Обзор Nikon 1 V3: топовая беззеркальная камера Nikon
Впервые свою беззеркальную систему с громким подзаголовком 1 Nikon показал три года назад. Тогда были показаны две камеры: младшая, J-серии и старшая, V-серии. С тех пор линейка приросла самой младшей камерой S-серии, J получила еще три инкарнации, а V в этом году — третью. Лишившись по пути видоискателя и приобретя более стандартную, приближенную к зеркальным камерам, систему управления. А также «профессиональный» статус от маркетологов японской компании.
На деле, конечно, профессиональной камеру с сенсором формата 1'' назвать трудно —, но это старший и самый продвинутый аппарат линейки. Выделяется он на фоне той же модели J4 металлическим корпусом, поворотным экраном, уже упомянутой более продвинутой системой управления, механическим затвором, входом для внешнего микрофона. Непосредственно по фотографическим характеристикам они близки: 18,4-мегапиксельная матрица, процессор EXPEED 4A, 171-точечный гибридный автофокус (105 фазовых зон). Более корректно позиционировать Nikon 1 V3 как вариант «камеры, которая всегда с собой» для опытного фотографа, travel-камеру, а не как профессиональный инструмент.
Основные характеристики Байонет: 1 Nikon; объективы NIKKOR 1 Матрица: КМОП-матрица размером 13,2×8,8 мм; коэффициент увеличения фокусного расстояния объектива — приблизительно 2,7 (формат Nikon CX); 18,4 млн. эффективный пикселей Тип затвора: механический затвор с вертикальным ходом шторок и электронным управлением; электронный затвор Размер изображения (в пикселях): до 5232×3488 Формат файлов: NEF (RAW) 12-разрядный, со сжатием; JPEG Система Picture Control: «Стандартный», «Нейтральный», «Яркий», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских режимов Picture Control Режимы съемки: авто; P/A/S/M; творческий режим; расширенный режим видео, «моментальный снимок движения» Творческий режим: «Творческая палитра», 5HDR, «Простая панорама», «Фильтр сглаживания», «Эффект миниатюры», «Выборочный цвет», «Кросспроцесс» и «Эффект игрушечной камеры»; «Программный автоматический режим с гибкой программой», «Автоматический режим с приоритетом выдержки», «Автоматический режим с приоритетом диафрагмы» и «Ручной режим»; «Съемка лучшего момента» («Активный выбор», «Замедленный просмотр» и «Интеллектуальный выбор снимка») Выдержка: 1/16 000–30 с с шагами ⅓ EV при использовании электронного затвора; 1/4000–30 с с шагами ⅓ EV при использовании механического затвора; выдержка от руки; длительная выдержка (требуется дополнительный пульт дистанционного управления ML-L3 Режимы протяжки: S (покадровая съемка), непрерывная съемка, автоспуск, дистанционная съемка, съемка с интервалом Скорость съемки: электронный (с высоким разрешением) — прибл. 10, 30 или 60 кадров в секунду; механический — до 6 кадров в секунду Автоспуск: 2 с, 10 с Замер экспозиции: TTL с помощью матрицы Метод замера экспозиции: матричный, центровзвешенный, точечный Коррекция экспозиции: от -3 до +3 EV с шагом ⅓ EV Чувствительность ISO: 200–12800 ISO с шагом 1 EV; 160 единиц ISO; 6400 (NR); 12 800 (NR) Активный D-Lighting Фокусировка: гибридная автофокусировка (АФ с определением фазы / АФ с функцией определения контраста); вспомогательная подсветка АФ; 171 зона фокусировки Режимы фокусировки: автофокусировка (АФ): автоматический выбор режима AF-S/AF-C (AF-A); постоянная АФ (AF-F); покадровая АФ (AF-S); непрерывная АФ (AF-C); ручная фокусировка (MF) Зоны фокусировки: одноточечная АФ, автоматический выбор зоны АФ, ведение объекта Встроенная вспышка: ведущее число — прибл. 5 (м, ISO 100, 20 °C), i-TTL с помощью матрицы Режим вспышки: заполняющая вспышка, заполняющая вспышка и медленная синхронизация, подавление эффекта «красных глаз», подавление эффекта «красных глаз» и медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, синхронизация по задней шторке и медленная синхронизация Баланс белого: «Авто», «Лампа накаливания», «Лампа дневного света», «Прямой солнечный свет», «Вспышка», «Облачное небо», «Тень» и «Ручная предустановка»; для всех режимов, кроме ручной предустановки, возможна тонкая настройка Видеоролики: до 1920 × 1080/60p; замедленная видеосъемка: 1280×720/120 кадров в секунду (формат экрана 16:9; воспроизводится при скорости 30p/29,97 кадра в секунду); 768×288/400 кадров в секунду (формат экрана 8:3; воспроизводится при скорости 30p/29,97 кадра в секунду); 416×144/1200 кадров в секунду (формат экрана 26:9; воспроизводится при скорости 30p/29,97 кадра в секунду); моментальный снимок движения: 1920×1080/60p (воспроизводится при скорости 24p/23,976 кадра в секунду) Расширенный режим видео: «Видео HD», «Замедленная съемка», «Смена кадров», «Ускоренная съемка» и »4-секундные видео» Формат видеофайлов: MOV, кодеки H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding, запись звука в AAC (стерео) Экран: поворотный сенсорный TFT ЖК монитор с диагональю 3 дюйма, разрешением около 1 037 тыс. точек Карта памяти: microSD (micro Secure Digital), microSDHC, microSDXC Интерфейсы: microUSB, microHDMI type D, вход для микрофона Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi (IEEE 802.11b, IEEE 802.11g) На момент старта продаж камера в kit-комлектации (с объективом 10–30mm VR PD-Zoom) стоит 35990 рублей.
Дизайн и конструкция
В отличие от своих товарок по линейке Nikon 1, камера V3 представлена исключительно в черном корпусе. Прямоугольник с острыми гранями. Крупные селекторы на верхней и фронтальной панелях. Подчеркивается серьезный статус модели. Никаких игривых цветов, пластиковой глянцевости. Корпус выполнен из металла в отличие от пластиковых J4 и S2, снабжен небольшим выступом для хвата правой рукой, облицованным резиной; сборка хорошая, без люфтов и зазоров, но надписи быстро стираются, краска нанесена не слишком качественно. Слово «аккуратный» само идет на язык при рассуждении о внешнем облике V3.
Габариты Nikon 1 V3 — 110,9×65,0×33,2 мм, вес — 324 грамма. Невесомости младших моделей тут нет за счет все того же металлического корпуса. Но компактность сохранена. При использовании со стандартным power-zoom объективом 10–30 VR, например, эта камера помещается даже в карман джинсов. С трудом, некрасиво выпирая, но помещается. С широкоугольным «фиксом» поместится еще лучше. Это преимущество системы разыгрывается по полной. Но вес более чем в три сотни грамм несколько мешает полному наслаждению от миниатюрной камеры. Зато есть ощущение серьезной вещи в руках — кому-то оно даже важнее.
Функциональные элементы. На фронтальной панели находитcя байонет Nikon 1 с кнопкой высвобождения объектива, крупный селектор, лампа подсветки автофокуса и ИК-датчик для пульта дистанционного управления.
На правом ребре находятся прикрытые единой крышкой разъемы microUSB, microHMDI, а также слот microSD.
Слева: разъем для микрофона и кнопка, активирующая вспышку.
Сверху: сама вспышка, аксессуарный разъем «горячий башмак», селектор режимов, кнопка спуска с язычком выключателя и кнопка видеозаписи.
Снизу: батарейный отсек, штативное гнездо и еще один, на этот раз специфический аксессуарный разъем.
Тыльная сторона: крупный сенсорный экран размещен на одной поворотной панели с блоком управляющих клавиш (воспроизведение, вызов меню, смена отображаемой на дисплее информации, удаление снимков); справа от него: навигационный пятипозиционный блок со вторым селекторным кольцом, функциональная клавиша и кнопка вызова быстрого меню. Выше — еще один (третий) селектор и кнопку блокировки автофокуса/автоэкспозиции.
Интерфейс и управление
К младшим Nikon 1 как была, так и остается претензия по управлению: из-за предельного сокращения места на корпусе органов управления мало, часть очевидных настроек убрана внутрь меню, приходится совершать лишние движения. Серия V, и V3 в частности, отличаются в этом плане в лучшую сторону. Мы видим на корпусе и селектор режимов, и сразу несколько селекторных колец/дисков, позволяющих оперативно работать с экспозицией и другими параметрами, требующими быстрой поправки. Есть и настраиваемые элементы (верхний селектор на тыльной панели, функциональная клавиша там же).
В целом к управлению камерой надо некоторое время привыкать (и все важные функции не получится вместить в предлагаемый набор элементов — например, или ISO, или баланс белого придется настраивать через быстрое меню), но обещанная близость к привычной оперативности зеркальных камер или старших беззеркалок здесь и правда есть. И, кстати, несмотря на компактность корпуса, проблема со слишком мелкими кнопками и селекторами минимальна — придраться можно разве что к навигационному блоку.
Главное меню исполнено в обычном для Nikon 1 стиле — в светлых тонах, с вертикальной структурой, понятной навигацией. Набор управляемых параметров достаточно широк. Есть быстрое меню, исполненное как всплывающее окно по центру экрана. Иконки на нем крупные, можно работать с ними при помощи сенсорного экрана. Главное меню также вполне управляемо таким способом. Русификация достойная.
На экран Live View выводятся основные параметры, сетка, виртуальный горизонт. Можно установить сенсорный ввод точки фокусировки и сенсорный же спуск затвора (отключаемые — так что случайных нажатий быть не должно). При просмотре снимков можно видеть засветки, но гистограмму при съемке почему-то выводить на экран нельзя.
Экран трехдюймовый, сенсорный (емкостной), поворотный в вертикальной плоскости на чуть более 180 градусов (но по последней моде не умеет переворачиваться во фронтальную плоскость для удобства автопортретов); отмечу интересную особенность поворотного механизма — вместе с экраном откидывается и вертикальный ряд клавиш. ЖК, 1 037 000 точек, очень яркий, проблем с наведением по нему быть не должно — в солнечный день он блекнет, но не слепнет. Встроенного видоискателя впервые в истории серии нет, можно лишь подключить опциональный на «горячий башмак». Потеря не смертельная (использование ЭВИ — дело вкуса и привычки, я им пользуюсь даже при наличии возможности нечасто), но для камеры, позиционирующейся как походный вариант для профессионалов, болезненная.
Функциональность
Nikon 1 V3 построена на базе 1-дюймовой матрицы CX (13,2×8,8 мм, кроп-фактор 2,7) эффективным разрешением 18,4 млн. пикселей и процессора EXPEED 4A. За счет небольшой матрицы удается сохранить малые габариты, за счет сочетания ее с довольно мощным процессором обработки изображений и гибридным автофокусом удается достичь высокой скорости работы, с самого старта линейки ставшего одним из главных ее козырей.
V3 оснащена механическим и электронным затвором, так что она избавлена от артефактов, присущих камерам с электронным затвором на коротких выдержках, но выдает в таком режиме до 6 кадров в секунду в режиме серийной съемки (пример такой съемки — выше). Можно добиться от камеры и большего при надобности, активировав электронный затвор — в таком режиме Nikon 1 может делать до 60 кадров в секунду при сохранении максимального разрешения.
При стандартной серийной съемки длина серии ограничивается примерно 31 снимком при съеме JPEG+RAW, 60 снимками JPEG; при сверхскоростной съемке камера делает одну серию на заданное число кадров (10, 20, 30 или 60). На месте и фирменная фишка с возможность делать полноценные снимки во время записи видео.
Не тратит лишнего времени V3 и на обработку снимков, позволяя, к тому же, менять настройки во время записи информации на карту памяти. А вот на включение ей требуется в районе двух секунд без учета времени на активацию power-zoom объектива с выдвижным «хоботом» — это многовато.
Система автоматической фокусировки — гибридная, сочетает в себе 171 точку контрастной и 105 точек фазовой фокусировки. Работает все предельно быстро и цепко, небольшие проблемы случаются только при плохом освещении. Камера хорошо работает и с макро, и портреты с разнообразной оптикой (хотя, конечно, она накладывает отпечаток). Точки фазового автофокуса сосредоточены в центре, в зоне, покрывающей примерно две трети кадра. Остальное отрабатывается по контрасту —, но никаких проблем я не заметил и при попытке сфокусироваться на вещах, расположенных по краям кадра.
Есть рабочий следящий автофокус. Равно как, само собой, и возможность ручного наведения на резкость — причем если на объективе (как на 10–30 VR power-zoom) нет фокусировочного кольца, управление им переносится на передний селекторный диск; достаточно удобно. Из помощи ручной фокусировке — только приближение зоны наведения на резкость, без возможности ее настройки по величине; focus peaking отсутствует.
Механический затвор позволяет снимать на выдержках от 1/4000 до 30 с (с возможностью активации произвольной выдержки). Электронный — от 1/16000 до 30 с (что дает возможность снимать с открытой диафрагмой в солнечный день, если не боитесь артефактов электронного затвора).
Встроенная вспышка использована самая стандартная для серии. Тоненькая плашка на металлической ножке, выстреливающая из паза вертикально вверх. Ведущее число — 5 (м, ISO 100, 20 °C). Ее можно подменить одной из доступных опциональных вспышек для системы Nikon 1, горячий башмак предоставляет такую возможность.
Камера не оснащена встроенным стабилизатором, используется стабилизация за счет сдвига линз в объективах — благо недостатком таковых система не страдает. У некоторых (в частности, стартовые для серии зумы) она работала не очень хорошо, но использовавшаяся при тестировании V3 оптика показала себя в этом отношении прилично.
В качестве носителя информации используется карта памяти стандарта microSD. Такое решение встречается на компактных камерах все чаще, но все еще выглядит спорным. Да, по скорости и объему эти карточки не уступают полноразмерным SD. Но они, во-первых, дороже. А во-вторых, их куда проще потерять.
Режимы работы: P/A/S/M, полный автомат, съемка видео с ручными настройками и три специфических для Nikon 1 режима. Первый — это «Съемка Лучшего Момента», съемка 20 кадров в полном разрешении за время, которое требуется для нажатия спусковой кнопки затвора, и отбор после этого самого достойного (по мнению камеры или по решению фотографа). Второй — «Моментальная Съемка Движения», режим «живого» снимка, сочетающий пару секунд замедленного видео с фотографией. Доступны и ручные настройки снимка, и предоставление выбора автоматике, выбор формата видео (NMS для просмотра в специальном ПО или традиционный MOV), выбор, когда записывать видео — до или после фотоснимка.
Ну и третий — «Творческий». Здесь есть несколько возможностей: от традиционных фильтров постобработки (мягкий фокус, эффект миниатюры, выборочный цвет, кросспроцесс, ломо-эффект; частично настраиваются) доступна склейка HDR, склейка панорам и работа с цветом. Последняя организована простым и изящным образом — за счет кругового селектора, перемещаясь по которому, можно изменять палитру кадра.
Снимок с разной палитрой.
Снимки с различными фильтрами постобработки.
Пример работы HDR (слева — снимок без HDR).
В ручном и полуручных режимах также можно работать с цветом за счет функции Picture Control — примеры снимка с разными значениями Picture Control вы видите выше.
Другие программные возможности V3: Active D-Lighting (с двумя значениями — активирован и неактивирован), автоматическая интервальная съемка, управление пространственными искажения оптики.
Беспроводная функциональность. Nikon 1 V3, как и положено почти любой фотокамере, вышедшей в 2014 году, хвастается беспроводным модулем на борту — обошлось, правда, без NFC, но Wi-Fi на месте. С помощью приложения, устанавливающегося на мобильное устройство под управлением iOS или Android, можно быстро без проводов передавать на него снимки или управлять камерой, все стандартно. Внешней Wi-Fi сети, как в случае Leica T, не требуется, камера справляется своими силами.
Видео. Если на момент старта серии камеры Nikon 1 были в числе лидеров в том, что касается видеозаписи (FullHD! 60 кадров в секунду с чересстрочной разверткой! Рабочий следящий автофокус), то теперь для первенства требуется уже чего-то большее. Например, 4К. Или запись AVCHD. Или запредельный битрейт, как у Panasonic Lumix GH4. Но дело обходится без этого. V3 как и ее предки, может снимать FullHD с 60 кадрами в секунду, но уже с прогрессивной разверткой, обладает возможностью писать короткие видео с замедленной съемкой (1280×720 при 120 кадрах в секунду (формат экрана 16:9); 768×288 при 400 кадрах в секунду (формат экрана 8:3); 416×144 при 1200 кадрах в секунду (формат экрана 26:9). Отличает V3 от собратьев в первую очередь наличие разъема для внешнего микрофона, помогающего в позиционировании камеры как устройства для продвинутых фотографов (в данном случае, правда — видеографов).
Скачать пример видеосъемки (MOV, 216,8 Мбайт)
Скачать пример замедленной видеосъемки (1280×720; MOV, 16 Мбайт)
Скачать второй пример замедленной видеосъемки (416×144; MOV, 12,6 Мбайт)
Качество съемки
Байонет 1 Nikon, неизбежный для камеры с CX, подразумевает использования оптики отдельной линейки 1NIKKOR. За три года линейка стала достаточно широкой, чтобы в ней можно было бы и порыться, и найти что-то для себя. Есть комплект фиксов, достойные экземпляры зум-искусства — кто бы сомневался, что Nikon умеет делать оптику. Не хватает только оптики сторонних производителей, которая создает глубину для того же байонета F. Но есть переходник, который позволяет использовать F-оптику без потери автофокуса.
Но качество оптики 1NIKKOR все-таки неровное. Это очень хорошо заметно и по той паре объективов, которая была у меня во время тестирования V3. Первый — это 1 NIKKOR 10–30 f/3.5–5.6 VR PD-Zoom. Компактный зум-объектив со стандартным диапазон и светосилой, оснащенный механизированным трансфокатором, но лишенный язычка электронного управления зумом. В итоге он словно бы соткан из недостатков: плавное зуммирование при видеосъемке (которое может быть вторым достоинством подобных решений после их компактности) недоступно; активируется долго; собран хорошо, но конструкция сама по себе отличается заведомой хлипкостью (в зазор между выдвигающейся и основной частью заливается вода, набивается пыль). А картинка совсем не радует — объектив нерезок на всем диапазоне фокусных расстояний, выдает бледное и неинтересное изображение. Из отличных от его габаритов достоинств — только эффективный оптический стабилизатор.
И на контрасте с ним рыцарем прекрасного снимка смотрится 1 NIKKOR 32mm f/1.2. Портретный объектив, лишенный оптического стабилизатора, логично крупный, относительно дорогой (30 тысяч рублей в среднем). Но резкий, с благородной картинкой и красивым боке — он позволяет понять, на что, в принципе, способен Nikon 1 V3. Но да, разные цели — разный и результат. Недорогой универсальный зум и дорогой портретный фикс сравнивать нельзя —, но понимание о линейке оптики 1 NIKKOR они дают.
Авторежим Nikon 1 V3 умеренно хорош. Камера работает без крупных ошибок в определении экспозиции и баланса белого, но все-таки работать с экспокоррекцией и ручным ББ для получения оптимального результата необходимо — особенно при искусственном освещении, здесь могут быть погрешности. Но проблем первых Nikon 1 здесь нет. При невысокой требовательности к результату можно не уходить с зеленого режима. Он, кстати, допускает вмешательство — на уровне ввода поправок в размытие фона, включение/отключение D-Lighting, «управление движением» (задавание короткой или длинной выдержки), экспокоррекция.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 160
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 6400 (NR)
ISO 12800
ISO 12800 (NR)
Скачать RAW-файлы (147,7 Мбайт)
Сенсор CX не работает вопреки физической логике, увы. По уровню светочувствительности эта матрица не может соперничать с сенсорами APS-C или Micro Four Thirds. Свободно рабочим можно назвать диапазон до ISO 800. При правильном экспонировании расширяем диапазон до ISO 1600. Выше — только при невысоких требований к качеству изображения или его размерам. Падает детализация, характер шумов не слишком приятный.
Имеется встроенное шумоподавление, работающее вполне адекватно. Выше можно увидеть пример его работы со снимком, сделанным при ISO 3200. Слева шумодав активирован, справа — отключен. Есть и многокадровое шумоподавление на предельных значениях ISO — 6400 и 12800. В этом формате камера делает несколько снимков с электронным затвором, объединяя их в один, малошумный, но слегка «мылит» кадр. В этом режиме нельзя записывать RAW.
Nikon 1 V3 позволяет получить весьма детализироанную картинку с естественной цветопередачей (хотя и с фирменными, не всем приходящимися по вкусу, особенностями Nikon — сенсор CX от них не избавлен). Динамический диапазон оставляет желать немного лучшего — не сильно помогает и Active D-Lighting;, но это вполне естественная ситуация для матрицы такого формат и катастрофической ее не назовешь.
Галерея снимков, сделанных на Nikon 1 V3:
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru