Объектив Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA (SEL35F14Z): впечатления от работы на камере Sony A7RII

Zeiss — это айс!


side.jpg

Объектив этот просто манил: «достань и попробуй меня!» Разумеется, эта мания была связана с самим логотипом Zeiss. Ежели кому довелось снимать объективами этой марки, они не забудут их подчеркнутой надежности и неповторимого характера рисуемой картинки.

Заполучив «Дистагон-35» для тестирования, я сразу обратил внимание на некоторые важные детали. Во-первых, объектив тяжел и громоздок. Собственно, по весу и размерам он не уступает аналогам для зеркальных камер, а то и превосходит некоторые из них. Замечу, что полнокадровые беззеркалки Sony избаловали меня легкостью и компактностью съемочного набора; это было одной из важных причин, побудивших меня в свое время вообще отказаться от зеркальной системы. Ясное дело, что при съемке ты держишь объектив рукой, и особых проблем не возникает. А вот когда камера висит на шее, объектив переворачивает ее дисплеем вверх. Избежать этого можно лишь установкой батарейного блока.

Во-вторых, на объективе имеется кольцо установки значения диафрагмы и переключатель «деклика» (плавного перемещения кольца или перемещения его со щелчками через каждые ⅓ ступени диафрагмы). Это очевидный реверанс в сторону любителей съемки видео, но для меня вещь совершенно бесполезная (даже вредная): установку кольца легко сбить при работе, и эту ошибку непросто заметить, когда торопишься сделать кадр. Кстати, управляет это кольцо установкой диафрагмы электронным образом, а не механически. Переключатель «деклика» тоже выключал щелканье каждый раз, когда я менял этот объектив на другие — видимо, я впопыхах задевал его. В общем, «двум богам служить нельзя»: либо объектив удобен фотографу и не очень удобен видеооператору, либо наоборот.

Еще одна непозитивная ремарка: в программном режиме (P) на моей Sony A7RII кольцо установки диафрагмы напрочь отказывается эту самую диафрагму устанавливать, и приходится крутить колесо на камере. Для меня это не так важно, поскольку я не помню, когда вообще пользовался программным режимом, но у других предпочтения могут быть иными, поэтому знать об описанном кунштюке им полезно.

Приведу технические характеристики с сайта sony.com:

Полное наименование Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA (SEL35F14Z)
Оптическая схема Zeiss Distagon, 12 элементов в 8 группах
Фокусное расстояние 35 мм
Угол обзора 63°
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Минимальное относительное отверстие 1:16
Максимальное увеличение (крат) 0,18
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) 0,3 м
Диаметр резьбы для светофильтров 72 мм
Бленда лепестковая, с байонетным креплением
Размеры (диаметр × длина) ∅78,5×112 мм
Вес 630 г
Цена $1500
Средняя цена в России T-12294269
Розничные предложения L-12294269–10

Когда начинаешь работать с этим «стеклом», тут же забываешь обо всех его недостатках. Да, это тот самый настоящий «Цайсс», которого так желают многие — с большой светосилой, великолепным рисунком и шикарным бокэ. С этого самого бокэ (а заодно и светосилы) я и начну.

5588-sm.jpg

Музыкальная шкатулка в сувенирной лавке. Кирилло-Белозерский монастырь (Кириллов Вологодской обл.). Объектив на полном раскрытии (F1,4), выдержка 1/125 с, ISO100.

Чудесное бокэ с мягкими кружочками от источников света. Фон очень нежный и приятный глазу из-за какой-то «осторожной мягкости». Вместе с тем, отметим, что даже на полном раскрытии в зоне фокуса детализация отличная с хорошей проработкой деталей рисунка и фактуры поверхности.

5580-sm.jpg

Это фото скульптуры «Христос в темнице» сделано в музейном подвале Кирилло-Белозерского монастыря (город Кириллов Вологодской обл.). Объектив на полном раскрытии (F1,4), выдержка 1/30 с, ISO160.

Я отказался от цвета, поскольку никакого смысла в нем не было. Посмотрите, какие мягкие полутона, как ненавязчиво уходит изображение из зоны резкости. Вдобавок замечу, что скульптура находится в витрине, и мне пришлось использовать всякие ужимки, чтобы убрать внешние отражения от поверхностей стекла (впрочем, в одном месте пятно все же осталось).

4952-sm.jpg

Два источника света в кадре: дневной свет из окна (слева) и лампы накаливания. Контражур. Объектив на полном раскрытии (F1,4), выдержка 1/60 с (двухкратная передержка), ISO200.

Приятно видеть, что даже в сверхсложных условиях объектив работает отлично. Резкость великолепная (правда, сразу оценить трудно, это в теневой области), размытие заднего плана мягкое и очень приятное, краевая засветка минимальная. Хроматические аберрации почти незаметны.

А вот пример так называемого «фронтального бокэ», то есть размытия переднего плана. Этим пользуются нечасто, а зря: иногда такой прием позволяет усилить ощущение глубины пространства.

5979-sm.jpg

Вид на реку Вологду и Вологодский кремль с набережной 6-й армии. Объектив на полном раскрытии (F1,4), выдержка 1/4000 с, ISO100.

Не знаю, удалось ли мне подчеркнуть пространство в этой сцене, но «Дистагону» определенно удалось прекрасно отработать фронтальное бокэ. Обратим также внимание на отличную детализацию колокольни и соборов кремля. Практически это значит, что даже на открытой диафрагме этим объективом можно с успехом снимать пейзажи.

Еще пара примеров бокэ на пленэре.

5953-sm.jpg

У стен Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов Вологодской обл. F1,4, выдержка 1/6400 с, ISO100.


6177-sm.jpg

Георгиевский собор рядом с местом рождения князя Александра Невского. Переславль-Залесский Ярославской обл. F2, выдержка 1/2500 с, ISO100.

Но основное назначение объективов с фокусным расстоянием 35 мм — пейзажная, жанровая и уличная фотография. Давайте оценим, как Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA воспроизводит картины природы и мира людей.

Полный текст статьи читайте на iXBT