, что также положительно сказывается на экономии расходов при регулярном использовании ВКС.

Мобильность

Сегодня мобильные устройства стали важным компонентом коммуникации, и их совместное использование в рамках ВКС полностью оправдано. Это подтверждает статистика использования мобильных устройств. Смартфон, планшет, ноутбук легко становятся компонентом видеоконференцсвязи и подходят для использования в офисе, отеле, и даже в такси.

Такая возможность позволяет компании привлечь в свою среду сотрудников абсолютно любого уровня, должности и сделать их частью команды. Это как никогда объединяет и укрепляет персонал, делая его частью общего дела. Больше никаких привязок к месту проведению мероприятий, только мобильное устройство и набирающая популярность концепция «Bring your own device».

Упор на облачные платформы

Облачные ВКС-сервисы с подключением напрямую от оператора связи или интернет провайдера — оптимальное решение для большей части бизнеса. При такой схеме работы:

  • нет трат на стартовый пакет оборудования, его подключение, настройку;
  • услуги носят гарантированный характер и предоставляются в полном объеме согласно выбранному пакету услуг, подключение доступно из любой удобной точки каждому сотруднику штата;
  • не нужны технические специалисты на обслуживание системы и устранение неисправностей.

Облачные и виртуальные среды ВКС все больше находят поддержку, и в скором времени должны стать доминирующим сегментом.

Формирование отдельных сегментов ВКС с делением по отраслям

Если раньше системы видеоконференцсвязи считались уделом крупного и среднего бизнеса, были привязаны к банковскому и финансовому сектору, то сегодня наметилась заметная градация к отраслевой дифференциации и установлению новых стандартов.

Так, около 30% российского рынка ВКС приходится на финансовый сектор, еще 30% — это ИТ-корпорации, 20% — государственный сектор, 10% — телеком, оставшаяся доля рынка — медицинские и образовательные учреждения. При этом в каждом из перечисленных секторов уже установились свои стандарты по использованию ВКС, и появились собственные дополнения, улучшения систем.

Внедрение компонентов виртуальной и дополненной реальности

Благодаря им создается приближенная к реальной среде, что немаловажно при ведении переговоров и масштабных мероприятий. Для этого используются специальные расширения и полноценные VR-сервисы, в которых пользователи могут создавать персональные рабочие столы, обустраивать их необходимыми инструментами и моделировать удобное для себя рабочее пространство.

Активная интеграция с искусственным интеллектом

ВКС показали свое стремительное развитие и вовлечение множества технологий. Искусственный интеллект и видеоконференцсвязь — это новая ступень эволюции. Такой тандем поможет вывести качество ВКС-сервиса, его персонализацию на принципиально иной уровень, значительно оптимизирует работу систем коммуникации, добавит новый функционал и сделает их использование еще более простым и удобным.

Увеличение масштабности проектов с участием ВКС

Продолжительное время бизнес использовал системы видеоконференцсвязи преимущественно для локальных мероприятий на 200–800 человек.

Практика показывает, что намечается переход на вовлечение большей аудитории. Это подтверждает усилившийся спрос на функциональные и «тяжелые» решения, когда бизнес получает в свое распоряжение разноуровневые и сложные ВКС для решения широкого спектра задач. Такие успешные примеры уже есть в банкинге, телекоме и даже медицине.

Четкое разделение ВКС на классы

Эпоха универсальных решений по видеоконференцсвязи в прошлом. Сегодня бизнес хорошо понимает, что ему нужно и сколько он готов в это вкладывать. ВКС поделятся на «легкие» решения на основе веб-технологий и «тяжелые» — на основе решений класса telepresence.

Первый вариант оптимален для тех, кто привык организовывать мероприятия на ходу и не гонится за отменным качеством трансляции и бесперебойной работой ВКС. В основном, это малый бизнес, который решает задачи по мере их появления. Второй вариант это крупные корпоративные решения, где важны соблюдение четкого регламента, поддержание достаточного уровня безопасности и высокая управляемость проектом.

Переход на режим одного окна

Интеграция становится обязательным условием использования новых систем видеоконференцсвязи. Отдельные решения тормозят плавность работы и создают паузы.

Такие инструменты, как календарь, почта, телефония, мессенджер, должны быть доступны без лишних усилий и мгновенно прямо в интерфейсе ВКС, а API, SDK, CRM стать само собой разумеющимися дополнениями, уже включенными в состав платформывидеоконференцсвязи. Пользователи ждут от разработчиков единую и полноценную платформу унифицированной коммуникации, где изначально все включено.

Чего ждать бизнесу от ВКС в будущем

По итогам 2022 г. рынок ВКС вырос на 45% в России. Во многом это связано с импортзамещением и появлением новых отечественных решений. Помимо бизнеса видеоконференцсвязь стала повсеместно использоваться в государственном секторе.

В частности, в школах, университетах, медицинских учреждениях. Выросла доля интеграторов, и уклон стал делаться на комплексные и гибкие решения, которые заточены под решения разных задач.

Пока еще бизнес не используют возможности ВКС на все 100%. Это подтверждают отсутствие видеоархивов встреч у многих компаний и привлечение ВКС преимущественно для крупных мероприятий и проектов, а также частично сохранившиеся совещания компаний в классическом формате.

Ситуация должна плавно измениться в лучшую сторону, и к 2030 г. видеоконференцсвязь станет главным инструментом аудиовизуальной коммуникации в бизнесе.

Константин Истомин, Directum: Наше ключевое преимущество — экосистема готовых продуктов с возможностью адаптации под бизнес заказчика

Маркет

Очевидно, что бизнес, активно использующий ВКС, произведет перераспределение бюджетов на видеоконференцсвязь в пользу выбора решений, которые не требуют высоких расходов на поддержку обработки видеопотоков на сервере.

Мероприятия общего типа вроде вебинаров, встреч, тестов персонала доминируют в сегменте ВКС, и на их долю приходится порядка 80% всех событий, тогда как крупные собрания или подведение итогов происходят не чаще 3–5 раз в год.

В такой ситуации оправдано выбрать те технологии, которые обеспечивают стабильную работу без излишеств, и обойдутся бизнесу дешевле. Доля «легких» решений на рынке ВКС обязательно вырастет, что позволит еще больше популяризовать видеоконференцсвязь и сделать ее обязательным атрибутом любого бизнеса.

Полный текст статьи читайте на CNews