Облачный рынок окончательно стал рынком ИТ-сервисов
Интеграция Конференции
26.02.2020, Ср, 10:21, Мск , Текст: Наталья Рудычева
Российский облачный рынок растет почти на 30% в год. Провайдеры ждут прихода на него среднего и малого бизнеса и готовят все новые и новые сервисы, которые позволят предприятиям сосредоточиться на решении основных задач, передав вопросы развития и управления ИТ-аутсорсерам. О том, какие это будут сервисы, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Облака для бизнеса: будущее за новыми сервисами».
Облачный рынок России
Сегодня российский облачный рынок переживает фазу бурного роста, как мировой 5–10 лет назад. Результатами исследования востребованности облачных технологий в российском бизнесе с участниками конференции поделился Георгий Банчиков, директор управления по развитию партнерских продаж SberCloud. В крупном бизнесе облачные сервисы, как минимум, рассматриваются при запуске очередного бизнес-проекта (29%), как максимум — воспринимаются как предпочтительное или стандартное решение (38%). В малом и среднем бизнесе облачные сервисы пока не столь популярны — они принимаются во внимание при реализации отдельных проектов (21%-23%) или «изредка».
Российский облачный рынок растет почти на 30% в год. Провайдеры ждут прихода на него среднего и малого бизнеса и готовят все новые и новые сервисы, которые позволят предприятиям сосредоточиться на решении основных задач, передав вопросы развития и управления ИТ-аутсорсерам. О том, какие это будут сервисы, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Облака для бизнеса: будущее за новыми сервисами»
Самые высокие показатели роста использования облачных технологий в ближайшие годы ожидаются со стороны малых предприятий. ИТ-директора крупных и средних предприятий более сдержаны в своих оценках. Тем не менее, более половины представителей крупного бизнеса также ждут роста использования облачных технологий в ближайшие 2–3 года. Основная причина — возможность снижения производственных затрат за счет использования облачных технологий.
Драйверы внедрения облачных технологий
Источник: SberCloud, 2020
Наиболее популярными на сегодняшний день являются SaaS-сервисы. В крупном бизнесе нередко используются также платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS). В списке основных драйверов внедрения облачных решений — упрощение взаимодействия подразделений, сокращение сроков анализа данных, снижение текущих расходов и т.д.
Георгий Банчиков, директор управления по развитию партнерских продаж SberCloud: Сегодня российский облачный рынок переживает фазу бурного роста, как мировой 5–10 лет назад
Дмитрий Родионов, менеджер по развитию бизнеса Selectel, отметил, что вместе с развитием облачного рынка растет и рынок ЦОД. В частности, в 2019 г. он увеличился почти на 27%. Основные факторы роста связаны с открытием новых коммерческих площадок, переносом в облако бизнес-критичных приложений, необходимостью повышения отказоустойчивости собственных ресурсов и исполнения требований 152-ФЗ, а также ростом популярности SaaS.
«Мировые тренды приходят в Россию через 3–5 лет, а значит сегодняшние данные по мировому рынку можно экстраполировать на будущее российского рынка», — говорит Дмитрий Родионов. То есть в ближайшие годы его развитие будет стимулироваться потребностями в анализе больших данных, распространением гибридных и мульти-облаков и бесшовной интеграцией всех ИТ-ресурсов, расширением использования контейнерной виртуализации и Serverless-решений, адаптацией сетей к 5G. Все эти возможности уже доступны клиентам Selectel.
Участники круглого стола также отметили рост интереса к облачным решениям в сфере информационной безопасности (ИБ). Информационная безопасность — самая консервативная отрасль с точки зрения перехода на сервисную модель. Однако именно здесь основные события начинают происходить после того, как интегратор установил у заказчика оборудование и программное обеспечение. Поэтому ИБ-контракты постепенно переходят в разряд сервисных с элементами PaaS, отметил Александр Баринов, директор MSS-проектов «Ростелеком-Солар». «Сервисная модель информационной безопасности — это мировой тренд», — уверен он.
Архитектура платформы кибербезопасности
Источник: Ростелеком-Солар, 2020
ИБ-оборудование постепенно трансформируется в программные продукты. Например, «Ростелеком» уже создал платформу сервисов кибербезопасности. На ней представлены все необходимые средства защиты, такие как сервис защиты от сетевых угроз, сервис защиты электронной почты, сервис защиты веб-приложений, сервис защиты от DDoS-атак.
Государственная облачная платформа
О том, как создается государственная единая облачная платформа (ГЕОП), рассказал Рубен Энфиаджян, советник директора НИИ «Восход». На данный момент разработан ее проект и началось тестирование, в котором принимают участие 9 ведомств.
Потенциальные услуги ГЕОП
Источник: НИИ «Восход», 2020
Основной проблемой является отсутствие законодательства, в соответствии с которым госведомства могут обмениваться сервисами. Разработчики платформы ждут внесения изменений в 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и принятия соответствующих подзаконных актов. Кроме того, для создания ГЕОП необходимо внести изменения в систему бюджетного планирования — сейчас ведомства должны планировать расходы на год вперед, но для развития облачных сервисов это очень неудобно. Отдельный вопрос касается обязанности использовать при создании решений только российские разработки — если при разработке ПО можно перейти на Open Source, то с железом все не так просто.
Не облака, а возможности
Тимур Колескин, CIO банка «АК Барс», отметил, что бизнесу интересны не облака, а возможность быстро меняться. «Деньги приносят только бизнес-процессы, а значит нужны данные и платформа для их обработки», — напомнил он. Существующие в банке информационные системы постоянно дорабатываются, и облака позволяют оперативно разворачивать среду разработки и тестовые среды. При этом, по словам Тимура Колескина, очень важно изменить бизнес-процесс согласования привлечения дополнительных облачных ресурсов и управлять процессом использования облаков.
Кроме того, необходимо обеспечить управление информационной системой в целом, вне зависимости от того, где она расположена — в облаке или on-premise. К сожалению, на данный момент такую возможность предоставляют не все провайдеры.
Принципы построения облака ABCloud
Источник: АК Барс, 2020
Дмитрий Готовченков, начальник управления решений ЦОД X5 Retail Group, рассказал, что для обеспечения работы его компании необходимо вносить в ИТ-инфраструктуру более 300 крупных изменений в месяц. «И бизнесу нет никакого дела до того, как мы это сделаем», — подчеркнул он. Таким образом, X5 заинтересована в облаках ни как в дополнительных мощностях, а как в облачных сервисах. Они должны быть доступны по API и иметь мультисервисную архитектуру.
Облачная платформа должна быть простой и понятной, а предлагаемые ей сервисы — требовать минимума кастомизации. Дмитрий Готовченков также подчеркнул важность обеспечения информационной безопасности. «Случаи, когда разработчики открывают все порты, а потом забывают их закрыть — далеко не редкость», — рассказал он.
Дмитрий Готовченков, начальник управления решений ЦОД X5 Retail Group: Для обеспечения работы X5 Retail Group необходимо вносить в ИТ-инфраструктуру более 300 крупных изменений в месяц
Алексей Рожков, руководитель проектов департамента ИТ «Шенкер» поделился опытом использования облачных технологий в компании. Она столкнулась со стандартным набором проблем — инфраструктурный «зоопарк», сложности управления доступом пользователей, информационная безопасность и т.д. В конечном итоге более 550 пользователей в 40 регионах России мигрировали на облачную платформу. Это позволило снизить операционные затраты за счет лицензирования и централизованной поддержки, обеспечить доступ к данным и внутренним коммуникация из любой точки планеты, повысить уровень удовлетворенности пользователей и перейти к новой операционной модели. Однако «Шенкер» не удалось полностью отказаться от локальной инфраструктуры. По словам эксперта, еще 5–10 лет on-premise решения будут лидировать на рынке.
Исходя из собственного опыта, Алексей Рожков посоветовал участникам конференции перед началом миграции в облако предварительно описать бизнес-процессы и сформировать детальное понимание локальной инфраструктуры и интеграционных взаимосвязей.
Как выбрать поставщика облачных сервисов
Анатолий Седов, старший менеджер по технологической инфраструктуре Mary Kay Europe, рассказал, что в компании долгое время развивали собственные ИТ-продукты — в ней существует подразделение, обеспечивающее полный цикл разработки. Сейчас компания постепенно переориентируется на облачные сервисы. «Бизнес должен дозреть до перехода в облако, — уверен Анатолий Седов. — Служба ИБ должна понять, что это безопасно, а ИТ-инфраструктура — достаточно устареть для того, чтобы вопрос о том, что выгоднее — заменить или арендовать серверы — стал актуальным».
Основными критериями при выборе поставщика облачных сервисов эксперт считает соответствие корпоративным требованиям, включая информационную безопасность, цену за сопоставимый технологический стэк и набор сервисов от провайдера, успешные внедрения для крупных, в том числе глобальных заказчиков, а также затраты на переезд, включая трудозатраты персонала компании, выделенных линий связи с облаком, одномоментный платеж поставщику.
Как рассказал Юрий Хомутский, директор проектов CNews, в сентябре 2019 года издание запустило первый в России ИТ-маркетплейс Market.CNews — агрегатор предложений от компаний-поставщиков корпоративных ИТ-услуг. Цель проекта заключается в том, чтобы предоставить посетителям портала гибкий и удобный сервис для выбора поставщика ИТ-услуг по ряду критериев. Сервис ориентирован на сегменты СМБ и крупный бизнес.
В настоящий момент поиск работает по 5 инфраструктурным услугам (облачная инфраструктура IaaS, аренда виртуальных серверов VPS/VDS, аренда выделенных серверов Dedicated, аренда юнитов и стоек в ЦОД Colocation и создание объектного облачного хранилища S3) и 1 услуги из сферы SaaS (ИТ-безопасность/антивирусы для бизнеса). Кроме того, на портале проводится анализ цен на облачные услуги, даются экспертные советы по выбору конфигураций и рассматриваются примеры внедрений (кейсы). Аудитория сервиса постоянно растет.
Основные сервисы
Участники дискуссии, которой завершилась конференция «Облака для бизнеса: будущее за новыми сервисами», отметили, что пока подход к использованию облаков со стороны иностранного и российского бизнеса существенно отличается. По мнению Георгия Банчикова, за рубежом аренда облачной инфраструктуры AWS уже стала стандартным шагом при открытии собственного бизнеса. В России об этом зачастую задумываются только через несколько лет после создания компании. Егор Юдин, директор по развитию бизнеса направления сервисов для бизнеса Mail.ru, уверен в том, что необходимость быстрых изменений и обеспечения информационной безопасности подталкивает российские компании к использованию облаков. «Однако пока они значительно менее digital, чем их зарубежные коллеги», — отмечает он.
Эксперты обозначили основные сервисы, которые интересны заказчикам. Егор Юдин, рассказал, что компания запустила в России облако, подобное AWS, Azure и GoogleCloud. «Мы нацелены на предоставление любых сервисов, из которых пользователь сможет сложить то, что ему нужно», — говорит он. Георгий Банчиков согласен с тем, что заказчикам нужна не просто виртуальная машина, а готовые решения. В частности, очень востребована услуга по миграции. Также спросом пользуются консультации по цифровой трансформации.
Алексей Рожков отмечает, что заказчикам необходима компетентная экспертная поддержка. «Облачные провайдеры постепенно приходят на смену интеграторам», — говорит он. Дмитрий Готовченков уверен, что не до конца решена проблема соответствия облаков требованиям заказчиков, в частности, в части подписания полноценного SLA. Тимур Колескин говорит, что бизнесу интересен консалтинг в области изменения бизнес-процессов в связи с переходом в облако. А Анатолий Седов предлагает обратить особое внимание на модернизацию сервис-деск систем и гарантии работоспособности информационных ресурсов заказчиков.
Кроме того, участники дискуссии обсудили тему страхования рисков пользователей облаков. По мнению Егора Юдина, пока оценить в деньгах стоимость данных, хранящихся в облаке, невозможно. Так что ущерб заказчика от простоя или потери данных по вине провайдера компенсируется в соответствии с SLA. Тем не менее, в течение 3 лет подобная услуга может появиться на рынке.
Полный текст статьи читайте на CNews