Обзор беззеркальной фотокамеры Nikon Z50: младший брат

2018 год выдался прорывным для беззеркальных камер — сразу несколько производителей выпустили свои полнокадровые профессиональные беззеркалки, и, кажется, даже скептики готовы согласиться с тем, что за этими камерами — будущее. Модели Nikon Z7 и Z6 получили хорошие отзывы профессионалов, и, вполне ожидаемо, в этом году компания решила расширить линейку камер Z, выпустив на рынок аппарат любительского класса. Но им стала не «младшенькая» полнокадровая камера, а модель DX-формата (как их называет Nikon — для всего остального мира это APS-C). В «зеркальном» семействе компании ближайшим аналогом Z50 можно назвать модель Nikon D7500, а среди конкурентов на ум приходят Sony a6400, Fujifilm X-T30, Canon EOS M6 Mark II. То есть компактные и удобные в управлении камеры, но с весьма широкой функциональностью — рассчитанные в первую очередь на энтузиастов, которые не зарабатывают фотографией на жизнь, но ставят этот вид искусства на очень важное для себя место.

⇡#Основные характеристики

Nikon Z50 — по сути «младший брат» Z7 и Z6, камера со схожей концепцией, схожими принципами дизайна и управления. Часть функциональности полнокадровых моделей урезана в угоду компактности и более низкой цене. Последнее очень хорошо выделено — на данный момент новинка стоит почти в два раза дешевле модели Z6.

Изменились практически все базовые характеристики: меньше дисплей, меньше разрешение видоискателя, меньше точек фокусировки, длиннее минимальная выдержка, отсутствует внутрикамерная стабилизация. Но в первую очередь, конечно, Z50 — это «кропнутая» камера, как я уже отмечала выше. Здесь установлена новая матрица формата APS-C с эффективным разрешением 20,9 мегапикселя. По современным меркам разрешение кажется не очень большим, однако на практике заметить разницу в снимках, сделанных на камеры с сенсорами аналогичных размеров, но разных по разрешению, не так-то просто. Гонка мегапикселей, к счастью, в прошлом, и сейчас гораздо более актуальный вопрос — насколько хорошо справится камера со съемкой при слабом освещении. А в этом смысле Z50 обещает неплохие перспективы, ведь новый сенсор, судя по всему, сделан на основе сенсора Nikon D500, хорошо зарекомендовавшего себя малошумной работой.

В камере используется тот же байонет Z-mount, что и в старших моделях. Таким образом, Nikon Z50 совместима со всеми объективами, выпускаемыми для полнокадровых беззеркалок серии Z. Также уже выпущены два объектива для нее. А с помощью адаптера становится доступно использование оптики Nikon F-mount — причем стоит отметить, что адаптер входит в базовую комплектацию камеры, предлагаемой в варианте body (без объектива). Nikon вполне ясно осознает, что на сегодняшний день оптики, выпущенной для Z-mount, недостаточно, и позволяет рассчитывать на огромный парк объективов под классический байонет.

Тем не менее свежие объективы для Z-mount выходят регулярно. В частности, к анонсу Z50 приурочен выпуск двух объективов специально для этой камеры DX-формата: NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR и NIKKOR Z DX 50–250mm f/4.5–6.3. Первый из них предлагается в качестве комплектного в kit-версии камеры. В обоих новых объективах есть встроенные стабилизаторы изображения, выполненные по технологии VCM — смещение линз с использованием линейных двигателей.

Два других объектива, с которыми я тестировала Z50, — полнокадровые. Это NIKKOR Z 24mm f/1.8 S и NIKKOR Z 85mm f/1.8 S.

Nikon Z50 Nikon Z6 Fujifilm X-T30 Sony α6400 Canon EOS M6 Mark II
Сенсор изображения 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS 36 × 24 мм (полный кадр) 23,6 × 15,6 мм (APS-C), X-Trans CMOS IV 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS 22,3 × 14,9 мм (APS-C) CMOS
Эффективное разрешение сенсора 20,9 мегапикселя 24,5 мегапикселя 26,1 мегапикселя 24,2 Мп 32,5 мегапикселя
Встроенный стабилизатор изображения Нет 5-осевой Нет Нет Нет
Байонет Z Nikon Z Nikon Fujifilm X-mount Sony E-mount Canon EF-M
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит JPEG (EXIF 2.30), RAW 14 бит, C-RAW
Формат видео MOV, MP4 MOV, MP4 MPEG 4 XAVC S, AVCHD, MP4 MP4
Размер кадра До 5568 × 3712 пикселей До 6048 × 4024 пикселей До 6240 × 4160 До 6000 × 4000 До 6960 × 4640
Разрешение видео До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160 (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 51200
Затвор Механический затвор: 1/4000 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000 30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/4000 30 с;
электронный затвор: 1/32000 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
1/4000—30 c; бесшумный режим Механический затвор: 1/4000 30 с;
электронный затвор до 1/16000;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 11 кадров в секунду  До 12 кадров в секунду  До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х — до 30 кадров в секунду 11 кадров в секунду До 14 кадров в секунду с покадровой фокусировкой; до 30 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный, Dual Pixel CMOS, 143 точки
Экспозамер, режимы работы TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-замер в 384 зонах, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный
Экспокоррекция ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) ±5 EV с шагом ⅓ ступени ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) ±5 EV с шагом ⅓ ступени
Встроенная вспышка Встроенная, ведущее число 7,7 (ISO 100) Нет, X-синхронизация
1/200 с
Встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) Встроенная, ведущее число приблизительно 4,6 (ISO 100)
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот для XQD/CF-Express Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I Один слот SD / SDHC / SDXC (UHS-II)
Дисплей Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1,04 млн точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек, сенсорный, наклонный ЖК, 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, сенсорный, поворотный
Видоискатель Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Нет, только опциональный
Интерфейсы microUSB (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C, microHDMI, внешний микрофон, порт для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth, NFC Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2В)
Габариты 126,5 × 93,5 × 60 мм 134 × 101 × 68 мм 118,4 × 82,8 × 46,8 мм 120 × 67 × 60 мм 119,6 × 70 × 49,2 мм
Масса 450 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 383 грамма  (с аккумулятором и картой памяти) 403 грамма  (с аккумулятором и картой памяти) 408 граммов  (с аккумулятором и картой памяти)
Актуальная цена 69 990 рублей за версию без объектива (body) и с переходником на байонет FTZ, 69 990 рублей (kit, с объективом 16–50 f/3,5–6,3 (kit) 112 500 рублей за версию без объектива (body), 159 990 рублей (kit, с объективом 24–70 f/4 (kit) 59 990 рублей за версию без объектива (body), 65 000 рублей за версию с комплектным объективом XF 18–55mm f/2,8–4 65 000 рублей за версию без объектива (body), 74 990 рублей за версию с комплектным объективом E 16–50mm 65 990 рублей за версию body (без объектива), 82 990 рублей за версию kit (с объективом 15–45 мм)

⇡#Дизайн и эргономичность

Nikon Z50 внешне очень напоминает старшие модели Z7 и Z6 — это касается и общего дизайна, и расположения органов управления. Размеры ее при этом ощутимо уменьшены и составляют 126,5 × 93,5 × 60 мм, вес — приблизительно 450 граммов с батареей и картой памяти. Комплектный зум-объектив NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 также весьма компактен и весит всего 135 граммов. Соответственно, связка «камера — объектив» легко помещается в небольшую сумку — и эта ноша совсем не тяжела.

Для того чтобы привести объектив в рабочее состояние, необходимо повернуть кольцо зуммирования, что приводит к выдвижению вперед скрытой части объектива и, соответственно, удлиняет его. Поначалу такой механизм кажется непривычным, но камера заботливо напоминает пользователю об этом каждый раз перед началом работы.

 

На штатном объективе также отсутствует рычаг переключения с автоматического фокуса на ручной — менять его придется с помощью меню. Очевидно, этот шаг был также сделан в угоду компактности.

Корпус камеры изготовлен из магниевого сплава и имеет защиту от погодных условий — для меня это большой плюс, и в этом смысле Nikon Z50 обходит многих конкурентов в классе, у которых подобной защиты нет. Большая часть корпуса покрыта прорезиненным материалом, благодаря чему камера не скользит в руках. При этом, несмотря на компактность, на корпусе есть и внушительный выступ для хвата правой рукой, и выступ на задней поверхности под большой палец. Возможно, фотографам с крупными руками будет не так комфортно, но, на мой взгляд, создатели камеры удачно просчитали баланс между компактностью и удобством.

Дизайн камеры не отличается какой-то особенной изысканностью — видно, что производитель делает ставку на функциональность и надежность. Давайте посмотрим, как расположены на Z50 органы управления.

На левом ребре камеры под двумя прорезиненными крышками находятся разъем для подключения микрофона и порты HDMI type D и microUSB. Резиновые заглушки, под которыми спрятаны интерфейсы, сделаны не слишком удачно — требуется время, чтобы обеспечить их плотное прилегание к корпусу.

 

На правом ребре какие-либо элементы отсутствуют.

Спереди мы видим кнопку высвобождения объектива, байонет Z-mount, две программируемые кнопки, индикатор подсветки автофокуса и на выступающей части — одно из колес управления. Сразу отмечу, что программируемые кнопки спереди — нечастая и любопытная идея, но мне со слегка отросшими ногтями работать с ними было не слишком комфортно. Мужчинам должно быть попроще, но тут уже могут быть проблемы из-за крупных пальцев — пространства между выступом для хвата и объективом не так уж много.

На верхней панели находится «горячий башмак» в связке со встроенной вспышкой. Последняя открывается с помощью рычага слева. Правее «башмака» мы видим диск выбора режимов съемки, совмещенный с рычагом переключения режимов фото- и видеосъемки (удачное решение, на мой взгляд, — даже удобнее, чем у старших моделей, где этот рычаг был вынесен на заднюю панель), управляющее колесо и, на выступе, кнопку спуска, совмещенную с рычагом включения-выключения камеры. Также тут есть кнопки записи видео, выбора ISO и ввода экспокоррекции.

Снизу мы видим отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо. Что особенно приятно, они находятся на заметном расстоянии друг от друга — таким образом, штативная площадка не перекрывает отсек, позволяя заменять карту памяти или батарею без каких-либо проблем. Для камер небольшого размера это нечастый бонус. В Nikon Z50 используются карты стандарта SD, с максимальным классом скорости UHS-I. Увы, не предельным.

На задней панели расположена кнопка переключения между видоискателем и экраном, сам видоискатель с прорезиненным наглазником и регулятором диоптрийной коррекции, кнопка блокировки экспозиции/фокуса, навигационный джойстик с кнопкой подтверждения выбора по центру, кнопки вызова быстрого меню, основного меню, просмотра и удаления кадров. Большую часть задней поверхности занимает ЖК-экран, и на нем тоже появились сенсорные кнопки — приближения/отдаления снимков, параметров дисплея. Решение оригинальное — и мне оно показалось вполне удачным. Сенсорными кнопками пользоваться было не менее удобно, чем аналоговыми, — пока работаешь с камерой голыми руками. На холоде, в перчатках, взаимодействовать с ними невозможно — тут применено емкостное сенсорное покрытие.

⇡#ЖК-экран

Остановимся чуть подробнее на экране Nikon Z50. Это сенсорный дисплей диагональю 3,2 дюйма с разрешением, составляющим 1 040 000 точек, углом обзора 170° и практически стопроцентным покрытием кадра. Доступна регулировка яркости по 11 уровням. Экран имеет наклонный механизм: его можно повернуть перпендикулярно плоскости камеры, а также на 180 градусов вниз. Последнее решение довольно необычное, прежде я не встречала  такого механизма. Назначение его очевидно — съемка селфи/видеоблогов. Обычно для этих целей используют поворот вбок от камеры, иногда наверх, но инженеры Nikon пошли по новому пути. Честно говоря, мне он непонятен. Дело не только в том, что все новое по умолчанию непривычно, но и в том, что при таком механизме поворота камеру невозможно поставить на штатив (или, например, на стол) для съемки автопортрета. Придется ограничиваться фотографированием с рук, а это означает съемку только на широкий угол (и, как следствие, оптические искажения).

Несмотря на то, что разрешение экрана практически вдвое меньше, чем у полнокадровых беззеркалок серии Z, работать с ним комфортно — картинка достаточно четкая, контрастная, детализированная. При съемке против солнца (например, закатные пейзажи) картинка становится плохо различимой, и тогда удобнее строить кадр через видоискатель.

⇡#Видоискатель

В камере используется OLED-видоискатель с диагональю 0,39 дюйма, разрешением 2 360 000 точек (XGA), регулировкой цветового баланса, автоматической и ручной (7 уровней) регулировкой яркости. По своему выбору пользователь может видеть либо естественное изображение, как в оптическом видоискателе цифровой зеркальной фотокамеры, либо изображение, каким оно будет после нажатия на спуск затвора. Диапазон диоптрийной регулировки составляет от -3 до +3. При желании можно включить автоматическое переключение на съемку по видоискателю при приближении глаза, но для меня это не удобно, так как порой переключение происходит случайно от близости к постороннему объекту. Изображение в видоискателе очень четкое, яркое и детализированное, работать с ним было приятно.

⇡#Интерфейс

Основное меню вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь основных разделов, в каждом из которых — от одной до нескольких страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в новом окне. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно как с помощью аналоговых органов управления, так и сенсорно. Меню довольно обширное, и тем пользователям, которые еще не знакомы с камерами Nikon, может понадобиться время, чтобы освоиться и запомнить, где находятся нужные функции, но плюс в том, что интуитивно оно вполне понятно.

Галерея скриншотов

Общее впечатление от эргономики камеры — хорошая продуманность и удобство управления. Производитель явно стремился к тому, чтобы сделать камеру одновременно и максимально компактной, и удобной в работе. Органы управления достаточно крупные относительно размера камеры и отзывчивые, сочетание сенсорного и аналогового управления позволяет не перегрузить поверхность камеры. Пользователь может очень гибко настроить Z50 под себя, задав части клавиш те функции, которые актуальны именно для него. При этом одна и та же кнопка может выполнять разные функции в режимах фото и видео, а само переключение между этими режимами осуществляется одним движением с помощью верхнего рычага. Это очень современный и удобный способ, позволяющий экономить время. Для меня главным спорным решением в плане эргономики стал поворотный механизм экрана. Также мне неудобно было работать с настраиваемыми кнопками на передней части корпуса, и есть небольшая проблема с сенсорными значками в правой части блока дисплея — они не реагируют на прикосновение руки в перчатке.

⇡#Беспроводные соединения

Как на любой современной камере, у Nikon Z50 есть опции подключения к мобильному устройству посредством Bluetooth-сопряжения и по Wi-Fi. Для обмена данными необходимо установить на смартфон бесплатное приложение SnapBridge. Приложение очень понятное и удобное, проблем с его использованием не будет даже у новичка. С его помощью можно просматривать снимки с фотокамеры на экране мобильного устройства, можно настроить автоматическую пересылку файлов в фоновом режиме с камеры на смартфон, а также вести удаленную съемку по Wi-Fi, меняя все настройки прямо на смартфоне.

⇡#Автофокус, серийная съемка, буфер 

Nikon Z50 имеет 209 точек фокусировки (они покрывают 90% кадра), причем использованы как фазовые датчики, расположенные прямо на сенсоре, так и контрастный метод автоматической фокусировки. В режиме покадровой фокусировки пользователь может выбрать один из следующих вариантов: точечная фокусировка (место фокуса можно задать с помощью сенсорного или аналогового управления, область фокуса обозначается небольшим квадратиком), при этом «шаг» движения точки очень маленький (по факту получается больше 209 позиций); одноточечная фокусировка (несколько путаная система формулировок в русской версии меню, с ходу можно не разобраться в чем разница, но достаточно один раз сравнить на практике — здесь фокусировочный квадратик уже ощутимо больше, чем в первом случае); широкая область АФ (S) — также квадратная область, в которой камера удерживает резкость; широкая область АФ (L) — аналогичная прямоугольная область; автоматический выбор зоны  автофокуса — в этом случае объекты в резкости подсвечиваются, как правило, одним или несколькими квадратами/прямоугольниками.

В камере есть функция распознавания лиц и глаз, что очень облегчает фокусировку при портретной съемке. Для того чтобы она активировалась, необходимо включить ее в соответствующем разделе меню и установить автоматический выбор зоны фокусировки. Возможности задать приоритетный левый или правый глаз нельзя, но, по моему опыту, это чаще излишняя опция, так как модель постоянно двигается во время съемки, и можно доверить определение глаза для фокусировки автоматике. Также нельзя задать приоритет конкретных лиц, но все-таки это опция уже для более продвинутого класса камер. Nikon Z50 моментально определяет лицо в кадре и надежно «удерживает» его при движении как модели, так и фотографа. Всевозможные визуальные преграды — например, вечернее освещение и яркие огни на переднем плане — не ввели автоматику в заблуждение: лицо было опознано так же быстро, как и при съемке днем.

 

Сложное освещение и наличие визуальных преград в кадре не помешало Nikon Z50 корректно распознать лицо и сфокусироваться на нем.

Определенный процент промашек все же неизбежен — некоторые кадры, снятые с открытой диафрагмой (по большей части это мелкие планы), сфокусированы не идеально по глазам. Но в целом впечатления от работы автофокуса остались положительные.

Пример некорректно сфокусированного снимка

Еще один обязательный тест — серийная съемка в движении. Модель бежит в сторону камеры, съемка ведется в режиме следящего автофокуса с автоматическим выбором зоны. Мне удалось снять серию из 30 кадров (в режиме H+, с параметрами качества RAW+JPEG Fine), и большинство кадров оказались сфокусированными верно. Несколько раз камера не успевала за моделью, и резкость на лице пропадала, но буквально на следующем же снимке она снова оказывалась на месте.

 

Несколько кадров из тестовой серии. На некоторых фокус на лице недостаточный, но большинство снимков сфокусированы корректно

Максимальная скорость серийной съемки Nikon Z50 — 11 кадров в секунду. Это вполне хороший современный показатель, для большинства съемочных ситуаций более чем достаточный. Размер буфера при этом не самый большой — 17 кадров при съемке в RAW на максимальной скорости. По этому показателю рад конкурентов опережает обозреваемую камеру.

Стоит сказать, что предельная выдержка, с которой позволяет снимать механический затвор Nikon Z50, — 1/4000. В этом камера вполне адекватна своему классу. Добавлю, что все камеры Z имеют бесшумный режим (электронный затвор) и режим автоматического выбора типа затвора — камера умеет переключаться с механического на электронный затвор в зависимости от используемой скорости. Правда, более короткие выдержки с электронным затвором на Z50 недоступны.

Следующая страница →

⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

Полный текст статьи читайте на 3DNews