Обзор беззеркальной фотокамеры Nikon Z50: младший брат
2018 год выдался прорывным для беззеркальных камер — сразу несколько производителей выпустили свои полнокадровые профессиональные беззеркалки, и, кажется, даже скептики готовы согласиться с тем, что за этими камерами — будущее. Модели Nikon Z7 и Z6 получили хорошие отзывы профессионалов, и, вполне ожидаемо, в этом году компания решила расширить линейку камер Z, выпустив на рынок аппарат любительского класса. Но им стала не «младшенькая» полнокадровая камера, а модель DX-формата (как их называет Nikon — для всего остального мира это APS-C). В «зеркальном» семействе компании ближайшим аналогом Z50 можно назвать модель Nikon D7500, а среди конкурентов на ум приходят Sony a6400, Fujifilm X-T30, Canon EOS M6 Mark II. То есть компактные и удобные в управлении камеры, но с весьма широкой функциональностью — рассчитанные в первую очередь на энтузиастов, которые не зарабатывают фотографией на жизнь, но ставят этот вид искусства на очень важное для себя место.
⇡#Основные характеристики
Nikon Z50 — по сути «младший брат» Z7 и Z6, камера со схожей концепцией, схожими принципами дизайна и управления. Часть функциональности полнокадровых моделей урезана в угоду компактности и более низкой цене. Последнее очень хорошо выделено — на данный момент новинка стоит почти в два раза дешевле модели Z6.
Изменились практически все базовые характеристики: меньше дисплей, меньше разрешение видоискателя, меньше точек фокусировки, длиннее минимальная выдержка, отсутствует внутрикамерная стабилизация. Но в первую очередь, конечно, Z50 — это «кропнутая» камера, как я уже отмечала выше. Здесь установлена новая матрица формата APS-C с эффективным разрешением 20,9 мегапикселя. По современным меркам разрешение кажется не очень большим, однако на практике заметить разницу в снимках, сделанных на камеры с сенсорами аналогичных размеров, но разных по разрешению, не так-то просто. Гонка мегапикселей, к счастью, в прошлом, и сейчас гораздо более актуальный вопрос — насколько хорошо справится камера со съемкой при слабом освещении. А в этом смысле Z50 обещает неплохие перспективы, ведь новый сенсор, судя по всему, сделан на основе сенсора Nikon D500, хорошо зарекомендовавшего себя малошумной работой.
В камере используется тот же байонет Z-mount, что и в старших моделях. Таким образом, Nikon Z50 совместима со всеми объективами, выпускаемыми для полнокадровых беззеркалок серии Z. Также уже выпущены два объектива для нее. А с помощью адаптера становится доступно использование оптики Nikon F-mount — причем стоит отметить, что адаптер входит в базовую комплектацию камеры, предлагаемой в варианте body (без объектива). Nikon вполне ясно осознает, что на сегодняшний день оптики, выпущенной для Z-mount, недостаточно, и позволяет рассчитывать на огромный парк объективов под классический байонет.
Тем не менее свежие объективы для Z-mount выходят регулярно. В частности, к анонсу Z50 приурочен выпуск двух объективов специально для этой камеры DX-формата: NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR и NIKKOR Z DX 50–250mm f/4.5–6.3. Первый из них предлагается в качестве комплектного в kit-версии камеры. В обоих новых объективах есть встроенные стабилизаторы изображения, выполненные по технологии VCM — смещение линз с использованием линейных двигателей.
Два других объектива, с которыми я тестировала Z50, — полнокадровые. Это NIKKOR Z 24mm f/1.8 S и NIKKOR Z 85mm f/1.8 S.
Nikon Z50 | Nikon Z6 | Fujifilm X-T30 | Sony α6400 | Canon EOS M6 Mark II | |
Сенсор изображения | 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS | 36 × 24 мм (полный кадр) | 23,6 × 15,6 мм (APS-C), X-Trans CMOS IV | 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS | 22,3 × 14,9 мм (APS-C) CMOS |
Эффективное разрешение сенсора | 20,9 мегапикселя | 24,5 мегапикселя | 26,1 мегапикселя | 24,2 Мп | 32,5 мегапикселя |
Встроенный стабилизатор изображения | Нет | 5-осевой | Нет | Нет | Нет |
Байонет | Z Nikon | Z Nikon | Fujifilm X-mount | Sony E-mount | Canon EF-M |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит | JPEG (EXIF 2.30), RAW 14 бит, C-RAW |
Формат видео | MOV, MP4 | MOV, MP4 | MPEG 4 | XAVC S, AVCHD, MP4 | MP4 |
Размер кадра | До 5568 × 3712 пикселей | До 6048 × 4024 пикселей | До 6240 × 4160 | До 6000 × 4000 | До 6960 × 4640 |
Разрешение видео | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 4096 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160 (30 кадров в секунду) |
Чувствительность | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 51200 |
Затвор | Механический затвор: 1/4000 —30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000 —30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/4000 —30 с; электронный затвор: 1/32000 —30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
1/4000—30 c; бесшумный режим | Механический затвор: 1/4000 —30 с; электронный затвор до 1/16000; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Скорость серийной съемки | До 11 кадров в секунду | До 12 кадров в секунду | До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х — до 30 кадров в секунду | 11 кадров в секунду | До 14 кадров в секунду с покадровой фокусировкой; до 30 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный, Dual Pixel CMOS, 143 точки |
Экспозамер, режимы работы | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-замер в 384 зонах, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный |
Экспокоррекция | ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) | ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) | ±5 EV с шагом ⅓ ступени | ±5,0 EV (с шагом ⅓ EV или ½ EV) | ±5 EV с шагом ⅓ ступени |
Встроенная вспышка | Встроенная, ведущее число 7,7 (ISO 100) | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) | Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) | Встроенная, ведущее число приблизительно 4,6 (ISO 100) |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2/10 с | 2/10 с | 2/10 с |
Карта памяти | Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) | Один слот для XQD/CF-Express | Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) | Один слот Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I | Один слот SD / SDHC / SDXC (UHS-II) |
Дисплей | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1,04 млн точек | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек | 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный | ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек, сенсорный, наклонный | ЖК, 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, сенсорный, поворотный |
Видоискатель | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Нет, только опциональный |
Интерфейсы | microUSB (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона | USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ | HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ | microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона | USB Type-C, microHDMI, внешний микрофон, порт для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth, NFC | Wi-Fi, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2В) |
Габариты | 126,5 × 93,5 × 60 мм | 134 × 101 × 68 мм | 118,4 × 82,8 × 46,8 мм | 120 × 67 × 60 мм | 119,6 × 70 × 49,2 мм |
Масса | 450 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 383 грамма (с аккумулятором и картой памяти) | 403 грамма (с аккумулятором и картой памяти) | 408 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 69 990 рублей за версию без объектива (body) и с переходником на байонет FTZ, 69 990 рублей (kit, с объективом 16–50 f/3,5–6,3 (kit) | 112 500 рублей за версию без объектива (body), 159 990 рублей (kit, с объективом 24–70 f/4 (kit) | 59 990 рублей за версию без объектива (body), 65 000 рублей за версию с комплектным объективом XF 18–55mm f/2,8–4 | 65 000 рублей за версию без объектива (body), 74 990 рублей за версию с комплектным объективом E 16–50mm | 65 990 рублей за версию body (без объектива), 82 990 рублей за версию kit (с объективом 15–45 мм) |
⇡#Дизайн и эргономичность
Nikon Z50 внешне очень напоминает старшие модели Z7 и Z6 — это касается и общего дизайна, и расположения органов управления. Размеры ее при этом ощутимо уменьшены и составляют 126,5 × 93,5 × 60 мм, вес — приблизительно 450 граммов с батареей и картой памяти. Комплектный зум-объектив NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 также весьма компактен и весит всего 135 граммов. Соответственно, связка «камера — объектив» легко помещается в небольшую сумку — и эта ноша совсем не тяжела.
Для того чтобы привести объектив в рабочее состояние, необходимо повернуть кольцо зуммирования, что приводит к выдвижению вперед скрытой части объектива и, соответственно, удлиняет его. Поначалу такой механизм кажется непривычным, но камера заботливо напоминает пользователю об этом каждый раз перед началом работы.
|
|
На штатном объективе также отсутствует рычаг переключения с автоматического фокуса на ручной — менять его придется с помощью меню. Очевидно, этот шаг был также сделан в угоду компактности.
Корпус камеры изготовлен из магниевого сплава и имеет защиту от погодных условий — для меня это большой плюс, и в этом смысле Nikon Z50 обходит многих конкурентов в классе, у которых подобной защиты нет. Большая часть корпуса покрыта прорезиненным материалом, благодаря чему камера не скользит в руках. При этом, несмотря на компактность, на корпусе есть и внушительный выступ для хвата правой рукой, и выступ на задней поверхности под большой палец. Возможно, фотографам с крупными руками будет не так комфортно, но, на мой взгляд, создатели камеры удачно просчитали баланс между компактностью и удобством.
Дизайн камеры не отличается какой-то особенной изысканностью — видно, что производитель делает ставку на функциональность и надежность. Давайте посмотрим, как расположены на Z50 органы управления.
На левом ребре камеры под двумя прорезиненными крышками находятся разъем для подключения микрофона и порты HDMI type D и microUSB. Резиновые заглушки, под которыми спрятаны интерфейсы, сделаны не слишком удачно — требуется время, чтобы обеспечить их плотное прилегание к корпусу.
|
|
На правом ребре какие-либо элементы отсутствуют.
Спереди мы видим кнопку высвобождения объектива, байонет Z-mount, две программируемые кнопки, индикатор подсветки автофокуса и на выступающей части — одно из колес управления. Сразу отмечу, что программируемые кнопки спереди — нечастая и любопытная идея, но мне со слегка отросшими ногтями работать с ними было не слишком комфортно. Мужчинам должно быть попроще, но тут уже могут быть проблемы из-за крупных пальцев — пространства между выступом для хвата и объективом не так уж много.
На верхней панели находится «горячий башмак» в связке со встроенной вспышкой. Последняя открывается с помощью рычага слева. Правее «башмака» мы видим диск выбора режимов съемки, совмещенный с рычагом переключения режимов фото- и видеосъемки (удачное решение, на мой взгляд, — даже удобнее, чем у старших моделей, где этот рычаг был вынесен на заднюю панель), управляющее колесо и, на выступе, кнопку спуска, совмещенную с рычагом включения-выключения камеры. Также тут есть кнопки записи видео, выбора ISO и ввода экспокоррекции.
Снизу мы видим отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо. Что особенно приятно, они находятся на заметном расстоянии друг от друга — таким образом, штативная площадка не перекрывает отсек, позволяя заменять карту памяти или батарею без каких-либо проблем. Для камер небольшого размера это нечастый бонус. В Nikon Z50 используются карты стандарта SD, с максимальным классом скорости UHS-I. Увы, не предельным.
На задней панели расположена кнопка переключения между видоискателем и экраном, сам видоискатель с прорезиненным наглазником и регулятором диоптрийной коррекции, кнопка блокировки экспозиции/фокуса, навигационный джойстик с кнопкой подтверждения выбора по центру, кнопки вызова быстрого меню, основного меню, просмотра и удаления кадров. Большую часть задней поверхности занимает ЖК-экран, и на нем тоже появились сенсорные кнопки — приближения/отдаления снимков, параметров дисплея. Решение оригинальное — и мне оно показалось вполне удачным. Сенсорными кнопками пользоваться было не менее удобно, чем аналоговыми, — пока работаешь с камерой голыми руками. На холоде, в перчатках, взаимодействовать с ними невозможно — тут применено емкостное сенсорное покрытие.
⇡#ЖК-экран
Остановимся чуть подробнее на экране Nikon Z50. Это сенсорный дисплей диагональю 3,2 дюйма с разрешением, составляющим 1 040 000 точек, углом обзора 170° и практически стопроцентным покрытием кадра. Доступна регулировка яркости по 11 уровням. Экран имеет наклонный механизм: его можно повернуть перпендикулярно плоскости камеры, а также на 180 градусов вниз. Последнее решение довольно необычное, прежде я не встречала такого механизма. Назначение его очевидно — съемка селфи/видеоблогов. Обычно для этих целей используют поворот вбок от камеры, иногда наверх, но инженеры Nikon пошли по новому пути. Честно говоря, мне он непонятен. Дело не только в том, что все новое по умолчанию непривычно, но и в том, что при таком механизме поворота камеру невозможно поставить на штатив (или, например, на стол) для съемки автопортрета. Придется ограничиваться фотографированием с рук, а это означает съемку только на широкий угол (и, как следствие, оптические искажения).
Несмотря на то, что разрешение экрана практически вдвое меньше, чем у полнокадровых беззеркалок серии Z, работать с ним комфортно — картинка достаточно четкая, контрастная, детализированная. При съемке против солнца (например, закатные пейзажи) картинка становится плохо различимой, и тогда удобнее строить кадр через видоискатель.
⇡#Видоискатель
В камере используется OLED-видоискатель с диагональю 0,39 дюйма, разрешением 2 360 000 точек (XGA), регулировкой цветового баланса, автоматической и ручной (7 уровней) регулировкой яркости. По своему выбору пользователь может видеть либо естественное изображение, как в оптическом видоискателе цифровой зеркальной фотокамеры, либо изображение, каким оно будет после нажатия на спуск затвора. Диапазон диоптрийной регулировки составляет от -3 до +3. При желании можно включить автоматическое переключение на съемку по видоискателю при приближении глаза, но для меня это не удобно, так как порой переключение происходит случайно от близости к постороннему объекту. Изображение в видоискателе очень четкое, яркое и детализированное, работать с ним было приятно.
⇡#Интерфейс
Основное меню вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь основных разделов, в каждом из которых — от одной до нескольких страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в новом окне. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно как с помощью аналоговых органов управления, так и сенсорно. Меню довольно обширное, и тем пользователям, которые еще не знакомы с камерами Nikon, может понадобиться время, чтобы освоиться и запомнить, где находятся нужные функции, но плюс в том, что интуитивно оно вполне понятно.
Общее впечатление от эргономики камеры — хорошая продуманность и удобство управления. Производитель явно стремился к тому, чтобы сделать камеру одновременно и максимально компактной, и удобной в работе. Органы управления достаточно крупные относительно размера камеры и отзывчивые, сочетание сенсорного и аналогового управления позволяет не перегрузить поверхность камеры. Пользователь может очень гибко настроить Z50 под себя, задав части клавиш те функции, которые актуальны именно для него. При этом одна и та же кнопка может выполнять разные функции в режимах фото и видео, а само переключение между этими режимами осуществляется одним движением с помощью верхнего рычага. Это очень современный и удобный способ, позволяющий экономить время. Для меня главным спорным решением в плане эргономики стал поворотный механизм экрана. Также мне неудобно было работать с настраиваемыми кнопками на передней части корпуса, и есть небольшая проблема с сенсорными значками в правой части блока дисплея — они не реагируют на прикосновение руки в перчатке.
⇡#Беспроводные соединения
Как на любой современной камере, у Nikon Z50 есть опции подключения к мобильному устройству посредством Bluetooth-сопряжения и по Wi-Fi. Для обмена данными необходимо установить на смартфон бесплатное приложение SnapBridge. Приложение очень понятное и удобное, проблем с его использованием не будет даже у новичка. С его помощью можно просматривать снимки с фотокамеры на экране мобильного устройства, можно настроить автоматическую пересылку файлов в фоновом режиме с камеры на смартфон, а также вести удаленную съемку по Wi-Fi, меняя все настройки прямо на смартфоне.
⇡#Автофокус, серийная съемка, буфер
Nikon Z50 имеет 209 точек фокусировки (они покрывают 90% кадра), причем использованы как фазовые датчики, расположенные прямо на сенсоре, так и контрастный метод автоматической фокусировки. В режиме покадровой фокусировки пользователь может выбрать один из следующих вариантов: точечная фокусировка (место фокуса можно задать с помощью сенсорного или аналогового управления, область фокуса обозначается небольшим квадратиком), при этом «шаг» движения точки очень маленький (по факту получается больше 209 позиций); одноточечная фокусировка (несколько путаная система формулировок в русской версии меню, с ходу можно не разобраться в чем разница, но достаточно один раз сравнить на практике — здесь фокусировочный квадратик уже ощутимо больше, чем в первом случае); широкая область АФ (S) — также квадратная область, в которой камера удерживает резкость; широкая область АФ (L) — аналогичная прямоугольная область; автоматический выбор зоны автофокуса — в этом случае объекты в резкости подсвечиваются, как правило, одним или несколькими квадратами/прямоугольниками.
В камере есть функция распознавания лиц и глаз, что очень облегчает фокусировку при портретной съемке. Для того чтобы она активировалась, необходимо включить ее в соответствующем разделе меню и установить автоматический выбор зоны фокусировки. Возможности задать приоритетный левый или правый глаз нельзя, но, по моему опыту, это чаще излишняя опция, так как модель постоянно двигается во время съемки, и можно доверить определение глаза для фокусировки автоматике. Также нельзя задать приоритет конкретных лиц, но все-таки это опция уже для более продвинутого класса камер. Nikon Z50 моментально определяет лицо в кадре и надежно «удерживает» его при движении как модели, так и фотографа. Всевозможные визуальные преграды — например, вечернее освещение и яркие огни на переднем плане — не ввели автоматику в заблуждение: лицо было опознано так же быстро, как и при съемке днем.
|
|
|
Сложное освещение и наличие визуальных преград в кадре не помешало Nikon Z50 корректно распознать лицо и сфокусироваться на нем. |
Определенный процент промашек все же неизбежен — некоторые кадры, снятые с открытой диафрагмой (по большей части это мелкие планы), сфокусированы не идеально по глазам. Но в целом впечатления от работы автофокуса остались положительные.
Пример некорректно сфокусированного снимка
Еще один обязательный тест — серийная съемка в движении. Модель бежит в сторону камеры, съемка ведется в режиме следящего автофокуса с автоматическим выбором зоны. Мне удалось снять серию из 30 кадров (в режиме H+, с параметрами качества RAW+JPEG Fine), и большинство кадров оказались сфокусированными верно. Несколько раз камера не успевала за моделью, и резкость на лице пропадала, но буквально на следующем же снимке она снова оказывалась на месте.
|
|
|
Несколько кадров из тестовой серии. На некоторых фокус на лице недостаточный, но большинство снимков сфокусированы корректно |
Максимальная скорость серийной съемки Nikon Z50 — 11 кадров в секунду. Это вполне хороший современный показатель, для большинства съемочных ситуаций более чем достаточный. Размер буфера при этом не самый большой — 17 кадров при съемке в RAW на максимальной скорости. По этому показателю рад конкурентов опережает обозреваемую камеру.
Стоит сказать, что предельная выдержка, с которой позволяет снимать механический затвор Nikon Z50, — 1/4000. В этом камера вполне адекватна своему классу. Добавлю, что все камеры Z имеют бесшумный режим (электронный затвор) и режим автоматического выбора типа затвора — камера умеет переключаться с механического на электронный затвор в зависимости от используемой скорости. Правда, более короткие выдержки с электронным затвором на Z50 недоступны.
Следующая страница →
Полный текст статьи читайте на 3DNews