От детского увлечения до CEO и основателя Appbooster: предпринимательский путь Давида Блбуляна
ПО Бизнес
Эксперт в разработке, аналитике и продвижении мобильных приложений и основатель агентства Appbooster Давид Блбулян рассказал CNews о своем предпринимательском пути.
CNews: Расскажите, как вы заинтересовались ИТ? Какие были предпосылки и с чего вообще все начиналось?
Давид Блбулян: Думаю, все началось с моего плохого зрения (с детства минус), из-за него родители не спешили покупать компьютер, а запретный плод, как известно сладок. Поэтому я часто пропадал у друзей или в компьютерных клубах. Также большую роль сыграл журнал «Хакер» — помню как купил первый номер от декабря 2002 года и не пропускал ни одного следующие несколько лет. Несмотря на отсутствие постоянного доступа к ПК, с удовольствием читал и изучал публикуемые там иногда исходные коды, алгоритмы.
Переломный момент случился, когда отец случайно стал свидетелем моего разговора по телефону со знакомым, которому я подсказывал как решить какую-то возникшую проблему с ПО — кажется, тогда он понял, что дальше лишать меня компьютера становится вредно, и в 2004 году мне его наконец-то купили.
С «Хакером» в комплекте шли CD-диски, и я начал с «наверстывания» упущенного и изучения их содержимого. На примерах исходных кодов программ, самостоятельно научился писать на Delphi. Первое время собирал небольшие программки-приколы для друзей и где-то через год начал писать уже более-менее осмысленный софт.
CNews: Вы создали свой первый коммерческий проект в 17 лет. Расскажите, как это было?
Давид Блбулян: Это был 2007 год, время торрентов и так называемых «варезников», платить за софт считалось чуть ли не позорным. Но я решил все-таки попробовать продавать один из своих продуктов — это была программа для Windows, с помощью которой можно было ставить пароль на папки. Я сделал сайт на бесплатном хостинге narod.ru, разместил там информацию о программе и стал закупать рекламу в Я.Директ. Стоимость выставил всего в 3$, при том что иностранные аналоги стоили 35–40$ за лицензию. Оказалось, что люди на самом деле готовы покупать –, но не могут. Тогда еще не существовало нормальной платежной инфраструктуры — редко у кого водились WebMoney, поэтому одним из способов оплаты у меня была отправка кода предоплаченной карты для пополнения баланса телефона, в ответ я высылал персональный лицензионный ключ для конкретного ПК.
Все изменилось, когда появились сервисы, позволяющие принимать оплату через SMS. Оператор забирал большую часть суммы, но простота оплаты и уровень проникновения полностью все окупали. Я стал продавать до нескольких десятков копий своей программы через SMS-платеж. Понимая перспективы роста VAS-рынка (Value Added Services) на следующие несколько лет ушел в сферу проектов так или иначе связанных с SMS — запускал различные веб-сервисы, Java-мидлеты и партнерские программы, через которые на мои проекты уже привлекались десятки тысяч уникальных пользователей ежедневно.
CNews: В 2010 году вы зарегистрировали первую компанию и запустили сервис коммерческих SMS-рассылок. Можно ли сказать, что этот период стал для вас и вашего развития основополагающим?
Давид Блбулян: Да, компанию я зарегистрировал под проект SMSWay — это был сервис и программа для профессиональных коммерческих SMS-рассылок и первый проект, где мне пришлось учиться работать еще и в оффлайн. Изначально я сам занимался продажами, помню первый свой такой звонок в компанию самарского автодилера VIP-авто, когда руководитель маркетингового отдела на том конце сказала что им интересно — я не знал что нужно делать дальше и предложил ей отправить мне договор. Несмотря на этот казус, они стали первым клиентом сервиса. Если до этого у меня по сути не было команды (не считая существенное количество различных фрилансеров) — теперь пришлось учиться искать и нанимать людей. В тот период я все делал интуитивно, у меня не было никакого профильного образования или ролевой модели, у кого можно было бы поучиться. Параллельно, насколько это было возможно, учился в СамГУ на юриста.
CNews: Расскажите, как появилось приложение SMSNinja, вошедшее в топ-11 зарабатывающих приложений России?
Давид Блбулян: Это было в 2012 году, я покупал рекламу в популярных тогда пабликах ВК и познакомился с одним из админов сети пабликов-миллионников, мы как-то достаточно быстро нашли общий язык и решили объединить мой опыт в разработке цифровых продуктов, экспертизу в SMS-технологиях, его большую аудиторию и нашу любовь к экосистеме Apple. Так появилось развлекательное приложение SMSNinja, которое позволяло отправлять SMS розыгрыши с подменой номера отправителя. На пике своей популярности, мы заняли 11 строчку Top Grossing (Топ среди всех зарабатывающих), что равнялось примерно 4.500$ выручки за сутки на тот момент.
В целом — это был успех и мы взялись за ряд других мобильных приложений. Мы заметили, что в день запуска приложения получить высокую позицию в рейтинге проще и предположили что в алгоритме ранжирования магазина существует что-то вроде «форы» для новых проектов в виде повышающего коэффициента — что позже подтвердили экспериментально. Мы каждый раз планировали запуск продукта таким образом, чтобы попасть в общий топ. Тогда главное окно App Store выглядело иначе, и «общий топ» привлекал внимание огромной аудитории — люди его постоянно мониторили в поиске чего-то новенького и интересного. В итоге, мы перед каждым новым релизом заранее закупали публикации и обзоры в десятках различных источниках, в назначенную дату делали приложение доступным в сторе и за счет большого притока установок выходили в топ. Это стало своеобразной стратегией запусков по умолчанию.
CNews: В какой момент и как появилось агентство Appbooster?
Давид Блбулян: 2012–2013 год примечателен еще расцветом пабликов в ВК с мемами — вроде МДК, БОРЩ и т.д. И у нас родилась концепция приложения-агрегатора мемов Paprika с элементами соц. сети. Можно было отправить мем на модерацию и, если он попадал в общую ленту, получить вознаграждение на баланс телефона. Тогда нам эта идея показалась гениальной и поначалу все даже шло неплохо, мы дошли до 300.000 DAU (ежедневных активных пользователей), но чуть позже все комментарии под мемами превратились в поле битвы между школьниками, выясняющими между собой отношения — чей мем лучше и почему кого-то модерация пропустила и заплатила денег, а кого-то нет, ведь его мем — самый гениальный из всех возможных.
Приложение Paprika мы в итоге продали, но поняли, что есть огромный сегмент пользователей, готовых за небольшое вознаграждение выполнять определенные действия и так родилась идея «оффер-волла» — доски приложений, где за установку можно получить определенное вознаграждение. Очень быстро стало понятно, что такой трафик пользуется серьезным спросом и мы стали продавать его различным digital-агентствам и CPI-сетям, а чуть позже и напрямую рекламодателям.
CNews: Appbooster входит в топ-3 агентств мобильного маркетинга согласно рейтингу Ruward. Как родилась идея создания полноценного агентства?
Давид Блбулян: Посетив одну из отраслевых конференций и посмотрев на партнеров/конкурентов вживую я осознал, насколько наш подход к работе на тот момент отличался от остальных. Почти за всеми уже стояла серьезная команда и структура, а мы работали в некотором смысле «на расслабоне» практически не имея никого в штате. Стало понятно, что либо нам нужно прямо сейчас серьезно впрягаться в гонку, либо момент будет упущен и нам ничего на этом рынке не достанется. Было решено, что я выкупаю долю партнера и полностью фокусируюсь на Appbooster.
Следующие несколько лет с 2014 по 2018 были одними из самых интересных, сложных и насыщенных — снова масса вызовов. Начав как просто источник трафика для других агентств, мы сами превратились в полноценное агентство — удалось привлечь очень талантливых ребят, начали выстраивать структуру и обрастать новыми направлениями. В 2017 году нас уже было около 40 человек, а на пике в 2020-ом около 100.
CNews: Что из себя представляет Appbooster сегодня?
Давид Блбулян: Сегодня Appbooster — это агентство комплексного продвижения приложений c продуктовым подходом. Думаю, в силу в том числе моего личного бэкграунда, у нашей команды очень продуктовый «майндсет», поэтому большое количество наших услуг завязано на собственные технологии и мы любим вникать в проекты клиентов и делиться не только маркетинговой, но и продуктовой экспертизой — конечно, когда просят :)
У нас есть классический медиабаинг из различных перформанс-каналов, но также у нас накоплен серьезный опыт и экспертиза в ASO в широком смысле и в органическом росте продуктов, включая рекламную систему Apple Search Ads, где у нас есть официальный агентский аккаунт. Помогаем приложениям по всему миру эффективнее привлекать заинтересованных и платящих пользователей.
CNews: У вас серьезная экспертиза в том, как увеличить видимость мобильного приложения и повысить приток органического трафика. Почему важно работать с органикой?
Давид Блбулян: Стоимость трафика в так называемых «платных каналах» постоянно растет и конкурировать в аукционах с заряженными зачастую условно-бесконечными венчурными деньгами проектами, очень сложно. А ведь там конкуренция идет среди целого спектра проектов из одной ниши (скажем, wellbeing), а не только с продуктами-заменителями, поэтому обращать внимание на ASO, свою видимость в сторе и виральность крайне важно. Это мощный мультипликатор любой другой маркетинговой активности, нередко имеющий решающее значение в конкурентной гонке и в принципе определяющий сходимость экономики.■
Иван Петров
Полный текст статьи читайте на CNews