Обзор Olympus PEN E-PL7: компактная беззеркалка с Wi-Fi
Olympus, как правило, не спешит с обновлением своей беззеркальной линейки: флагманы OM-D держатся на рынке по два года (оставаясь на нем после выхода нового флагмана в качестве более недорогой модели), старшие PEN E-P также обновляются раз в два года, обновление линейки миниатюрных E-PM прекращено — и только главная «мейнстримная», самая массовая беззеркалка Olympus линейки E-PL обновляется как часы ежегодно. В прошлом году вышла E-PL7, актуальная версия стильной камеры, рассчитанная не в последнюю очередь на любителей автопортретов.
Новинка получила: поворотный на 180 градусов в вертикальной плоскости экран, который удобно использовать для построения кадра при съемке самого себя; новый экран высокого разрешения; наконец-то модуль Wi-Fi. Также изменен дизайн — на мой взгляд, в лучшую сторону, но при этом E-PL7 стала чуть крупнее и тяжелее.
Olympus позиционирует модель как стильный аксессуар, напирая по традиции в разговорах о своей серии PEN на дизайн, камеру для тех, кому важно, как выглядит каждая их вещь; при этом, конечно, E-PL7 нельзя ограничивать этими рамками — это полнофункциональная беззеркальная камера стандарта Micro Four Thirds с хорошим сенсором (проверенным еще на E-PL5) и широчайшим парком оптики, характерным для этой системы. За счет сочетания небольших габаритов, серьезной функциональности и относительно невысокой цены камера вполне может рассматриваться как вариант основной камеры для продвинутого любителя. Дизайн же был и остается просто отличительной чертой Olympus PEN, за счет которой E-PL выделяется среди конкурентов.
Основные характеристики Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3×13 мм), число эффективных пикселей — 16,1 млн Процессор: TruePic VII Очистка от пыли: ультразвуковой волновой фильтр Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 3-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 3 шагов EV Фокусировка: контрастная Область фокусировки: 81 зон, группа зон (9 точек), одна зона (нормальная), одна зона (маленькая) Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус, сенсорный фокус Режимы работы: программный авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, cюжетные программы, художественные фильтры, фото история, видеосъемка Брекетинг: по экспозиции 2 / 3 / 5 кадров (+/- ⅓, 2/3, 1 ступени EV); 7 кадров (+/- ⅓, ½, 2/3 ступени EV); по ISO 3 кадра (⅓, ½, 1 ступени EV) Экспокоррекция: +/- 5 EV (1, ½, ⅓ ступеней) Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер, Съемка с рук, Панорамная съемка Экспозамер: TTL-замер с открытой диафрагмой, 324 зоны Режимы экспозамера: ESP-экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень Художественные фильтры: Поп-арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость, акварель, partial color (18 цветов), винтаж; доступны вариации для каждого; брекетинг по художественным фильтрам Размер снимков: до 4608×3456 Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.2), MPO (3D) Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 6:6, 3:4 Светочувствительность: ISO 200—25600 (настраивается, по умолчанию ISO 200—1600) Экран: диагональ 3'' с разрешением в 1.037 тысяч точек, сенсорный, поворотный (по вертикали) Видоискатель: опциональный Максимальная скорость серийной съемки — до 8 кадров/c; максимальная серия — 20 снимков для RAW, ограничено объемом карты памяти для JPEG Тип затвора: электроуправляемый затвор щелевого типа Диапазон выдержки: 1/4000 — 60 с Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный, дневной свет, вспышка, облачность, тень, под водой; настройка по температуре; ручной баланс белого Программная обработка цветов: i-Enhance, Насыщенный, Натуральный, Портрет, Приглушенный, Монотон, Художественный фильтр, Пользовательский Видео: до 1920×1080, 30p, 20 Mbs; MOV (MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG); эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо, художественный переход, телеконвертер, старая пленка; художественные фильтры; встроенный стерео-микрофон Вспышка: сменная, ведущее число — 10, крепление на горячий башмак, синхронизация 1/250 с Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, GPS через смартфон Средняя цена на стандартный комплект с объективом 14–42 мм — 31500 рублей, на версию с объективом 14–42 мм Pancake — 28000 рублей, на версию без объектива (body) — 22000 рублей.
Дизайн и конструкция
Olympus стала одной из первой компаний в цифровую жру фотографии, сделавшей ставку на «неоклассику» — ретро-стиль в оформлении своих камер. Еще первый PEN (ставший второй в мире беззеркалкой вслед за Panasonic Lumix G1) блистал характерным для камер из 70-х стилем — и эта тенденция сохранилась на последующих камерах линейки. E-PL7 не исключение. При этом ее облик мне кажется более благородным, более утонченным, чем у предшественницы, более близким к старшей модели PEN-серии — E-P5. Подчеркивают это и материалы — корпус облицован металлом, избавлен от сменной рукоятки, по периметру обит пластиком с фактурой под кожу. Камера, безусловно, хороша собой и на ощупь, с ней приятно иметь дело. Несмотря на то, что это недорогая беззеркалка, скорее относящаяся к сегменту начального уровня, на ее оформлении и ощущениях от работы это не сказывается.
Габариты Olympus PEN E-PL7 — 115×67x38 мм, вес — 465 грамм (с батареей и картой памяти). В руке камера лежит хорошо, выступ подходит почти для любой кисти, для большого пальца есть площадка на тыльной панели. Единственная небольшая претензия — маленький зазор между рукояткой и объективом: людям с купными пальцами может быть неудобно работать с камерой из-за этого. Габариты позволяют носить камеру в обычной сумке (в том числе и дамской).
Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, лампочку подсветки автофокуса.
На правом ребре, помимо колечка для ремешка, под единой крышечкой скрыты USB- и microHDMI-разъемы. Слева нет ничего, кроме колечка для ремня. Сверху находятся динамик, стереомикрофон, горячий башмак, селектор режимов, кнопка спуска, окольцованная селекторным диском и кнопка включения. Снизу — отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. При постановке на штатив доступ к отсеку перекрывается.
Тыльная панель: крупный экран, поворотный в вертикальной плоскости, над ним — две кнопки масштабирования (одна — программируемая), ниже: кнопка запуска видеозаписи, пятипозиционная полифункциональная навигационная кнопка, кнопки смены режима отображения, вывода основного меню, воспроизведения и удаления снимков.
Интерфейс и управление
Расположение органов управления слегка изменилось в сравнении с E-PL5, но все равно характерна для серии PEN, а не OM-D. Селекторное кольцо переехало наверх, к кнопке спуска, перегруппированы кнопки. Не сказал бы, что что-то изменилось кардинально, на общем удобстве управления все это практически не сказалось — разве что кнопка видеозаписи находится в менее удачном месте и почти не выступает над корпусом, работать с ней стало неудобно. А вот тот факт, что программируемыми на проверку оказываются практически все клавиши на корпусе, а не только та, над которой написано Fn.
Экран на E-PL7 сенсорный, как на E-PL5 или E-M1, интерфейс по сравнению с этими моделями не изменился, но в отличие от предшественницы добавлено быстрое матричное меню, позволяющее за счет сенсорного экрана иметь мгновенный доступ к большинству настроек (вызывается оно перебором экранных меню с помощью клавиши Info). К сенсорному управлению экран приспособлен мало — значки слишком мелкие; с помощью сенсорного управления можно фокусироваться и снимать по нажатию, просматривать снимки в галерее, масштабировать их (мультитача не появилось), а также манипулировать настройками в режиме i-Auto (размытость заднего фона, движущихся объектов, яркость, оттенок, а также фото-гид).
Основное меню тоже не изменилось, к сожалению — логика с собранными в одном месте всеми тонкими настройками видится мне не слишком очевидной, бесконечный скроллинг по ним утомляет. При этом само количество настроек, обеспечивающее гибкость подстройки камеры, по-прежнему радует.
Экран улучшен — при сохраненной диагонали в три дюйма разрешение увеличилось более чем в два раза, с 460 тысяч точек до 1037 тысяч точек. Он снабжен механизмом, позволяющим поворачивать его на 90 градусов вверх и на 180 градусов вниз — чтобы видеть самого себя при съемке автопортрета. Механизм спорный — если с поворотом вверх проблем не возникает, то для поворота вниз экран надо сначала немного сдвинуть вниз, причем делать это аккуратно. При поспешной попытке «отогнуть» экран есть шанс сломать механизм; но, по ощущениям, выполнен он достаточно надежно.
На экран можно вывести почти все основные настройки, разные виды сетки (в том числе и крестом, и для замера линии горизонта), гистограмму. Видоискателя нет, можно только докупить опциональный электронный. С учетом того, что он устанавливается в то же гнездо, что и вспышка (встроенной, опять же, нет), ситуация достаточно неприятная. В первую очередь камера предназначена для тех, кому основного экрана для компоновки кадра вполне достаточно.
Функциональность
Сенсор переехал без изменений — тот же 16,1-мегапиксельный CMOS формата Micro Four Thirds (17,3×13 мм), знакомый еще по модели OM-D E-M5. Процессор же обновлен — это TruePic VII.
Камера довольно быстро включается в работу (со скидку на активацию объектива с электронным зумом — у нас был именно такой комплект), почти не тратит время на обработку снимков после применения фильтров программной обработки, способна снимать со скоростью до 8 кадров в секунду. Все это хорошо знакомо и по E-PL5, в новой версии же увеличился буфер обмена: если по RAW все примерно так же — серия до 19–20 кадров, то по JPEG серия ограничена только скоростью и объемом карты памяти.
Автофокус контрастный, с 81 точкой (это больше, чем на E-M5, E-P5 или E-PL5, но не гибридная схема, применяемая на флагмане E-M1). Работает быстро, доступно распознавание лиц, есть возможность задавать конкретные точки фокусировки. С точностью бывают проблемы, особенно в условиях недостаточной освещенности, АФ может мазать — стоит проверять результат на месте. Доступна ручная фокусировка с focus peaking (выделением контуров резкости), есть возможность сенсорной фокусировки (прикосновением пальца к дисплею в нужной точке).
Встроенная вспышка отсутствует. Вместо нее ставится комплектная вспышка на горячий башмак. Не самое удобное решение, но вспышка совсем неплохая для комплектного/встроенного решения: рабочее число — 10, есть подавление красных глаз; она может работать ведущей сразу для четырех групп внешних источников света.
Зато встроен в камеру матричный стабилизатор — трехосевой, позволяющий компенсировать до трех шагов EV. По факту это означает возможность съемки без смаза на выдержка, начиная с 1/10. Доступна внутрикамерная конвертация RAW в JPEG с различной обработкой фото.
Затвор работает в диапазоне от произвольной выдержки до 1/4000 секунды (сверхбыстрый механический затвор, срабатывающий на 1/8000, присущ только старшим моделям). Зато брекетинг по экспозиции допускается с диапазоном в пять ступеней EV.
Режимы съемки: P/A/S/M, сюжетные режимы (их очень много), фирменные арт-фильтры, фирменный же режим «фотоистории» с объединением нескольких фото в одну при помощи рамок и, конечно, видео с полным автоматом iAuto.
Число арт-фильтров увеличилось с 12 до 14, список пополнен выборочным цветом (выбирать можно из 18 цветов) и фильтром «финтаж». Есть, как обычно, и брекетинг по фильтрам. Примеры снимка с различными фильтрами — выше.
Выше можно увидеть пример съемки «фото-историй» с применением нескольких фоторамок. Знакомая по другим камерам Olympus функция.
Доступна программная склейка HDR, съемка с мультиэкспозицией, time lapse, внутрикамерная склейка панорам (практически бесполезная из-за неудачной реализации); фирменная обработка цветов i-Enhance также присутствует.
Беспроводная функциональность. В отличие от предшественниц, E-PL7 обладает встроенным модулем Wi-Fi. Контакт с мобильным устройством можно налаживать за счет считывания QR-кода (средство, в свое время на камерах впервые внедренное именно Olympus, но уже активно подхваченное и другими компаниями). Помимо удаленного Live View (с минимальными возможностями, конечно, но для съемки, например, автопортрета достаточными) и передачи фотографий непосредственно в память смартфона/планшета, приложение позволяет редактировать снимки при помощи встроенных арт-фильтров и добавлять геометки.
Видео. Здесь Olympus PEN E-PL7 не блистает, показывая примерно то же, что и E-PL5 — FullHD-видео с частотой лишь 30 кадров/с и прогрессивной разверткой в контейнерах MOV и MPEG4. Автофокус во время записи видео работает, но не слишком здорово, есть встроенный стереомикрофон, но нет возможности подключения внешнего. При этом для видео можно применять различные арт-фильтры, а также добавлять необычные эффекты «пост-движения». Есть и функция применения фильтров на одном ролике последовательно, один за другим, с заданным переходом между ними.
Качество съемки
Olympus PEN E-PL7 может идти в комплекте с разными объективами — с электронным зумом или обычным, отличающимся по цене и габаритам. О них мы уже писали, тестируя оба; в данном случае камера была у нас с зумом-«блинчиком» 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ. Это очень неплохая вариация на тему компактного зум-объектива — ладно собранная, с двумя, что редкость, кольцами (не будет проблем ни с зуммированием, ни с ручной фокусировкой) и с хорошей для своих довольно рядовых оптических характеристик картинкой. Несколько страдает скорость и цепкость фокуса, можно воспринимать это как необходимые жертвы компактности.
Байонет Micro Four Thirds позволяет использовать на E-PL7 широчайший парк оптики как Olympus, так и Panasonic — на сегодняшний день, несмотря на все усилия конкурентов (в первую очередь Sony, Fujifilm, Samsung), это лучший выбор и по качеству, и по количеству.
Авторежим неплох в плане выставления адекватной экспозиции — ограничения по светочувствительности компенсируются возможностью выставить выдержку подлиннее, спасибо стабилизатору. Но временами камера «перебарщивает» с оценкой возможностей своего стабилизатора, ставя слишком длинную выдержку — и получая смазанные кадры в итоге. Неплохо отрабатывает камера ситуации с искусственным освещением, выставляя верный баланс белого.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Скачать RAW (143,3 Мбайт)
Рабочим спокойно можно называть диапазон до ISO 1600 включительно, выше — уже становится заметно падение детализации, лезут шумы. Проблемным остается высокий нижний порог светочувствительности — ISO 200. Есть возможность искусственного расширения диапазона до ISO 100, но это происходит за счет падения качества съемки.
Шумоподавление отключаемое, с тремя степенями мощности. Слева — направо — снимок на ISO 6400 от отключенного шумодава к максимальному.
Снимки, сделанные на Olympus PEN E-PL7 характерны в первую очередь фирменной, очень яркой и выразительной цветопередачей. Детализация неплоха, динамический диапазон вполне в пределах нормы.
Галерея снимков, сделанных на Olympus PEN E-PL7:
Скачать RAW
Батарея
E-PL7 комплектуется аккумулятором BLS-50 емкостью 1210 мАч, которого хватает примерно на 330–350 снимков (в зависимости от режима использования). Это очень неплохо для компактной беззеркалки, причем сейчас нет тенденции к наращиваю этого числа, скорее наоборот — производители нечасто заботятся об этом моменте. У Olympus подобная проблема вставала в полный рост на модели E-M5, серия E-PL от нее избавлена.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru В свете редко схлопывающегося рынка компактов все производители камер склоняются к получению прибыли за счет продажи более дорогих камер, заменяя количество качеством. E-PL7 вполне поддерживает эту тенденцию. Это младшая модель в беззеркальной линейке Olympus, но (особенно с учетом новых экономических реалий в России, в долларовом эквиваленте она стоит наравне со своими предшественницами) ее нельзя назвать дешевой. Но и исполнение соответствующее: прекрасные материалы, благородный дизайн (особенно в двухцветном исполнении, какое и было у нас на тестировании); E-PL7 выглядит значительно солиднее предыдущих E-PL, играя на том же поле, что и старшая PEN.
Функционально это тоже серьезная камера — ей не хватает только встроенного видоискателя и встроенной же (а не внешней вспышки). Но здесь отличия уже не так кардинальны: Wi-Fi + NFC, обновленный процессор, несколько новых фильтров и дополнительных программных возможностей. И да, новый кран с поворотным механизмом, допускающим использование камеры для автопортрета — эта тенденция постепенно охватывает весь рынок, производители выпускают модели с экранами, поворачивающимися «на себя» один за другим.
В своем сегменте у E-PL7 очень серьезная конкуренция: здесь и Sony a5100, и Fujifilm X-M1, и Samsung NX300 (берущая свое за счет цены); не стоит скидывать со счетов и позапрошлогоднюю Panasonic Lumix GF6. Среди них E-PL7 берет свое за счет исполнения и фирменного характера (в первую очередь цветопередачи) — ниша не очень широкая, но она есть. Правда, есть еще одно «но» — очень близко расположенная по ценобразованию OM-D E-M10, одна из самых удачных по совокупности качеств беззеркалок прошлого года, превосходящая младшую сестру из серии PEN почти во всем. Именно внутренняя конкуренция видится для E-PL7 наиболее серьезной.
Александр Бабулин, babulin@corp.mail.ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru