Очень предвзятое мнение о горнолыжном отдыхе в Карпатах

Вчера прочитал у Сергея Петренко заметку «Спасает ли шлем горнолыжников от травм?», в которой он упомянул о Буковеле. И не смог не написать.

Вот мой комментарий:

Буковель — отдельная тема. Где угодно в Европе (если быть более конретным, то в Австрии, Андорре, Франции, Словакии) когда падаешь на склоне, то к тебе несколько человек подъедут, спросят, всё ли в порядке, привезут палки и лыжи, оставшиеся выше. В Буковеле же скажешь спасибо, если через тебя после падения не ради необходимости, а ради фана не начнут прыгать, используя, как препятствие.

На всякий случай — мой уровень позволяет уверенно кататься по чёрным трассам. В последний раз меня сбил $удак сзади на широком склоне и начал быковать, что я назад не смотрю (и он, и я были на лыжах). Без комментариев.

Поэтому предпочитаю вообще никуда не поехать, чем ехать в Буковель.

Получил встречный вопрос: «В Славском тоже так?». Когда начал писать комментарий, то понял, что он вырастает в заметку. Вот она.

К счастью, не смогу подсказать, но это вопрос культуры, а она общая. Десять лет назад, когда становился на лыжи, товарища в Славском сбил новичок, потерявший управление, это закончилось серьёзным переломом ноги. Вот тогда и сказал себе, что ноги моей не будет в Славском. Все эти «ах, какая славная грибная юшка» или «ах, как можно говорить о том, что хорошо катаешься, если не проехался по знаменитым славским буграм» (которые возникли скорее всего из-за того, что ратрак работает раз в неделю) меня не привлекают, впрочем, как и слова «ах, как хорошо жилось в Советском Союзе». Сдерживаю обещание до сих пор.

Вот моё предвзятое впечатление о Карпатах. Хочу сказать, что в последний раз мы катались в Карпатах два года назад, а именно в Буковеле. Цена зашкалила, можно было добавить и неделю кататься в Словакии. После той поездки выбраться покататься не удавалось по разным причинам. Не хотелось тратить деньги на странный сервис с одной стороны, а с другой кайфа даже от разнообразных Буковельских трасс уже нет, хочется альпийского размаха. Как вспомню пятнидцатиминутные скоростные спуски без секунды отдыха на Les Houches, так пропадает желание ехать в Карпаты.

Буковель

Очень дорого, сервис так себе, еда слишком дорогая даже в фастфуде, а в ресторанах уровня козырной карты люди сильно травятся из-за проблем с водой (канализация прорывает?). Можно ехать только если иметь много денег (или останавливаться в отелях Паляныци, Яремче) и категорически не на выходные. Идеально приезжать в воскресенье и потом до четверга кататься. Желательно с собой иметь и еду…

Некоторые ездят на автобусах из Киева «по-студенчески», где включено жильё и добирание. Но на мой взгляд это только для студентов и людей с крепким здоровьем и нервами, потому как ночь ехать в автобусе — приятного мало.

Трассы же очень хорошие. И подъёмники на уровне. Главное быть суперосторожным на синих трассах — их любят «ломы» (люди, толком не умеющие кататься, но желающие прокатиться с ветерком, они едут как торпеда, сбивая всех, кто подвернулся), а кроме того эти трассы раздалбываются до льда новичками. В будние дни красные и чёрные трассы хороши, жаль только, что они достаточно короткие.

Драгобрат

Добираться далеко и дорого. Зато людей поменьше и снег хороший. Можно вне трас кататься (само собой без каких-либо гарантий, это не Франция, хеликоптеров нихт, весной только найдут).

Трасс мало, ратрачат нечасто, но и этого хватает.

Выбирать отели нужно по нормальным отзывам на форумах, потому как жлобские хозяева могут запросто отвести комнату над открытым снегу подвалом, в которой сантиметровые щели и при -25 требование дать обогреватель игнорируют. Тёплый спальник желателен.

Прокат нормальный. Но не нужно пытаться сэкономить, взяв лыжи при отеле или в маленькой будочке ХЗ знает где (это общее правило, даже в Австрии сталкивались). Когда становился на лыжи, то мне вуйко вручил классику 180 см (кто в курсе, тот посмеётся), а в ответ на «пластиковые ботинки тесные, нужны размером больше» сказал: «Да за день они растянутся».

Пилипец/Подобовец

Добираться близко, проживание близко, но с качеством «хат» как повезёт. Постельное бельё может в принципе не стираться между «гостями» или же стираться по типу «проветрилось, ну и славненько». Я заработал кожную болезнь, которую потом выводил пару месяцев из-за гостеприимного отеля. Так что нужно спать в спальнике.

Трассы ужасные, не ратрачатся, похоже, неделями. Внетрассовое катание офигенное, особенно по лесу. Правда без фанатизма. О реалиях фрирайда почитайте в статье «Лавина на Боржаве, январь 2013» и »(Домашние Карпаты забрали еще двоих)[http://www.risk.ru/users/softranger/197248/]», очень сильно протрезляет.

Прокат ужаснейший. Брал с собой борд, день откатал, захотелось сменить ощущения и пару дней покататься на лыжах. То, что в прокате, даже дровами назвать язык не поворачивается — вырванные канты и несрабатывающие крепления, вуйки завозят «лыжи», которые в Польше ушли в мусор, а тут они добиваются из-за камней. Упал, крепление не сработало, хруст в колене. Результат — боковой надрыв связок колена.

Если вам жаль свои лыжи, то очень не рекомендую сюда ехать.

Вывод

Вывод прост. Не едьте кататься в Карпаты. Лучше уж хотя бы в Ясна в Словакию. А лучше — в Австрию.

А если всё-таки собираетесь, то категорически не на выходные. Берите с собой спальники, еду и будьте готовы ко всему.

Насчёт шлема

Возвращаюсь к вопросу насчёт шлема.

Меня спасал шлем раза два. От одного до сих пор шрам как у Гарри Поттера. Удар как раз на шлем пришёлся и лишь на излёте — на лоб. Без шлема было бы всё грустно. Так что я тоже считаю, что шлем обязателен.

Полный текст статьи читайте на TheAppleGeek