От умной машины до беспилотника: новые технологии Ford

Мультимедиа-система SYNC 3 — Apple, Google и кое-что ещё

Извечной проблемой автопроизводителей была отсталость в плане цифровых технологий. И дело не в недостатки сэлфи-камер или ещё какой-нибудь чуши в салоне — просто исторически так сложилось, что автомобили довольствовались кассетными магнитолами во времена расцвета CD, получали эти самые CD-проигрыватели, когда уже царствовал MP3, похже таким же образом проморгали «флешки», да и сейчас, в эпоху сенсорных дисплеев и восьмиядерных смартфонов, мультимедийные системы большинства авто предлагают функциональность уровня дешёвой китайской электронной книги. Благо, такое положение вещей устраивает не всех, и система Ford SYNC 3 тому доказательство.

Первым носителем новой мультимедийной системы стала не флагманская модель — это важно, потому что у многих конкурентов технические новшества изначально прибывают в дорогие и всячески «шестисотые» средства передвижения. Со временем Ford, к слову, обещает приход SYNC 3 даже в бюджетные автомобили. Итак, SYNC 3 изначально стал частью среднеразмерного кроссовера Ford Kuga, а уже скоро с новой мультимедиа будут поставляться Mondeo, S‑MAX и Galaxy.

Ford Kuga 2017 - вид спереди

Ford Kuga 2017 - вид сбоку Ford Kuga 2017 - вид сзади

Ford Kuga 2017 — первый автомобиль с мультимедийной системой SYNC 3

Главная изюминка системы — универсальность. Ford угодил и любителям андроидофонов, и приверженцам iPhone, потому как SYNC 3 поддерживает и Android Auto, и Apple CarPlay. То есть, вместо того, чтобы «колхозить» смартфон на приборной панели, есть возможность обращаться к голосовым помощникам, слушать музыку, звонить контактам или использовать карты «по рецептам» Google и Apple соответственно. А подключенный с помощью кабеля смартфон в это самое время будет заряжаться. Удобно! От мобильника требуется наличие системы Android 5.x/iOS 8 и выше, плюс для Андроида понадобится скачать небольшое приложение.

Создатели SYNC 3 угодили приверженцам операционных систем в смартфонах и научили новый софт работать согласно логике автомобильных систем

При этом SYNC 3 не настолько прост, чтобы работать в режиме «переходника» между смартфоном и автомобилем: Ford разработал платформу AppLink, через которую выборочные приложения будут работать напрямую в мультимедиа-системе, а не как часть Android Auto/Apple CarPlay. Никаких отдельных магазинов приложений или другой самодеятельности — просто часть вашего привычного софта на смартфоне получит «автомобильный» вариант дизайна подобно тому, как сегодня отличаются телефонные и планшетные версии программ.

Умные машины без хакеров и шпионажа

Зачем нужны отдельные приложения? Причин несколько. Во-первых, унификация: софт выглядит как часть мультимедиа-системы и привыкать к его управлению не понадобится. Гики сейчас снисходительно заулыбаются, но в действительности для многих людей переход с iPhone на Android (и наоборот) становится шокирующим опытом с кучей неудобств. А ведь мы говорим об автомобиле, в котором замешательство уровня «где эта проклятая кнопка?» иной раз может привести к аварии.

Из этого произрастает вторая причина — безопасность. Кроме единообразного дизайна у нативных приложений SYNC AppLink есть доступ к служебной информации автомобиля, что не дозволено этим вашим Apple и Google. Дело в том, что автопроизводители не больно доверяют IT-компаниям по части доступа к компонентам автомобиля — даже знаменитые софтописатели сегодня взяли за традицию выпускать системы без должного тестирования, потому что «делов-то, сейчас разошлём пользователям обновление». В автомобилях приключения такого рода никому не нужны, поэтому в плане безопасности мультимедиа-система устроена консервативно.

Вице-президент Ford по исследованиям и передовым разработкам Кен Вашингтон рассказывает о планах компании
Вице-президент Ford по исследованиям и передовым разработкам Кен Вашингтон рассказывает о планах компании

Развлечения — отдельно, системы активной безопасности — отдельно

По сути, из всех служебных данных автомобиля Apple CarPlay и Android Auto получают только информацию о местоположении, да ещё сигналы от клавиши голосового управления на руле. Ford не позволяет SYNC 3 «докладывать» о маршрутах, привычках пользователя авто и прочих мелочах IT-корпорациям. И уж тем более производитель авто не приветствует весёлые игры на сенсорном дисплее или просмотр кино на ходу — в мире, где покупатели пытаются сушить своих котов в микроволновках, изготовитель техники вынужден нести дополнительную ответственность за действия невнимательного пользователя. Внутри систем Google или Apple такое раздолье никто не ограничивает, и на дисплее системы можно заниматься, чем угодно, но вот через AppLink работают только одобренные Ford и адаптированные под управление на ходу приложения.

Понятное дело, что полномасштабного доступа к системам, ответственным за вождение, SYNC 3 не имеет — то есть, мечты энтузиастов «сейчас поставлю софт в Android Auto и перенастрою систему стабилизации на раллийный лад» так и останутся несбыточными анекдотами. А некоторыми функциями автомобиля банально удобнее управлять с помощью не модных и не стильных рычагов и аппаратных клавиш.

Операционная система в автомобиле 2016 модельного года

Ford, разумеется, не создал вторую Siri, но голосовой поиск SYNC 3 сам по себе вполне сообразителен: достаточно нажать клавишу на руле и сказать «что-то я голоден/где тут можно припарковаться?/покажи мне заправки/банкоматы поблизости», как система выкатит соответствующий список на дисплей. Проложить к пунктам назначения маршрут тоже можно, не отрываясь от руля.

Как ни странно, у Ford, отдельно взятого автопроизводителя, уже набралось больше приложений для AppLink, чем Apple и Google способны предложить для своих автомобильных супер-систем — порядка 40 программ с iOS и Android уже были адаптированы под SYNC 3. Представители компании рассказывают что у AppLink даже есть open-source-версия, SmartDeviceLink. Ею уже заинтересовались PSA (Peugeot Citroën), Honda, Mazda, и Subaru — велика вероятность, что автопроизводители не будут «изобретать велосипед», а просто выйдут единым фронтом  для конкуренции с этими вашими андроидами-айфонами во главе автомобильного мультимедиа.

Сейчас для пользователей нативного софта в SYNC 3 доступен Spotify (крупнейший музыкальный потоковый сервис), пачка онлайн-радио (включая Pandora), погодные виджеты, городские справочники и забавные приложения, вроде Glympse — через него можно настроить отправку местоположения супруге/друзьям, чтобы не отвечать на звонки «где тебя носит?», если пришлось задержаться в дороге. Приложения, разработанные под рынок США/Европы, в России тоже будут отображаться и запускаться, но Ford обещает связаться с российскими разработчиками и уже скоро выкатить адаптированный конкретно под наши реалии и язык софт.

Погодные виджеты, онлайн радио и подробные справочники с возможностью звонить присутствуют даже в массовых автомобилях

Стартовый список приложений, доступных для Ford SYNC 3
Стартовый список приложений, доступных для Ford SYNC 3

Стандартный софт SYNC 3 тоже далеко не «деревянный» — система обновляет свою «прошивку» при помощи Wi-Fi, а при подключенном смартфоне стандартные карты оперативно мониторят пробки, и в случае чего автомобиль может предложить новый маршрут, чтобы объехать только что образовавшийся затор. Вообще, маршруты в нативных картах SYNC 3 можно строить по нескольким критериям: наиболее короткий, наиболее быстрый (скоростные лимиты-то везде разные) и наиболее экономичный с точки зрения топлива (авто учитывает перепады высот на дорогах, количество перекрестков и.т.д.). При поиске ресторана ему можно будет позвонить прямо из автомобиля и забронировать столик на ходу, вообще не касаясь сенсорного дисплея!

А вообще, если говорить конкретно о Ford Kuga, кроссовер оснащен и автоматическим торможением в экстренных ситуациях, и адаптивным освещением, и помощью в открытии багажника, и автоматической перпендикулярной парковкой. Все недавние атрибуты представительского класса быстро перестают быть роскошью.

Почему невозможны автомобили только с системами Google и Apple

Таким вопросом задаются многие фанаты смартфонов, но ответ лежит не в этической и даже не в технической плоскости. Проблема состоит в том, что сами Google и Apple выдвигают требования «всё или ничего» для автопроизводителей. То есть, включить поддержку Android Auto/Apple CarPlay — это всегда пожалуйста, а вот отдельно навигацию, аудиоплеер или другие компоненты системы отдельно выкорчевать для мультимедиа-системы никто не позволит. Поэтому максимально интегрированные с автомобилем андроидоподобные/айфоноподобные системы нас ждут разве что в фирменных автомобилях Google/Apple, если такие когда-нибудь начнут производиться серийно.

Автомобили уйдут — Ford останется

Нет, совсем без четырёхколесных средств передвижения мы не останемся — по крайней мере, в обозримом будущем. Речь о том, что поголовье «железных коней» образует чудовищные заторы во всех крупных городах мира. Проблема, которую в России в полной мере прочувствовали на себе разве что жители Москвы, встречается в мире гораздо чаще, чем мы себе можем представить. И городские власти по всему миру везде справляются с ней, мягко говоря, не очень эффективно — тут платный въезд сделать, там на парковки цены поднять, чтобы часть водителей перехотела добираться на работу на автомобилях.

Но если водителей и дальше будут бить «финансовой дубиной» — продажи автомобилей начнут резко сокращаться, и в Ford это прекрасно понимают. Не менее хорошо в компании знают и причины, по которым водители авто не желают пересаживаться на другие виды транспорта — давки и огромное количество людей, направляющихся на работу в одно и то же время, в одном направлении. В такой ситуации регулировщики уровня «ты туда не ходи, ты сюда ходи» не помогут, поэтому разрешение транспортных бед Ford видит в компьютерных алгоритмах и удобных сервисах.

Победители Ford Smart Mobility Challenge — Илья Зарембский и Бетси Медведовски
Победители Ford Smart Mobility Challenge — Илья Зарембский и Бетси Медведовски

Не автомобилями едиными: Ford решает транспортные проблемы и присматривается к альтернативным видам транспорта

Да-да, производитель автомобилей прекрасно осознаёт, что всех любителей Больших Чёрных Внедорожников™ не вместит ни один город в мире, а массовый отказ от машин приведёт к не меньшим проблемам, но уже в общественном транспорте. Так что за решением транспортных проблем Ford обращается к… разработчикам игр. Только эти ребята сегодня могут научить людей принимать разумные решения с удовольствием, а не по верховному указу правительства.

Конкурс среди талантов такого рода стартовал в прошлом году на игровой выставке Gamescom, а в феврале 2016-го Ford Smart Mobility Challenge наградил разработчиков, которые продумали наиболее актуальный (и ненавязчивый, что главное!) софт для решения транспортных проблем. В этом году награду в размере 10 тысяч евро получили создатели Jaunt — Илья Зарембский и Бетси Медведовски. После жизни в Москве, а затем в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе наши герои прониклись автомобильными «традициями» мегаполисов и спроектировали приложение под названием Jaunt.

Оно, в некотором роде, переносит хорошо забытые старые обычаи в цифровую эпоху. Если вам памятны моменты, когда вы с родственниками/соседями договаривались заранее, и потом ехали по делам на «Жигулях» дяди Коли — вы оцените изящность софта, о котором мы сейчас ведём речь. Идея осталась прежней, но была облагорожена в духе времени: сообщество людей (некий аналог соцсети) планирует между собой совместные поездки в тот или иной район/город. Как только набирается количество желающих выдвинуться в одном и том же направлении — они нанимают (или находят между собой) транспортное средство, договариваются об оплате и едут. Удобно, недорого и, в принципе, надёжно — в приложении будет рейтинг попутчиков, немного информации о них и досье, куда и насколько удачно они уже катались. Для туристических целей (вплоть до путешествия армии велосипедистов) Jaunt тоже годится.

Зачем всё это Ford? Дело не в благотворительности: в компании пытаются думать «на опережение» и намерены стать первыми в мире, где автомобили уже не будут играть первостепенную роль. А для этого нужно планировать, исследовать, «прощупывать почву», как говорится…

Города для автомобилей. И их водителей

В России такая мода не прижилась, но молчать о ней нельзя — в Европе и США всё более и более популярным становится каршеринг. Это такая краткосрочная аренда автомобиля, когда машину можно без особой бюрократии взять на несколько часов, съездить, куда необходимо, а потом припарковать на специальной площадке в другом конце города и отправиться дальше по своим делам. Да, это звучит оскорбительно для всех, кто привык считать автомобиль личной крепостью, но ведь сегодня у нас сложилась ситуация, когда тысячи машин, вообще ничем не занятых, отдыхают на стоянках с 10:00 до 19:00 часов, а потом все разом лезут в дичайшие пробки по окончанию рабочего дня. С этим надо что-то делать.

А ещё Ford работает над совершенствованием автостраховки: сейчас, покупатели, к примеру, Mustang, платят огромные суммы независимо от опыта вождения, потому что «а не стритрейсер ли ты часом? Смотри у нас тут!». Ford предлагает внедрять по желанию в автомобили системы мониторинга, которые будут время от времени уведомлять страховые компании, мол, «ничего подобного — парень водит спокойно, ДТП не провоцирует», что позволит хорошо снизить сумму страховки для владельцев авто.

А главная работа Ford сегодня кипит вокруг сбора и анализа данных — не потому что Большой Брат такой Большой Брат, а просто в силу того, что иначе беспилотные автомобили так и останутся фантастикой. Уже сейчас Ford работает над упрощением парковки в городе (авто будет брать данные из централизованного сервиса, парковки можно будет резервировать «на ходу» и свободные места будут отображаться сразу же на карте), изучает алгоритмы движения автомобилистов и велосипедистов (ура добровольцам!), договаривается с заправками об онлайн-оплате без выхода из машины, и дорабатывает кареты «скорой помощи» на примере африканских условий — там, где до сих пор направления, а не дороги, а эксплуатацию выдерживают только внедорожники.

Беспилотный автомобиль либо будет работать безупречно, либо никуда не поедет

Автономные автомобили Ford начали разрабатываться гораздо раньше, чем нам казалось — еще в 2004 году компания совместно с DARPA (подразделение Минобороны США) стала проектировать такие машины. Именно поэтому представители компании загадочно улыбаются, когда речь заходит о конкуренции с Google, чьи первые беспилотные авто выехали на дороги в 2010-м.

Вице-президент Ford по исследованиям и передовым разработкам Кен Вашингтон обещает, что автономные роботомобили компании будут готовы уже спустя 4 года. Эти машины не будут «тепличными» средствами передвижения — инженеры проводят испытания автономных моделей и в условиях зимы тоже. А главное, чего компания добивается от таких машин — безопасность (да-да, снова она).

Беспилотные автомобили Ford на зимних испытаниях
Беспилотные автомобили Ford на зимних испытаниях

Поэтому красивые утопичные мысли о «великом сервере», который  будет докладывать машинам об обстановке в городе и просчитывать для них оптимальные маршруты, пока останутся в фантастической литературе/кинематографе. У автомобиля, по мнению Ford, должна быть своя голова на плечах микропрограмма в печатной плате, поэтому такая машина должна быть готова к самой сложной и непредсказуемой ситуации, в которой придётся полагаться только на свои датчики и детальную, новейшую карту местности. Никаких внешних данных откуда-то «оттуда» (которые можно скомпрометировать и подделать), никакого риска в процессе эксплуатации. Если погода отвратительная, и датчики LIDAR считают, что не справятся — автомобиль никуда не поедет, и лучше бы в таких условиях добраться до пункта назначения на пилотируемом транспорте. Учитывая, что по суровости тестовые трассы Ford ничуть не уступают российской действительности, будет очень любопытно посмотреть, какими получатся беспилотные автомобили к 2020 году.

Полный текст статьи читайте на Ferra.ru