Опыт использования Panasonic Lumix DC-S1H при съемке кино: фотокамера глазами оператора

Мы продолжаем работу над фильмом Московской консерватории «В поисках гармонии» (режиссер — Сергей Уваров, продюсеры — Александр Соколов, Марина Карасева), при съемках которого используем разное оборудование и делимся с вами впечатлениями. Ранее мы уже снимали на Canon Legria HF G60 и Fujifilm X-T4, но, пожалуй, наиболее ответственной задачей были съемки на Canon EOS-1D X Mark III в Большом зале консерватории. Новую камеру — Panasonic Lumix DC-S1H — мы смогли проверить в аналогичных условиях, во время студийной записи перформанса на сцене БЗК, а заодно и сняли на нее ночной эпизод в рабочем кабинете одного из героев фильма.

Это, конечно, не совсем фотокамера, и от «фото» у нее только форма. Но границы давно размыты. На первый взгляд может показаться, что на камере маловато физических органов управления, но при видеосъемке, как ни странно, недостатка в них не испытываешь. Задачу оператору облегчают еще и выделенная кнопка видеозаписи, продублированная на передней панели. Большинство параметров настраивается прямо на сенсорном экране или же привычными любому фотографу сочетаниями крутилок и кнопок на корпусе.

В камере есть разъемы 3,5 мм для наушников и микрофона, но звук мы на нее не писали.

Модель оснащена активной системой охлаждения, что очень актуально при продолжительных съемках, и очень важно, что она совсем не шумит. Более того, забота производителя об операторах чувствуется еще и в отсутствии других паразитных звуков, в том числе звука затвора. В статье про Canon EOS-1D X Mark III я упоминал, что при съемках во время студийной звукозаписи зеркало или механический затвор вредят процессу, поскольку в это время требуется абсолютная тишина. С Panasonic Lumix DC-S1H такой проблемы не было.

Приведем комментарий режиссера Сергея Уварова:

Поскольку мы имели все основания рассчитывать на высокое качество модели Panasonic, мы решили использовать ее в особо сложных эпизодах. В первом случае — во время записи в БЗК — нам были крайне необходимы сверхкрупные планы. Специально для фильма производилась запись очень необычного произведения, исполнение которого само по себе выглядит художественной акцией: исполнители извлекают звуки из натянутых между партами лесок, пустых ведер и бутылок, кусков пенопласта. Разумеется, все это надо показывать во всех деталях. Но как это осуществить без помех для звукозаписи? Есть два варианта: либо снимать издалека, но с очень мощным зумом, либо выйти на сцену и снимать оттуда, желательно с рук. Но тогда камера должна быть совершенно бесшумной. Мы испробовали оба.

Очень хотелось проверить в деле автофокус, потому что он плавный, перестраивается быстро и без рывков. Но решили не рисковать. Во-первых, потому что уже был негативный опыт с одной камерой (не самой топовой, впрочем), когда на первый взгляд хороший автофокус запорол несколько сцен, потому что елозил или фокусировался не на том. А во-вторых, кольцо фокусировки настолько легкое и мягкое, что с настройкой фокуса на ходу не возникает никаких проблем даже в довольно сложных сценах.

А вот стабилизатор использовался сполна, поскольку во второй локации места для штатива не хватало. Он оказался очень эффективным при съемке статичных кадров с рук из самых разных поз. В первом эпизоде при съемках на сцене стабилизатор тоже использовался, но только при прово́дках, где тоже очень помог.

Во время съемки в БЗК сложность была не только в необходимости сверхкрупных планов, но и в том, что освещение сцены во время звукозаписи оказалось весьма специфическим: светили софиты разных цветов и температур, поэтому баланс белого выставлялся автоматом. Увы, иного способа создать комфортную обстановку для музыкантов не было. Но даже при таком разнообразии источников света освещенность сцены оставляла желать лучшего. К счастью, для камеры это не стало препятствием.

По кадрам из видео в галерее ниже можно убедиться, что Panasonic Lumix DC-S1H со своей непростой задачей справилась практически идеально. На видео мало шумов на свету, шумы в тенях обработаны не слишком грубо, есть глубокий черный. Конечно, выигрыш по шумам и зерну дает еще и высокое разрешение, но и заслуга камеры в этом немалая.

Все видео снималось в формате AVC MOV, поскольку только он позволяет выбрать разрешение 4096×2160 — это полноценный широкоэкранный 4К. Между тем, большинство 4К-камер ни в каком формате не позволяют сделать кадр больше 3840×2160, что дает соотношение сторон 16:9, не очень хорошее для кинотеатров, поскольку справа и слева от изображения зрители будут видеть черные полосы. Да, фильм мы монтируем в 2К (2160×1080), так что технически это не составляет проблемы. Но гораздо удобнее и правильнее, когда картинка имеет нужное соотношение сторон уже на этапе съемки — это позволяет более точно и художественно выстроить композицию кадра и облегчает потом монтаж.

Итак, мы снимали в AVC MOV 4096×2160, и максимальный битрейт при этом получался 180 Мбит/с. Нам было достаточно 25 кадров в секунду. При таких вводных минута отснятого материала «весит» чуть больше 1 ГБ, что вполне нас устраивало по соотношению объема и качества. (Надо понимать, что рост битрейта и, соответственно, размера файла сразу усложняет всю дальнейшую работу — начиная от времени переписывания файлов с SD-карты на компьютер и в резервные хранилища либо облако и заканчивая монтажом.)

Кстати, несмотря на вроде бы «родной» для Мака формат, QuickTime Player почему-то отказался воспроизводить видео. Впрочем, других проблем не было, в том числе с альтернативными проигрывателями (мы использовали VLC Player) и программами монтажа — Final Cut Pro X «скушал» исходные файлы без проблем.

Оба видеофрагмента в статье без звука, поскольку он записывался отдельно.

Вторая сцена — ночью в рабочем кабинете композитора (правда, автора не этого произведения, а другого, тоже звучащего в фильме) — снималась в еще более сложных условиях. Единственным источником света была настольная лампа. С балансом белого в данном случае было гораздо проще, а вот с шумами — сложнее. Тем не менее, и здесь камера показала себя прекрасно. Шумы на таких высоких ISO, разумеется, есть, и немаленькие, но камере удается их подавлять программно, и в динамике они не заметны. Более того, порой может создаться впечатление, что это «благородный шум», наложенный на видео специально для «ламповости», как на звукозапись порой накладывают шорох иглы винилового проигрывателя, а на фотографию — имитацию пленочного шума. В любом случае, картинку он не портит, и это главное.

Вот какие задачи ставил перед картинкой в этой сцене Сергей Уваров:

Нам нужно было ощущение абсолютной интимности, даже сакральности ситуации. Композитор находится наедине, ночью, и переживает некий душевный кризис. Поэтому хотелось, во-первых, большого количества черного цвета, темноты, указывающей еще и на время суток — ночь, а во-вторых, здесь нужны были драматичные контрасты и тени. И, конечно, картинка должна быть благородной. Камера Panasonic справилась с этими задачами.

Резюмируем: камера Panasonic Lumix DC-S1H в наших задачах показала себя прекрасно. Это инструмент, с которым действительно приятно работать, на который можно положиться и которым хочется пользоваться снова.

Полный текст статьи читайте на iXBT