Обзор Nikon D810: зеркальная камера с огромным разрешением стала еще лучше
Nikon, ранее по много лет державший на рынке свои топовые камеры в неизменном виде, в последние годы несколько меняет политику, расширяя линейку и готовя регулярные небольшие обновления. Вслед за D610 на рынок выходит и D810 — продолжение нашумевшей два года назад полнокадровой модели D800 с поразительным разрешением 36 мегапикселей, с ходу завоевавшей популярностью у фотографов-пейзажистов и специалистов по съемкам в студии — новинка должна стать более универсальной. Отдельно тогда отмечалась версия D800E без низкочастотного фильтра, позволявшая получить и вовсе запредельную четкость, но грешившую муаром. Программные средства, впрочем, развиваются очень быстро, и модель D810 выпускается в единственной версии без фильтра, что уже стало традиционным для Nikon (вспоминаем D7100, D5300, Coolpix A).
Помимо этого, модель D810 получила новый процессор EXPEED 4, за счет которого удалось увеличить скорость серийной съемки до 5 кадров в секунду (и, теоретически, избавиться от некоторой медлительности первой версии), естественный диапазон светочувствительности ISO 64–12800, новая система обработки снимков Picture Control 2.0, добавленная к съемке FullHD-видео частота в 50/кадров в секунду, новый режим съемки RAW (S), позволяющий получать снимки с небольшим разрешением (что поможет фотографам, публикующим снимки в сети), и еще набор мелких доработок. Это полноценно новая камера, а не просто штатное косметическое обновление. Тем интереснее с ней познакомиться.
Основные характеристики Матрица: CMOS-матрица размером 35,9×24,0 мм (формат FX Nikon); эффективное число пикселей — 36,3 млн; отсутствует низкочастотный фильтр Байонет объектива: байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ) Система удаления пыли: функция очистки матрицы, контрольные данные для функции удаления пыли (требуется дополнительное программное обеспечение Capture NX 2) Размер изображении: до 7360×4912; в режиме live view для видеороликов: до 6720×3776 Формат файлов: NEF (RAW) 12- или 14-разрядный, TIFF (RGB), JPEG; форматы DCF 2.0, DPOF, Exif 2.3, PictBridge Видоискатель: зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой; прибл. 0,7-кратное увеличение; диоптрийная настройка; предпросмотр глубины резкости Затвор: механический затвор с вертикальным ходом шторок и электронным управлением; электронный спуск передней шторки в режиме подъема зеркала Выдержка: от 1/8000 до 30 секунд; X250 Режим съемки: покадровый, непрерывный низкоскоростной, непрерывный высокоскоростной, тихий затвор, автоспуск, подъем зеркала, тихий непрерывный спуск Приблизительная скорость съемки: до 5 кадров в секунду в максимальном разрешении; 7 кадров в секунду при понижении разрешения до 16 Мпикс Автоспуск: 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5, 1, 2 или 3 с Замер экспозиции: TTL с помощью датчика RGB с разрешением 91 000 пикселей Метод замера экспозиции: матричный, центровзвешенный, точечный; диапазон экспозиции от 0 до 20 EV в матричном и центровзвешенном, от 2 до 20 EV в точечном Режимы экспозиции: программный автоматический режим с гибкой программой (P); автоматический режим с приоритетом выдержки (S); автоматический режим с приоритетом диафрагмы (A); ручной (M) Коррекция экспозиции: от -5 до +5 EV с шагом ⅓, ½ или 1 EV; брекетинг экспозиции, вспышки, активного D-Lighting и баланса белого Чувствительность ISO: 64–12 800 единиц ISO с шагом ⅓, ½ или 1 EV. Также можно установить значение приблизительно на 0,3; 0,5; 0,7 или 1 EV (эквивалентно 32 единицам ISO) ниже чувствительности 64 единицы ISO либо значение приблизительно на 0,3; 0,5; 0,7; 1 или 2 EV (эквивалентно 51 200 единицам ISO) выше чувствительности 12 800 единиц ISO; имеется возможность автоматического управления чувствительностью ISO Автофокусировка: модуль автофокусировки Nikon Advanced Multi-CAM 3500FX с определением фазы TTL, точной настройкой, 51 точкой фокусировки (включая 15 датчиков перекрестного типа; 11 датчиков поддерживают светосилу f/8) и вспомогательной подсветкой АФ (расстояние приблизительно 0,5–3 м) Варианты фокусировки: Покадровая следящая АФ (AF-S); непрерывная следящая АФ (AF-C); прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически в соответствии со статусом объекта; ручная фокусировка (M): возможность использования электронного дальномера Режим зоны АФ: одноточечная АФ, 9-, 21- или 51-точечная динамическая АФ, 3D слежение, групповая АФ, автоматический выбор зоны АФ Встроенная вспышка: вспышка с выдвижением вручную кнопкой; ведущее число прибл. 12 Режимы вспышки: синхронизация по передней шторке, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта красных глаз, медленная синхронизация с подавлением эффекта красных глаз, медленная синхронизация по задней шторке выкл.; автоматическая высокоскоростная синхронизация FP Баланс белого: «Авто» (2 варианта), «Лампы накаливания», «Лампы дневного света» (7 вариантов), «Прямой солнечный свет», «Вспышка», «Облачно», «Тень», «Ручная настройка» (возможность хранения до 6 значений, в режиме Live view можно измерить точечный баланс белого), выбор цветовой температуры (в диапазоне от 2500 до 10 000 К); тонкая настройка доступна для всех значений Live View: фотосъемка live view (фотографии), live view для видеороликов (видеоролики); покадровый и постоянный следящие контрастные АФ, ручной фокус; замер экспозиции TTL с помощью главной матрицы Активный D-Lighting: «Автоматический», «Сверхусиленный», «Высокий», «Нормальный», «Низкий» или «Выкл.» Система Picture Control 2.0: «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», «Равномерный»; возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских режимов Picture Control Видео: до 1920×1080, 60 p; MOV; cжатие видео H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding; формат записи звука — линейный PCM, стерео Монитор: ЖК TFT монитор с диагональю 8 см (3,2 дюйма), разрешением прибл. 1229 тыс. точек, углом обзора 170 °, почти стопроцентным покрытием кадра Носители: карты памяти SD (Secure Digital) и совместимые с UHS-I карты памяти SDHC и SDXC; карты памяти CompactFlash типа I (совместимые с UDMA) Интерфейсы: USB 3.0, HDMI mini (тип С), аудиовход и аудиовыход (3,5 мм), разъем дистанционного управления Фотокамера уже представлена в продаже. В среднем за версию body просят 125 000 рублей. Версия kit (с объективом 24–120mm f/4.0G) стоит 165 000 рублей.
Дизайн и конструкция
Дизайн нисколько не изменился, это ровно тот же корпус традиционной формы с красной полосой, крупным выступом под хват правой рукой, облицованным прорезиненным материалом. Говорить об эстетических категориях, рассматривая инструмент подобного уровня, не имеет смысла. Он удобен — следовательно, он красив.
Габариты D810 — 146×123 x 81,5 мм, вес — 980 грамм (с батареей и картой памяти). Новинка на 20 грамм легче своей предшественницы, что, конечно, не играет никакой роли в масштабе общего веса камеры. Это полноразмерная зеркалка, для переноски которой необходимо покупать отдельный кофр, тем более что таскать ее с собой без набора оптики не имеет большого смысла. В руке лежит отлично, эргономика продумана как надо. Другое дело, что камера тяжелая, для каждодневной работы с ней в руке нужна определенная закалка; впрочем, потенциальная аудитория подобных камер прекрасно в курсе. Корпус базируется на шасси из магниевого сплава, пыле- и влагозащищенный.
Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим байонет, кнопку высвобождения объектива, программируемую клавишу, клавишу предпросмотра глубины резкости, диод подсветки автофокуса, микрофон. Резиновыми крышками прикрыты разъем для пульта ДУ и для синхронизации вынесенной вспышки. Также вперед вынесен и один из управляющих дисков.
На левом ребре находятся основные интерфейсы: миниджек для внешнего микрофона, HDMI, выход для наушников, нетипичный разъем USB 3.0. Также в эту сторону «смотрят» селектор фокусировки с утопленной в нем кнопкой управления, кнопка управления брекетингом, кнопка управления вспышкой и кнопка принудительного открывания встроенной вспышки.
На правом ребре — слоты для карт памяти под единой крышкой. Их тут два: CF и SD.
Верхний торец. Слева мы видим мультиселектор с кнопкой блокировки. При повороте он работает селектором режимов протяжки. При этом на нем расположены кнопки настройки параметров, сопряженными с управляющими дисками. Они отвечают за баланс белого, формат сохранения снимков, способ экспозамера и светочувствительность. В центре мы видим горячий башмак и вертикально выскакивающую вспышку. Правее — монохромный информационный дисплей, кнопку выбора режима съемки, кнопки экспокоррекции, включения видеозаписи; ну и кнопка спуска, совмещенная с выключателем. В крайнем режиме он активизирует подсветку информационного дисплея.
Снизу: отсек для батареи, резьба для штатива и прикрытый заглушкой разъем подключения батарейного блока.
Тыльная панель. По центру находится 3,2-дюймовый экран. Слева от него пять клавиш: меню, блокировка снимка, увеличение-уменьшение снимка, подтверждение выбора. Выше экрана: клавиши воспроизведения сделанных снимков и удаления снимков, видоискатель, снабженный шторкой и диоптрийной регулировкой, кнопка блокировки автоэкспозиции и автофокуса, клавиша принудительной автофокусировки и второй управляющий диск. Справа от экрана: многопозиционная навигационная клавиша, совмещенная с фиксатором переключения зон фокусировки, динамик, индикатор записи на карту памяти, кнопка включения режима LiveView, совмещенная с переключателем между фото- и видеорежимами и клавиша переключения способа вывода информации на дисплей.
Качество сборки блестящее. Про материалы и защиту я уже сказал, никаких зазоров или погрешностей сборки, естественно, нет. Стекло дисплея закаленное, но при этом в комплекте идет пластиковая накладка на него.
Интерфейс и управление
Nikon, как нормальная японская компания (тем более выпускающая фототехнику), чрезвычайно привержена традициям и ничего просто так не меняет. По сравнению с D800 изменение в управлении — переехала кнопка управления брекетингом (на левый борт), а ее место на верхем блоке управления заняла кнопка управления замером экспозиции. Основные схемы те же — «зажимаем кнопку и крутим колесико». Они могут нравиться или не нравиться, но здесь Nikon откровенно угождает приверженцам марки, которые с трудом восприняли бы кардинальные изменения. А так — отработанные годами схемы (исключения бывают — например, ретро-зеркалка Df, -, но это не тот случай). Новичкам, в принципе, привыкнуть тоже несложно, но я не представляю, для кого D810 может стать первой камерой (хотя можно говорить о переходе с системы на систему, но это в любом случае болезненный процесс). Из того, что мне как не нравилось, так и не нравится, отмечу селектор режимов протяжки, блокирующийся кнопкой спереди. Работать с ним «на весу» очень неудобно, и невозможно привыкнуть. Да, есть защита от случайных нажатий, но можно же было просто сделать более тугое поворотное кольцо.
Интерфейс традиционен для камер Nikon, отличий от той же D800 никаких. Количество настроек и возможности для кастомизации — почти безграничны. Лично мне для навигации по этому меню не хватает навигационного колеса — одним лишь джойстиком листать бесконечные пункты довольно утомительно. К слову, нет больше проблем с отображением светочувствительности — она отображается на информационном экранчике, все легко контролировать.
Видоискатель оптический со всеми его плюсами: отсутствие лага, идеальный обзор. Покрытие кадра теперь составляет 100%. Плюс диоптрийная настройка, шторка, избавляющая от паразитной засветки, и да, современные прелести вроде служебной информации, фокусировочного экрана и возможности вывести на видоискатель сетку и индикаторы уровня наклона камеры (встроен полупрозрачный OLED-экран).
Режим Live View активируется по нажатию специальной кнопки справа от экрана. На этой же кнопке располагается и переключатель между режимами фото- и видеосъемки. На экран при Liv View можно вывести всю служебную информацию, настройки, сетку или горизонт. Экспозиция замеряется не всегда точно, стоит контролировать вручную. Автофокус доступен только контрастный — и он по-прежнему медлителен, серьезного прорыва не случилось, это камера требует традиционных методов работы. В режиме Live View доступен новый способ отображения картинки: разделенный экран с увеличением изображения на одной половине изображения, что позволяет сравнить две точки изображения; это полезная функция для предметной и архитектурной съемки. Области настраиваются, равно как и степень увеличения.
Экран обновлен — это те же неповоротные и лишенные сенсорной поверхности 3,2 дюйм, но с увеличенным разрешением. 1 220 000 точек вместо 921 000 точек. В итоге картинка смотрится сочнее и приятнее. Углы обзоры хорошие, равно как и яркость — на ярком свете в режиме Live View экран не слепнет.
Функциональность
Nikon D810 оснащен тем же 36-мегапиксельным полнокадровым сенсором, что и D800, только лишенным низкочастотного фильтра, понижающего четкость снимков, но борящегося с муаром. Nikon последователен: справедливо полагаясь на программные возможности софта, способного исправлять муар, лишает практически все свои новые зеркальные камеры этого фильтра; для D800 существовала отдельная версия, D800E, для D810 других версий нет, она сама себе Е. При этом даже внутрикамерной обработки хватает, чтобы муар не был сильно заметен на конечных снимках — сталкиваться с этой проблемой в полный рост не приходиться. Процессор применен новый — EXPEED 4. Доступен уже знакомый режим DX, позволяющий делать снимки в формате, соответствующем APS-C матрице и, соответственно, необходимый прежде всего для использования с DX-оптикой (но полезный и в других условиях — подобный кроп не раз меня выручал во время работы с Nikon D810 на выставках: с этой камерой я отработал и IFA 2014, и ШВА 2014, и photokina 2014). Разрешение в этом формате составит 15,3 Мпикс. Важным обновлением можно считать возможность записи снимков в формате RAW с уменьшенным разрешением (9 мегапикселей) и с 12-битным цветом — это позволяет сократить их размер и придется по вкусу фотографам, снимающим для веб.
Камера мгновенно включается в работу — для зеркалок лаг включения практически отсутствует. Скорость серийной съемки в сравнении с D800 подросла — до 5 кадров в секунду в максимальном разрешении и до 7 кадров в секунду при пониженном разрешении. По факту скорость съемки соответствует той, что была на модели D700, новинка становится достаточно универсальной. Длина серии — 8–9 кадров в максимальном разрешении формате RAW+JPEG, до 20 кадров в формате JPEG. Очень неплохо для такого разрешения, буфер достаточно объемный, но, конечно, это не репортажная модель. Запись кадров в формате RAW на карту памяти происходит достаточно долго, но в это время можно и делать новые снимки, и менять настройки — доступ к функциональности свободный.
Система фокусировки не изменилась. Это Nikon Multi-CAM 3500FX с 51 точкой фокусировки и 15 перекрестными датчиками. Автофокус очень быстрый и точный, ни единой претензии не вызвал. Возможности широкие: тонкая настройка по всем точкам и возможность выбора зоны; адекватный следящий автофокус; прекрасно работающее 3D-слежение. Есть подсветка автофокуса. В режиме Live View работает контрастный автофокус — не слишком быстрый, но вменяемо точный. Здорово улучшилась работа следящего автофокуса в этом режим, что особенно придется по вкусу видеографам.
Также тут есть и встроенная вспышка: ведущее число — 12, подавление эффекта «красных глаз», скорость синхронизации — 1/250 сек.
Затвор, естественно, механический — с предельной выдержкой в 1/8000 секунды и ресурсом в 200 тысяч гарантированных срабатываний.
Съемка ведется на карты памяти форматов SD (SDHC/SDXC) и CF (можно последовательно, можно параллельно), есть возможность передачи файлов по USB 3.0. Использование сразу двух карт памяти не увеличивает скорость или продолжительность съемки. Насчет «веса» файла все ожидаемо сурово. Средний RAW-файл занимает примерно 40 Мбайт, JPEG сильно зависит от конкретного сжатия и использованной программной обработки.
Режимы работы стандартны: P/A/S/M, полное авто отсутствует, это камера, в меру требовательная к навыкам фотографа. В меру — потому что автоматика здесь может многое: и управлять ISO, и работать с экспозицией. Есть и набор всевозможных программных улучшений.
Active D-Lighting, классическая система программной работы Nikon с динамическим диапазоном. Выше можно увидеть пример ее в действии — от выключенного до максимального.
Имеется и уже, кажется, обязательная для всех камер автоматическая склейка HDR. На мой взгляд, не самая удачная реализация этой функции. Камера работает достаточно быстро, склеивает без проблем, но серия ограничена лишь двумя снимками, отчего эффект не столь значителен. Nikon D810 лучше подходит для самостоятельной работы с HDR, благо есть брекетинг, поддерживающий до 9 кадров с различной экспозицией.
Есть возможность съемки мультиэкспозиции с наложением друг на друга от двух до десяти снимков, интервальная съемка с гибкими настройками.
Обновлен режим Picture Control до версии 2.0, он позволяет выбирать цветовые предустановки из следующих вариантов: «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», «Равномерный». Последний — новинка, на карту памяти записывается максимум информации и с освещенных, и с затененных участков снимка. Примеры снимков с различными предустановками — выше. Допускается и ручная настройка цветовой схемы.
Доступно программное управление пространственными искажениями. Как это работает — смотрите на примерах выше. Также камера умеет справляться с виньетированием.
С уже сделанными кадрами прямо на камере можно проделывать всевозможные операции с фильтрами, обрезкой, управлением искажениями, наложением изображений и так далее. Опять же, примеры снимка с различными наложениями можете увидеть выше.
Видео. Nikon D800 может снимать видео в разрешении до 1920×1080 c частотой до 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой и максимальным битрейтом 24 Мбит/c. Контейнер — MOV, кодек — H.264/MPEG-4. Есть возможность задействовать кроп, регулировать громкость в процессе съемки, свободное управление экспозицией, доступны все ручные настройки. Доступен весь диапазон ISO, в том числе и расширенный (до ISO 51200), есть поддержка авто-ISO. По сравнению с D800 добавлен стереофонический встроенный микрофон;, но никуда не делся выход на наушники и вход для внешнего микрофона. Осталась и возможность выдачи несжатого видео напрямую по HDMI в процессе записи, доступна цейтраферная видеосъемка. Контрастный автофокус доступен постоянно, активировать его специальной кнопкой не обязательно, камера подстраивается под ситуацию; он вполне рабочий, но медлителен, как я и писал выше. Для профессиональной работы надо учиться пользоваться ручной фокусировкой. Но следящая фокусировка при этом хороша.
Качество видео очень хорошее, при должных навыках работы и при использовании внешнего микрофона (встроенный записывает всевозможные паразитные звуки управления камерой) и аккуратной работы с фокусом (автофокус слабоват, да и тихих объективов в ассортименте Nikon немного) D810 хорошо подойдет для профессиональной видеосъемки в студийных условиях. Для полевых условий недостаточно широк, на мой взгляд, верхний диапазон рабочей светочувствительности.
Скачать пример видеосъемки (FullHD 60p, нормальное качество; MOV, 127 Мбайт)
Скачать пример видеосъемки (FullHD 60p, максимальное качесство, ночь; MOV, 154 Мбайт)
Скачать пример видеосъемки (FullHD 60p, максимальное качество; MOV, 147,4 Мбайт)
Качество съемки
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru