Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-T4: стремительный апгрейд
Предшественница этой модели, Fujifilm X-T3, произвела весьма положительное впечатление: современная универсальная камера, которая выдает качественную картинку, в том числе при съемке на высоких ISO, с хорошим автофокусом и достойными скоростными характеристиками. Но ей определенно не хватало стабилизации изображения: Fujifilm несколько запуталась с маркетинговыми стратегиями и установила ее на отдельную, не самую популярную модель — X-H1. Выдержав паузу в полтора года, Fujifilm все-таки исправляет эту проблему и ставит стабилизатор в X-T4. Причем производитель обещает эффективность стабилизации аж в 6,5 ступени выдержки (эта цифра актуальна для 18 из 29 объективов серии X)! Отличная новость. Новость чуть похуже: начинка в целом осталась той же. Ключевые элементы и характеристики — сенсор (APS-C, X-Trans BSI CMOS 4 разрешением 26,1 Мп), процессор (X-Processor 4), система автофокуса (гибридная, 425 точек) — не изменились.
Впрочем, такое решение выглядит вполне логично и обоснованно — каждый год перерабатывать продукт от и до нереально. И безусловно, кое-какие обновления помимо стабилизатора в X-T4 появились. Первое — увеличена скорость серийной съемки с механическим затвором. X-T4 может делать серию из 15 кадров, тогда как X-T3 была способна на 11 кадров в секунду (скорость съемки с электронным затвором не изменилась). Второе — улучшены возможности съемки видео: камера способна снимать ролики Full HD со скоростью до 240 кадров в секунду, добавлена функция F-Log Assist. Существенно увеличилось время автономной работы — производитель заявляет, что Fujifilm X-T4 способна снимать 600 кадров на одном заряде батареи, а это очень впечатляющий показатель для беззеркалки. В камере установлен новый затвор, рассчитанный на 300 000 срабатываний — показатель в два раза лучший, чем у предыдущей модели. Изменилась также конструкция и разрешение ЖК-экрана. Посмотрим, хватает ли суммы изменений для того, чтобы рекомендовать X-T4 для замены X-T3.
Fujifilm X-T4 | Fujifilm X-T3 | Fujifilm X-H1 | Sony a7 III | Canon EOS RP | |
Сенсор изображения | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV | 23,5 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 26 мегапикселей | 26,1 мегапикселя | 24,3 мегапикселя | 24 мегапикселя | 26 мегапикселей |
Встроенный стабилизатор изображения | 5-осевой | Нет | 5-осевой | 5-осевой | Нет |
Байонет | Fujifilm X-mount | Fujifilm X-mount | Fujifilm X-mount | Sony E | Canon RF |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW, C-Raw |
Формат видео | MPEG 4 | MPEG 4 | MPEG 4 | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | MOV, MP4 |
Размер кадра | До 6240 × 4160 пикселей | До 6240 × 4160 пикселей | До 6000 × 4000 пикселей | До 6000 × 4000 пикселей | До 6240 × 4160 пикселей |
Разрешение видео | До 4096 × 2160, 60p | До 4096 × 2160, 60p | До 4096 × 2160, 24p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 25p |
Чувствительность | ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100–51200 | ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800 | ISO 100–40000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/4000–30 с; длительная (Bulb) |
Скорость серийной съемки | До 15 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором | До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором | До 8 кадров в секунду с механическим затвором, до 11 кадров в секунду с механическим затвором и батарейной ручкой, до 14 кадров в секунду с электронным затвором | До 10 кадров в секунду с механическим затвором | До 5 кадров в секунду в обычном режиме, до 4 кадров в секунду со следящей фокусировкой |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 325 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 88% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали |
Экспозамер, режимы работы | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный |
Экспокоррекция | ± 5,0 EV с шагом ⅓ EV | ± 5,0 EV с шагом ⅓ EV | ± 5,0 EV с шагом ⅓ EV | ± 5,0 EV с шагом ⅓ или ½ EV | ± 5,0 EV с шагом ⅓ или ½ ступени |
Встроенная вспышка | Нет | Нет, внешняя комплектная | Нет, внешняя комплектная | Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/180 с |
Автоспуск | 2/10 с | 2/10 с | 2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2/10 с |
Карта памяти | Два слота SD / SDHC / SDXC (UHS-II) | Два слота SD / SDHC / SDXC (UHS-II) | Два слота SD / SDHC / SDXC (UHS-II) | Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй только для SD | Слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS II |
Дисплей | 3 дюйма, 1 620 тыс. точек, поворотный | 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях | 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн. точек | Сенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, 1,04 млн точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) |
Интерфейсы | microHDMI, USB 3.2 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 2,5-мм разъем для пульта ДУ | microHDMI, USB 3.1 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм разъем для наушников, 2,5-мм разъем для пульта ДУ | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 2,5-мм разъем для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D | HDMI, USB 2.0 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 15,84 Вт·ч (2200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2 В) |
Габариты | 135 × 93 × 84 мм | 133 × 93 × 59 мм | 139,8 × 97,3 × 85,5 мм | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм | 133 × 85 × 70 мм |
Масса | 607 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 539 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 673 грамма (с аккумулятором и картой памяти) | 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 485 граммов (вкл. батарею и карту памяти) |
Актуальная цена | 144 990 рублей за версию без объектива (body), 175 990 рублей за версию с объективом 18–55mm f/2.8–4 (kit) | 99 990 рублей за версию без объектива (body), 127 900 рублей за версию с объективом 18–55mm f/2.8–4 (kit) | 69 990 рублей за версию без объектива (body) | 140 000 рублей за версию без объектива (body) | 83 260 рублей за версию без объектива (body), 124 990 рублей за версию с объективом (kit) |
⇡#Дизайн и эргономичность
Внешне Fujifilm X-T4 мало чем отличается от своей предшественницы — общая логика управления, как и ретро-дизайн, осталась неизменной. Камеры Fujifilm знамениты своими аналоговыми органами управления — выдержка, экспокоррекция и светочувствительность регулируются специальными колесами, кольцо регулировки диафрагмы находится прямо на объективах. Если некоторые производители стремятся визуально «сгладить» свои аппараты, то новинка Fujifilm — напротив, предельно рельефна.
Это может быть непривычно для тех, кто раньше не имел дела с подобной организацией пространства на корпусе камеры, но, на мой вкус, — удобно, наглядно и тактильно приятно. X-T4 — небольшая камера, но миниатюрной или особенно легкой ее все же не назвать: размеры — 135 × 93 × 84 мм, вес — примерно 607 граммов. X-T4 сильно толще и тяжелее предшественницы. Камера выполнена из магниевого сплава и имеет пыле- и влагозащиту; заявленная рабочая температура для съёмки — от -10 °C до +40 °C.
Теперь подробнее пройдемся по тому, как организована эргономика, и заодно отметим, какие изменения все же появились в четвертой модели серии X-T.
Слева сбоку расположены разъемы USB Type-C, micro-HDMI, микрофонный вход (3,5 мм) и выход для дистанционного пульта управления (2,5 мм). Отличий от X-T3 два: теперь разъемы объединены в 2 разные группы и, соответственно, находятся под двумя разными крышками — это удачный ход;, но исчез выделенный разъем для наушников, для них предлагается использовать переходник с USB Type-C на 3,5 мм, который идет в комплекте.
|
|
Справа сбоку — два слота для карт памяти формата SD. Каждый из них поддерживает карты SD, SDHC (до 32 Гбайт), SDXC (до 512 Гбайт) UHS-I/UHS-II/Video Speed Class V90. По выбору пользователя фото и видео могут записываться на карты параллельно либо последовательно. Также можно назначить одну карту под запись фото, а другую — для видео либо записывать на одну снимки в формате RAW, а на другую — в формате JPEG. Такая гибкая настройка, безусловно, очень удобна. Слоты для карт изменили свое положение по сравнению с прошлой моделью и теперь располагаются вертикально один над другим: таким образом, вы можете извлечь карту во время записи без риска случайно вынуть заодно и вторую. Тоже маленький, но характерный штрих, говорящий о работе, проделанной создателями камеры.
|
|
На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемую кнопку, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск и диод подсветки автофокуса. Отмечу также увеличившийся по сравнению с X-T3 выступ для хвата правой рукой.
Снизу расположены батарейный отсек, штативное гнездо и контактная площадка для батарейной ручки, прикрытая прорезиненной крышкой.
Сверху находятся следующие органы управления, слева направо: селектор выбора ISO, совмещенный с переключателем режимов протяжки, «горячий башмак» с селектором диоптрийной регулировки, селектор установки значений выдержки, совмещенный с переключателем режимов съемки фото/видео, кнопка спуска с рычажком включения камеры, программируемая кнопка и диск ввода экспокоррекции. Селекторы оснащены функцией блокировки — таким образом, пользователь может не опасаться, что случайное движение внесет ненужные коррективы в настройки камеры. Действительно важным новшеством я считаю появление переключателя фото/видеосъемки — теперь запись видео становится возможной в одно касание, что, безусловно, порадует тех, кто привык не ограничиваться съемкой фото. Раньше, кстати, на этой позиции находился диск выбора режима экспозамера — на мой взгляд, нынешняя перестановка улучшает эргономику.
Задняя часть камеры также слегка изменилась — это касается в первую очередь перестановки нескольких кнопок: кнопка включения быстрого меню Q переместилась в верхний правый угол, а AEL (клавиша блокировки экспозиции) теперь располагается над джойстиком. Рядом с видоискателем место заняла клавиша установки автофокуса. Слева от видоискателя находятся кнопки удаления и просмотра снимков, справа — джойстик выбора точки автофокуса, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть которой отвечает за вызов основного меню, а стрелки — за различные дополнительные функции). В самом низу — кнопка смены режима отображения информации на дисплее.
Все кнопки перенастраиваются, так что пользователь может гибко изменить управление камерой под свои нужды.
В целом эргономика Fujifilm X-T4 видится мне вполне удобной, и есть ощущение, что производитель прислушивается к мнению пользователей, внося небольшие, но значимые улучшения.
⇡#Экран и видоискатель
Основные характеристики OLED-видоискателя не изменились по сравнению с Fujifilm X-T3: размер 0,5 дюйма, разрешение 3,69 млн точек (1280 × 960), увеличение 0,75, покрытие кадра — 100%, подстройка диоптрий, есть встроенный сенсор поднесения камеры к глазам. Единственное изменение коснулось наглазника — он стал больше и прикреплен более надежно.
А вот экран подвергся существенной переработке. В отличие от предыдущей модели, где мы видели наклонный дисплей, экран X-T4 может поворачиваться под любым углом, в том числе вперед, что порадует видеоблогеров и любителей делать селфи; также он может полностью закрываться, что помогает защитить его царапин, например при переноске камеры. На мой взгляд, такая конструкция экрана максимально удобна и приятна тактильно, за исключением того, что снимать с нижней точки или от бедра мне комфортнее с экранами наклонного типа, но это вопрос привычки, а по факту большее число степеней свободы, конечно, важнее.
Увеличилось и разрешение экрана — оно теперь составляет 1,62 млн точек. Разумеется, экран оснащен сенсорным покрытием — это новшество мы впервые увидели еще в предыдущей модели. Сенсорное управление не доступно при навигации по основному меню, остальные же функции доступны: навигация по быстрому меню, фокусировка, съемка при касании, проматывание фото при просмотре.
⇡#Интерфейс
Как и в других камерах Fujifilm, в X-T4 реализовано удобное быстрое меню, вызываемое кнопкой Q и содержащее максимум 16 позиций, которые пользователь может настроить в зависимости от того, какие опции наиболее востребованы. Можно настроить быстрое меню отдельно для режимов фото и видео, что весьма удобно. В основном меню также сохранилась прежняя структура: слева мы видим значки, обозначающие главные разделы, справа — пункты соответствующего раздела, которые при активации раскрываются в новой вкладке. На мой вкус, меню несколько запутанное, в нем не всегда удается быстро найти нужную опцию (например, не с ходу догадаешься, в какой раздел производитель определил опцию форматирования карт памяти). Отмечу также некоторые проблемы с русскоязычной версией меню, а именно наличие (довольно забавных, правда, — см. фото ниже) грамматических ошибок. Хорошо выручает быстрое меню и большое количество программируемых органов управления.
⇡#Беспроводные соединения
Fujifilm X-T4, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения и видеоролики на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.
⇡#Камера в работе
Итак, перейдем к практической части обзора. Сразу обозначу: поскольку камера была у меня на тесте в период самоизоляции, набор сюжетов несколько ограничен, но я постаралась по возможности поснимать в наиболее популярных у фотолюбителей жанрах. Ожидать от X-T4 чего-то принципиально нового в плане картинки и качества изображения вряд ли стоило, я рассчитывала получить примерно тот же результат, что на предыдущей модели в линейке. При этом большие надежды возлагались на стабилизатор изображения — благодаря ему реже приходится прибегать к съемке на высоких значениях ISO, а это значит, что с X-T4 можно получить более качественные фото, чем с X-T3 в аналогичных условиях. В камере добавился также ряд творческих функций и немного обновилась система автофокуса — все эти моменты также интересно было испытать на практике.
Fujifilm X-T4 оказалась у меня на тесте с тремя объективами: FUJINON XF56mm F1.2 R, FUJINON XF18–55mm F2.8–4 R LM OIS и FUJINON XF8–16mm F2.8 R LM WR.
⇡#Съемка в JPEG, моделирование пленки, творческие функции
Снимки, сделанные на Fujifilm X-T4 с автоматическим балансом белого и стандартным режимом моделирования пленки (PROVIA), традиционно для камер Fujifilm производят приятное впечатление: естественные цвета, отсутствие «задранного» контраста или чрезмерной насыщенности, достойный динамический диапазон.
Съемка с различными пленочными профилями — фирменная «фишка» Fujifilm, возможность немного окунуться в фотографию прошлого, подбирая под каждый сюжет оптимальную пленку. Конечно, это своеобразная игра, но игра довольно увлекательная. Если вам не хочется «заморачиваться» в процессе, можно установить стандартный профиль — для большинства ситуаций он подходит хорошо. Но на мой вкус, так мы потеряем значительную часть удовольствия от работы с камерами Fujifilm.
Набор пленочных профилей — общий для всех камер системы, однако производитель регулярно дополняет список. В предыдущих обзорах я уже отмечала недавно появившийся профиль CLASSIC Neg, который мне очень приглянулся. Теперь выдалась возможность потестировать его на новых сюжетах — в условиях летней погоды, и я отметила, что для съемки природы он также отлично подходит: зеленые тона выглядят очень привлекательно и стильно — это, конечно, чистая «вкусовщина», но меня результат порадовал.
|
|
|
||
Режим моделирования пленки CLASSIC Neg |
Главная интрига — появление в X-T4 нового режима моделирования пленки «Eterna Bleach Bypass», который воссоздает эффект использования техники обработки фотопленки с галоидным серебром. Снимки получаются довольно «драматичные» — контрастные, со сниженной насыщенностью. Мне понравился профиль — хоть он и несколько мрачноват, но если удачно подобрать для него сюжет, можно без дополнительной обработки получить выразительные фото.
|
|
|
||
Режим моделирования пленки «Eterna Bleach Bypass» |
Остальные 16 режимов уже хорошо знакомы пользователям Fujifilm, возможно, у вас даже есть свои фавориты. Я чаще всего прибегаю к моделированию пленки Velvia, чтобы сделать цвета более насыщенными, либо к различным черно-белым форматам: их выбор весьма широк из-за того, что к черно-белому изображению можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст снимка.
|
|
|
Сравнение стандартного режима моделирования пленки PROVIA (слева) и моделирования пленки VELVIA (справа) |
|
|
|
Примеры съемки с черно-белыми пленочными профилями |
Добавить еще больше пленочной атмосферы на фото можно с помощью эффекта пленочного зерна. Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Зерно часто «к лицу» контрастным черно-белым снимкам, но, разумеется, вы можете экспериментировать и с цветными.
Пример добавления на снимок эффекта пленочного зерна
Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, — безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе.
Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и традиционные для компании Fujifilm художественные фильтры. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (в частности, в обзоре камеры Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей.
Если подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности.
|
|
|
|
|||
Примеры съемки с художественными фильтрами |
Отмечу еще одну недавно появившуюся фирменную разработку Fujifilm: функции Color Chrome Effect и Color Chrome Blue. Первая добавляет дополнительный контраст и насыщенность цветам изображения, в то время как вторая применяет те же эффекты, но только к синему цвету. Результат получается довольно деликатный, но при этом снимки смотрятся сочнее. При съемке пейзажей в солнечную погоду я практически постоянно использовала функцию Color Chrome Blue — ее воздействие напоминает эффект поляризационного фильтра, небо действительно выглядит более выразительно.
У Fujifilm X-T4 есть и другие традиционные творческие функции: режим мультиэкспозиции, съемка панорам, HDR. Я не буду подробно останавливаться на них, так как они реализованы аналогично подобным во многих других камерах компании, обзоры которых выходили в последнее время.
⇡#Съемка в RAW, динамический диапазон
X-T4 предлагает пользователю новый формат сжатия RAW. Теперь у нас на выбор три варианта: несжатый RAW, сжатие без потерь и простое сжатие (очевидно, подразумевается, что с потерями). Это может показаться странным дополнением, но в ситуации, когда необходима экономия места на носителях, такое решение вполне себя оправдывает. Впрочем, разница в весе между сжатым и сжатым без потерь файлом в большинстве случаев оказалась не очень большой, у Canon с ее форматом C-RAW в этом отношении заметное преимущество. По умолчанию я снимала в формате без сжатия.
Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько контрастных сюжетов. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвеченные участки. Наша задача — восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Обработка производилась в конвертере Adobe Camera RAW. Посмотрим примеры. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.
Скачать RAW-файлы (324 Мбайт)
Запас в тенях хороший: даже из практически черных участков без проблем удается извлечь информацию. При этом очень радует отсутствие выраженного шума при осветлении. Борьба с пересветами тоже весьма эффективна — конечно, «выбитые в ноль» участки восстановить не выйдет, но значительно проявить фактуру в ярких областях — легко. При съемке сильно контрастных сцен лучше немного недоэкспонировать фото, чтобы не терять всю информацию в светах, — тогда, скорее всего, обработка поможет спасти кадр.
⇡#Автофокус, серийная съемка, буфер
Несмотря на то, что количество точек автофокуса осталось неизменным по сравнению с Fujifilm X-T3 (425), — некоторые изменения новое поколение камер также предлагает. Одно из них — улучшение отслеживания объекта, в том числе в условиях низкой освещенности. Второе — улучшенная система обнаружения лиц и глаз, позаимствованная у модели X-Pro3. Также появилась опция выбора определенного лица.
В реальной практике съемки портретов эта функция показала себя хорошо: камера быстро обнаруживает лицо и глаза и «не отпускает» их при движении модели или фотографа. С расстояния около 6 метров (портрет по колено) при хорошем освещении X-T4 еще способна распознавать глаза, если отойти дальше — срабатывает уже только распознавание лиц. Хороший результат. При необходимости можно назначить приоритет конкретного глаза — правого или левого — и камера будет фокусироваться по нему. Для моих задач удобнее автоматический выбор. При съемке против солнца распознавание глаз работает несколько хуже — иногда камера указывает не на глаз, а, например, на переносицу. Cо слабым освещением ощутимых проблем с распознаванием лиц и глаз не было.
Система распознавания лиц и глаз в Fujifilm X-T4 в целом работает эффективно
При съемке не портретных сюжетов режим распознавания лиц лучше отключать — это облегчит задачу камере. Автофокус Fujifilm X-T4 в целом цепкий и быстрый, но при съемке низкоконтрастных сцен бывают проблемы — камера не может сразу «зацепиться» за нужный объект, даже если задать точку фокусировки в нужном месте. Также я столкнулась со странной ситуацией, когда при съемке в режиме «все точки» область фокусировки фиксировалась в какой-то одной позиции (например, в правом верхнем углу) и при перекомпоновке кадра или даже при переходе на другой сюжет не менялась. Для смены приходилось задавать новую область вручную. Такое ощущение, что камера просто периодически зависала — это может быть особенностью конкретного тестового образца.
Следующее испытание — следящая фокусировка. Fujifilm X-T4 имеет новый механический затвор, способный снимать со скоростью 15 кадров в секунду. С электронным затвором вы можете получить 20 в секунду, а если воспользоваться функцией съемки с кропом 1,25 — 30 кадров в секунду. Что радует — экспозиция не обязательно фиксируется по первому кадру, она может меняться от кадра к кадру, если выбрать соответствующий пункт в меню. При съемке динамичных сцен можно облегчить камере задачу, указав, какой тип движения мы снимаем. Например, есть универсальная настройка, есть параметры «Игнорировать препятствия и продолжать следить за объектом», «Для объектов, двигающихся хаотично, ускоряясь/замедляясь» и другие. Я снимала тест с бегущим на камеру человеком, используя универсальную настройку и режим распознавания лиц/глаз. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но периодически модель на 1–2 кадра выпадала из резкости.
Буфер обмена при этом недостаточно большой: мне удалось получить непрерывную серию длиной 33 кадра при съемке в формате RAW (несжатый) + JPEG (максимальное качество). Сама по себе цифра неплохая, но при скорости съемки 15 кадров в секунду это означает две с небольшим секунды съемки — для камеры, позиционирующейся и в качестве репортажной, этого откровенно недостаточно.
⇡#Съемка на высоких ISO
Диапазон светочувствительности Fujifilm X-T4 — 160–12 800 ISO, с расширением «вниз» до 80 ISO и «вверх» до 51 200 ISO.
Как и в предыдущих моделях серии, здесь есть функция Auto ISO: пользователь может задать три разные схемы, назначив нижний и верхний порог светочувствительности, а также предельное значение выдержки — между ними удобно переключаться, снимая различные типы сюжетов: например, при съемке пейзажей ограничить светочувствительность значением 800 ISO, чтобы не переживать о шумах, а при съемке детей в движении — установить верхний порог на 6400 ISO, чтобы камера могла использовать более короткие выдержки при недостатке света.
Модель X-T3 показала в свое время неплохие для своего класса результаты съемки на высоких ISO — вплоть до значения ISO 6400 камера не выдавала сильного шума, да и на ISO 12800 многие сюжеты смотрелись неплохо. От Fujifilm X-T4 мы можем ожидать аналогичных результатов. Для наглядности покажу несколько сюжетов, снятых на разной светочувствительности. Фото сделаны в формате RAW + JPEG (в JPEG применен стандартный уровень шумоподавления).
ISO 1600: снимок «гладкий», сохранена хорошая детализация, невооруженным глазом шум особенно не заметен ни в RAW, ни в JPEG.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
ISO 3200: небольшой шум виден при приближении снимка в тенях при разглядывании оригинального RAW-файла, но общую картину он сильно не испортил: фото также хорошо детализировано, цвета переданы корректно. В JPEG встроенный шумодав немного сгладил детали пейзажа, но это также не вредит общему восприятию картинки — фото весьма неплохого качества.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Для сравнения — другой типа сюжета, ночная съемка. Здесь в кадре много равномерно окрашенного неба, и на нем шумы уже заметны довольно отчетливо. Кадр сделан на ISO 4000.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
ISO 6400 — все еще неплохое качество, шум мелкий и монохромный, не сильно портит общую картину.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
ISO 8000 — качество достаточное для публикации в соцсетях или печати небольшим форматом. JPEG уже чуть «замыленный», но в целом шумоподавление справляется хорошо.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Последний пример — портрет при тусклом свете монитора на ISO 12800. Здесь уже очевидны проблемы с качеством. В «серьезной» съемке я бы избегала такого значения светочувствительности, но снять что-то на память можно. На другом сюжете, например, при съемке архитектуры, подобные шумы будут не столь критичны.
|
|
|
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Скачать RAW-файлы (225 Мбайт)
Для более полной и объективной картины посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO.
Скачать RAW-файлы (522 Мбайт)
В целом результаты ожидаемые, какого-то прогресса по сравнению с предыдущей моделью нет, но для своего класса фотокамер Fujifilm X-T4 демонстрирует достойные результаты.
⇡#Стабилизатор
Итак, появление стабилизатора — ключевое изменение в рамках линейки. В Fujifilm X-T4 используется пятиосевая стабилизация на основе сдвига матрицы. По заявлению производителя, стабилизация дает выигрыш до целых 6,5 стопа при использовании объективов с оптической стабилизацией (в нашем тесте это объектив FUJINON XF18–55mmF2.8–4 R LM OIS, его я и использовала, снимая для этого раздела). Это означает, что статичные сюжеты теперь можно снимать с рук на значительно более длинных выдержках, получая прирост в качестве за счет снижения ISO — заманчивая перспектива. Я
Полный текст статьи читайте на 3DNews