Перспективы мобильной коммерции глазами Tele2: репортаж с конференции в Калининграде

Компания Tele2, объединившаяся не так давно с Ростелекомом и ставшая, наконец, новым федеральным оператором, продолжает осваивать для себя новые виды услуг. О чем именно пойдет речь, уже понятно из заголовка: мобильные финансовые сервисы продолжают набирать популярность и показывать хорошие результаты как во всем мире, так и в нашей стране. По прогнозам аналитиков, рост мобильной коммерции за 2012—2017 гг. составит 35% при объеме рынка в 721 миллиард долларов.

рост мобильной коммерции, мобильные финансовые сервисы Сначала надо разобраться с основным вопросом: что такое мобильная коммерция? Продвинутый пользователь сможет ответить без труда: возможность покупать товары в интернете с помощью мобильного телефона, и это самое общее определение, которое только можно дать. Возможности здесь достаточно широки, ведь мобильный телефон есть теперь почти у каждого второго, в отличие от тех же банковских карт.

Соответственно, те показатели, которые стали известны по итогам работы сервисов мобильной коммерции в России за год, не удивительны и при этом очень приятны для операторов. Объем этого рынка в 2013 году составил 42 миллиарда рублей, хотя ожидалось лишь 13 миллиардов. В результате прогноз аналитиков оказался превышен в 3 раза. Что послужило причиной роста подобных услуг? Повторимся, основная причина — рост пользования мобильной связью в России и наряду с этим низкий уровень проникновения банковских услуг в регионах.

рост пользования мобильной связью в России Что касается нового федерального оператора, Tele2 честно признается, что не является лидером на этом рынке. Такие сервисы первым в России запустил Билайн в 2007 году, тогда как Tele2 запустила свой пилот лишь в 2011 году в Петербурге и только в августе 2012 года начала развитие мобильной коммерции во всех регионах. Тем не менее, оператор гордится своими результатами. Например, ежемесячно такими сервисами пользуется порядка 250 тысяч абонентов Tele2, а средняя сумма транзакции составляет примерно 200–300 рублей. В основном пользователи делают по четыре таких платежа в месяц. Не очень много, но оператор и не планировал по-другому, ведь баланс на мобильном телефоне обычно в десятки раз меньше, чем на банковской карте. Однако и такие малозначительные траты абонентов привели к тому, что по итогам первых 8 месяцев 2014 года оборот мобильной коммерции компании превысил 1 миллиард рублей.

Гордясь своими результатами и думая на перспективу, Tele2 поехал отмечать такое событие в Калининград, необычный и красивый город нашей страны. Там и прошла небольшая конференция, которую провела Алла Трошина, руководитель службы передачи данных и электронной коммерции.

конференция tele2, калининград На конференции речь в основном шла о самих финансовых услугах и об их популярности среди абонентов. Также много говорили о безопасности и перспективах развития в нашей стране.

Алла Трошина, руководитель службы передачи данных и электронной коммерции Среди сервисов, которые предоставляет оператор, был назван «Tele2 кошелек», с помощью которого можно осуществлять оплату коммунальных услуг, пополнять как свой баланс телефона, так и балансы своих родственников и друзей, а также платить за интернет и телевидение. Как это работает? Для начала работы нужно привязать свою банковскую карту к номеру в сети Tele2. Эта процедура делается бесплатно один раз. В результате при оплате какой-либо услуги нужно отправить SMS на соответствующий номер или USSD-запрос с указанием кода услуги и суммы платежа.

Но что делать, если у пользователя, например, нет банковской карты? На этот случай в октябре 2013 года оператор запустил свой новый проект совместно с MasterCard — виртуальную карту Tele2. Номер такой карты частично состоит из цифр телефонного номера абонента, а пополнение ее баланса осуществляется при помощи внесения денежных средств на счет мобильного телефона. Карта «виртуальная», поскольку физически ее не существует. Например, сам оператор представляет ее такой вот элегантно-черной:

виртуальная карта tele2 Чтобы ее приобрести, необходимо оставить заявку на соответствующем мобильном портале либо отправить запрос по SMS. Далее абоненту придут все банковские реквизиты. Такая карта выпускается на полгода, а после этого надо будет повторить процедуру регистрации. Все транзакции, которые проводятся по этой карте, контролируются по мобильному телефону. Для осуществления покупок в интернете абоненту потребуется заказать CVC2-код, который придет по SMS и будет действовать в течение часа. Данный код в целях безопасности действует на одну покупку. После трех попыток провести платеж с указанием неверного кода карта блокируется. Возникает логичный вопрос: почему именно час, а не 10 минут, и насколько это безопасно? В Tele2 уверенно заявляют, что виртуальная карта безопасна — даже больше, чем обычная банковская. В любом случае у абонентов Tele2 есть выбор, какой картой им воспользоваться при «онлайн-шопинге».

Еще одним сервисом мобильной коммерции были названы «Денежные переводы». С помощью данной услуги пользователи могут делать перевод средств со своего мобильного телефона на банковскую карту или счет по реквизитам по всей России и странам СНГ. За год переводами успели воспользоваться около 70% абонентов Tele2.

Что касается перспектив, то пока всё стопорят банки, платежные системы и страховые компании. Чем больше будет подписано договоров и соглашений, тем больше возможностей появится у пользователя для оплаты различных услуг. Также одним из локомотивов развития платежных сервисов является становление рынка NFC, ведь пока в основном существуют лишь пилотные проекты, и те ожидания, которые были связаны с этой технологией, до сих пор не воплотились во что-либо массовое.

платежный сервис, рынок nfc Планы у Tele2, надо сказать, довольно серьезные: выпуск ко-брендинговых карт с банками-партнерами, а также микрокредитование и мобильное страхование. Пока Tele2 — новичок на этом рынке, а значит, поле для деятельности еще велико, и в ближайшие годы будут еще более успешные показатели.

конференция в Калининграде Телефон может быть мобильным кошельком — отсутствие этого знания пока ограничивает развитие подобных мобильных сервисов. Однако все операторы, не только Tele2, видят потенциал рынка и возможности роста своих финансовых показателей за счет мобильной коммерции. Чем больше людей начнет пользоваться подобными услугами, тем больше возможностей появится у пользователей. Но, как известно, не все так быстро приживается, как хотелось бы. И… «Москва не сразу строилась!»

калининград

Полный текст статьи читайте на iXBT