Обзор Fujifilm X30: мощный компакт с Wi-Fi
На прошлой неделе мы опубликовали 5 главных тенденций в мире фотокамер за 2014 год. В их число вошел тренд к выпуску компактов с крупными сенсорами. Fujifilm можно назвать одной из компаний, задавших его еще в 2010 году своей замечательной камерой X100 и продолжив затем компактным аппаратом с матрицей формата 2/3» X10, с ходу завоевавшего популярность за счет отличного сочетания габаритов, сенсора и отличной оптики. Особенно удачной получилась вторая версия, X20, получившая нашу рекомендацию. Но все же не лишенная недостатков. Как раз героиня сегодняшнего обзора, Fujifilm X30 направлена непосредственно на исправление этих недостатков, это точечное обновление удачной модели.
X30 снабжена новым, поворотным экраном увеличившейся диагонали и разрешения (как раз за экран X20 много и справедливо ругали, и мы в том числе), электронным видоискателем, слегка измененным управлением, беспроводным модулем и еще некоторым числом мелочей, призванных сделать новинку максимально актуальной. Я об этом уже писал с photokina 2014, но лучше все-таки познакомиться с новинкой поближе.
Основные характеристики X-Trans CMOS II, 2/3 дюйма (кроп-фактор — 3,93), с базовым цветным фильтром , число эффективных пикселей — 12 млн. Объектив Fujinon f=7.1–28.4 mm, 1:2.0–2.8. 35-мм эквивалент — 25–112 мм (4-кратный оптический зум). Минимальная дистанция фокусировки: 10 см (в режиме «макро») Размер снимков: до 4000×3000; Motion Panorama до 11520×1624 по вертикали и до 11520×1080 по горизонтали Форматы снимков: JPEG (Exif 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG; поддержка форматов DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF Светочувствительность: от 100 до 12800 ISO; автоISO (задаваемый интервал вплоть до ISO 3200) ЖК-дисплей диагональю 3'' с разрешением в 920000 пикс, покрытие кадра 100%; поворотный (в вертикальной плоскости) Замер экспозиции: TTL-замер в 256 зонах Управление экспозицией: многоточечный, точечный, средний Режимы съемки: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим, авто, расширенный SR авторежим, расширенные режимы, сюжетные режимы х2, панорама, фильтры Сюжетные режимы: портрет, улучшенный портрет, пейзаж, спорт, ночь, ночь (со штативом), фейерверк, закат, снег, пляж, вечеринка, цветы, текст, подводная съемка Коррекция экспозиции: -3,0EV-+3,0EV, шаг 1/3EV Выдержка: от 30 сек. до 1/4000 сек. Скорость серийной съемки: 12 кадров/c (серия до 8 снимков в формате JPEG); 9 кадров/с (серия до 14 кадров в формате JPEG); 6 кадров/с (серия до 20 кадров в формате JPEG); 3 кадра/с (серия до 39 кадров в формате JPEG) Автофокус: интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией), предусмотрена вспомогательная подсветка АФ Фокусировка: покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор кадра — многоточечный, зона, слежение Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки (возможен выбор любых трех режимов); брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV), брекетинг по балансу белого (±1, ±2, ±3) Баланс белого — автоматическое распознавание сцены; предустановка: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, пользовательский, выбор цветовой температуры Таймер: 2 с,10 с Вспышка: встроенная, автоматическая (интеллектуальная вспышка Super Intelligent Flash), эффективный диапазон (ISO AUTO) для широкоугольного положения: прибл. от 30 см до 7,0 м; для телефотосъемки: прибл. от 50 см–5 м; подавление эффекта «красных глаз»; горячий башмак Видоискатель: электронный OLED-видоискатель, 0.39», 2 360 000 точек, обзор прибл. 100%, встроенный датчик глаза Запись видео: 1920×1080 пикселей (60 кадров/с)/1280×720 пикселей (60 кадров/с)/640×480 пикселей (30 кадров/с) со стереозвуком; высокоскоростная видеосъемка (до 250 кадров/с). Формат MOV, кодек H.264 Дополнительные функции при фотосъемке: функция ADVANCED SR AUTO, распознавание лиц, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», имитация пленки, инструкции по кадрированию, запоминание количества кадров, виртуальный горизонт, отображение гистограммы, режим выбора лучшего кадра, расширенный режим (Pro focus, Pro low light, многократная экспозиция), электронный уровень, поддержка формата RAW, улучшенная технологии предотвращения размытости, выделение центра фокусировки, фокус пикинг Дополнительные функции: PictBridqe, печать Exif, 35 языков, разница во времени, бесшумный режим Интерфейсы: USB 2.0 (microUSB), miniHDMI Беспроводной модуль: Wi-Fi IEEE 802.11b / g / n Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC Камера уже продается в Москве, средняя цена — 24 990 рублей.
Дизайн и конструкция
Внешних изменений у X30 по сравнению с обеими ее предшественницами минимум. Менять то, что и так хорошо выглядит, Fujifilm не хочет. Но у X30 слегка изменилась схема управления (в частности добавилось поворотное кольцо за объективом), появился поворотный экран и сменился видоискатель — все-таки некоторые изменений во внешнем облике у новинки найти можно.
В частности, она стала несколько крупнее — 118,7×71,6×60,3 мм, что примерно на 3 мм толще, чуть шире. И заметно увеличился вес, составляющий теперь 423 грамма (с батареей и картой памяти) против 353 граммов у X20. Для компакта подобные характеристики можно отнести к недостаткам, особенно если сравнивать с прямыми конкурентами (Sony RX100 или Olympus XZ-2, например, а вот Canon G1 X M2 крупнее и тяжелее). Стоил ли этого поворотный экран и батарея увеличившейся емкости — вопрос, на который каждый отвечает сам. В плане работы с камерой ничего особенно не изменилось, из-за увеличения габаритов сценарии ее использования никак не пострадали. В руке она лежит для своего класса неплохо, фактурный пластик не скользит, небольшой выступ для хвата правой рукой уместен. На X30 удобно снимать и навскидку, одной рукой. Качество сборки хорошее, материалы тоже.
Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим объектив с кольцом зуммирования, выполняющим также и функцию выключателя (то есть да, чтобы включить камеру, необходимо повернуть это кольцо); зум-объектив, стандартно для компакта, телескопический. За объективом находится поворотное кольцо, выполняющее роль дополнительного селектора (задачи которому пользователь ставит самостоятельно). Также спереди можно найти, переключатель режимов фокусировки, лампу подсветки автофокуса и отверстия стереомикрофона.
Левое ребро свободно от функциональных элементов, не считая проушины для наплечного ремешка. На правом ребре находятся прикрытые единой крышечкой разъем 2,5 мм, microHDMi и USB.
Верхняя панель: слева — выскакивающая вертикально вспышка, по центру — горячий башмак, справа — селектор режимов, кнопка спуска с резьбой для тросика дистанционного управления, кнопка видеозаписи и диск экспокоррекции.
Снизу мы видим отсек для батареи и карты памяти, а также отнесенную достаточно далеко от него резьбу для штативной площадки (перекрываться доступ к отсеку при установке на штатив не будет).
Задняя панель. Центральную часть занимает откидывающийся экран. Выше него видоискатель с датчиком глаза и диоптрийной регулировкой. Слева от видоискателя кнопка воспроизведения и рычажок, открывающий вспышку. Справа от видоискателя: кнопка переключения видоискатель/экран, выбор режимов протяжки. Еще правее: второй (нажимаемый) селекторный диск, кнопка блокировки фокуса/экспозиции, кнопка вызова быстрого меню пятипозиционная навигационная клавиша, кнопка смены отображаемой на дисплее информации, функциональная клавиша (по умолчанию активирует управление беспроводным модулем).
Интерфейс и управление
Как я уже писал выше, несколько изменилось расположение некоторых элементов управления. Спереди, вокруг объектива появилось селекторное кольцо, и в то же время навигационный блок лишился такого кольца там. Как итог — общая философия с двумя кольцами, позволяющими оперативно «рулить» экспозицией осталась без изменений, а работа с ручной фокусировкой за счет кольца возле объектива, стала удобнее. Набор клавиш близок к тому, что был ранее, но полностью изменилось расположение, став, на мой взгляд, логичнее и удобнее. Колесо экспокоррекции обзавелось дополнительными градациями.
Едва ли на самое важное новшество — появившаяся кнопка пуска видеозаписи, — ее очень недоставало; тот факт, что Fujifilm все-таки обращает свое внимание на эту немаловажную функциональность, радует. Функции клавиш частично перенастраиваются — отдельно стоит сказать о доступной настройке переднего селекторного кольца, на которое можно «повесить» самые разные вещи.
Сам интерфейс не претерпел изменений по сравнению с предыдущей моделью серии (да и в целом хорошо знаком поклонникам линейки X). Матрица быстрого меню, сквозные вертикальные списки общего меню — для освоения этого даже новичку не потребуется никаких усилий.
Экран Live View отображается в нескольких вариантах, в том числе с сеткой, виртуальным горизонтом и гистограммой. Можно отключить картинку, выводя только информацию о настройках и наводясь исключительно по видоискателю, куда теперь информация с Live View выводится без изменений относительно главного экрана.
Видоискатель электронный, близок к тому, что мы видели на топовой беззеркалке X-T1: OLED, с разрешением в 2 360 000 точек и 100% зоной охвата кадра. Разница — в поддерживаемом коэффициенте увеличения; здесь он — только 0,65х. Время отклика минимальное, картинка относительно реальной практически не имеет задержки. При съемке с искусственным освещением картинка не «стробит», смотрится естественно. Плюсы относительно прежнего оптического видоискателя: объектив не попадает в кадр; картинка в видоискателе соответствует тому, что мы увидим в итоге; отображается параметры съемки. Минимальную задержку как минус рассматривать можно с большой натяжкой. Стоит отметить, что для своего класса видоискатель превосходен, по этому параметру с X30 сравнима разве что Sony RX100 III.
Основной экран также обновлен — и этого ждалось едва ли не больше всего. Экран, кочевавший из первой версии камеры во вторую, был устаревшим еще для 2012 года. Теперь ситуация получше: три дюйма, 921 000 точек (достаточное разрешение), поворотный механизм, позволяющий двигать его в вертикальной плоскости (хотя повернуть для «селфи» его нельзя, мешает выступающий окуляр видоискателя). Картинка яркая, на солнце не слепнет. Наконец-то современный уровень. Но без помарки не обошлось — поверхность экрана не сенсорная; Fujifilm снова проявляет свой коронный традиционализм, вводя современные «фишки» с большим скрипом. На X30 совершен прорыв в плане кнопки видеозаписи и модуля Wi-Fi, но сенсорные экраны пока не касаются X-серии, хотя в чем их проблема и чем они не заслужили такой чести — непонятно совершенно.
Функциональность
Сочетание «сенсор+процессор» осталось неизменным относительно модели X20. X-Trans CMOS II (2/3», 12 эффективных мегапикселей; нет низкочастотного фильтра) + EXR II. Поэтому буду краток — достаточно крупная для своего класса матрица, хотя в свете появления все большего числа компактов с большими матрицами уже не впечатляющая. Работает все шустро: включается Ч30 примерно за секунду, камера не подвисает ни при записи RAW, ни при накладывании спецэффектов. Скорость серийной съемки: до 9 кадров при съемке RAW, 12 кадров в секунду для JPEG. Буфер обмена: на скорости 9 кадров/с его хватает на 5–6 кадров в формате RAW и 11–12 в формате JPEG; при съемке 12 кадров/с длина серии в JPEG составит примерно 7 кадров; при уменьшении скорости съемки растет длина серии.
Автофокус также перенесен без изменений: та же гибридная схема с фазовыми датчиками на сенсоре. Скорость высока, точность не идеальна, во многих случаях фокус «плавает». Макро-режим реализован хорошо (спасибо фирменной оптике — поддерживается дистанция в 1 см в широкоугольном положении), но его необходимо включать снова вручную — еще одна фирменная особенность Fujifilm, которая не сказал бы, что многим по вкусу. Ручная фокусировка поддерживается вполне успешно — за счет кольца вокруг объектива наводиться на резкость удобно, за счет focus peaking удобно вдвойне.
Режимы работы: P/A/S/M, автоматика (с возможность ввода некоторых настроек вручную и возможностью съемки в формате RAW), SR (полный автомат, с делегированием камере полномочий по применению расширенной EXR-функциональности), SP (сюжетные режимы, встречающиеся на селекторе дважды, что позволяет зафиксировать два наиболее часто используемых —, но не думаю, что это необходимая вещь), фильтры, панорама. Отдельного режима для видеосъемки больше нет, запускать ее можно в любой момент специальной клавишей.
Расширенные режимы (Adv.): помимо знакомых еще по X10 склейке панорам (от 120- до 360-градусных), вынесенных в отдельный режим на селекторе, есть снимки с искусственным размытием заднего фона и многокадровой склейке при сложном освещении (и то, и другое — с половинным разрешением), а также мультиэкспозиция и спецэффекты. Пример съемки панорамы и снимка с искусственным размытием фона (слева — та же композиция без искусственного размытия) можно увидеть выше.
Примеры различных эффектов предоставляем вашему вниманию. Достаточно стандартный набор, реализованный прилично, но блеска те же Sony, Olympus или Pentax (лучших на мой взгляд в этой области) нет.
Помимо стандартных спецэффектов, которые Fujifilm стал осваивать недавно, предлагается и более привычный для камер этого производителя (и уникальный относительно всех остальных) режим имитации различных классических пленок Fuji. В том числе есть брекетинг по типам пленки (любым трем на выбор). На модели X30 добавилась одна новая «пленка»: классик хром. Примеры съемки на различные симуляторы пленки можно увидеть выше.
Помимо него, предлагаются 4 вида брекетинга: по экспозиции, чувствительности ISO, балансу белого и динамическому диапазону. Есть режим «выбор лучшего снимка». При его активации камера по одному нажатию кнопки делает серию заданной длины с заданной скоростью. Упрощенный вариант серийной съемки. Появилась интервальная съемка.
Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Настраивается и динамический диапазон (с возможностью выставления автоматического расширения по мере необходимости).
Наконец-то появился встроенный Wi-Fi. Помимо быстрой беспроводной передачи снимков на смартфон (самая востребованная и естественная функция) и проставления геотегов добавлена есть функция полноценного управления камерой со смартфона/планшета (работающего под управлением Android или iOS, приложения под Windows Phone, конечно же, не предусмотрено). Реализовано все хорошо, на современном уровне. Не хватает только возможности быстрого соединения мобильного устройства и фотокамеры через NFC, этот модуль не предусмотрен в X30. Из уникальных особенностей Wi-Fi в X30 — возможность синхронизации с принтером Instax share.
Видео. Камера умеет писать FullHD-видео со скоростью до 60 кадров в секунду и стереозвуком. Внушительные характеристики, которые теперь доступны самому широкому спектру камер. Чего-то особенного в этой области X30 не показывает — ручные настройки недоступны, автофокус работает очень слабо. Зато доступна имитация пленок Fuji.
Скачать пример видеосъемки (MOV, 128,2 Мбайт)
Качество съемки
Объектив уже третье поколение этой серии сохраняется неизменным — и не требует замены. Эквивалентное фокусное расстояние 28–112 мм сопровождается светосилой f/2.0–2.8 и резкостью на всем диапазоне. В сочетании с хорошим качеством сборки это дает превосходный результат. Разрешающей способности оптики хватает, чтобы поддержать почин X-Trans сенсора (не отличающегося запредельным разрешением). Имеется оптический стабилизатор, помогающий не задирать светочувствительность без крайней на то необходимости (продлевается диапазон доступных выдержек, снимать свободно можно на выдержках, начиная с 1/15), набор программных улучшений — от знакомого уже подавления возможных аберраций до компенсации дифракции, возникающей при попадании большого пучка света на плотно сконцентрированные пиксели.
X30 отличается неплохой автоматикой — в большинстве случаев сюжеты определяются четко, экспозамер не вызывает у камеры проблем; радуют возможности даже в полуручных режимах задавать автоматический выбор ISO в определенном диапазоне и минимальной выдержки, и предоставлять камере самой определяться с динамическим диапазоном. С автоматическим определением баланса белого камера более-менее справляется — хотя при искусственном освещении происходит перекос в зеленый цвет.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
Скачать RAW-файлы (104 Мбайт)
Свободно рабочим можно называть диапазон вплоть до ISO 800. Выше падает детализация, становятся хорошо заметными шумы, искажается цветопередача. Впрочем, при правильном экспонировании и отсутствии претензий на печать в крупном формате можно добиться приемлемого качества даже на ISO 3200 — хотя, конечно, ничего особенно качественного с задранной чувствительностью на компакт не снимешь. При этом естественный диапазон расширен до ISO 12800 — смысла в подобном решении я особого не вижу, но какие-то снимки в кромешной темноте получить можно; при этом значения выше ISO 3200 доступны только при съемке в JPEG.
Имеется шумоподавление — не отключаемое, но регулируемое. Выше примеры снимков от минимального шумодава к максимальному, слева направо.
Как и подобает камере Fujifilm, X30 выделяется своей особенной, на мой взгляд превосходной, цветопередачей. Детализация хороша, но без особенных восторгов — в первую очередь в глаза бросается резкость объектива, но 12-мегапиксельный сенсор не обеспечивает такой детализации, как 20 и более мегапиксельные матрицы конкурентов. Динамический диапазон не слишком широк, хотя активизация программного расширения может несколько помочь. Художественное размытие заднего плана из-за размеров матрицы получить при съемке не в макрорежиме трудно — у компактов все-таки есть ограничения. Из-за отсутствия отличий в плане качества съемки с моделью X20 галерею снимков предоставляем в несколько сокращенном виде.
Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X30:
Скачать RAW-файлы (336,5 Мбайт)
Батарея
Еще одно ключевое отличие X230 от предшественниц и качественная «работа над ошибками» — новая батарея, взятая непосредственно со старшей модели X100. NP-95 емкостью 1800 мАч, которой хватает аж на 470 снимков по методике CIPA (в реальности у меня получалось настрелять близкие к этому показателю 430–450 снимков). Это двукратное увеличение длительности работы камеры и отличная новость — среди конкурентов X30 смотрится превосходно. Ее гарантированно хватает даже на насыщенный съемочный день, покупать дополнительную батарею нет никакой нужды.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru Fujifilm X30 — не полностью новая камера и даже не радикальное обновление серии. Это штатная, и очень хорошая работа над ошибками, делающая серию актуальной. Новый, поворотный, экран; новый электронный видоискатель, равных которому в своем классе, по сути, нет; новая батарея, за счет которой в два раза увеличилось время автономной работы; модуль Wi-Fi; изменившаяся в лучшую сторону система управления. За это пришлось поплатиться габаритами — X30 заметно крупнее и тяжелее X20, хотя все равно остается в той же лиге. Цена примерно соответствует той, что была у X20 на старте — со скидкой на упавший рубль.
Как итог — по сути, нет смысла менять свою X20 на новинку, но просто как очередная новая компактная камера X30 стала заметно привлекательнее и современнее. Качество съемки не изменилось — и это неплохо, здесь претензий было как раз минимум. Камера получает нашу рекомендацию как один из лучших выборов на сегодня в мире компактных фотокамер.
Плюсы
Качественная оптика Сенсор X-Trans CMOS Фирменная цветопередача Удобное управление Поворотный экран Отличный электронный видоискатель Встроенный Wi-Fi Минусы
Крупные габариты Невысокий диапазон рабочих ISO Слабая функциональность в плане видео Отсутствие сенсорной поверхности экрана Относительно высокая цена Следите за новостями операторов и способами экономить на связи на Hi-Tech.Mail.Ru. Новые материалы каждый день!
Александр Бабулин, babulin@corp.mail.ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru