Пять причин сделать проект для НКО
Сотрудничество с некоммерческими организациями как новый виток заказной разработки в разгар кризиса.
04.02.2015 | Автор: Михаил Коган
Введение В разгар кризиса, когда будущее заказной разработки туманно, а то и безрадостно (по мнению некоторых экспертов, включая Анатолия Денисова), хочу обратить внимание коллег на рыночную нишу, которая, на мой взгляд, совершенно недооценена. Речь пойдет о некоммерческих организациях (НКО), или, как их еще называют, — о «третьем секторе».
Согласно пространному определению из Википедии, заимствованному из ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», НКО — это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Чтобы читатели яснее поняли, что из себя к настоящему моменту представляет «третий сектор» в России, обратимся к аналитическому докладу CAF Russia «Российские НКО на пути к устойчивости». По мнению авторов доклада, в последние годы границы сектора существенно размылись, а состав расширился за счет новых, нетрадиционных игроков. Последних можно разделить, по меньшей мере, на пять категорий:
Эксперты CAF также отмечают, что в связи с «законом об иностранных агентах» государственное финансирование НКО преобладает над другими источниками. Все чаще органы государственной власти рассматривают НКО в качестве партнеров по оказанию социальных услуг населению. Все большее внимание уделяется социальному предпринимательству.
На мой взгляд, настало наиболее благоприятное время для системного сотрудничества веб-разработчиков и некоммерческих организаций. Ниже я постарался сформулировать пять конкретных причин начать совместные проекты с НКО.
1Профессионализм НКО неуклонно растет Отсутствие профильного (управленческого, маркетингового) образования у сотрудников некоммерческих организаций было одним из основных препятствий для становления российских НКО. Эта проблема отражалась и на коммуникации с разработчиками. По личному опыту могу сказать: мне как менеджеру проектов приходилось тратить на консультации и обучение сотрудников НКО в среднем больше времени, чем обычно. Ситуация изменилась.
Во-первых, в благотворительность уходит все больше специалистов из коммерческих организаций. Знакомый PR-менеджер объясняет свой переход из популярного event-агентства в благотворительный фонд желанием «почистить карму».
Во-вторых, сами НКО все более системно подходят к своей работе и стремятся повысить уровень профессионализма. Яркий пример — Теплица социальных технологий, общественный образовательный проект, задачей которого является обучение сотрудников НКО и инициативных групп новым технологиям. Знаковым событием стало и то, что в России открылась первая магистерская программа по подготовке к проектной деятельности в социальной сфере.
2Проекты для НКО становятся рентабельными С ростом профессионализма у НКО появляется понимание того, что создание современного Интернет-проекта, способного эффективно решать стоящие перед некоммерческой организацией задачи, требует адекватного бюджета. И речь идет не только о благотворительных фондах, за которыми стоит крупный бизнес или государственное финансирование и бюджеты которых могут составлять миллионы рублей (такие примеры мне известны). Все чаще появляются проекты в сфере социального предпринимательства и социальные стартапы, создатели которых привлекают инвестиции, необходимые для запуска проекта, либо рассматривают разработчиков как бизнес-партнеров, предлагая им процент от проекта.
Кроме того, НКО начали осваивать новые инструменты привлечения финансирования, в частности краудфандинг, и это у них неплохо получается. Достаточно зайти в категорию «Благотворительность» на Planeta.ru, чтобы в этом убедиться.
3Через НКО можно выйти на потенциальных клиентов Как говорилось выше, за любой некоммерческой организацией стоит частный бизнес или государство — так называемые «доноры». Делая качественный проект для НКО, вы с большой долей вероятности рано или поздно получите два-три лида от компаний, финансирующих эту организацию. Кроме того, вы получаете бесплатный дополнительный канал продвижения. После завершения проекта для благотворительного фонда «Шередарь» нашу компанию упомянул «Филантроп», одно из самых популярных российских электронных изданий о благотворительности. Начав сотрудничество с благотворительным проектом Golova, мы почти сразу получили качественный лид от потенциального клиента.
Когда вы начинаете заниматься благотворительностью, включаются фундаментальные законы бытия и добро, которое вы сеете, вырастает и возвращается сторицей.
4Из проекта для НКО может получиться отличный кейс Сегодня уже никого не удивишь адаптивным Интернет-магазином или корпоративным сайтом с дизайном в стиле metro. Все разработчики следуют одним и тем же трендам, новые решения тиражируются мгновенно. В этом контексте почти любой проект для НКО, сделанный «с душой», украсит ваше портфолио. За примерами далеко ходить не нужно: о зеленоградском агентстве Greensight многие узнали благодаря их проектам для Навального; Garin Studio недавно переделали сайт Фонда Михаила Прохорова, о чем сообщает центральный баннер на их сайте; Proactivity Group сделали неплохой проект для фонда Елены Батуриной «Ноосфера».
Я уже не говорю о социальных стартапах, из которых могут получиться прекрасные и совершенно уникальные кейсы. Из недавнего запомнились мобильные приложения iТребы и «Фонд Вера», а также образовательный проект Мити Козлова «Герой дня для меня».
5Сотрудничество с НКО — наилучший формат социальной ответственности для разработчиков Пожертвовать деньги на благотворительность может каждый. Но не каждый может сделать хороший сайт или провести рекламную кампанию в Facebook. Оказывая профессиональные услуги некоммерческим организациям, вы проактивно помогаете тем, кто ежедневно работает над улучшением благосостояния общества и повышением качества жизни людей. Если вы задумались о социальной ответственности вашего бизнеса, начните сотрудничать с НКО — это может превратить вашу заурядную компанию в новую звезду рынка.
Заключение Напоследок хочу подчеркнуть, что между НКО и разработчиками по-прежнему существуют определенные барьеры, во многом связанные с непрозрачностью «третьего сектора». Это приводит к недоверию, а часто и к простому непониманию того, чем занимается тот или иной фонд. Но именно мы, профессионалы, должны помочь фондам лучше и эффективнее общаться со своей онлайн-аудиторией.
Ссылки по теме:
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine