Операторы, новости финансовые и не только
«Сбербанк» задумал совершить революцию, выявляя телефонных мошенников в режиме реального времени. И не только «Сбербанк», «Тинькофф Банк» тоже. Наверное, и остальные скоро подтянутся. В «МТС Банке» изучили предпочтения россиян при оплате товаров и услуг при помощи пластиковых карт и pay-сервисов, результаты предсказуемые, но цифры все равно интересные.
Неужто всерьёз взялись за мошенников?
Речь идёт о телефонном мошенничестве, которым у нас толком никто и никогда не занимался. Почему серьёзно не занимались, понятно, дело очень неблагодарное. «Ловить и карать» правоохранителям трудно и неинтересно, дело-то скользкое, и что-либо доказывать по факту попытки трудно и непродуктивно. А после успешного мошенничества, когда дело сделано, деньги украдены и пострадавший появляется, ему не сильно легче от того, что завели дело. А если завели, то это почти заведомый «висяк». Который никому, кроме пострадавшего, не нужен. Получается, что эта сфера остаётся вне зоны внимания, что мошенников наверняка искренне радует.
Я вам советую почитать полный текст новости здесь, это действительно интересно и познавательно. Цитаты:
«Сбер первым из российских банков начал выявлять телефонное мошенничество в режиме реального времени, объединив усилия с операторами связи в рамках уникального технологического антифрод-решения. Данное решение не имеет аналогов в мире и запускается совместно с Tele2, «МегаФоном», дополняя уже существующее взаимодействие Сбера с мобильными операторами. В процессе подключения — МТС и «Билайн».
Теперь антифрод-система банка будет дополнительно получать информацию о мошеннических звонках клиентам от антифрод-платформы на стороне операторов связи. Такое решение позволяет нам оперативно выявлять мошеннические звонки и принимать меры для защиты клиентов банка. Полагаем, что объединение усилий антифрод-решений банка и операторов связи повысит эффективность выявления и предотвращения телефонного мошенничества». Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления Сбербанка
Не секрет, что больше всего ранее пострадавших от мошенников именно клиентов «Сбербанка», на то есть несколько объективных причин:
- Размер и популярность банка. В любом случае число пострадавших будет больше, чем у банков-коллег, элементарно в силу количества клиентов.
- Нацеленность мошенников. Из первой причины прямо вытекает и эта, логично ориентироваться на максимальную вероятность угадывания банка. Если мошенник представляется жертве представителем банка, то ошибка в угадывании названия банка — считай, процентов на 75–80 уже провал «миссии». Несмотря на многочисленные уверения пессимистов в «сливах информации» и «купленные базы данных», всё-таки подавляющее большинство таких звонков — так называемый «холодный обзвон», звонки на случайные номера телефонов.
- Меньше сценариев — проще «работать». Не нужно переоценивать интеллект мошенников, талантливых профессионалов среди обзвонщиков не так уж много, а читающих мысли Ванг нет вообще. Судя по отзывам, у большинства мошенников один сценарий и этому сценарию они тупо следуют. Естественно, этот сценарий написан специально под владельцев карт «Сбербанка».
- Наконец, среди клиентов «Сбербанка» много пожилых людей и/или людей во всём этом совершенно не ориентирующихся. И нередко людей доверчивых. Как это ни прискорбно, такие люди чаще всего оказываются жертвами телефонных звонков мошенников.
Вот, собственно, только основные причины, по которым нас должны особенно радовать дополнительные меры безопасности именно «Сбербанка». Тут со всех сторон звёзды сходятся так, что даже неспешные телодвижения «Сбера» в пересчёте на спасённые от мошенников деньги должны принести намного больше пользы, чем самая наисовременнейшая супер-пупер защита в маленьком банке с парой сотен вкладчиков. Помните анекдот про «Неуловимого Джо»? Вот, по той же «модели Джо» такие вкладчики никому особо не нужны и могут себя чувствовать в относительной безопасности от мошенников. Вот только выживет ли маленький банк в нынешних условиях? Это другой вопрос и та самая оборотная сторона медали. Наконец, третий вариант — хранить деньги в банке стеклянной, с плотно завинчивающейся крышкой. Выбор, естественно, за вами.
О том же самом (наверное) подробнее пишет «Тинькофф», пара цитат:
«Тинькофф объявляет о запуске Tinkoff Call Defender — платформы по предотвращению мошенничества с использованием телефонных звонков в рамках развития собственной системы безопасности клиентов «Тинькофф Защита». Платформа разработана в партнерстве с крупнейшими мобильными операторами, включая Tele2, Мегафон, МТС и Тинькофф Мобайл.
Тинькофф стал первым российским банком, который протестировал и внедрил в свою антифрод-платформу технологию, разработанную крупнейшими операторами мобильной связи — Мегафоном, Tele2, МТС. Она предназначена для защиты клиентов от наиболее распространенного способа телефонного мошенничества — социальной инженерии и, в частности, от телефонных звонков с подменой номеров».
Маленький оффтопик: обратите внимание на целеустремленное использования названия «Сбер» вместо «Сбербанк». Все эти жу-жу, конечно, неспроста, и «Сбербанк» явно приучает всех называть его просто «Сбер», сфера интересов которого много больше и шире, чем у какого-то там банка, даже если этот «какой-то» банк — аж целый «Сбербанк». Получится ли? Народ консервативен и переучивается трудно.
Теперь по сути темы. Похоже, что таки наконец-то взялись за мошенников всерьёз и на хорошем технологическом уровне. Будет ли эта борьба эффективной? Посмотрим. Так уж сильно обольщаться не станем, «свято место пусто не бывает», и появятся новые инструменты выманивания денег у пользователей, процесс бесконечен. Но с подменой номеров, конечно, позорище, никак не могут совладать у нас с этой «сверхзадачей». А совладать нужно, и в любом случае совладать придётся. Наверное, тут дело скорее не в мошенниках, а в том, что нужно эффективно закрыть все возможности подменять номер, раз уж у нас в России решили использовать номер как идентификатор конкретного человека. Здесь, скорее, политика на государственном уровне, а все эти сражения с мошенниками — в большей степени просто повод и побочный продукт. Но надо признать, что побочный продукт получился неплохой и более чем достоин похвалы.
За что и чем платим, «МТС Банк» делится циферками
«МТС Банк» изучил, как изменились предпочтения россиян при оплате товаров и услуг при помощи пластиковых карт и мобильной бесконтактной оплаты — pay-сервисов. Анализ собственных данных с 1 октября по 30 ноября 2020 года по сравнению с аналогичными периодами 2019 и 2018 годов показал, что за текущий год доля мобильных сервисов в общем денежном обороте операций по картам увеличилась до 23%, а доля транзакций — до 25%.
Пандемия 2020 года стимулировала рост популярности бесконтактной оплаты в офлайн-магазинах и онлайн-платежей в интернете. В марте 2020 года во время вспышки коронавирусной инфекции Банк России рекомендовал жителям страны избегать использования наличных и расплачиваться за товары и услуги бесконтактно. Росту популярности pay-сервисов также способствовало и появление такой функции оплаты на многих сайтах и в мобильных приложениях.
«Доля pay-сервисов в общем денежном обороте операций по картам увеличилась в октябре-ноябре 2020 до 23% с 18% годом ранее, а доля транзакций — до 25% с 21%, соответственно. Россияне по-прежнему предпочитают чаще платить смартфоном: в среднем 25 платежей в месяц против 16 с «пластика», год назад — 23 и 16, соответственно.
Использование смартфона при платежах продолжает демонстрировать бурный рост. В октябре-ноябре 2020 года держатели карт МТС Банка, использующие мобильные сервисы бесконтактной оплаты, расплачивались ими в торговых точках в 4,2 раза чаще, чем «пластиком»; годом ранее — в 3,7 раза чаще. Денежный оборот при использовании мобильных сервисов увеличился на 54%, а количество операций — на 37%, в то время как прирост по «пластику» составил всего 6% и 2%, соответственно.
Распространение смартфонов с поддержкой NFC в России также напрямую влияет на рост популярности платежей с помощью мобильных сервисов бесконтактной оплаты. По данным розничной сети МТС доля продаж NFC-смартфонов в январе-ноябре 2020/2019 годов выросла до 61% с 51% от общего количества проданных смартфонов.
В октябре-ноябре 2020 года самым популярным сервисом среди клиентов МТС Банка по-прежнему был Apple Pay, однако его доля с каждым годом существенно уменьшается. Через Apple Pay было совершено 39% операций, Google Pay — 35%, Samsung Pay — 23% и всего 3% — остальные pay-сервисы. Для сравнения, в том же периоде прошлого года на Apple Pay приходилось 49%, Google Pay — 31% и Samsung Pay — 20% транзакций. Еще годом ранее на Apple Pay приходилось более половины всех платежей — 53%. Снижение доли Apple Pay объясняется падением интереса россиян к iPhone, продажи которых, по данным МТС, по итогам первых девяти месяцев 2020 года составляют всего 10% и занимают четвертое место после смартфонов Samsung, Honor и Xiaomi.
Самые популярные платежи у россиян, как и год назад, — покупки в супермаркетах и продовольственных магазинах, а также оплата в кафе и ресторанах. В октябре-ноябре 2020 года 58% транзакций со смартфонов и 50% с «пластика» совершены именно в этих категориях. Годом ранее эти показатели составляли 63% и 54%. На снижение доли повлияло значительное сокращение расходов в местах общественного питания.
Наиболее значительный рост популярности бесконтактных платежных сервисов показали такие категории как телекоммуникационные услуги — в 2,2 раза, товары для дома — в 2,1 раза и автосервис — в 2 раза по сравнению с прошлым годом».
А сами пользователи Apple знают о том, что у них пропал интерес к Apple?
Вот, мне ещё интересен феномен заявленного падения интереса россиян как к продукции Apple, так и, соответственно, к Apple Pay. По крайней мере, на это намекают цифры, приводимые аналитиками МТС. Мне кажется, здесь дело не в падении интереса к Apple, а в сравнительно резком росте интереса к другим платежным сервисам, что и «перекашивает» статистику. Собственно, то же самое можно предположить и в отношении смартфонов iPhone, спрос на них стабилен и вроде как плавно растёт (я пристально не слежу), но при этом как бы падает на фоне быстро растущего спроса на другие модели. Здесь уместно вспомнить о том, что Apple Pay работает давно и насыщение рынка уже миновало этап взрывного роста. Также цифры в процентах всегда склонны вводить в заблуждение своей относительностью. Грубо говоря, если небольшой цех собирал два авто в день, а вдруг начал собирать по четыре, то это двукратный рост производительности, ого-го! А если собирал три, то свежесобранные четыре авто — тоже хороший прогресс, но уже ничего сенсационного. А если всегда собирал и продолжает собирать по три авто — это беда и глубокая стагнация, цех явно на грани банкротства. Особенно это заметно на фоне конкурентов из соседнего цеха, которые сборкой авто раньше вообще не занимались, а тут, глядя на коллег, решили приобщиться к этому бизнесу, напряглись и тоже собрали за месяц аж целых три авто. Вот у них рост производительности при нулевой точке отсчета вообще зашкалит, да? Правильнее смотреть абсолютные цифры и сравнивать динамику процента пользователей сервиса внутри экосистемы, но у нас почему-то любят свалить всё в одну общую кучу.
Наверное, в конце концов всё более-менее устаканится и «лукавые» цифры процентов начнут соответствовать среднерыночной динамике развития платежных сервисов. А пока пользуемся тем, что нам дают, или сами добываем скудно публикуемые абсолютные цифры и высчитываем проценты либо добываем отчёты аналитических компаний, которые занимаются этой деятельностью профессионально. Последний путь самый эффективный, но за полные отчёты обычно просят немалых денег, и такие отчёты интересны скорее другим профессионалам. Не говоря уже о том, что даже при продаже такого отчёта наверняка оговаривается отсутствие передачи прав на публикацию.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review