Обзор Sony a6000: новая версия популярной беззеркалки
Sony NEX-6, несмотря на определенные недостатки, о которых, в числе прочего, мы писали в ее обзоре, стала одной из самых популярных и желанных беззеркальных камер на рынке. Спустя почти полтора года Sony показала ее преемницу, в которой часть этих недостатков должна была быть устранена; бонусом к этому пошла 24-мегапиксельная матрица и измененная система управления.
Полнофункциональная беззеркальная камера, с видоискателем, актуальным сенсором, быстрой и точной системой фокусировки. В этом секторе сейчас наблюдается серьезная конкуренция. В числе потенциальных альтернатив Sony a6000 (или ILCE-6000; да, новых NEX’ов не будет) можно назвать такие камеры, как Panasonic Lumix G6, Olympus OM-D E-M10, Fujifilm X-E2, Samsung NX30. Сюда же можно отнести и более крупные, зеркальные камеры среднего уровня — Nikon D5300 (или даже D7100), Canon EOS 700D. Компания очень серьезная, члены этого клуба смотрят друг на друга сурово —, но у a6000 есть козыри, которые не стыдно выложить на стол.
Основные характеристики Матрица: матрица Exmor APS HD CMOS типа APS-C (23,5×15,6 мм); эффективное разрешение — 24,3 Мп Байонет: Sony тип E. Совместимость с объективами на байонет A через переходник (с ручной фокусировкой или автофокусом, есть две модели) Защита от пыли: антистатическое покрытие оптического фильтра и механизм ультразвуковых колебаний Размер снимков: до 6000×4000 Формат снимков: JPEG (DCF вер. 2.0, Exif версии 2.3, совместимость с MPF Baseline), RAW (формат Sony ARW 2.3) Cоотношение сторон: 3:2, 16:9 Режим Sweep Panorama, разрешение до 12 416×1856 Видео: до 1920×1080, 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой; AVCHD: MPEG-4 AVC/H.264, MP4: MPEG-4, AVC/H.264; стереомикрофон Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB Светочувствительность: ISO 100—25600 ЖК-дисплей: ЖК, диагональ 3'', поворотный, общее число точек 921 600 Видоискатель: электронный видоискатель 0,39'', OLED, 1 440 000 точек Максимальная скорость серийной съемки: 11 кадров/c Фокусировка: гибридная; фазовый автофокус — 176 точек, контрастный фокус — 25 точек; AF-A (автоматическая автофокусировка), AF-S (автофокусировка для одного снимка), AF-C (непрерывная автофокусировка), DMF (прямая ручная фокусировка), ручная фокусировка Тип экспонометрии: 1200-зональный оценочный, замер матрицей Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная Экспокоррекция: +/-5.0 EV при шаге ⅓ EV Брекетинг по экспозиции: непрерывный, 3/5 кадров с шагом от ⅓ до 3.0 EV Затвор: контролируемый электроникой, вертикального хода, шторно-щелевого типа Диапазон выдержек: от 1/4000 до 30 с, выдержка с руки Баланс белого: Авто, Дневное освещение, Тень, Облачно, Лампа накаливания, Люминесцентное освещение (теплый белый, холодный белый, дневной белый, дневной свет), Вспышка, Под водой/ Цветовая температура (2500—9900K) и цветовые фильтры (G7 — M7 (15 шагов), A7 — B7 (15 шагов)), Пользовательский Режимы экспозиции: iAuto, iAuto+, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M), съемка с предустановленными настройками (MR) Сюжеты: Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Съемка с рук при недостаточном освещении, устранение размытого движения Художественные стили: Стандартный, Яркий, Нейтральный, Чистый, Глубокий, Портрет, Пейзаж, Закат, Ночная съемка, Осенняя листва, Черно-белый, Сепия, Style Box (1–6), (контраст (шаги от -3 до +3), насыщенность (шаги от -3 до +3), резкость (шаги от -3 до +3)) Спецэффекты изображения: Постеризация (цвет), Постеризация (ч/б), Яркие цвета, Ретро-фотографии, Частичные цветовые фильтры (R/G/B/Y), Высокая монохромная контрастность, Игрушечная камера (нормальный/холодный/теплый/зеленый/сиреневый), Мягкая гамма светлых тонов, Мягкий фокус (высокий/средний/низкий), Рисование HDR (высокий/средний/низкий), Насыщенное монохромное изображение, Миниатюра (авто/верхний/средний (H)/низкий/правый/средний (V)/левый), Акварель, Иллюстрация (высокий/средний/низкий) Динамический диапазон: Выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1–5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV) Цифровой зум 4х Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC Вспышка: встроенная, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-3.0 EV (с шагом ⅓ EV), синхронизация 1/160 с Интерфейсы: miniUSB, miniHDMI Беспроводные соединения: Wi-Fi, NFC Средняя цена версии Sony a6000 без объектива (body) составляет 30 700 рублей, версии с объективом E PZ 16–50 мм — 35 100 рублей, версии с двумя объективами (16—50 мм и 55—210 мм) — 41 400 рублей.
Дизайн и конструкция
Общий стиль Sony a6000 в сравнении с NEX-6 сохранен практически без изменений. Хай-тек: прямоугольный корпус, резкие грани, смещенный к левому краю видоискатель (и, как следствие, отсутствие псевдопентапризменного горба). Все отличия связаны с эргономическими переменами: поменялось расположение селекторных дисков, набор и назначение кнопок управления; приобрел ретро-облик рычажок выключателя. Главное же, что появилось — это исполнение в серебристом корпусе, с черной рукояткой. Камера смотрится в нем очень изящно и уместно. Для любителей выглядеть неприметно остался и полностью черный вариант.
Корпус облицован пластиком, металлическое здесь только шасси. Это позволило сделать камеру очень легкой (344 грамма с батареей и картой памяти), а все «но» пластикового корпуса вы знаете сами. Качество сборки, впрочем, близко к безупречному. Никаких претензий в этом плане.
Габариты a6000 — 120×66,9×45,1 мм. Камера совсем небольшая. С основным комплектным объективом E PZ 16–50 мм (power zoom) она поместится даже в дамскую сумочку, а то и в крупный карман походных штанов. И это — несмотря на серьезный выступ для хвата и видоискатель. Хват не слишком удобный, хотя привыкнуть можно и к нему. Но мне расстояние между выступом и объективом кажется слишком маленьким, даже мои, более чем тонкие, пальцы упираются костяшками в объектив. Но форму выступа следует признать удачной; есть и площадка для большого пальца.
Функциональные элементы. На фронтальной панели находится байонет E с кнопкой высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса, инфракрасный порт для пульта ДУ.
Слева под откидывающейся крышкой спрятаны интерфейсные разъемы: miniHDMI и microUSB. Справа находится контактная площадка NFC и проушина крепления ремешка (такая же есть и слева).
Верхняя панель: универсальный мультиинтерфейсный разъем (поддерживаются как функции обычного «горячего башмака», так и фирменные аксессуары Sony), выскакивающая вспышка, селектор режимов, навгационный селектор; ближе к передней кромке можно увидеть кнопку спуска с рычажком выключателя, а также программируемую клавишу.
Снизу: далеко разнесенные резьба для штативной площадки и отсек для батареи и карты памяти. Прорезь для карточки находится слишком близко к открытой крышке, менять ее неудобно.
Тыльная сторона корпуса: откидывающийся трехдюймовый экран, над ним видоискатель с колесом диоптрийной коррекции и сенсором приближения, кнопка активации вспышки, кнопка вызова меню; справа от экрана мы видим кнопку блокировки автоэкспозиции (и увеличения сделанных снимков), вторую настраиваемую клавишу (по умолчанию вызывающую быстрое меню), пятипозиционный джойстик, совмещенный со вторым навигационным селектором, кнопку воспроизведения снимков и третью программируемую клавишу. На стыке тыльной и боковой панели располагается кнопка запуска видеозаписи.
Интерфейс и управление
Отказавшись от обозначения своих беззеркальных аппаратов словом NEX, Sony меняет следом и философию их управления. На место громоздкой схемы с софт-клавишами и слегка мультяшным основным меню приходит более классическая схема. Движение было начато еще на NEX-6 — с появлением на нем селектора режимов. Здесь это дело продолжено: софт-клавиши пропали, меню приобрело традиционный вид (подобный тому, что мы видели, например, на Sony a7), в арсенале у фотографа оказались три программируемые клавиши (реально же, конечно, две — одна всегда будет занята вызовом быстрого меню). Экспозиция задается двумя селекторными дисками.
Система управления в сравнении с теми же Panasonic Lumix G6 или Olympus OM-D E-M10 смотрится немного куцей, но это, в любом случае, заметный шаг вперед — и пусть ради него пришлось наступить на горло своей песне и прервать традиции, этого того стоило. Но не перенесена в иное место кнопка активации видеозаписи, которая и на NEX-6 была расположена не слишком удачно — переносить палец с кнопки спуска неудобно, а большой палец, не изменяя всего положения руки, перенести на эту кнопку невозможно.
Интерфейс хорошо знаком по старшим камерам серии Alpha, RX1 и a7. Черно-бело-желтая цветовая гамма, горизонтальная навигация; немного громоздко, и логика не всегда очевидна, но вариантов организации пространства с таким числом настроек не так уж много. В быстром меню все пункты сосредоточены в нижней части экрана в единой матрице.
В режиме Live View на экран можно вывести сетку, гистограмму, основные параметры съемки. При постоянном использовании видоискателя на экран уместно вывести полные параметры съемки, доступ к которым открывается при нажатии кнопки вывода быстрого меню. Это самый оперативный способ отслеживать и регулировать все настройки съемки, в том числе и второстепенные. Также отмечу возможность вывода на экран «зебры» — отметки зон пересвета при помощи белых полос. А вот виртуального горизонта по неведомым причинам а6000 недосчиталась — стоит надеяться, что этот досадный и необъяснимый промах будет исправлен в будущих прошивках. Хотя есть подозрение, что он появится в PlayMemories как платная опция.
Обновлен электронный видоискатель. Он потерял в разрешении (1 440 000 точек против 2 359 000 ранее), но работает заметно быстрее. Разница в разрешении, конечно, заметна, но практически полное отсутствие запаздываний в данном случае важнее. Он яркий, довольно крупный и позволяет вывести на него всю ту же информацию, что и на основной экран. Его расположение по-прежнему не понравится людям, привыкшим визировать кадр левым глазом, — элементарным образом нос упирается в экран.
Основной экран трехдюймовый, откидывающийся, разрешением 921 600 точек (неплохим, но не предельным — в ассортименте Sony есть и более четкие экраны). Считываемость информации хорошая (на солнце экран блекнет, но остается читаемым), к цветопередаче претензий нет, углы обзора достойные. Сенсорного покрытия нет, а зря — выбор точки фокусировки прикосновением пальца к экрану еще никому не мешал.
Функциональность
В основе Sony a6000 лежит сенсор стандарта APS-C (23,5×15,6 мм) эффективным разрешением 24,3 мегапикселя. Подобный применен на камере Sony a77 II. Но не на NEX-7, это матрица другого поколения. Sony продолжает наращивать число мегапикселей на своих матрицах — не стесняясь это делать в условиях гонки за минимальной шумностью на кадрах с высокими значениями ISO. О том, как она себя проявляет в этих условиях, написано ниже. Для обработки сигнала используется процессор BIONZ X последнего поколения.
Камера включается в работу примерно за полсекунды с любым объективом, кроме E PZ 16–50 мм, которому необходимо еще примерно две секунды на активацию. Серийная съемка доступна со скоростью до 11 кадров в секунду — очень хороший показатель.
Пример серийной съемки можно увидеть выше.
Буфер обмена невелик, но и не ограничивает возможности съемки одной серии — до 20 кадров в формате RAW и до 50 в формате JPEG. Причем есть поддержка карт памяти стандарта UHS-I — они дают прирост буфера и быстрее обрабатывают информацию с a6000.
Обновлена система автофокуса. Это снова гибридный автофокус, с фазовыми датчиками на матрице (176) и контрастными точками (25). За счет того, что фазовых датчиков стало намного больше и они теперь расположены по всей поверхности сенсора, а не только в его центральной части, появился рабочий следящий автофокус, точность наведения на краях кадра также заметно выросла. Обещанную скорость также вполне можно требовать с камеры, она будет — даже при использовании комплектного, не самого быстрого по определению, объектива.
Схема выбора точки фокусировки вполне удобна — при активации точечного АФ достаточно нажать центральную кнопку навигационного блока и перейти к перемещению точки;, но сенсорного автофокуса все равно не хватает. Но от большей части болезней NEX-6 новинка избавлена. Любителям мануальной оптики придется по вкусу двойная система помощи ручной фокусировке: и при помощи увеличения зоны наведения, и за счет регулируемой подсветки резких краев объекта (focus peaking).
Затвор типичный, с диапазоном от 1/4000 до 30 секунд, с возможностью задавать выдержку от руки (bulb) в ручном режиме.
Встроенной оптической стабилизации нет, она осуществляется исключительно при помощи объективов, многие из которых в линейке E-mount оснащаются стабилизаторами за счет сдвига линз.
Есть встроенная вспышка. Не очень мощная, с временем синхронизации 1/160, но зато с возможностью отклонения вверх. Рядом с ней расположен аксессуарный разъем, так что проблемы с установкой более мощного и качественного источника света не будет.
Режимы съемки вполне стандартны: P/A/S/M, iAuto, iAuto+ (с подавлением размытости и шумов при помощи брекетинга), панорама, сюжетные режимы, пользовательский режим.
Программные возможности при съемке кочуют из камеры в камеру: Sweep Panorama (в стандартном разрешении, 24 мегапикселя никак не сказались), Auto HDR, отличная программная подгонка динамического диапазона (Dynamic Range Optimizer), борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров. Можно сглаживать дефекты кожи включением режима «Soft Skin», автоматически кадрировать портрет и автопортрет (далеко не всегда корректно). Есть брекетинг по экспозиции, цифровой зум за счет уменьшения разрешения снимка и «увеличение четкости изображения», позволяющий удвоить фокусное расстояние используемого объектива без падения разрешения, но с падением детализации. Доступна и определенная коррекция артефактов оптики — затенения, хроматических аберраций, дисторсии (набор зависит от конкретного объектива).
Пример работы встроенной склейки HDR (слева — снимок с обычным расширением динамического диапазона, справа — с HDR).
Пример работы программного расширения динамического диапазона. Слева — снимок без расширения диапазона, справа — с максимальным.
На месте все художественные эффекты (называемые Sony спецэффектами изображения) и настройка цветовой палитры («художественные стили»). Пример снимка с различными спецэффектами можно увидеть выше.
Беспроводная функциональность. Sony a6000 оснащена модулями Wi-Fi и NFC, дающими возможность управлять камерой со смартфона (полезно для автопортретов, например, или при установке камеры в труднодоступном месте), быстро передавать снимки без проводов на смартфон/планшет/компьютер, распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. Причем для соединения со смартфоном с поддержкой NFC не обязательно вводить логин и пароль — очень удобно.
Помимо стандартного для камер с Wi-Fi набора функций, a6000 дает доступ к фирменному магазину приложений PlayMemories, за счет которого можно за дополнительную плату (либо иногда бесплатно) расширить функциональность камеры специально разработанными приложениями: например, добавить функцию мультиэкспозиции или программного помощника для получения эффекта «звездного следа». Набор приложений постоянно пополняется — Sony продолжает уповать на этот, на мой взгляд, аппендикс.
Видео. Sony a6000 умеет писать FullHD-видео в форматах AVCHD или MP4 с частотой до 60 кадров в секунду, прогрессивной разверткой и стереозвуком. И, в отличие от NEX-6, с возможностью применять ручные настройки. Таких тонкостей, как возможность подключения внешнего микрофона или наушников, нет, но за счет, в числе прочего, рабочего автофокуса съемка видео с помощью a6000 — вполне рабочий сценарий использования этой камеры. Для профессионалов видеографии она не подойдет, но любителю ее возможностей будет достаточно.
Скачать пример видеосъемки (MTS, 101,3 Мбайт)
Качество съемки
Sony a6000 оснащена стандартным байонетом E-mount, использующимся для беззеркальных камер Sony. Для него сейчас у Sony предлагается большой выбор оптики — причем для a6000, оборудованной сенсором формата APS-c, выбор расширяется и теми моделями объективов, что предназначены для полного кадра. В частности, в этом тестировании, помимо комплектного E PZ 16–50 мм, компактного, но не блещущего качеством (невысокое качество исполнения, возможные проблемы с надежностью, плоская картинка; вопрос к виньетированию снят программным исправлением аберраций), принимал участие Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA. На него сделана меньшая часть снимков (все-таки этот объектив будет использоваться с а6000 нечасто), но он дает представление о картинке, которую можно получить при помощи этой камеры. Объектив очень хороший — выделяется прекрасной резкостью, стильным боке, скоростью, исполнением. О да — он большой, тяжелый и для беззеркалки громоздкий.
В автоматических режимах (полностью автомат iAuto и iAuto+ с возможностью задавать приоритеты по цветам, размытости заднего фона и т. д.) камера работает неплохо в простых ситуациях, допуская ошибки в ситуациях со сложным освещением. Не очень стабилен автоматический баланс белого, камера может в одной и той же ситуации несколько кадров подряд делать с различным балансом (это хорошо заметно на тех же примерах серийной съемки); при этом в большинстве ситуаций a6000 справляется с этой задачей неплохо.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Скачать RAW-файлы (209 Мбайт)
Несмотря на выросшее разрешение, свои позиции по съемке при высоких значениях ISO сенсор a6000 сдавать не стал. Рабочим можно назвать диапазон до ISO 3200 включительно (как раз по этому значению проходит верхняя граница ISO-автомата). На ISO 6400 заметен шум и потери деталей слишком серьезны. При этом характер шума, выдаваемый сенсором a6000, нельзя назвать неприятным. Исключительно монохромный на не предельных значениях, вполне терпимый при просмотре изображений без увеличения.
Есть встроенное шумоподавление. Слева направо — три снимка на ISO 6400, от выключенного шумоподавления к максимальному.
Картинка Sony a6000 отличается нормальной цветопередачей, без перекосов и фирменных особенностей, отличной детализацией снимков. С динамическим диапазоном здорово помогает Dynamic Range Optimizer при съемке в JPEG. При съемке в RAW также можно «вытянуть» тени достаточно хорошо, пространство для этого сенсор оставляет.
Галерея снимков, сделанных на Sony a6000:
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru